рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Перспективы сотрудничества в рамках БРИК (Бразилии, России, Индии и Китая)

Предполагается, что в ближайшее время будет подписано соглашение и о поставках в Индию 66 учебно-тренировочных самолетов МИГ-АТ, что явится логическим продолжением контракта на поставки истребителей МИГ-29 и Су-ЗОМКИ. В печати подчеркивалось, что российский самолет (как ожидается, его экспортный вариант будет оснащен высокоэкономичными французскими двигателями фирмы "СНЕКМА") по своим параметрам не уступает английскому учебно-боевому самолету "Хок" и французскому "Альфа Джет", однако существенно дешевле благодаря применению новейших технологий. Притягательным для индийской стороны является и возможность совместного производства МИГ-АТ, что позволит экспортировать их в третьи страны.

При участии России разрабатывается и легкий 14-местный военно-транспортный самолет LTA (для замены давно устаревших АН-2), который будет использоваться и в гражданской авиации. Головными организациями при его создании выступают индийская Национальная аэрокосмическая лаборатория и КБ им. Мясищева, при этом стоимость разработки, по оценке, не превысит 33 млн. долл. Самолет будет оснащен двумя российскими турбовинтовыми двигателями ТВД-20М, производимыми в Индии по лицензии. Это решение принято после проведения конкурса с участием американской "Пратт энд Уитни", представившей собственную силовую установку РТ-6А-66. Первые два опытных самолёта будут изготовлены в России с последующим серийным производством на индийских предприятиях, объем заказов на ближайшие пять лет оценивается в 120 единиц.

Основой индийской транспортной авиации и авиационной техники двойного назначения по-прежнему остаются машины российского (советского) производства. Это состоящие на сооружении 120 легких военно-транспортных самолетов Ан-32 и 24, Ил-76, а также планируемые к замене ан-12 и Ан-2. Не менее внушителен и парк транспортно-десантных вертолетов - 80 отечественных Ми-17, 50 Ми-8, 10 Ми-26. Вместе с тем ожидаемое развитие транспортной, специальной и вспомогательной авиации открывает российским авиастроителям хорошие перспективы, разумеется, если они окажутся готовыми к борьбе со своими потенциальными конкурентами.

Несмотря на уже поставленные в ВВС Индии 4 английских самолета ВАе-748, оснащенных аппаратурой дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) немецкой фирмы "Дойче аэроспейс", проблема поставок более мощных систем данного класса остается для страны с ее протяженными воздушными и морскими границами крайне актуальной. Национальные разработки по этой тематике (соответствующие образцы предполагалось создать к 1993 г.) оказались сорванными. Это оставляет большой простор для маневра российским производителям самолетов ДРЛО на базе Ил-76. Также несмотря на соглашение с США о замене военно-транспортных самолетов Ан-12 на С-130 ("Локхид", 24 ед.) в связи с созданием национальных "сил быстрого развертывания" может встать вопрос о закупках машин с большей грузоподъемностью.

Однако российским авиастроителям следует заранее готовиться к острой конкурентной борьбе. Не меньшей остроты можно ожидать и при разрешении давно наболевшей проблемы оснащения индийских ВВС самолетами-заправщиками. Здесь опять-таки определенное преимущество имеют танкеры на базе Ил-76, особенно если отечественные производители предложат комплексное решение всех трех вопросов (ДРЛО, транспортные самолеты, заправщики) на основе одной базовой модели, что позволило бы существенно упростить и удешевить обслуживание парка этих машин.

Сотрудничество России и Индии в области военно-морских вооружений имеет давние традиции. В 60-80-е годы индийской стороне было поставлено значительное количество современных по тем временам кораблей и катеров, в том числе 5 больших противолодочных кораблей проекта 61МЭ (водоизмещение - 5 тыс. т, оснащены противокорабельными П-20 и ЗРК "Волна"; были переданы Индии в 1980-1988 гг.). В Индию также были проданы и построены по лицензии 3 малых ракетных корабля (корвета) типа "Нанучка" (по терминологии НАТО; водоизмещение - 660 т, вооружение - противокорабельные и зенитные ракетные комплексы, поставки начались с 1980 г.), 10 - типа "Петя II" (разработки начала 60-х годов, водоизмещение - свыше 1 тыс. т, артиллерийско-торпедное вооружение), 8 - типа "Тарантул 1" (580 т, 4 ПКР, ЗРК и артиллерийское вооружение, с 1987 г.). Строительство корветов последнего типа на национальных верфях продолжается и их общее число предполагается довести до 35. На вооружении индийских ВМС состоят также российские ракетные катера "Оса 1/11" (10 ед.).

Минно-тральные силы также в основном представлены кораблями советских проектов. Уже во времена перестройки в 1988 г. Индии была сдана в аренду ракетная подводная лодка (пр. 670 "Скат" или "Чарли 1" по терминологии НАТО, оснащена ПКР "Аметист") с ядерной силовой установкой, которая, как предполагалось, должна была стать прежде всего учебной базой в преддверии оснащения индийских ВМС собственными атомными субмаринами. Впрочем, и дизель-электрические подводные лодки далеки не утратили своего значения.

Из 15 находящихся в строю субмарин II построены по советским проектам. Из них 3 типа "Фокстрот" (разработки 50-х годов, всего было поставлено 8 ед.), 8 - пр. 877 "Варшавянка" (производство началось в 1977 г.)-

Российские специалисты участвуют в проектировании и строительстве кораблей и судов нового поколения для индийского флота. Большое значение при этом придается их оснащению не имеющими аналогов в мире отечественными системами оружия, такими как ПКР "Москит", зенитными комплексами и т.д. Российские ноу хау применяются при создании эскадренных миноносцев УРО "Дели" (3 строятся на верфях "Мэзэгаон док", г. Бомбей, еще три предполагается построить), фрегатов УРО "Годавари" (разработаны на основе английских кораблей "Линдер", но оснащены российским вооружением, включая ПКРК и ЗРК "Оса"; строятся на предприятиях "Гарден рич шипбилдинг энд энджиниринг", Калькутта; общий заказ - 7 кораблей) и более мелких кораблей и катеров (верфи Гоа и Вишакапатнам). Общая стоимость поставленного при этом из РФ в Индию пакета высоких технологий оценивается более чем в 100 млн. долл.

Особого внимания заслуживает история с российским авианесущим крейсером "Адмирал Горшков" (проект 1143,4, водоизмещение - 44,5 тыс. т., срок службы - 10 лет). Он - последний и наиболее совершенный корабль данной серии, однако после разрушительного пожара крейсер стал небоеспособен, а денег на его ремонт, естественно, у российских моряков нет. Индия неоднократно поднимала вопрос о его продаже с целью замены одного из собственных давным-давно устаревших и изношенных (срок службы - около 50 лет) легких авианосцев, один из которых уже списан и планируется к использованию в качестве музея. Наши специалисты, однако, сочли предложенную за авианесущий крейсер цену слишком низкой. Российские же адмиралы вообще против продажи, считая, что данный корабль необходим для отечественного флота. Однако их позиция не подкреплена реальными денежными средствами, а потому, похоже, крейсер ждет участь его собратьев, проданных за рубеж по цене металлолома.

Закупка Пакистаном французских субмарин класса "Агоста" вызвала естественную реакцию со стороны Индии. Сейчас обсуждается вопрос о закупке или аренде самых современных российских дизель-электрических подводных лодок. Видимо, речь идет о подводных лодках проекта 677 (улучшенная по уровню шума версия пр. 877 "Варшавянка" или "Кило", по натовской терминологии), пока они состоят только на вооружении рос­сийского ВМФ. Сумма контракта может превысить 1,7 млрд. долл.

В перспективе возможна поставка в Индию подводных лодок семейства "Амур" со смешанными энергетическими установками. Использование в них анаэробных (водород-кислородных) силовых двигателей позволяет резко увеличить дальность и скрытность подводного плавания, что приближает возможности этих субмарин к атомным подводным лодкам. Единственным конкурентом российским судостроителям может выступить немецкая компания "Ховальдсверке дойче верфт" с ее ПЛ проекта 212, но ее субмарина существенно уступает российским по автономности подводного хода. Вместе с тем Индия уже закупила две новые подводные лодки проекта 1500 ("Тиссен верфт", Германия), еще две были построены на индийских верфях "Мэзэгаон".

При рассмотрении перспектив экспорта российских кораблей и военно-морских технологий нельзя не учитывать и то, что оборонительная доктрина Индии предусматривает существенное увеличение ее военного присутствия в Аравийском море. Освоение нового морского театра военных действий потребует третьего авианесущего корабля (индийские же судоверфи на строительство столь крупных судов не рассчитаны), а также как минимум одной атомной подводной лодки. Своевременное предложение соответствующих услуг российской стороной способно принести ей нс менее 1,5-2 млрд. долл.

Индия осуществляет широкую программу переоснащения сухопутных войск ракетным оружием национального производства. К ним прежде всего относятся ПТУР третьего поколения "Наг" (при использовании инфракрасной головки самонаведения и современной процессорной техники он станет одним из первых в мире серийных комплексов, в котором реализован принцип "выстрелил - забыл") и зенитные ракеты "Тришул" ближнего и "Акаш" среднего радиуса действия (последние начали поступать в армию с середины 90-х годов). На вооружении армейской ПВО и ПВО страны остаются российские ЗРК "Оса-АКМ", 'Печора" и "Квадрат" (всего было поставлено или произведено по лицензии около 370 комплексов этих типов).

Вместе с тем индийская сторона проявила большой интерес к российским мобильным зенитным ракетно-артиллерийским комплексам "Тунгуска", предназначенным для ПВО передовых соединений. Предполагается, что ими будут, прежде всего, перевооружены бронетанковые соединения, имевшие ранее на вооружении советские 23-мм ЗСУ "Шилка", причем объем контракта оценивается в 100 млн. долл. (до последнего времени данные комплексы на вооружение иностранных армий не поставлялись). В дальнейшем возможно и перевооружение этими системами подразделений корпусного звена, оснащенных российскими комплексами "Квадрат" (SA-6). Еще одним претендентом на замену SA-6 выступает новейший российский зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) "SA-X-17" ("Панцирь"), недавно принятый (но реально не поступивший) на вооружение армии РФ.

На основе последних российских разработок планируются к изготовлению и переносные зенитно-ракетные комплексы, предназначенные для замены ПЗРК "Стрела-2" и "Стрела-10". С использованием отечественных технологий разрабатывается также индийский ЗРК "Акаш". Предполагается, что после их принятия на вооружение в сочетании с новыми радарами система ПВО Индия выйдет на мировой уровень. Но и после этого не будет окончательно решена проблема разработки зенитных ракет большого радиуса действия, обладающих противоракетными возможностями. В этом отношении наиболее предпочтительно выглядят российские комплексы семейства С-ЗОО, вероятность поражения которыми баллистических ракет составляет 98% вместо 36% у американских "Пэтриот" (по опыту войны в Персидском заливе).

На оснащении армии продолжает состоять большое количество советских (российских) противотанковых ракетных комплексов "Малютка" и "Фагот". В настоящее время проводится их модернизация для продления срока службы и сопряжения с западными образцами (в частности, проводились эксперименты по определению возможности пуска российских ПТУР "Фагот" из установок французского комплекса "Милан"). На заводах "Бхарат дайнэмикс" с 1989 г. производятся по лицензии современные российские ПТРК "Конкурс".

По российским лицензиям в Индии было налажено и производство артиллерийских орудий, в частности 125-мм танковых и 130-мм самоходных пушек с увеличенной дальностью стрельбы. Большой интерес у индийских специалистов вызвали и самоходные гаубицы "Мста-С" на базе российских танков Т-72, лицензионное производство которых давно налажено в стране. Потребность армии исчисляется примерно в 600 машин данного класса, однако при этом, видимо, потребуется перейти с российского стандартного калибра 152 мм на западный 155 мм. В качестве вероятных конкурентов отечественной технике выступают прежде всего подлежащие сокращению в Европе американские гаубицы М109А5 (всего до 450 ед.).

На вооружении сухопутных войск к настоящему времени состоят 80 российских реактивных систем залпового огня БМ-21 "Град" и 240-мм БМ-24 "Ураган". В 1995 г. индийские специалисты провели серию огневых испытаний национальной РСЗО "Пинака" с дальностью действия 40 км, что, однако, не снимает интереса Индии к более мощным отечественным системам "Смерч" (70-80 км) производства Мотовилихинского ПО (Пермь), входящего в группу "Сплав". Эти системы прочно удерживают мировое первенство в своем классе и в жесткой конкуренции с американскими MLRS выиграли конкурс на поставки в армию Кувейта после войны в Заливе.

К началу 90-х годов в Индию было поставлено или произведено по лицензии свыше 2 тыс. танков Т-55 и Т-72М. После 1994 г. выпуск последних по финансовым соображениям был временно прекращен, однако после 1996 г. продолжен. Вместе с тем в печати появились сообщения о якобы предполагаемом контракте на поставку 200-300 подержанных танков Т-72 из Словакии. В этой связи отказ России от поставки в Пакистан такого же количества Т-80У в силу особых отношений с Индией представляется, мягко говоря, нелогичным. Появившиеся в январе 1998 г. сообщения об интересе индийских военных к танку Т-90 'Черный орел" с современным электронным оборудованием может означать сохранение традиционных связей и в этой области.

Неудачей российского ВПК. видимо, следует признать его неучастие в программе создания новейшего индийского танка "Арджун". Контракты на поставку используемых в нем отдельных узлов и технологий достались западноевропейским фирмам (в частности. двигатель будет поставляться немецкой фирмой "Моторен унд турбинен", ЭВМ - испанской "ЭНОСА"). Тем не менее практически весь парк бронетранспортеров и боевых машин пехоты Индии представлен российскими образцами и уже ведутся переговоры о поставках в страну новейших БМП-З. Подписание контракта сдерживается лишь разногласиями по вопросу форм оплаты.

Лучше обстоят дела с закупками российских вертолетов для армейской авиации. Несмотря на производство на национальных предприятиях машин легкого и среднего класса "Читах" и "Читак" (на базе французских SA-315 "Лама" и SA-316 "Алуэтт III"), а также разработку легкого многоцелевого LTH индийская сторона проявила интерес к модифицированным образцам многоцелевых вертолетов Ми-17. Для развития парка боевых вертолетов, представленного 20 российскими Ми-25 и 20 Ми-35, изучается вопрос о его пополнении как машинами уже ранее закупленных образцов, так и принципиально новыми, прежде всего Ми-28 и Ка-50 (хотя, похоже, цена последнего отпугивает потенциальных покупателей).

Еще в начале 80-х годов перед индийским ВПК, основу которого составляли и составляют государственные предприятия, была поставлена задача добиться максимального самообеспечения вооруженных сил страны национальными образцами вооружения и военной техники. Однако уже к началу 90-х стало понятно, что добиться этого не удастся прежде всего из-за необходимости строго экономить государственные средства для общего повышения эффективности национального хозяйства, укрепления его конкурентоспособности на мировых рынках и внедрения новых высоких технологий гражданского назначения. Негативное влияние на проведение НИОКР в интересах вооруженных сил оказало и значительное превышение их реальной стоимости над плановой. Так, истинная стоимость программы разработки основного боевого танка "Арджук" оказалась выше предполагаемой почти в 13 раз, новых ракетных комплексов - вдвое, истребителя LCA -почти в 4 раза. В результате общее число проектов разработки собственных новых военных технологий уже к началу 90-х годов было сокращено почти втрое - с 989 до 373. Для преодоления создавшегося положения предполагается постепенно увеличивать долю оборонного бюджета, расходуемую на НИОКР - с 5 до 10% в 2000 г. и 15-29% в 2005 г.

На долю иностранных образцов вооружений и военной техники приходится подавляющая часть боевых самолетов индийских вооруженных сил, до 50% танков, БМП и ЗРК, 60% артиллерийских систем, до 90% боевых кораблей основных классов. Вероятнее всего. подобное соотношение сохранится еще достаточно долго. Возможно, это не вполне устраивает индийскую сторону, но с учетом взаимодополняемости национальных хозяйств наших двух стран создает хорошие предпосылки для военно-технического и экономического сотрудничества, сохранения рабочих мест и повышения темпов технологического развития российской и индийской экономик.

Несмотря на многочисленные переговоры по этому вопросу и декларируемую готовность устранить давний источник напряженности в отношениях между крупнейшими торговыми партнерами [12], стороны не могут достичь компромисса по западному и восточному участкам границы, которые в 1962 г. стали фронтами китайско-индийской войны, обернувшейся, несмотря на свой локальный характер, колоссальным унижением для Индии.

В настоящее время Китай не признает индийский суверенитет над штатом Аруначал-Прадеш, называя эту территорию «Южным Тибетом» (в 1986 г. преобразование Северо-Восточного пограничного агентства в штат Аруначал-Прадеш вызвало очередное обострение китайско-индийских отношений и всплеск числа пограничных инцидентов).

Китайские власти выдают жителям Аруначал-Прадеш для въезда в Китай не стандартные визы, а прикрепленные к паспортам листы, как бы подчеркивая этим, что те не являются гражданами Индии, и визы им не нужны. В 2009 г. резкую критику китайского МИДа вызвал визит премьер-министра Индии Манмохана Сингха в Аруначал-Прадеш накануне выборов в местное законодательное собрание. Китай также пытался заблокировать предоставление Индии кредита Азиатского банка развития, поскольку часть этого кредита предназначалась на нужды развития Аруначал-Прадеш.

Проблема Таванга представляет собой особый компонент в споре вокруг восточного сегмента китайско-индийской границы. До сих пор в экспертной среде ведется дискуссия о причинах столь агрессивных китайских претензий на Таванг. Если одни аналитики полагают, что этот район не имеет особого стратегического значения, то другими отмечается, что через него проходит кратчайший путь из Тибета на территорию Индии, который в случае конфликта позволит китайским войскам максимально быстро ворваться в долину Брахмапутры и перерезать т.н. «коридор Силигури» – узкую полосу территории, соединяющую северо-восточные штаты с основной территорией Индии.

В числе причин китайско-индийского спора называется и наличие в Таванге крупнейшего буддистского монастыря (помимо прочего, это самый большой буддистский монастырь в Индии). Этот объект имеет значение как с точки зрения развития туризма, так и в связи с тибетской проблемой.

В настоящее время основными прихожанами монастыря являются монпа – этнос сино-тибетской языковой семьи, который Китай считает частью тибетского культурного ареала.

При этом существует вероятность, что рождение новой реинкарнации Далай-ламы будет зафиксировано именно в окрестностях Таванга, как это уже имело место в XVII веке, когда там родился единственный на сегодняшний день индийский Далай-лама, монпа по этнической принадлежности. Подобное развитие событий было бы крайне нежелательно для Китая, стремящегося поставить избрание тибетских духовных авторитетов под свой контроль и тем подорвать тибетское национальное движение. Переход Таванга под китайский контроль устранил бы негативную для Китая вероятность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.