рефераты бесплатно

МЕНЮ


Основы административной ответственности в таможенной сфере. (курсовик)

смягчающих ответственность за нарушения таможенных правил по сравнению с

административным законодательством (в настоящее время, ст. 4.2 КоАП РФ).

Такими обстоятельствами являются: активное способствование разрешению

дела; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в

силу материальной, служебной или иной зависимости.

К обстоятельствами, отягчающими ответственность за нарушение таможенных

правил, относятся: продолжение противоправного поведения, несмотря на

требования должностного лица таможенного органа РФ прекратить его;

повторное в течение года совершение нарушения таможенных правил;

совершение нарушения таможенных правил лицом, ранее совершившим

контрабанду или иное преступление, производство дознания по которому

отнесено к компетенции таможенных органов РФ; вовлечение

несовершеннолетнего в совершение нарушения таможенных правил; совершение

нарушения таможенных правил группой лиц; совершение нарушения таможенных

правил в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных

обстоятельствах; совершение нарушения таможенных правил в состоянии

опьянения.

Статья 291 ТК РФ ранее предусматривала перечень обстоятельств, исключающих

привлечение лиц к ответственности за отсутствие события НТП; отсутствие

состава правонарушения; недостижение физическим лицом к моменту совершения

правонарушения 16-тилетнего возраста; невменяемость лица, совершившего

НТП; совершение противоправного действия физическим лицом в состоянии

крайней необходимости и необходимой обороны (сейчас, ст. 24.5 КоАП РФ);

совершение НТП юридическим лицом, а также лицом, занимающимся

предпринимательской деятельностью без образования юридического лица,

вследствие непреодолимой силы; издание акта амнистии, если он устраняет

применение взыскания за НТП; отмена акта, устанавливающего ответственность

за НТП; истечение к моменту рассмотрения дела о НТП сроков наложения

взыскания на НТП; наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого

к ответственности, постановления о наложении взыскания либо не отмененного

в установленном порядке постановления о прекращении дела о НТП; наличие по

тому же факту уголовного дела в отношении физического лица, привлекаемого

к ответственности за НТП; смерть физического лица, в отношении которого

было начато производство по делу о НТП. Однако ТК РФ не установил в

качестве основания, исключающего ответственность, прекращение деятельности

юридического лица (его ликвидацию).

КоАП РФ регламентирует границы (размеры) взысканий различных видов; в

санкции нормы, устанавливающей ответственность за отдельный вид нарушения

таможенных правил, предусматривает конкретный вид и размер взыскания.

В статье 234 Таможенного кодекса РФ были установлены следующие правила

действия законодательства об ответственности за административные

правонарушения в таможенной сфере:

— лицо, совершившее нарушение таможенных правил, несет ответственность на

основании законодательства, действующего во время совершения

правонарушения;

— акты, смягчающие или отменяющие ответственность за нарушение таможенных

правил, имеют обратную силу, то есть распространяются и на правонарушения,

совершенные до издания этих актов;

— акты, устанавливающие или усиливающие ответственность за нарушение

таможенных правил, обратной силы не имеют.

Под законодательством об ответственности за нарушение таможенных правил

следует понимать правовые нормы законодательных актов, предусматривающие

ответственность за совершение нарушений таможенных правил, а также

правовые нормы, регламентирующие общие положения ответственности за

нарушение таможенных правил (Приложение № 1).

На основе вышеизложенного, в числе общих принципов привлечения к

административной ответственности, в частности применения взысканий за

административные правонарушения, можно выделить: законность и

индивидуализация наказания.

Административные взыскания в таможенной сфере имеют ряд особенностей:

1. Перечень административных взысканий за нарушение таможенных правил

расширен за счет взыскания стоимости товаров и транспортных средств,

отзыва и аннулирования лицензии или квалификационного аттестата,

применения нескольких дополнительных способов исчисления штрафа за НТП.

Вместе с тем законодатель отказался от таких неэффективных в сфере

регулирования таможенно-правовых отношений видов административных

взысканий, как исправительные работы, административный арест и т.п. В

таможенном законодательстве применяется классификация мер административной

ответственности, подразделяющая их на основные и дополнительные. Правда, и

здесь имеются свои особенности. Так, в качестве основных мер взыскания

Таможенный кодекс РФ предусматривал - предупреждение и штраф;

дополнительных и основных конфискацию и взыскание стоимости товаров и

транспортных средств, а дополнительным видом взыскания является отзыв

лицензии или квалификационного аттестата (то есть лишение специального

права, которое в КоАП РФ предусмотрено в качестве основного вида

административного взыскания).

2. Административные взыскания налагаются строго в установленные сроки,

характерные только для административного и таможенного законодательства.

3. В отличие от норм административного законодательства перечень

обстоятельств, смягчающих административную ответственность за нарушение

таможенных правил, был значительно расширен. Вместе с тем ранее ст. 239

Таможенного кодекса РФ предоставляла право должностным лицам таможенных

органов, рассматривающим дело о нарушении таможенных правил, допускать

смягчение ответственности ниже низшего предела либо неприменения

дополнительного вида взыскания. На практике допускается одновременно

снижение основного и неприменение дополнительного взыскания.

4. Административные взыскания за нарушение таможенных правил налагаются с

учетом принципа самостоятельности дополнительного взыскания. Оно

применимо, даже если срок привлечения к основному пропущен.

Таким образом, административное взыскание в таможенной сфере - это

самостоятельный институт обособленной от административного

законодательства отрасли таможенного права, фактическим основанием

применения которого является нарушение таможенных правил.

Глава 2. Понятие и состав нарушения таможенных правил. Виды нарушений

таможенных правил

Одной из важнейших функций таможенных органов Российской Федерации в

настоящее время признается борьба с нарушениями таможенных правил (ст. 10

ТК РФ). Эта деятельность во все времена существования государства на Руси

имела особую значимость.

Поскольку нарушения таможенных правил по своей природе являются

административными, немаловажным в этой связи становится обращение к науке

административного права в целом.

Исторически сложилось два подхода в доктрине, а затем и в законодательстве

к пониманию административных правонарушений.

В конце XIX века значительно возросло количество административных актов,

нарушающих права индивидов. Поэтому наиболее развитые государства

вынуждены были признать себя ответственными за действия своей

администрации, даже если эти действия совершались в соответствии с

предоставленной ей компетенцией. Возникла необходимость законного и

обоснованного разрешения споров между представителями власти и гражданами.

Так в развитых государствах мира был образован институт административной

юстиции, как одно из важнейших средств контроля над деятельностью органов

власти со стороны общества. Подобное представление о сущности

административных деликтов и ответственности за их совершение легло в

основу построения административного законодательства Франции, ФРГ, Англии,

США.

Второй подход, который условно называют карательным, первоначально, до

возникновения административных правонарушений в собственном смысле,

доминировал в Германии в ХVШ-ХIХ вв. Проступки, за которые наступала

ответственность, назывались exkutivstrafen, позднее - полицейскими, или

фискальными, деликтами. Они представляли собой уголовные Проступки. Лица,

их совершившие несли уголовную ответственность. В целом, законодательством

Пруссии, а затем Германии закреплялось административное усмотрение на

уголовное принуждение. Таким образом, сложилось иное понимание

административных правонарушений - как неисполнение населением

административных предписаний государственной власти, либо совершение таких

действий, наказание за которые назначались в административном порядке.

Целью подобных взысканий было отнюдь не восстановление нарушенного права,

а наказание за ослушание. В настоящее время в Германии взыскания,

устанавливаемые в административном порядке, предназначаются для

обеспечения выполнения административных постановлений, а не для кары, и

применяются достаточно редко, поскольку карательные нормы содержатся в

основном в уголовном законодательстве.

В силу ряда причин именно «прусский» подход получил «второе рождение» в

нашем государстве в XIX веке и после 1917 года. Произошла трансформация

административных правонарушений в иное явление, обозначаемое прежним

термином. Из средства контроля над государственными органами со стороны

общества институт административных правонарушений, как, собственно и вся

отрасль административного права, превратился в «придаток» уголовного

права, обеспечивая контроль государства над обществом, охраняя

правопорядок угрозой наказания. Полицейское право играет важную роль и в

построении науки современного российского административного права.

Немаловажное значение должно принадлежать институту административной

юстиции, основанному на системе административных судов - «административной

ветви правосудия». Совершенно справедливо отмечают Ю.Н. Старилов и С.Ф.

Старилова, что «... Одним из основных недоразумений является то, что в

России как в правовом государстве, основанном на теории разделения

властей, не создано административное судопроизводство...».

Следует заметить, что, несмотря на многочисленные попытки демократизации

нашего общества, построения правового государства, мало, что изменилось в

сфере привлечения к административной ответственности, да и самом понимании

административного правонарушения. Так, например, анализируя последние

изменения и дополнения в административном законодательстве, В.Н. Ульянова

выделяет среди прочих такую его характеристику, как акцент «на

репрессивную, карательную функцию административной ответственности,

проявление определенного консерватизма в поисках нового взгляда на

ответственность». То же можно сказать и мерах административной

ответственности в регулировании таможенно-правовых отношений.

Глава 16 КоАП охватывает собой 22 статьи и посвящена административным

правонарушениям в области таможенного дела (нарушениям таможенных правил).

В гл. 14 «Административные правонарушения, посягающие на установленный

порядок управления» КоАП выделялись две статьи аналогичной тематики: ст.

186 «Нарушение таможенных правил» и ст. 187 «Контрабанда». После принятия

18 июня 1993 г. Таможенного кодекса РФ указанные статьи на практике не

применялись, поскольку последний подробно урегулировал материальные и

процессуальные вопросы административной ответственности за нарушение

таможенных правил (ст. 249—288 ТК).

В связи с введением КоАП в действие ст. 249—288, 437—448 ТК,

предусматривавшие административную ответственность за нарушение таможенных

правил, а также за правонарушения, посягающие на нормальную деятельность

таможенных органов РФ, утратили силу.

Объектом таможенного правонарушения являются урегулированные нормами

таможенного законодательства общественные отношения. Они охраняются

административными мерами, предусмотренными нормами Таможенного кодекса РФ.

Фактически объектом нарушения таможенных правил являются все те нормы,

запреты, предписания, требования, которые установлены для участников

внешнеэкономической деятельности и нарушения которых влечет за собой

административную ответственность.

Разделяя общепринятую позицию о необходимости выделения среди объектов

общего объекта (совокупность общественных отношений, регулируемых

таможенным законодательством Российской Федерации), родового объекта

(группа однородных и взаимосвязанных между собой отношений, например,

группа взимания таможенных платежей) и непосредственного объекта нарушения

таможенные правил (конкретные товары и транспортные средства), в настоящем

исследовании остановимся на объекте как на структурном элементе состава

административного правонарушения в таможенной сфере.

Родовым объектом правонарушений, охватываемых главой, 16 КоАП РФ являются

общественные отношения, складывающиеся в области таможенного дела.

Таможенное дело в РФ составляют таможенная политика РФ, а также порядок и

условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных

средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный

контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

В соответствии с Конституцией РФ таможенное регулирование составляет

предмет исключительного ведения Российской Федерации. ТК относит

таможенное дело к ведению федеральных органов государственной власти.

Таможенная политика является составной частью внутренней и

внешней политики РФ.

Основными целями таможенной политики РФ являются:

— обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного

контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ;

— участие в реализации торгово-политических задач по защите российского

рынка, стимулированию развития национальной экономики.

Под перемещением через таможенную границу РФ понимается совершение

действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории

товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в

международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного

транспорта и линий электропередачи.

Таможенную территорию РФ составляют сухопутная территория РФ,

территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними.

Таможенная территория РФ включает также находящиеся в морской

исключительной экономической зоне РФ искусственные острова, установки и

сооружения, над которыми РФ обладает исключительной юрисдикцией в

отношении таможенного дела.

На территории РФ могут находиться свободные таможенные зоны и свободные

склады, территории которых рассматриваются как находящиеся вне таможенной

территории РФ, за исключением случаев, определяемых законодательными

актами РФ по таможенному делу.

Пределы таможенной территории РФ, а также периметры свободных таможенных

зон и свободных складов являются таможенной границей.

Видам таможенных платежей, порядку их исчисления и уплаты посвящены

отдельные разделы и статьи ТК, Закона РФ «О таможенном тарифе» (в ред. от

30 декабря 2001 г.) и других нормативных правовых актов.

При перемещении через таможенную границу Российской Федерации уплачиваются

следующие таможенные платежи:

— таможенная пошлина;

— налог на добавленную стоимость;

— акцизы;

— сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и восстановление

действия лицензий;

— сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста таможенному

оформлению и возобновление действия аттестата;

— таможенные сборы за таможенное оформление;

— таможенные сборы за хранение товаров;

— таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;

— плата за информирование и консультирование;

— плата за принятие предварительного решения;

— плата за участие в таможенных аукционах.

Порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств перемещаемых

через таможенную границу, урегулирован, в частности разделом IV ТК. Так,

по общему правилу, таможенное оформление производится в определенных для

этого местах в регионе деятельности таможенного органа РФ, в котором

находится отправитель или получатель товаров либо их структурное

подразделение, и во время работы таможенного органа РФ, устанавливаемых

Государственным таможенным комитетом РФ.

Таможенный контроль как одна из составляющих таможенного дела проводится

должностными лицами таможенных органов РФ путем:

— проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей;

— таможенного досмотра (досмотра товаров и транспортных средств, личного

досмотра как исключительной формы таможенного контроля);

— учета товаров и транспортных средств;

— устного опроса граждан и должностных лиц;

— проверки системы учета и отчетности;

— осмотра территорий и помещений складов временного хранения таможенных

складов, свободных складов, свободных таможенных зон, магазинов

беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и

транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо

осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные

органы РФ;

— в других формах, предусмотренных таможенным законодательством РФ.

Для большинства правонарушений, предусмотренных главой 16 КоАП,

характерным является наличие предмета посягательства. В качестве такового

могут выступать: товары и (или) транспортные средства (ст. 16.1 —

незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через

таможенную границу РФ, ст. 16.2 — недекларирование либо недостоверное

декларирование товаров и (или) транспортных средств, ст. 16.8 — невывоз за

пределы таможенной территории РФ либо невозвращение на эту территорию

товаров и (или) транспортных средств, ст. 16.14 — нарушение порядка

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.