рефераты бесплатно

МЕНЮ


Административная юстиция (шпаргалка)

следовательно, необходимости в их защите. Отсюда вытекал вывод, что

административная юстиция, узаконивающая состояние "спора и распри"

трудящихся и администраций, абсолютна чужда социализму. Но если та и другая

сторона не противостоят друг другу, а напротив объединены общими

интересами, то жалоба на незаконный акт перестает носить характер

притязания и превращается в простое извещение о неправильностях и

злоупотреблениях. Таким образом всякие процессуальные гарантии излишни.

В 1918 в соответствии с Кодексом об актах гражданского состояния, брачном,

семейном и опекунском праве, ряд административно-правовых вопросов были

переданы на рассмотрение суда. Так, был узаконен судебный порядок

разрешения споров между гражданами и органами управления по поводу

неправильных записей в актах гражданского состояния. Суды рассматривали

жалобы граждан на решения отделов социального обеспечения по поводу

назначения содержания одному, супругу за счет другогоЛ О В 1925 г

Постановлением СМ СССР был устаеновлен судебный порядок рассмотрения

заявлений военнообязанных об освобождении их от военной службы с оружием по

религиозным убеждениям. "11

В 1937 г. ЦИК и СНК СССР издали постановление от 11 апреля 1937, которым

был установлен судебный контроль за взысканием с граждан, колхозов,

колхозников недоимок по налогам, обязательному страхованию, обязательных

поставок с/х продукции государству и т.д. Это означало, что в случае

неуплаты обязанным лицом требуемой суммы для её принудительного взыскания

необходимо получить санкцию суда. Судебная проверка такого рода

административных действий имела строго формальный характер и не оставляли,

по существу, места для судебного усмотрения.:

Дальнейшему развитию института административной юстиции послужило принятие

21 июня 1961 года Указа Президиума Верховного Совета СССР "О дальнейшем

ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке".

Указ предоставил гражданам право обжаловать в суд постановления

административных органов о наложении штрафов. Таким образом право прибегать

к судебной процедуре стало принадлежать не взыскателю, а самому объекту

административного воздействия. Следует также напомнить, что принятые в

начале 60-х годов Основы гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных

республик выделили среди дел особого производства дела по жалобам на

неправильности в списках избирателей и на отдельные действия

административных органов; связанные с наложением административных штрафов,

а также дела о взыскании сограждан недоимок по ряду налоговых и страховых

платежей. Bce они были объедины в республиканских ГПК в одну, группу,

получившую название "Производство по дeлам возникающим из (административно-

правовых отношений". Следует однако заметить, что почти за пятьдесят лет с

1937 по 1984 г. законодатель расширил подведомственность дел, возникающих

из административных правоотношений, лишь одной категорией допустил

обжалование в суд постановлений ГАИ(ГИБДД) о лишении водительских прав на

срок до трех лет. Но система административной юстиции еще не была

сформирована.

Конституция СССР 1977 года в ч. 2 ст. 58 закрепило право граждан на

обжалование в суд в установленном законом порядке действий должностных лиц,

совершенных с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющих права

граждан. Только 30 июня 1987 (через 10 лет) был принят закон "О порядке

обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права

граждан". Этот закон нес на себе "родимые пятна" тоталитарной системы :

гражданам было разрешено жаловаться только на неправомерные действия

должностных, лиц, но запрещено жаловаться на действия коллегиальных органов

—? было легко спрятаться за "спину" коллегиального органа. Уже через два

года закон 1987 г. был отменен и заменен законом от 2 ноября 1989 г. "О

порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного

управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан". Однако этот закон

сузил границы судебного контроля правилом об административной преюдиции,

т.е. гражданин был вправе обратиться в суд лишь после предварительного

обжалования неправомерных действий вышестоящему должностному, лицу или

органу

государственного управления.

Многие ученые связывают формирование административной юстиции в России

именно с концом 80-х. Принятие вышеупомянутых законов выдвигает функцию

суда как органа обеспечения законности в сфере управления на передний план

и позволяет говорить о контроле суда за осуществлением административными

органами властных полномочий в целях защиты гражданских прав. Оценивая

историю развития судебного контроля за законностью в сфере государственного

управления в нашей стране можно сделать вывод, что теория и практика

судебного контроля пошла по пути постепенного расширения компетенции общих

судов.

14. Постсоветский этап развития административной юстиции

В постсоветское время объем судебного контроля в сфере государственного

управления был кардинальным образом расширен в связи с принятием 27 апреля

1993 года Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих

права и свободы граждан". В закон были внесены 14.12.95 г. изменения и

дополнения, его основные положения включены в ГПК РСФСР.

Данный закон закрепляет широкий перечень действий и решений, как

коллегиальных так и единоличных, которые могут быть подвергнуты судебному

контролю:

1. Действия и решения, которые нарушают права и свободы граждан;

2. Которыми созданы препятствия для их осуществления;

3. На гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он

привлечен к ответственности

Обжаловать можно и бездействие. Жалоба рассматривается по правилам

гражданского судопроизводства с учетом особенностей, установленных

законом.(ст: 6 Закона) Гражданин, доказывает лишь факт нарушения своих

прав, а принявший оспариваемое решение орган должен документально доказать

законность обжалуемых действий или решений (ч. 2 ст. 6 Закона).

В ГПК РСФСР (ст. ст. 231-244) выделено производство по делам, , вытекающим

из административно-правовых отношений. Это, в частности, жалобы на

неправильности в списках избирателей, на действия государственных органов,

общественных организаций и должностных лиц, нарушающие права и свободы

граждан, дела о взыскании недоимки по налогам и т.д.

К подведомственности арбитражных судов отнесены споры, которые возникают

как из гражданских, так и из административных и иных отношений. В частности

ст. 22 АПК РФ относит признание недействительным ненормативных актов

государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов не

соответствующих законам, иным нормативным правовым актам и нарушающих права

и законные интересы организаций и лиц. Необходимо иметь в виду, что дела о

признании недействительными некоторых индивидуальных актов : ненормативных

актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального

Собрания РФ, Правительства РФ подсудны Высшему Арбитражному суду РФ (ст.

24 АПК РФ).

Статья 23.1 КоАП РФ регламентирует компетенцию арбитражных судо по решению

административных деликтов , с участием юридических лиц и индивидуальных

предпринимателей.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 3 ФЗ "О мировых судьях в РФ" мировой судья

дассматривает дела об административных правонарушениях, отнесенных к их

компетенции Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Система административной юстиции состоит из: гарнизонных судов, районных

судов, мировых судей, судей арбитражных судов.

Подводя итог сказанному, следует заметить, что современное состояние

нормативной базы административной юстиции вряд ли можно признать

удовлетворительной в связи с её значительной разрозненностью. До сих пор не

регламентирована в едином акте процедура рассмотрения административных дел.

15. Понятие и значение принципов административного судопроизводства РФ.

Система принципов и направление ее развития.

Латинское слово principium- основа, первоначало. Они являются руководящими

началами процессуальной деятельности. Учеными предложено много определений

этого понятия. Остановимся на следующем: принципами административного

судопроизводства являются социально обусловленные и закрепленные

законодательством основные исходные положения, определяющие сущность

организации и деятельности судов РФ по рассмотрению и разрешению дел об

административных правонарушениях, а также дел, вытекающих из

административных правоотношений.

Рассмотрим основные свойства принципов :

1. Нормативность. Ни одна правовая идея или доктрина не может быть

принципом, пока она законодательно не будет закреплена. Принцип - это

требование должного поведения, выраженное в законе, а научные идеи,

доктрины таким свойством не обладают. Поэтому трудно согласиться с мнением

В.Т. Томина, утверждавшего , что "правовые принципы опережают развитие

закона". Отсутствие в нашей стране единого административного

процессуального акта определенным образом отражается на многих проблемах

административного судопроизводства, в том числе и на вопросах о принципах

этого вида деятельности. Тем не менее мы можем констатировать, что принципы

административного судопроизводства закреплены в Конституции РФ, ГПК РСФСР,

КоАП РСФСР и других нормативных актах. Причем, есть принципы, закрепленные

в ГПК, КоАП и не закрепленные в Конституции (коллегиальности и единоличные

начала процесса, национального языка).

2. Регулятивность. Принципы - правила поведения, но правила наиболее

высокой степени обобщённости. Они определяют собой построение

административной юстиции, её устои, фундамент, выражают степень её

демократизма.

3. Аксиоматичность. Принципы процесса обладают верховенством по отношению к

другим нормам административного судопроизводства. Все иные нормы

административной юстиции обусловлены принципами процесса. Содержание

отдельных норм не может противоречить принципам. В этом отношении принципы

- аксиомы административной юстиции.

4. Ненарушимость. Поскольку принципы выражают собой устои административной

юстиции, их нарушение всегда влечет отмену правового акта, оспаривание

совершенного процессуального действия, при котором было допущено нарушение.

Нарушение других норм не всегда влечет за собой подобные последствия.

5. Универсальность. Действие принципов распространяется на все стадии

административного процесса. Поэтому трудно согласиться с учеными, которые

считают возможным выделять принципы для отдельных стадий.

Значение принципов:

1. В них выражена сущность административного судопроизводства

2. Служат гарантией достижения целей административного судопроизводства.

3. По зрелости и реальности принципов можно судить о демократичности

административной юстиции.

4. Принципы указывают на направление дальнейшего развития законодательства

об административном судопроизводстве.

Система и классификация принципов административного судопроизводства.

Направления их развития В юридической литературе выделяются различные

основания классификации принципов. Для принципов характерна качественная

определенность (каждый принцип самостоятелен

и не может быть сведён к другому) и взаимообусловленность (реализация

одного принципа

служит средством обеспечения другого). Так принцип материальной истины

обеспечивает

реализацию принципа andi partem - недопустимости принимать во внимание

доводы только

одной стороны.

Представление о системе принципов дает их классификация, т.е. объединение в

однородные группы (классы) по существенным общим признакам. Основой

классификации

является рациональность:

1. Судоустройственые принципы.

Определяют независимость судебной власти и организационное построение суда.

2. Общеправовые принципы.

Обеспечивают охрану Интересов личности и общества в административном

судопроизводстве.(напр., принцип публичности , равенства всех перед

законом)

3. Функциональные принципы.

Определяют порядок деятельности суда при разрешении административного

спора.

Науке известны и другие классификации принципов:

1. Возможно подразделение принципов на закрепленные в Конституции и в

отраслевом

законодательстве.

2.Деление принципов на общие для всего правосудия и на принципы

судопроизводства по административным делам.

Можно выделить принципы по степени их общности : некоторые действуют во

всех стадиях, а некоторые главным образом в суде - гласность,

состязательность и т.д.

Поэтому не отвергая других классификаций, мы будем группировать принципы по

их функциональной направленности. Конечно любая классификация относительна,

и в предложенных классификациях можно найти пересекающиеся точки. Но все же

эти классы в достаточной степени отражают специфику принципов

административного судопроизводства на современном этапе развития нашего

общества.

16. Принципы, определяющие независимость судебной власти и организацию суда

(судоустройственные принципы)

1. Независимость судебной власти и судей.

Данный принцип закреплен в ст. 10 Конституции РФ : "Государственная власть

в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную

и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти

самостоятельны". Развивая это положение, Закон о статусе судей в ст.1

определяет, что судебная власть в РФ принадлежит только судам, она

"самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной

властей".

Этот принцип означает, что, разрешая в судебном заседании административные

дела (т.е. конфликты в сфере административного права), суд выступает как

нейтральный по отношению к участникам спора и независимый орган судебной

власти. В связи с этим нельзя считать суд обычным правоохранительным

органом.

Свое развитие этот принцип получает и в положении о независимости судей.

Ст. 120 Конституции РФ провозглашает : "Судьи независимы и подчиняются

только Конституции РФ и федеральному закону. Суд, установив при

рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа

закону, принимает решение в соответствии с законом. ФКЗ "О судебной

системе" дополняет это требование тем, что при несоответствии акта

государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции

РФ, ФКЗ, ФЗ, общепризнанным принципам и нормам международного права,

международному договору РФ, Конституции (уставу) субъекта РФ, закону

субъекта РФ, суд принимает решения в соответствии с правовыми положениями,

имеющими наибольшую юридическую силу. (ст. 5 ФКЗ). Незаконное вмешательство

в деятельность судей недопустимо и влечет ответственность по закону. УК РФ

в ряде статей устанавливает ответственность за незаконное вмешательство в

деятельность судей : 1). Ст. 294 Воспрепятствование осуществлению

правосудия; 2). Ст. 295 Посягательство на жизнь лица, осуществляющего

правосудие или предварительное расследование. Наказание по этой статье

предусматривает лишение свободы от 12 до 20 лет либо смертной казнью либо

пожизненным лишением свободы; 3). Ст. 296 Угроза или насильственные

действия в связи с осуществлением правосудия; 4) Ст. 297 Неуважение к суду;

5). Ст. 298 Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя.

Ст. 17.3 КоАП РФ: неисполнение распоряжений судьи о прекращении действий,

нарушающих установленные в суде правила. Ст. 17.5 КоАП РФ:

воспрепятствование работодателем или лицом, его представляющим, явку в суд

народного или присяжного заседателя для участия в судебном разбирательстве.

Ст. 7 ГПК РСФСР: при осуществлении правосудия по гражданским делам судьи и

народные заседатели независимы и подчиняются только закону. Ст. 5 АПК РФ:

при осуществлении правосудия судьи арбитражного суда независимы,

подчиняются только Конституции РФ н федеральному закону.

Закон не только провозглашает принцип независимости судебной власти, но и

устанавливает гарантии этого принципа. Гарантии непосредственно

предусмотрены законом. Так, ст. 9 ФЗ "О статусе судей" устанавливает:

"Независимость судей обеспечивается :

• предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия, запретом под

угрозой ответственности незаконного вмешательства в деятельность по

осуществлению правосудия;

• особым порядком приостановления и прекращения полномочий судьи (по

решению органов судейского сообщества)

• несменяемость судей, неограниченность их полномочий.

• неприкосновенностью судьи;

• предоставлением судье за счет государства материального и социального

обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

2. Осуществление правосудия только судом.

Этот принцип закреплен в ст. 118 Конституции РФ и тесно связан с принципом

независимости судебной власти. Создание специализированных судов по

рассмотрению административных дел в порядке, регламентированном ст. 26 ФКЗ

"О судебной системе РФ" полнее бы способствовало реализации этого принципа.

3. Назначаемость и несменяемость судей.

Российское законодательство пошло по пути назначения судей либо высшим

должностным лицом страны - Президентом, либо по его представлению верхней

палатой парламента -Советом Федерации. Так, согласно ст. 128 Конституции

РФ, судьи Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного суда РФ

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.