рефераты бесплатно

МЕНЮ


Административная юстиция (шпаргалка)

РФ устанавливает правила допроса свидетеля. В частности, при допросе

несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста 14 лет, обязательно

присутствие педагога или психолога. В случае необходимости допрос

проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего

свидетеля. Свидетель предупреждается об ответственности за отказ или дачу

заведомо ложных показаний. Согласно ст. 17.9 КоАП РФ нет ответственности за

отказ от дачи показаний.

Показания потерпевшего

Показания потерпевшего как вид доказательств по административному делу

весьма сходно с показаниями свидетеля. Возможно поэтому ст. 25.2 КоАП РФ

говорит о том, что потерпевший может быть допрошен в качестве свидетеля.

Специфично значение показаний потерпевшего : они не только пополняют

информацию о событии, но и служат для потерпевшего средством защиты его

законных интересов : он - сторона в процессе. Кроме того, поскольку

потерпевший -это лицо, которому правонарушением причинен вред, он всегда

заинтересован в исходе дела. Отсюда необходима тщательная проверка и

критическая оценка показаний потерпевшего.

Проверка и оценка показаний свидетелей и потерпевших

Проверка показаний в первую очередь осуществляется исследованием

субъективных (зрение, слух, утомление) и объективных (освещенность, время

суток) условий восприятия. С этой целью могут быть проведены экспертизы.

КоАП РФ не содержит регламентации таких доказательств как очная ставка,

опознание.

Объяснения лица, в отношении которого ведётся производство по делу об

административном правонарушении

Объяснение лица... - это устное сообщение, об обстоятельствах, давших

основание для составления протокола об административном правонарушении, а

также об иных существенных обстоятельствах имеющих значение для дела.

Специфика этого вида доказательств определяется особенностями субъекта: это

лицо, которое судят, то есть возможный субъект административной

ответственности, который наделен правом на защиту. Отсюда особенности его

показаний. В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого

ведётся производство по делу об административном правонарушении вправе

давать объяснения. Очевидно, что давать объяснения он не обязан. Значение

этого доказательства состоит в том, что с одной стороны это средство

пополнения фактических данных об обстоятельствах дела, а с другой стороны -

средство защиты.

Оценка объяснений лица... Следует помнить правило, регламентированное ст.

26.11 КоАП РФ о том, что доказательства должны оцениваться в совокупности и

никакие доказательства не имеет заранее установленной силы. Именно поэтому

признание вины в совершении административного правонарушения будет

достаточно, если все обстоятельства подкрепляются иными доказательствами.

Проблемным является то, что закон не регламентирует процедуру получения

этого доказательства. Кроме скупых правил, изложенных в ст. 26.3 КоАП РФ о

том, что "лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые

к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а также

изложить мотивы своего отказа от его подписания", административно-

процессуальный закон ничего не содержит. Такое положение непременно должно

быть исправлено в новом кодексе.

Протокол об административном правонарушении, протокол изъятия вещей и

документов и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ

Указанные доказательства являются специфичными видами доказательств именно

по административному делу. В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ протокол об

административном правонарушении с одной стороны является одним из

процессуальных документов, свидетельствующих о возбуждении дела об

административном правонарушении, с другой, он один из важнейших

доказательств по делу об административном правонарушении. В соответствии с

упомянутой нормой в протоколе должно найти отражение дата и место его

составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол,

сведения о личности нарушителя, время совершения и существо адм.

правонарушения, нормативный акт, предусматривающий ответственность за

данное правонарушение, фамилию, адреса свидетелей и потерпевших, объяснения

нарушителя и иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Допустимость протокола об административном правонарушении определяется

соблюдением процессуального порядка его составления. В соответствии со ст.

29.1 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению выясняется вопрос

правильно ли составлен протокол об административном правонарушении, то есть

полномочным ли должностным лицом (ст.28.3), с соблюдением ли всех

требований к содержанию (п. 2 ст. 28.2). При этом КоАП РФ не содержит

указаний как поступать, если протокол составлен не правильно. Проф. Шергин

А.П. предположил, что при существенных нарушениях, препятствующих

всестороннему, полному и объективному выяснению обстоятельств дела,

протокол следует направить на доработку тому, кто его составлял. Л. С.

Шейфер считает, что с таким решением трудно согласиться. Если протокол

имеет дефекты - это означает единственное: отсутствие доказательства по

административному делу. Очевидно, что доказательства не отвечающее

признакам относимости и допустимости не может вообще считаться

доказательством. КоАП РФ согласно подл. 4 п. 1 ст. 29.4 при подготовке к

рассмотрению дела об административном правонарушении решается вопрос о

возвращении протокола об административном правонарушении и других

материалов

дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае

составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными

лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов

дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть

восполнена при рассмотрении дела

Протокол изъятия вещей и документов в КоАПе РФ является самостоятельным

видом доказательств, а в старом это был документ.

Новые протоколы: 1. О доставлении; 2. О личном досмотре (в случае

необходимости применяются фото- и киносъёмка, видеозапись, иные

установленные способы фиксации вещественных доказательств). 3. Досмотра

транспортного средства 4. Протокол изъятия вещей и документов 5. Об

отстранении от управления транспортным средством и направлении на

медицинское освидетельствование. 6. О задержании транспортного средства. 7.

Об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей..

Относимость определяется нормами КоАП, которые определяют, что должно быть

в протоколе. Допустимость определяется соблюдением процессуального порядка

составления этого вида документа.

Вещественные доказательства

Вещественные доказательства - это полученные уполномоченным государственным

органом или судом с соблюдением установленного процессуального порядка

предметы материального мира, несущие в силу своей связи с исследуемым

событием информацию о нем.

КоАП РФ понимается под вещественными доказательствами орудия совершения или

предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения

или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его

следы.

В отличие от личных доказательств информация передается здесь не в форме

сообщения, не в знаковой форме. Она выражена в 1) физических признаках

предмета и 2) в месте расположения предмета. Поэтому содержанием

вещественного доказательства будет информация, выраженная в его признаках,

а формой сами эти признаки и протокол изъятия, (например, по делу о

нарушении порядка хранения огнестрельного гладкоствольного охотничьего

ружья. Обнаружение и изъятие конкретного ружья с индивидуальными признаками

и в определенном месте, т.е. информация об этом - содержание вещественного

доказательства. Сами признаки и протокол изъятия ружья - форма

вещественного доказательства. КоАП определяет лишь один вид вещественных

доказательств : являющихся орудием или непосредственным объектом

правонарушения

Заключение эксперта

В п.8. ч.1 ст.30.6 КоАП это доказательство упомянуто как самостоятельный

вид.

Статья 26.4 КоАП регламентирует проведение экспертизы. Она назначается в

случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении

возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке,

технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в

производстве которых находится дело, выносят определение о назначении

экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или

учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.

В административном деле заключение эксперта - это вывод о наличии либо

отсутствии обстоятельств, имеющих значение для дела, сделанный экспертом в

результате исследования объектов, предоставленных ему должностным лицом, в

производстве которого находится дело, и по заданию этих лиц, на основе

имеющихся у эксперта специальных познаний. Как и откуда получаются данные,

содержащиеся в заключении эксперта ? В скрытом виде они содержались в

исследуемых объектах. Роль эксперта заключается в их извлечении,

истолковании и передаче лицу, назначившему экспертизу. Специальные познания-

это познания, которые не относятся к числу общедоступных, общеизвестных,

имеющих массовое распространение. Это те познания, которыми профессионально

владеет узкий круг специалистов. В определении о назначени экспертизы

указываются:

1) основания для назначения экспертизы;

2) фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором

должна быть проведена экспертиза;

3) вопросы, поставленные перед экспертом;

4) перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.

Кроме того, в определении должны быть записи о разъяснении эксперту его

прав и обязанностей и о предупреждении его об административной

ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Вопросы, поставленные

перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных

познаний эксперта.

Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении

эксперта должно быть указано, кем и на каком основании проводились

исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на

поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы.

Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа,

должностного лица, в производстве котррых находится дело об

административном правонарушении, однако несогласие с заключением эксперта

должно быть мотивировано.

37 Процессуальный порядок рассмотрения дел, возникающих из административных

правоотношений.

38. Процессуальный порядок рассмотрения дел об административных

правонарушениях

1. Процессуальный порядок рассмотрения дел об административных

правонарушениях Рассмотрение дел об административных правонарушениях

начинается с подготовки его к рассмотрению. Суд или иной орган (должностное

лицо) при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении

разрешает в соответствии со ст. 29.1 КоАП следующие вопросы:

1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного

дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;

3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и

другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли

оформлены иные материалы дела;

4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по

существу; 6) имеются ли ходатайства и отводы.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются в соответствии со

ст. 29.5 КоАП по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении

которго ведется производство, дело может быть рассмотрено по его месту

жительства. Дела об административном правонарушении, по которому было

проведено административное расследование, рассматривается по месту

нахождения органа, проводившего административное расследование.

Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также об

административных правонарушениях, предусмотренных статьями 533

(невыполнение работодателем или его представителем обязательств по

соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры,), 5.34

(увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением

забастовки), 6.10 (вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных

напитков или одурманивающих веществ), 20.22(появление в состоянии опьянения

несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей

продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в

общественных местах) рассматриваются по месту жительства лица, в отношении

которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления

транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного

средства.

Законодатель установил сроки рассмотрения дел об административных

правонарушениях. В соответствии со ст.29.6 КоАП дело об административном

правонарушении рассматривается в

15-дневныйй срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом,

правомочными рассматривать дело, протокола об административном

правонарушении и других материалов дела. В случае поступления ходатайств от

участников производства по делу об административном правонарушении либо в

случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок

рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом,

рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении

указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело,

выносят мотивированное определение.

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет

административный арест, рассматривается в день получения протокола об

административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении

лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с

момента его задержания.

Рассмотрении дела об административном правонарушении начинается с

объявления, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и

на основании какого закона привлекается к административной ответственности.

Затем устанавливается факт явки физического лица, или законного

представителя физического лица, или законного представителя юридического

лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном

правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела,

проверяются полномочия законных представителей физического или юридического

лица, защитника и представителя.

После этого выясняется, извещены ли участники производства по делу в

установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по

делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц

либо об отложении рассмотрения дела, лицам, участвующим в рассмотрении дела

разъясняются их права и обязанности, рассматриваются заявленные отводы и

ходатайства.

Определение об отложении рассмотрения дела выносится, если:

а) поступило заявление о самоотводе или об отводе судьи, члена

коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их

отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

б) поступил отвод специалиста, эксперта или переводчика, если указанный

отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

в) имеется необходимость явки лица, участвующего в рассмотрении дела,

истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается

обязательным при рассмотрении дела, т.е. если его отсутствие препятствует

всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению

обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом.

9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по

подведомственности

При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении

оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости

и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или

законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется

производство по делу об административном правонарушении, показания других

лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение

эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в

рассмотрении дела заслушивается его заключение.

В соответствии с гл. 25 КоАП РФ (эти нормы регламентирует статус участников

процесса) лицо, привлекаемое к административной ответственности,

потерпевший, законные представители, защитник или представитель, наделены

правом заявлять ходатайства. Это могут быть ходатайства об истребовании

дополнительных доказательств и документов, о представлении материалов для

дачи заключения экспертом и т.д. Суд должен принять решение об

удовлетворении либо отклонении ходатайства и объявить о своем решении лицу,

его заявившему.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, суд выносит решение.

Решение по делу об административном правонарушении выносится в форме

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.