рефераты бесплатно

МЕНЮ


Административная юстиция (шпаргалка)

назначаются Советом Федерации по представлению Президента, а судьи других

федеральных судов - Президентом в порядке, установленном законом. Этот

порядок в основных чертах установлен ФКЗ "О судебной системе РФ".

Мировые судьи, в компетенцию которых входит рассмотрение дел об

административных правонарушениях, назначаются (избираются) на должность

представительным органом субъекта федерации, либо избираются на должность

населением соответствующего судебного участка сроком не более чем на 5 лет.

17. Принципы, обеспечивающие охрану интересов личности и общества в

административном судопроизводстве

1. Принцип публичности.

Административное судопроизводство осуществляется в публичных интересах, то

есть в интересах всего общества, включая интересы каждого конкретного

человека, пострадавшего от административного правонарушения либо от

незаконного управленческого акта. Ст. 46 Конституции РФ - каждому

гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия

(бездействие) органов государственной власти, органов местного

самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть

обжалованы в суд. Именно государство в лице своих органов и по своей

инициативе обязано вести преследование лиц, посягающих на интересы граждан

и государства —? схожесть, с уголовным процессом. Принцип публичности

присущ и гражданскому процессу: именно на государственный орган возложена

обязанность вести производство по делу за государственный счет,

обеспечивать сторонам возможность беспрепятственно пользоваться

процессуальными правами и исполнять соответствующие обязанности. Таким

образом принцип публичности - это обеспечение защиты государственных

интересов. Это выражается в полномочиях субъекта административной

юрисдикции: производство по делу осуществляется за государственный счет,

включая возмещение расходов по явке в суд. Согласно ст. 25.14 КоАП РФ :

"Потерпевшему, свидетелю, специалисту, эксперту, переводчику, понятому

возмещаются расходы, понесенные в связи с явкой в суд". Статья 24.7 КоАП РФ

дает понятие и порядок компенсации издержек по делу об административном

правонарушении: издержки по делу об административном правонарушении,

совершенным физическим лицом, относятся на счет средств федерального

бюджета, если этот состав предусмотрен КоАПом РФ.

2. Государственный язык судопроизводства.

Согласно ст. 68 Конституции РФ "Государственным языком РФ на всей её

территории является русский язык. Республики могут устанавливать свои

государственные языки".

Ст. 26 Конституции РФ "Каждый имеет право пользоваться родным языком".

ФКЗ "О судебной системе РФ" в ст. 10 закрепляет, что "Судопроизводство и

делопроизводство в Конституционном суде РФ, ВАС РФ, Верховном С РФ, других

арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке - государственном

языке РФ." В этой же норме закреплено, что судопроизводство и

делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов РФ ведутся на

русском языке либо на государственном языке республики, на территории

которой находится суд. Реализация этого принципа - важная гарантия прав

личности в административном судопроизводстве. В соответствии со статьей

24.2 КоАП РФ разбирательство осуществляется на русском языке, но возможно

использование государственного языка республики. Участвующим в деле лицам,

не владеющим языком, обеспечивается право знакомиться со всеми материалами

дела, делать заявления, давать объяснения, заявлять ходатайства на родном

языке и пользоваться услугами переводчика.

3. Равенство всех перед законом и судом.

Конституция РФ в ст. 19 закрепляет общее положение: все равны перед законом

и судом. Ст. 123 К РФ трансформирует это общее положение так:

судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия

сторон. Еще более конкретно эта мысль изложена в ст. 7 ФКЗ "О судебной

системе РФ": 1. Все равны перед законом и судом. 2. Суды не отдают

предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по

признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной,

языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их

происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,

места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к

общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным

федеральным законом основаниям. Согласно КоАП РФ юридические лица подлежат

административной ответственности независимо от местонахождения,

организационно-правовой формы и других обстоятельств. Из всего этого

следует, что четкое определение прав и обязанностей каждого участника

процесса и формирование гарантий равенства прав участников

административного судопроизводства. Определенной гарантией равенства прав

участников административного судопроизводства, реализуемого арбитражным

судом, является требование ст. 53 АПК РФ, в соответствии с которой при

рассмотрении споров о признании недействительными актов государственных

органов, органов местного самоуправления и иных органов обязанность

доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия указанных

актов, возлагается на орган, принявший акт. Таким образом властный субъект

уравнивается в правах с подчиненным ему субъектом, будучи вынужденным

доказать обоснованность своего управленческого решения.

18. Принципы, определяющие порядок деятельности суда при разрешении

административного дела.

1. Принцип законности.

Этот принцип тесно связан с принципом публичности. Он означает безусловное

и точное исполнение и применение законов и основанных на них правовых актов

судом, а также всеми уполномоченными на то органами и должностными лицами

при рассмотрении административного дела. Ст. 6.1 КоАП РФ порядок

судопроизводства по административным делам является однотипным для

однотипных категорий дел. Принцип "разрешено все, что не запрещено законом"

не распространяется на органы государства, ведущие процесс: они жестко

связаны кругом своих полномочий и процессуальной формой (см. п. 2 ст. 1.6

КоАП РФ). Следует отметить, что и иные участники процесса: граждане,

привлекаемые к административной ответственности, обжалующие неправомерный

управленческий акт, юридические лица также должны действовать только в

рамках закона. Доказательства, полученные с нарушением процессуальной

формы, недопустимы.

2. Принцип состязательности.

Для суда этот принцип проявляется в том, что, принимая решение, он не

связан позициями

сторон. Следование этому принципу означает необходимость соблюдения важного

правила, которое выражается в формуле "audiatur et altero pars" -

обязанность соответствующего органа выслушать обе стороны процесса. Иными

словами сторонам в споре дается равная возможность высказать свое мнение по

поводу всех обстоятельств дела, исследовании доказательств, требовать

вызова свидетелей, проведения экспертизы, то есть им предоставляется равная

возможность пользоваться своими процессуальными правами и обязанностями.

Согласно ч. 3 ст. 123 Конституции РФ: судопроизводство осуществляется на

основе состязательности и равноправия сторон. Развернутое разъяснение

содержания этого принципа дано в УПК РФ: предварительное слушание и

производство в суде присяжных основывается на принципе состязательности.

При этом обеспечивается равенство прав сторон, которым суд, сохраняя

объективность и беспристрастность, создает условия для всестороннего и

полного исследования обстоятельств дела.

3. Принцип всестороннего, полного и объективного исследования всех

обстоятельств дела (принцип материальной истины)

Требование установления истины относится к основным требованиям,

предъявляемым к правосудию законом. Сущность этого принципа состоит в

установлении действительного состояния отношений сторон, всех обстоятельств

дела. Нормативное закрепление этот принцип нашел в ст. 24.1 КоАП РФ, ст.

14, 115 ГПК, т.е. может быть выведен из этих норм. Так согласно ст. 24.1

КоАП РФ: задачами производства по делам об административных правонарушениях

являются своевременное, всестороннее, полное, объективное и своевременное

выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с

законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также

выявление причин и условий, способствовавших совершению административных

правонарушений.

Всесторонность исследования - это изучение всех существенных черт события,

то есть всех элементов предмета доказывания. Полнота исследования - это

изучение каждого существенного обстоятельства с надлежащей глубиной, то

есть сбор достаточного числа доказательств для того, чтобы признать факт

установленным. Объективность - непредвзятость, беспристрастность

исследования, незаинтересованность в исходе дела. Судья подлежит отводу,

если заинтересован в исходе дела,

4. Презумпция невиновности.

Каждый обвиняемый считается невиновным, пока его виновность не будет

доказана в установленном законом порядке. Виновность устанавливается

вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица,

рассмотревших дело. Согласно п. 2 ст. 1.5 КоАП РФ - лицо, в отношении

которого ведётся производство по делу об административном правонарушении,

считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке,

предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу

постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

5. Принцип гласности.

Принцип гласности проявляется в открытом характере процесса,

гарантированной возможности сторон знакомиться со всеми материалами дела.

Согласно п. 1 ст. 24.3 КоАП РФ исключения: если открытое разбирательство

может привести к разглашению государственной, военной; коммерческой или

иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют

интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу

об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также

защиты чести и достоинства указанных лиц.

5. Принцип непосредственности.

Право сторон лично участвовать во всех стадиях административного

судопроизводства; непосредственность исследования доказательств органом,

разрешающим дело, но участие лица, в отношении которого ведётся

производство по делу об административном правонарушении не всегда

обязательно. В отсутствие данного лица дело может быть рассмотрено лишь в

случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени

рассмотрения дела, если от лица не поступило ходатайство об отложении

рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

6. Принцип устности.

Доказательства исследуются судом устно. Согласно ст. 29.7 КоАП РФ'

доказательства

заслушиваются.

7. Принцип экономичности процесса.

Выделение этого принципа в самостоятельный возможно связано с

законодательно установленными сокращенными сроками, отведенными для

рассмотрения жалоб граждан, дел об административных правонарушениях.

Все принципы административного судопроизводства можно поделить на 3 группы:

судоустройственные (независимость судебной власти, осуществление правосудия

только судом, назначаемость и несменяемость судей), общеправовые

(публичности, государственного языка судопроизводства, равенства перед

законом и судом), и функциональные или принципы определяющие порядок

деятельности суда при разрешении дела (законность, состязательность,

материальной истины, гласности, непосредственности и устности).

19. Круг административных дел подведомственный судам общей юрисдикции и

мировым судьям.

Административную юстицию или административное судопроизводство следует

рассматривать как правосудие по административным делам, осуществляемое в

особой процессуальной форме судебными органами с целью разрешения споров,

вытекающего из административных правоотношений, возникшего между

административными органами (органами государственного управления) и иными

участниками, результатом которого является отмена либо исправления

незакономерного управленческого акта, то есть наличие спора Из этого

определения вытекает ряд признаков административного судопроизводства :

1. Непременное наличие спора об административном праве.

2. Разрешение этого спора судебным органом.

3. Рассмотрение и разрешение спора происходит в особой процессуальной

форме.

4. Обязательным участником разрешаемого спора является орган

государственной власти.

5. Объектом рассматриваемого судом правонарушения являются публичные права

и свободы.

6. Результатом рассмотрения является отмена или исправления незаконного

акта.

Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи районных

судов, мировые судьи, судьи арбитражных судов, судьи гарнизонных судов.

Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях за которые

может быть назначено: возмездное изъятие орудия или предмета

административного правонарушения, его конфискация, лишения специального

права, административный арест, административное выдворение за пределы РФ

иностранцев или апатрида, дисквалификация. То есть составы, которые имеют

только эти меры взыскания, рассматриваются только судом, (ст. 23.1 КоАП РФ

определяет составы правонарушений, которые уполномочены рассматривать

судьи). Также рассмотрение дел об административных правонарушениях

осуществляется судом, если орган, который может разрешить дело, считает

необходимым передать дело на разрешение суда. В соответствии с п. 2 и 3 ст.

23.1 КоАП РФ дела об администраитвных правонарушениях, в случае если

производство по ним осуществляется в форме административного расследования,

а также влекущих выдворение, рассматриваются судьями районных судов.

Административное расследование проводится, если после выявления

административного правонарушения в области антимонопольного

законодательства, законодательства о рекламе, валютного законодательства,

законодательства о защите прав потребителей, в области налогов и сборов,

таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этилового

спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности,

дорожного движения и на транспорте осуществляются экспертиза или иные

процессуальные действия, требующие значительных временных затрат. В

остальных случаях, дела об административных правонарушениях рассматривают

мировые судьи. Они же рассматривают дела об административных

правонарушениях, предусмотренные законами субъектов РФ. Если разрешение

дела возложено па орган, который упразднён, то такие дела рассматривают

судьи районных судов.

Дела, рассматриваемых судами общей юрисдикции - это дела, связанные с

обжалованием гражданами актов и действий должностных лищ, государственных

органов, органов местного самоуправления. Правовая регламентация

рассмотрения дел этой категории содержится в Законе

" Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы

граждан от 27.04.93 г., в гл. 23 ГПК РФ. В ст. 1 закона определены органы и

лица, чьи решения и действия могут быть - обжалованы - это местное

самоуправление, государственные органы, учреждения, предприятия,

общественные объединения, их должностные лица, если своими действиями и

решениями нарушили права и свободы граждан, созданы препятствия к

осуществлению его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена

обязанность или незаконно привлечен к ответственности. В постановлении

Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.93 г. №10 " О рассмотрении судами жалоб

на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан" в разъяснена

возможность обжалования действия органов государственной власти и органов

местного самоуправления, учреждений, предприятий, объединений, общественных

объединений, должностных лиц, если этими действиями (бездействием),

решениями были нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к

их осуществлению, незаконно возложена обязанность или он незаконно

привлечён к ответственности. Могут быть обжалованы единоличные и

коллегиальные решения должностных лиц, государственных служащих.

Споры между акционерами и участниками общества подведомственны арбитражному

суду — это исковое производство.

ФЗ от 30.11. 1995 г. был принят закон, внесший изменения в ст. 116 ГПК

РСФСР, в соответствии с которыми Верховному Суду РФ стали подсудны дела об

оспаривании нормативных актов федеральных министерств и ведомств,

касающихся прав и свобод граждан. Обжалованию подлежат также действия и

решения. В юридической литературе тогда не было единого мнения в каком

порядке обжаловать данные действия: административное судопроизводство или

исковой порядок. За исковое производсво: дела возбуждаются не только в

интересах граждан, но и юридических лиц, а закон 1993 года в отношении

юридических лиц не действовал, поскольку объект обжалования нормативный акт

круг участников этого процесса определить невозможно. Трудно согласиться с

этим, так как спор об оспаривании нормативных актов носит публичный

характер. Точку в этом поставил ГРК ст. 245 именно суду подведомственны

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.