рефераты бесплатно

МЕНЮ


Административная юстиция (шпаргалка)

разрешение спора на рассмотрение суда. При этом в соответствии с ч. 2 ст.

85 К. РФ, Президент вправе приостановить действие актов органов

исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов К. РФ

до решения этого вопроса соответствующим судом.

Н.В. Витрук выделяет несколько видов споров о компетенции:

1. Споры о признании компетенции.

То есть ходатайствующий орган государственной власти считает, что принятие

другим органом государственной власти нормативного или индивидуального акта

либо совершение действий правового характера входит в компетенцию

ходатайствующего органа.

2. Споры об отрицании компетенции.

То есть ходатайствующий орган считает, чтотпорные полномочия должны

осуществляться другими органами государственной власти, но последние

уклоняются от издания акта или совершения действий правового характера.

3. Споры, в которых ходатайствующий орган считает, что другой орган

государственной власти присваивает не принадлежащие ему полномочия.

22. Понятие и система субъектов, участвующих в производстве по делу об

административном правонарушении.

Под административным судопроизводством следует понимать систему действий,

выполняемых государственными органами, судом и иными участниками процесса.

Для обозначения субъектов административного судопроизводства применим

термины "участники процесса". Однако закон и процессуальная теория придают

данному термину

различный смысл, либо отождествляя его с понятием субъекта, либо выводя его

за пределы данного понятия. КоАП РФ посвящает этому главу 25 "Участники

производства по делам об административных правонарушениях, их права и

обязанности". В этой главе участниками именуются: 1) лицо, в отношении

которого ведётся производство по делу об административном правонарушении;

2) потерпевший; 3) законные представители физического лица; 4) законные

представители юридического лица; 5) защитник и представитель; 6) свидетель;

7) понятой; 8)специалист; 9) эксперт; 10) переводчик; 11) прокурор. Суд и

органы, уполномоченные на составление протокола, исключены из числа

участников. Но с этим согласиться нельзя. Данные субъекты являются

участниками процесса (С. С. Студеникин): - участниками производства по делу

об административном правонарушении являются все, кто своими действиями

реализуют административно-процессуальные нормы.

Участником (субъектом) производства по делу об административном

правонарушении являются все лица, наделенные процессуальными правами и

несущие процессуальные обязанности, осуществляющие административно-

процессуальную деятельность и вступающие между собой в административно -

процессуальные отношения в процессе реализации своего правового статуса. В

тоже время важно подчеркнуть , что участники различаются содержанием своей

деятельности. Их следует разделить на 4 группы, исходя из их интересов и

задач.

1). Органы, представляющие государственный интерес, ответственные за

достижение задач процесса, осуществляющие правоприменительную деятельность:

суд, прокурор, должностные лица, уполномоченные па составление протокола об

административном правонарушении.

2). Лица, имеющие в процессе личный правовой интерес: лицо, в отношении

которого ведётся производство по делу об административном правонарушении,

потерпевший.

3). Лица, представляющие в процессе интересы других участников: защитник,

законный представитель.

4). Лица, не имеющие самостоятельных или представляемых интересов, но

привлекаемых к делу для выполнения процессуальных обязанностей: свидетель,

эксперты, переводчик, понятой, специалист.

23. Суд как субъект административной юстиции

Согласно ст. 23.1 КоАП РФ термином суд обозначался единоличный судья,

действующий в рамках своей компетенции . Это мировые судьи, судьи судов

общей юрисдикции, арбитражных судов, судов военных гарнизонов.

Согласно ст.1 Закона "О статусе судей" судебная власть " принадлежит только

судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к

осуществлению правосудия представителей народа". Исключительностью судебной

власти определяются многие особенности положения суда по отношению к другим

правоохранительным органам. В судебной процедуре четко определены стадии

производства и действие принципов.

Особая роль суда выражена в принципах независимости суда и состязательности

процесса. Судебное рассмотрение дела - центральная стадия"производства по

делам об административных правонарушениях. Протокол об административном

правонарушении является всего лишь версией, которая должна пройти проверку.

3. Процессуальное положение должностного лица, уполномоченного на

составление протокола об административном правонарушении, процессуальное

положение прокурора

Протокол (постановление) об административном правонарушении является

процессуальным документом, свидетельствующим о возбуждении производства по

делу об административном правонарушении (п. 4 ст.28.1 КоАП РФ). В нём

фиксируется факт совершения соответствующего правонарушения. Ранее

полномочия должностных лиц на составление протоколов не всегда указывались

в законодательных актах. Новый КОАп содержит отдельную норму, которая

регламентирует полномочия органов, должностное лицо на составление

протокола об административном правонарушении.

Ст. 28.3 КОАП - протоколы об админист правонарушениях составляется

должностным лицом органов, которые уполномочены рассматривать дела об

административных правонарушениях. Ч. 2 - прямо определяет компетенцию 81

органа, их должностных лиц.

Перечень должностных лиц органов государственной власти, уполномоченных на

составление протокола, устанавливается федеральным органом исполнительной

власти. За отдельные виды нарушения прямо указываются в законе кто вправе

составлять протоколы, например - члены избирательных комиссий, комиссии по

делам несовершеннолетних, инспекторы Счетной палаты, должностные лица,

уполномоченные на составление протокола соответствующих субъектов РФ.

В некоторых случаях сложно определить лиц, уполномоченных составлять

протоколы. Так, в подведомственности судей находится рассмотрение дел,

предусмотренных ст. 193.3 КоАП - неисполнение решений, принятых на местном

референдуме, на собраниях (сходах) граждан, решений органов местного

самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. В КоАП РФ

существует ст. 28.3 регламентирующая полномочия органов, должностных лиц на

составление протокола:

1. Протокол составляется должностными лицами органов, уполномоченных

рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с

главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.

2. Помимо случаев, указанных в п. 1, протоколы уполномочены составлять

должностные лица различных органов в соответствии с задачами и функциями,

возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми

актами Президента РФ или Правительства РФ.

3. В зависимости от конкретных видов составов административных

правонарушений, протоколы вправе составлять члены избирательной комиссии,

инспекторы Счетной палаты РФ, должностные лица государственных внебюджетных

фондов, члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В соответствии со ст.25 Закона "О Прокуратуре" прокурор или его

заместитель, осуществляя надзор за исполнением закона, исходя из характера

нарушения закона, выносит мотивированное постановление о возбуждении

производства об административном правонарушении. Орган, уполномоченный на

его рассмотрение, рассмотрев его, сообщает о состоявшемся решении. К

данному постановлению предъявляются требования по содержанию и срокам

вынесения как и к протоколу об административном правонарушении.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении

является одним из видов доказательств по делу; п. 4 ст. 28.1 - документом

свидетельствующим о возбуждении производства об административном

правонарушении.

На лицо, составляющее протокол, возлагается обязанность указать сведения о:

дате и месте составления протокола; должности, фамилии и инициалах лица,

составившего протокол; о лице, в отношении которого возбуждено дело об

административном правонарушении; фамилии, именах, отчествах, адресах места

жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;

месте, времени совершения и событии административного правонарушения;

статье КоАП РФ или законе субъекта Российской Федерации, предусматривающего

административную ответственность за данное административное правонарушение;

объяснениях физического лица или законного представителя юридического лица,

в отношении которых возбуждено дело; иных сведениях, необходимых для

разрешения дела.

Процессуальное положение прокурора.

Этому вопросу посвящена ст. 25.11 КоАП РФ. Вопрос о процессуальном

положении прокурора в суде длительное время был дискуссионным. Это во

многом было связано с недействующими ныне законодательными положениями об

осуществлении прокурором надзора за рассмотрением дел в суде. Такое

установление означало, что и суд подиадзорен прокурору. Причем такое

положение касалось рассмотрения не только административных, но и уголовных

и гражданских дел.

В конце 80-х - начале 90 -х годов концепция прокурорского надзора стала

подвергаться пересмотру. Стало очевидно, что суд не может стать

независимым, если он будет поднадзорен прокуратуре. Принятый в 1992 году ФЗ

"О прокуратуре" отказался от этой концепции надзора

прокуратуры за законностью рассмотрения дел в судах. Участие в

судопроизводстве рассматривается как одна из форм осуществления

прокуратурой своих задач по надзору за верховенством закона, единством и

укреплением законности. При этом в соответствии с п.4 ст.35 Закона "О

прокуратуре" "полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении

дел, определяются процессуальным законодательством РФ".

Согласно ст. 24.6 Генеральный прокурор и назначаемые им прокуроры

осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ и действующих на

территории РФ законов, за исключением дел находящихся в производстве суда.

Осуществляя надзор за исполнением законов, прокурор или его заместитель

вправе возбудить производство по делу об административном правонарушении

(подп. 1 п. 1 ст. 25.11 КоАП РФ). Согласно п. 1 ст. 28.4 КоАП РФ

производство по некоторым дела возбуждается только прокурором. Прокурор

вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении,

предусмотренном КоАП РФ или законом субъекта РФ.

Согласно подп. 2. п. 1 ст. 25.11 КоАП РФ прокурор вправе участвовать в

рассмотрении дела об административном правонарушении, заявлять ходатайства,

давать заключения по вопросам, по вопросам возникающим во время

рассмотрения дела.

Следующая форма участия прокурора в производстве по делу об

административном правонарушении - то участие в рассмотрении дела. В

соответствии с ч.З ст.35 Закона "О прокуратуре" "Прокурор в соответствии с

процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением

или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав

и охраняемых интересов общества и государства". При этом полномочия

прокурора, участвующего в судебном заседании определяются процессуальным

законодательством. Действующее процессуальное законодательство весьма

схематично обрисовывает полномочия прокурора. Ст.230 КоАП дает возможность

выделить 2 формы участия прокурора в производстве по делу об

административном правонарушении :

1. Участие в рассмотрении дела.

2. Принесение протеста по делу об административном правонарушении

Участвуя в рассмотрении дела прокурор выступает представителем публичного

интереса, интереса законности. Он вправе заявлять ходатайства, исследовать

доказательства, давать заключения по вопросам, возникающим во время

рассмотрения дела, опротестовывать решение независимо от участия в деле.

Согласно ст. 30.11 КоАП РФ вступившее в законную силу судебное решение

может быть опротестовано прокурором. По КоАП РСФСР прокурор был вправе

опротестовывать состоявшиеся решения по делу, вынесенные несудебными

органами (ст. 269), приостанавливать исполнение постановления до

рассмотрения протеста (ст.270) опротестовывать постановление суда по делам

об административным правонарушениям (ст.274).

Именно прокурору можно было обжаловать постановление об административном

задержании и личном досмотре.

Таким образом можно выделить три формы участия прокурора: возбуждение

производства по делу об административном правонарушении; участие в судебном

заседании; принесение протестов, на вступившие и не вступившее в законную

силу судебные постановления.

24. Процессуальное положение лица, в отношении которого ведётся

производство по делу об административном правонарушении

Процессуальное положение этого участника процесса весьма схоже с

процессуальным положением обвиняемого в уголовном процессе. В отношении

лица, привлекаемого к административной ответственности собраны

доказательства, достаточные для обвинения его в совершении

административного деликта и составлен протокол об административном

правонарушении. Это лицо - центральная фигура производства по делам об

административным правонарушениям. Все правоотношения складываются по

вопросу о его виновности или невиновности:

1. Это лицо - возможный субъект административной ответственности, поэтом)'

логично ожидать противодействия. Для предупреждения и пресечения этого

противодействия закон

допускает применение именно к лицу, в отношении которого ведётся

производство по делу об административном правонарушении мер процессуального

принуждения или мер обеспечения производства по делам об административных

правонарушений. В соответствии со ст.27.1 КоАП РФ этими мерами могут быть

административное задержание до трех часов, доставление, личный досмотр,

досмотр вещей физического лица, досмотр транспортных средств, изъятие вещей

и документов.

2. Однако в силу презумпции невиновности это лицо считается невиновным до

рассмотрения дела по существу

Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном

правонарушении наделено широким кругом прав, совокупность которых образует

право на защиту. Используя это право лицо, в отношении которого ведётся

производство по делу об административном правонарушении выступает как

активный участник процесса, способный влиять на его ход и направление.

Право на защиту - это обеспеченная законом возможность оспаривать факт

совершения административного правонарушения, доказывать меньшую виновность,

наличие смягчающих обстоятельств. Следует выделить несколько основных

моментов : 1).Право на защиту определяется ст. 25.1 КоАП РФ. 2). Право на

защиту не сводится к праву иметь защитника. Это так называемая формальная

защита. 3). Праву на защиту корреспондируют обязанности должностных лиц и

органов обеспечить возможность защищаться установленными законом

средствами.

Анализ норм КоАП позволяет включить в права на защиту следующие права :

1).3накомиться с материалами дела, т.е. знать в чем он обвиняется. Это

право обеспечивается обязанностью лица, составившего протокол об

административном правонарушении предоставить его для ознакомления и

подписи; возможности включения его объяснений в протокол. Суд обязан

известить лицо о времени и месте рассмотрения дела.

2). Давать объяснения. В соответствии со ст.51 Конституции РФ это право, а

не обязанность. Лицо пользуется этим правом, желая обосновать свою

невиновность и никто не вправе отказать лицу в объяснении.

3). Представлять доказательства, т.е. оспаривая свою виновность вручать,

органу, разрешающему дело, предметы и документы.

4). Заявлять ходатайства, т.е. просить о производстве тех или иных

действий, напр, вызова дополнительных свидетелей, назначение экспертизы ,

приобщению дополнительных документов.

5). Пользоваться юридической помощью защитника. Ст.25.5 КоАП РФ говорит о

том, что защитником может быть адвокат или иное лицо.Пользоваться услугами

адвоката можно с момента составления протокола или с момента задержания.

6). Выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика.

Право пользоваться родным языком должно быть предоставлено лицу на любой

стадии производства по административному делу.

7). Вправе обжаловать постановление по делу об административном

правонарушении

длительное время этого права не было, можно было только опротестовывать

прокурорром, сейчас есть это право (с 2002)

8). Участвовать в рассмотрении дела.

Этот право, но не обязанность лица, в отношении которого ведётся

производство по делу об административном правонарушении. Ст 25.1 КоАП РФ

допускает заочное рассмотрение дела, если лицо было своевременно извещено о

месте и времени рассмотрения дела, но не явилось и не ходатайствовало о его

отложении либо ходатайствовало, н это ходатайство было отклонено. Вместе с

тем по отдельным категориям дел , например дел об административном

выдворении апотрида или иностранца, участие лица в рассмотрении дела

законодатель считает обязательным. Согласно ст. 25.1 КоАП РФ дело об

административном правонарушении рассматривается с участием лица, в

отношении которого ведется производство по делу об административном

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.