рефераты бесплатно

МЕНЮ


Основы административной ответственности в таможенной сфере. (курсовик)

| |орган | |по делу о НТП | |

|-------------------+-------------+--------------+---------------+--------------------|

| | |Приказ | | |

| | |начальника | | |

| |ГТК РФ, |таможенного | |Действие лицензии |

|Приостановление |начальник |органа или |До 3 месяцев |возобновляется по |

|лицензии |таможенного |распоряжения | |истечении срока или |

| |органа |зам. | |досрочно |

| | |Председателя | | |

| | |ГТК РФ | | |

|-------------------+-------------+--------------+---------------+--------------------|

|Приостановление |Региональное |Приказ | |По истечении срока |

|квалиф-го аттестата|таможенное |начальника РТУ|До 2 месяцев |приостановления или |

| |управление | | |досрочно |

+-------------------------------------------------------------------------------------+

Решение об аннулировании лицензии, квалификационного аттестата в качестве

вида взыскания оформляется в форме приказа начальника таможенного органа в

случае, если она не могла быть выдана заявителю на основании существующего

порядка либо была выдана на основе недостоверной либо неполной информации

заявителя, имеющей существенное значение для принятия решения о выдаче.

Отзыв состоит в лишении нарушителя прав заниматься определенной

деятельностью, предусмотренной лицензией или квалификационным аттестатом,

до истечения срока их действия.

Так, например, согласно ст. 158 ТК РФ лицензия, выданная таможенному

брокеру, может быть отозвана в случаях: неоднократного невыполнения

обязанностей таможенного брокера; неоднократного совершения

правонарушений, предусмотренных Таможенным кодексом РФ; причинения

неправомерного существенного ущерба предоставляемому лицу, в том числе

путем незаконного использования сведений, составляющих коммерческую,

банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также конфиденциальную

информацию, что установлено судом; признания таможенного брокера

несостоятельным либо объявления им о своей несостоятельности; нарушения

норм налогового законодательства и т.п.

Повторное заявление о выдаче лицензии на учреждение таможенного склада,

магазина беспошлинной торговли, на осуществление деятельности в качестве

таможенного брокера, может быть рассмотрено по истечении двух лет (на

учреждение склада временного хранения и на осуществление деятельности в

качестве таможенного перевозчика - по истечении одного года) со дня

вынесения решения об аннулировании или отзыве лицензии при условии

устранения причин, послуживших основание для аннулирования или отзыва.

Действие лицензии на учреждение таможенного склада, на учреждение магазина

беспошлинной торговли, на осуществление деятельности в качестве

таможенного брокера и перевозчика может быть приостановлено на срок до

трех месяцев, при наличии достаточных оснований полагать, что их владельцы

злоупотребляют своими правами.

Действие квалификационного аттестата может быть приостановлено при наличии

достаточных оснований для сомнения в добросовестности осуществления

специалистом по таможенному оформлению своих обязанностей. Кроме того,

квалификационный аттестат может быть признан недействительным. Например, в

случае признания таможенного брокера несостоятельным либо объявления им о

своей несостоятельности, квалификационные аттестаты его специалистов

автоматически признаются недействительными: По решению суда специалист по

таможенному оформлению может быть лишен своего аттестата.

Отзыв лицензии или квалификационного аттестата является дополнительным

взысканием, то есть не может применяться самостоятельно, а налагается

только в сочетании с основным взысканием (в частности, со штрафом) и

применяется, как правило, по усмотрению таможенного органа,

рассматривающего дело о нарушении таможенных правил.

Административное предупреждение не относиться к числу мер административной

ответственности. Именно по этой причине в таможенно-правовой сфере

законодатель разделяет понятия «приостановление» и «отзыв». Последний

является мерой административного взыскания. Это главное отличие.

Приостановление действия лицензии или квалификационного аттестата

происходит при наличии у таможенного органа, предоставившего право

осуществлять лицензируемую деятельность, достаточных оснований полагать,

что лицензиат злоупотребляет своими правами и полномочиями (по всей

видимости, злоупотребление - это не только поведение лица, выходящее за

рамки правоотношений, урегулированных лицензией, но и совершение

правонарушений). Действие лицензии приостанавливается для выяснения точных

обстоятельств: было ли совершено правонарушение или нет. То есть

приостановление выступает в данном случае в качестве процессуальной меры

обеспечительного характера, а также меры пресечения. За конкретный вид

правонарушения (что выясняется в ходе производства по делу о НТП или

других правонарушений) предусматривается отзыв лицензии или

квалификационного аттестата, но уже в качестве меры взыскания. В случае,

если таможенный орган не докажет наличия достаточных оснований для

применения к лицензиату мер административной ответственности (то есть

состав правонарушения будет отсутствовать), он может возобновить действие

лицензии по собственной инициативе, либо лицензия (квалификационный

аттестат) вступит в действие автоматически с момента окончания

приостановления. В таком случае приостановление выступает уже в качестве

предупреждения правонарушения (частная превенция). При отзыве лицензии

(квалификационного аттестата) лицо, лишенное такого специального права,

пытается возобновить действие лицензии по собственной инициативе, проходит

заново процедуру ее получения. Верно, в свое время указывал Ю.Н. Мильшин:

«... необходимо закрепить в нормах КоАП РСФСР по аналогии с Таможенным

кодексом Российской Федерации такие специальные меры взыскания, как отзыв

и аннулирование лицензии, которые могут быть как основными так и

дополнительными», причем в случае совершения лицензиатом малозначительного

правонарушения следует применять штрафные санкции, а не приостановление

лицензии, особенно «... когда лицензируемая деятельность является

единственным источником дохода для лицензиата».

На наш взгляд, понятия «приостановление» и «отзыв» находятся в таком же

соотношении друг с другом, как «административное принуждение» и

«административная ответственность».

Таким образом, приостановление действия лицензии (квалификационного

аттестата) - это мера административного принуждения, направленная на

предупреждение совершения правонарушений, их пресечение или процессуальное

обеспечение дальнейшего производства по делу о нарушении таможенных

правил, других правонарушений, за которые предусмотрены такие меры

взыскания как отзыв или аннулирование.

Отзыв лицензии (квалификационного аттестата) - мера административной

ответственности за конкретный вид правонарушения, состав которого

содержится в нормах таможенного, административного, налогового

законодательства.

Совершенно справедлива формулировка «аннулирования» (применительно к видам

лишения специального права за административные правонарушения, состав

которых содержат нормы КоАП РФ), предложенная в диссертационном

исследовании О.Ю. Бакаевой. Она полагает, что «...аннулирование лицензии

является необратимым взысканием и производиться навсегда в рамках

существующего правоотношения». «...Аннулирование - есть разовая и

необратимая санкция, последствия которой ни при каких обстоятельствах не

разрешают юридическому лицу заниматься разрешенным ему ранее видом

деятельности» . Думается, что данное определение аннулирования правомерно

и по отношению к лишению специального права в таможенно-правовой сфере.

Одно из наиболее часто встречающихся видов взысканий за нарушение

таможенных правил, - конфискация товаров и транспортных средств,

являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил,

товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками,

использованными для перемещения через таможенную границу РФ с сокрытием

предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных

правил, а также транспортных средств, на которых перевозились товары,

являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил,

состоит в принудительном безвозмездном обращении этих предметов в

собственность государства.

Конфискацию, как меру административной ответственности, следует отличать

от уголовно - правовой конфискации. Первая применяется за нарушение

таможенных правил (административно наказуемое таможенное правонарушение),

а не преступление. В отличие от уголовно-правовой конфискации, которая

состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность

государства личного имущества осужденного, конфискация, предусмотренная,

нормами главы 16 КоАП РФ, производиться только в отношении предметов,

непосредственно связанных с правонарушением, то есть предметов, являющихся

непосредственным объектом нарушения таможенных правил либо орудием или

средством совершения такого правонарушения.

Конфискацией орудия совершения или предмета административного

правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в

федеральную собственность или в собственность субъекта Российской

Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей (ст.

3.7 КоАП РФ).

Кроме того, такие предметы подлежат конфискации независимо от того,

принадлежат ли они лицу, совершившему нарушение таможенных правил на праве

собственности, а также независимо от того, установлено это лицо или нет.

Конфискация, предусмотренная в санкциях норм главы 16 КоаП РФ, в отличие

от уголовно-правовой конфискации, может быть применена к нарушителю

таможенных правил независимо от истечения срока давности привлечения к

ответственности и независимо от того, является ли она основным или

дополнительным взысканием.

Раннее, в ст. 242 ТК РФ предусматривается два вида конфискации:

- конфискация товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными

объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со

специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через

таможенную границу РФ с сокрытием предметов, являющихся непосредственными

объектами нарушения таможенных правил (п. 4);

- конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары,

являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил (п. 6).

Логическое толкование санкций таможенно-правовых норм дает основание

прийти к выводу о том, что конфискация первого вида может применяться как

в качестве основного, так и дополнительного взыскания, а конфискация

второго вида — только в качестве дополнительного взыскания.

Под вещью, подлежащей при конфискации принудительному безвозмездному

изъятию, понимаются объекты гражданских прав - движимые и недвижимые вещи.

Нарушитель может быть собственником изымаемой при конфискации вещи либо

обладать отдельными правомочиями собственника, например правом владения и

(или) распоряжения данной вещью: в любом случае вещь, подлежащая

конфискации, должна находиться у нарушителя на одном из указанных законных

оснований. Изъятие у нарушителя движимой, недвижимой вещи, находящейся у

него на незаконных основаниях, не является конфискацией: в отличие от

данного административного наказания, предмет, подлежащий принудительному

изъятию, при применении возмездного изъятия, по смыслу ст. 3.6 КоАП РФ,

может находиться у нарушителя на незаконных основаниях.

Долгое время не был разрешен вопрос о том, имеют ли право таможенные

органы РФ самостоятельно применять как санкцию за совершенное таможенное

правонарушение конфискацию товаров и/или транспортных средств.

Из 40 составов нарушений таможенных правил, которые ранее были закреплены

в Таможенном кодексе РФ, в восьми случаях таможенным органам

предоставлялась такая возможность. Напомним, что нарушения таможенных

правил являются разновидностью административных правонарушений, поэтому

постановления Конституционного Суда РФ (на них мы остановимся подробнее)

по вопросам правомерности конфискации касались не только таможенных, но и

других органов исполнительной власти.

Правовые положения, затрагивающие порядок назначения конфискации имущества

за совершение административных правонарушений, не раз становились

предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. Вопрос, на который должен

был ответить Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 20 мая 1997

года № 8-П по делу о проверке конституционности пунктов 4 и 6 ст. 242 и

ст. 280 ТК РФ, сводился к следующему: правомерно ли вынесение таможенными

органами постановления о конфискации имущества в качестве меры наказания

за нарушение таможенных правил, тогда как ст. 35 Конституции РФ

устанавливает, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по

решению суда. Конституционный Суд РФ признал, что пункты 4 и 6 ст. 242 и

ст. 280 Таможенного кодекса РФ соответствуют нормам Конституции РФ в

части, касающейся права таможенных органов выносить постановление о

конфискации имущества как санкции за правонарушение при наличии гарантии

последующего судебного контроля за законностью и обоснованностью такого

решения. Суд руководствовался следующими доводами: поскольку изъятие

имущества и принятие таможенными органами соответствующего решения само по

себе не означает прекращения права собственности, итоговым решением

вопроса о лишении лица его имущества является акт суда. Имущество, в

отношении которого вынесено постановление о конфискации, обращается в

собственность государства лишь по истечении срока обжалования.

Должностные лица таможенных органов обязываются передавать дела о

нарушении таможенных правил, за совершение которого предусмотрена

конфискация, в суд не позднее 15 дней до истечения срока наложения

взыскания в отношении физических и должностных лиц, и не позднее 1 месяца

- в отношении предприятий, учреждений, организаций и индивидуальных

частных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования

юридического лица.

Однако есть и веское основание, «работающее» в пользу применения

конфискации таможенными органами. Причина банальна - загруженность судов,

отсутствие четкого механизма, процедуры вынесения решения суда по

конфискации в таможенной сфере, и, как следствие - невозможность в

судебном порядке применить конфискацию в срок, установленный в таможенном

законодательстве. Как показывает недолгая практика, « ...суды отменяют не

только постановления таможенных органов о наложении взыскания в виде

конфискации, но и принимают решение о возврате владельцам даже не

конфискованных, а временно изъятых до вынесения постановления по делу о

нарушении таможенных правил товаров и транспортных средств».

В настоящее время готовится проект Таможенного кодекса РФ. Остается

надеяться, что эти важнейшие документы учтут все положения Конституции

Российской Федерации и решат проблемы ее применения на практике.

Таможенный кодекс РФ устанавливает определенные сроки наложения взысканий

за нарушение таможенных правил. Они различаются в зависимости от субъекта

правонарушения, а также от того, является ли взыскание основным или

дополнительным. Так, предупреждение, штраф и отзыв лицензии или

квалификационного аттестата могут быть наложены на физических или

должностных лиц - не позднее двух месяцев со дня обнаружения нарушения

таможенных правил; на предприятия, учреждения и организации, а также на

лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования

юридического лица, - не позднее шести месяцев со дня обнаружения

правонарушения. Однако дополнительные взыскания, которые могут налагаться

независимо от времени совершения или обнаружения НТП, применяются и в том

случае, когда основное взыскание не было применено вследствие пропуска

срока применения. На это обстоятельство обращено внимание Высшим

Арбитражным Судом РФ: «Ограничений в применении таможенными органами

взысканий, предусмотренных п.п. 4-6 ст. 242 в качестве дополнительных в

тех случаях, когда истек срок для применения основного взыскания,

Таможенный кодекс РФ не устанавливает. Из этого следует, что

дополнительные взыскания могут быть применены и тогда, когда основное

взыскание в установленном порядке не было наложено».

Срок давности привлечения к административной ответственности в указанных

случаях установлен в два месяца. Моментом, с которого такой срок начинает

исчисляться, является день обнаружения правонарушения.

«Это правило представляется не случайным..., - отмечает В.Г. Драганов, -

... большинство нарушений таможенных правил являются длящимися, которые

непрерывно осуществляются в течение более или менее продолжительного

времени. Момент окончания таких правонарушений точно определить довольно

сложно - это правонарушение длится до тех пор, пока либо сам виновный не

явится в таможенный орган для осуществления соответствующих действий, либо

факт нарушения таможенных правил не будет обнаружен компетентным органом

или должностным лицом таможенного органа».

Ранее, Таможенный кодекс РФ (ст. 236) расширял перечень обстоятельств,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.