рефераты бесплатно

МЕНЮ


Основы административной ответственности в таможенной сфере. (курсовик)

во-вторых, назначается наказание, соответствующее тяжести содеянного;

в-третьих, взыскание исполняется.

Анализ исследований ряда работ по вопросам понятия содержания

административного принуждения показал, что большинство авторов указывают

на невозможность отождествления понятия «административная ответственность»

и «административное принуждение». Административная ответственность

является одним из видов административного принуждения. За совершение

административного проступка следует административная ответственность в

виде различных мер административных взысканий. Причем большинство ученых

указывают на то, что «мерами административной ответственности могут быть

только административные взыскания».

Административная ответственность, полагают В.И. Жулев и В.П. Митин, «не

может быть отождествлена со всеми принудительными мерами. Некоторые из мер

принуждения ... могут применяться и применяются помимо административной

ответственности. Не всякая мера административного принуждения, применяемая

органами ... государства, может быть отнесена к мерам административной

ответственности. Примером может служить остановка транспортных средств для

контрольной проверки».

Достаточно спорным, на наш взгляд, является мнение некоторых авторов о

том, что специфическими для административной ответственности являются и

такие, например, меры, как запрещение выпуска недоброкачественной

продукции, приостановление работы агрегата цеха вследствие нарушения

правил техники безопасности и производственной санитарии и т.п. От

административных мер, полагают эти ученые, названные выше отличаются тем,

что не носят личного характера.

Наличие в содержании мер административного пресечения существенных

правоограничений позволило некоторым авторам (Е.В. Додину, И.И.

Веремеенко), отнести к цели этих мер наказание за правонарушение. Они

определяют этот вид административного принуждения как меру воздействия,

применяемую к лицу, совершившему административный проступок, с целью его

наказания и воспитания, предупреждения новых проступков, а также с целью

восстановления нарушенного правопорядка и ликвидации последствий,

вызванных проступком.

Поддерживая, возражения Л.Л. Попова и А.П. Шергина против рассмотренной

выше позиции, заметим, что меры административного пресечения не обладают

качеством государственного осуждения, отрицательной оценки, а потому,

мерой административной ответственности может быть только административное

взыскание, где и находит свое выражение отрицательная оценка

правонарушителя со стороны государства, характер и объем принудительных

мер. Вместе с тем нередко меры пресечения предшествуют применению

административных взысканий, например, задержание нарушителя общественного

порядка. Следуя логике авторов, по мнению которых рассматриваемый вид

ответственности - это реализация всех административных санкций, можно

признать, что за одно и то же правонарушение лицо дважды привлекается к

административной ответственности, что противоречит принципу non bis in

indem («не дважды за одно же», экономии карательных средств), на котором

зиждется не только общеевропейское, но и российское право. Подобное

отношение к мнению Е.В. Додина и И.И. Веремеенко высказывают ряд других

ученых.

Таким образом, административная ответственность как часть

административного принуждения проявляется в применении уполномоченными на

то органами в установленном порядке мер административного взыскания к

лицу, совершившему административный проступок.

На особенностях административной ответственности в таможенно-правовой

сфере следует остановиться подробнее.

Традиционное деление юридической ответственности на виды

(гражданско-правовую, административную, уголовную и т.д.) нашло свое

отражение и в рамках таможенного права. Заметим, что таможенное право -

отрасль молодая, многие положения в ней пока еще не устоялись; в данном

исследовании мы попытаемся проанализировать некоторые аспекты

таможенно-правовой ответственности. Нельзя не согласится с А.Н. Козыриным,

который считает, что особенности таможенно-правовой ответственности

следует искать в «дуализме» таможенного законодательства, регулирующего

два основных вида общественных отношений:

а) административно-правовые, касающиеся различных ограничений на ввоз и

вывоз товаров (квотирование, лицензирование и др.), порядка осуществления

таможенного контроля, совершения таможенных операций и отправления

таможенных формальностей;

б) финансово-правовые, связанные с взысканием таможенных налогов и сборов.

Исходя из подобной точки зрения, В.М. Малиновская предлагает, помимо

традиционных видов ответственности в рамках таможенно-правовой, выделять

еще и финансовую в качестве самостоятельного ее элемента. Причем

таможенно-правовая ответственность определяется как «комплексный правовой

институт, который представляет собой совокупность относительно

обособленных правовых норм, регулирующих общественные отношения,

возникающие в результате совершения таможенных правонарушений».

«Финансово-правовая ответственность - это правоотношение, возникающее из

нарушения установленных законодательством финансовых обязательств,

выражающееся в форме невыгодных имущественных последствий на стороне

правонарушителя вследствие отрицательной оценки государством его

противоправного виновного деяния, наступление которых обеспечивается

возможностью государственного принуждения». Следует заметить, что

предложение о выделении финансово-правовой ответственности в рамках

таможенно-правовой является довольно интересным и малоизученным, требует

законодательного подкрепления в виде единого нормативного акта о порядке

применения финансово-правовых санкций в таможенной сфере; необходимо также

четко определить круг должностных лиц и органов, имеющих подобные права.

Важнейшим институтом таможенно-правовой ответственности является

административная ответственность.

Современная правовая наука признает два основания административной

ответственности: 1) закон в качестве правового, формально-нормативного

основания; 2) правонарушение - фактическое основание.

Изучение и исследование юридических оснований административной

ответственности в таможенной сфере невозможно без соответствующего

экскурса в историю таможенного дела и законодательства о нем. Процесс

становления таможенного дела на Руси и законодательства о нем достаточно

подробно проанализированы в научных изданиях и монографиях ряда ученых

прошлого и нынешнего веков.

В «защиту» российских таможенно-правовых норм можно сказать следующее:

действующие в настоящее время Таможенный Кодекс РФ, Закон РФ «О таможенном

тарифе» - это одни из первых, по-настоящему рыночных законов в таможенной

сфере. При принятии указанных нормативных актов были учтены несколько

десятков конвенций, соглашений, рекомендаций Всемирной таможенной

организации, ГАТТ/ ВТО, приняты во внимание положения Таможенного кодекса

Европейского Союза.

Таким образом, юридическим основанием административной ответственности в

таможенной сфере являются Кодекс об административных правонарушениях РФ,

Таможенный Кодекс РФ, Закон РФ «О таможенном тарифе».

Подобно административному законодательству, Таможенный кодекс РФ в

качестве фактического основания применения мер административной

ответственности (санкций) признает лишь состав нарушения таможенных

правил. На элементах состава нарушений таможенных правил, мы остановимся

далее.

Следует заметить, что Таможенный кодекс РФ содержит в своем тексте

обособленную группу административных по своей природе правонарушений,

имеющих по сравнению с нарушениями таможенных правил (НТП), иной объект

посягательства - нормальную деятельность таможенных органов. Данная группа

правонарушений не относится таможенным законодательством к нарушениям

таможенных правил, и поэтому не является объектом нашего исследования.

В научной литературе не раз обосновывалась позиция о том, что следует

различать установление административной ответственности и ее применение.

Понятие установления обычно сводится к возведению в норму правил, за

нарушение которых определена административная ответственность в виде

взысканий. В целом, меры административной ответственности могут

устанавливаться не только в законах России, но и ее субъектов. Однако

таможенное дело является предметом исключительного ведения РФ (ст. 71, п.

«ж» Конституции РФ), виды взысканий за правонарушения устанавливаются в

данном случае лишь на уровне федерального законодательства. Юридическими

основаниями применения мер административной ответственности являются

законы (в данном случае - только законы РФ). На основе вышеизложенного

можно заключить, что установление административной ответственности в

таможенной сфере идентично существу юридического основания ее применения,

поскольку нормы, содержащие санкции, закреплены в конкретных

законодательных актах (например, в Таможенном кодексе РФ, КоАП РФ и т.п.).

Применить административную ответственность, значит в установленной законом

процессуальной форме зафиксировать конкретного правонарушителя,

правонарушение и назначить ему определенный вид административного

взыскания. Таким образом, применение конкретного вида взыскания возможно

,лишь при наличии на то решения государственного органа или должностного

лица, то есть процессуального документа. Следовательно, акт применения

административной ответственности также является основанием, необходимым

для привлечения правонарушителя к ответственности.

Итак, можно выделить три основания административной ответственности:

юридическое, фактическое и процессуальное в виде акта применения

конкретного вида взыскания.

В таможенной сфере юридическими основаниями являются: КоАП РФ, Таможенный

кодекс РФ, Закон РФ «О таможенном тарифе»; фактическим - состав нарушений

таможенных правил; процессуальным - решение (постановление) таможенного

органа или должностного лица (в некоторых случаях - суда) о наложении

взыскания за совершенное правонарушение.

Административная ответственность в таможенной сфере обладает всеми

признаками административной ответственности в целом. Таким образом, можно

выделить два отличительных признака административной ответственности в

сфере таможенного дела: 1) фактическое основание (нарушение таможенных

правил или правонарушение, посягающее на нормальную деятельность

таможенных органов); 2) меры административной ответственности

(административные взыскания), предусмотренные в КоАП РФ и Таможенном

кодексе РФ. Отличительные особенности признаков административной

ответственности в сфере осуществления таможенного дела будут рассмотрены

далее.

1.2. Административные санкции и порядок их применения в таможенной сфере

Центральное место в системе мер административного принуждения в таможенной

сфере занимают меры административной ответственности (наказания^*),

которые обычно закреплены в санкции правовой нормы.

Согласно ст. 3.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ

административное наказание является установленной государством мерой

ответственности за совершение административного правонарушения и

применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как

самим правонарушителем, так и другими лицами.

Следовательно, с помощью административных взысканий осуществляются цели

общего и специального предупреждения правонарушений (общей и частной

превенции). Специальное предупреждение выражается в том, что

административное взыскание, воздействуя на конкретного правонарушителя,

побуждает его не совершать правонарушений в будущем. Общее предупреждение

характеризуется тем, что способствует воспитанию не только самого

нарушителя, но и окружающих его лиц. Заметим, что административное

взыскание как мера административной ответственности выполняет в известной

мере также и функцию предупреждения преступлений.

В целом административные наказания, согласно нормам административного

законодательства, подразделяются на основные и дополнительные. К основным

относятся те, которые не могут назначаться в дополнение к другим видам

административных наказаний. Предупреждение, административный штраф,

лишение специального права, предоставленного физическому лицу,

административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и

применяться только в качестве основных административных наказаний (ст. 3.3

КоАП РФ).

Следует, на наш взгляд, согласиться с мнением В.Н. Ульяновой, которая,

рассматривая систему административных взысканий в целом, полагает, что:

«... фактически система мер взыскания разделяется на две, поскольку в

сфере таможенных правонарушений введены и действуют иные меры взыскания,

предусмотренные только Таможенным кодексом Российской Федерации».

К числу основных Таможенный кодекс РФ относит взыскания в виде

предупреждения и штрафа.

Конфискация может быть признана основным или дополнительным взысканием в

зависимости от ее вида. В отличие от норм административного

законодательства отзыв лицензии или квалификационного аттестата, выданных

таможенным органом РФ на осуществление определенных видов деятельности,

предусмотренных Таможенным кодексом РФ, в качестве вида лишения

специального права, является дополнительным видом взыскания.

В научной таможенно-правовой литературе предлагается дифференцировать

административные взыскания за НТП с точки зрения воздействия на

правонарушителя на меры:

1. Морального характера (например, предупреждение);

2. Пресекательного характера (отзыв лицензии или квалификационного

аттестата);

3. Имущественного характера (их большинство): штраф, взыскание стоимости

товаров и транспортных средств; конфискация.

Рассмотрим все перечисленные виды административных взысканий,

предусмотренные за нарушения таможенных правил подробнее.

Предупреждение - самостоятельный вид взыскания, налагаемого за совершение

незначительных нарушений таможенных правил. Письменная форма

предупреждения является обязательным условием признания предупреждения

видом административного взыскания за НТП. Предупреждение, сделанное

работниками таможенных органов в устной форме, не является

административным взысканием.

Предупреждение представляет собой особую разновидность правоохранительных

санкций. В отличие от других видов административных наказаний,

предусмотренных КоАП РФ, вынесение предупреждения не влечет за собой

ограничений конституционных прав и свобод нарушителя. Основная цель

вынесения указанного наказания - превентивное воздействие на волю

нарушителя, препятствующее рецидиву проступка. Предупреждение выносится

только при совершении административных правонарушений, не представляющих

значительную общественную опасность и не повлекших причинение

значительного вреда. Вынесение предупреждения корригирует нравственные

устои нарушителя и тем самым содействует его социальной адаптации.

Особенность предупреждения выражается также в форме его применения:

специальное указание в КоАП РФ на письменную форму вынесения

предупреждения свойственно только данному административному наказанию.

В отличие от предупреждения, устное замечание правонарушителю,

предусмотренное ст. 2.9 КоАП при малозначительности совершенного

проступка, не является наказанием.

В вынесении официального порицания выражается неодобрение, осуждение

противоправного деяния нарушителя.

Предупреждение как вид административного наказания может устанавливаться и

применяться только в качестве основного административного наказания.

Ранее, в соответствии со ст. 385 ТК РФ взыскание в виде предупреждения

могло быть оформлено на месте обнаружения правонарушения в упрощенном

порядке (без составления протокола о нарушении таможенных правил) в виде

акта о наложении такого взыскания. В настоящее время данное правило

утратило силу.

Предупреждение может применяться только в качестве основного взыскания, то

есть самостоятельно, без сочетания с другим основным взысканием. Санкциями

таможенно-правовых норм не предусмотрено сочетание предупреждения с

каким-либо дополнительным взысканием. Чаще всего предупреждение

предусматривается в санкциях альтернативно со штрафом. В таком случае

таможенный орган может применить только одно из этих взысканий, поскольку

оба относятся к основным административным взысканиям.

В вопросах применения имущественных санкций, на наш взгляд, интересен опыт

зарубежных стран, поскольку именно эти взыскания чаще всего применяют

должностные лица таможенных органов. В ряде научных исследований

достаточно развернуто представлена характеристика таможенного

законодательства стран Западной Европы, Китая, КНР, США, Латинской

Америки. Однако страны Африки были незаслуженно «забыты».

Центральное место в системе источников таможенного законодательства Египта

занимает Таможенный закон 1963 года. Он состоит из 10 разделов и содержит

131 статью. По праву его можно отнести к одному из немногих

кодифицированных нормативных актов в области таможенного дела в странах

Африки. Основной административно-правовой санкцией, предусмотренной

Таможенным законом, является штраф. Размер этого имущественного взыскания

устанавливается в абсолютной величине, а также исходя из фиксированного

отношения к сумме таможенных платежей.

Основными источником таможенного права административного характера Туниса

является Таможенный кодекс от 29 декабря 1955 года. Таможенные

правонарушения фиксируются таможенными служащими и другими

административными органами, уполномоченными охранять морскую и сухопутную

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.