рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Перспективы сотрудничества в рамках БРИК (Бразилии, России, Индии и Китая)

Начиная с 1980 китайская экономика растёт в среднем на 15 % в год. К концу 1990-х годов темпы экономического роста замедлились до 8 % годовых, но с вступлением КНР в ВТО в 2001 году приток прямых иностранных инвестиций и расширение экспорта привели к новому ускорению.

По официальным данным, в 2003 ВВП Китая вырос на 10 %, но, по мнению экспертов, в действительности прирост ВВП мог достигать 10-12 %. Рост объёма внешней торговли в 2005 году составил 23 % [58].

Ярким показателем экономического роста страны является потребление энергоносителей. Так, например, потребление нефти в Китае за 40 лет с начала 1960-х увеличилось более чем в 25 раз, составив в 2005 году, по данным Государственного статистического управления КНР, 300 млн тонн. По данным ОПЕК, в 2005 году Китай потреблял 6,5 млн баррелей нефти в день. Собственная добыча КНР составляет около 170 млн тонн в год. В Китае отсутствует ресурсная база, которая могла бы позволить рассчитывать на увеличение добычи нефти, что приводит к постепенному увеличению зависимости от импорта. Учитывая продолжающийся экономический рост, по прогнозам китайских специалистов, к 2020 году потребность страны в импорте нефти достигнет 450 млн тонн. К 2025 году прогнозный объём потребления нефти в КНР составит 710 млн тонн в год.

Нефтяные компании Китая, такие как Sinopec, ищут возможность доступа к месторождениям нефти и газа за пределами КНР, например в России, Казахстане, странах Африки[39] и Латинской Америки.

Потребление природного газа КНР в 2005 году составило 50 млрд. куб. м. Согласно прогнозам, к 2020 году потребление газа вырастет примерно до 200 млрд. куб. м.

Объём потребления электроэнергии в 2005 году составил 2,456 трлн. кВт·ч. При этом некоторые районы Северного и Южного Китая страдают от нехватки электроэнергии.

Не последнюю роль в развитии Китая сыграло наличие свободных экономических зон. В настоящее время в КНР действуют 4 специальные экономические зоны (регионы) - Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь, 14 зон свободной (беспошлинной) торговли, 53 зоны высоких и новых технологий, более 70 научно-технических зон для специалистов, получивших образование за границей, 38 зон переработки продукции, ориентированной на экспорт.

В качестве примера можно привести данные по региону Шэньчжэнь, который получил официальный статус свободной экономической зоны в августе 1980 года. ОЭР Шэньчжэнь - самая быстро развивающаяся зона: в 1980-2001 годах средний ежегодный рост его ВВП превысил 29,5 %. Город является первым в Китае по объёмам внешней торговли.

Три из четырёх китайских Специальных Экономических Зон (СЭЗ) - Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу - находятся в провинции Гуандун. Отчасти благодаря этому, провинция Гуандун занимает ведущее место на материковом Китае по производству электронной, текстильной, пищевой, фармацевтической продукции и лидирует в сфере производства бытовой техники.

В провинции находятся сборочные заводы таких гигантов, как Nissan, Honda и Toyota; в нефтяной и нефтехимической отрасли провинции доминирует китайская корпорация Sinopec; среди производителей электроники можно выделить китайские корпорации BBK Electronics, TCL; в регионе также расположено производство Guangzhou Pharmaceutical (GP) - одной из крупнейших аптечных сетей в Китае и проч.

В случае стран БРИК экономические показатели говорят сами за себя. Совсем недавно Китай объявил, что в 2009 году его экономика выросла на 10,7% – это даже выше 9,6%, зарегистрированных в 2008 году. Индия также сообщает о высоких результатах, при этом по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года в третьем квартале 2009 года рост ускорился до 7,9%, тогда как во втором квартале он составил 6,1%. В отличие от этого, новости из Бразилии и России были не столь благоприятными: Россия сообщила об отрицательном (–8,9%) росте ВВП в третьем квартале по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, а в Бразилии этот показатель составил –1,2%. Тем не менее в Бразилии в 2010 году ожидается резкое восстановление экономики, а в России в 2010 году, скорее всего, будет наблюдаться умеренный рост, за которым последует более активное восстановление в оставшийся период десятилетия.

Данные таблицы 2 резко контрастируют с показателями по развитым странам. В то время как страны с развитой экономикой настраиваются на предстоящий им период умеренного роста со скромными потребительскими расходами, страны БРИК будут играть роль движущей силы мирового экономического развития.

Таблица 2 – Страны БРИК в мировой экономике

Хотя на протяжении всего кризиса непервоклассных ипотек макроэкономические показатели оставались достаточно высокими, по крайней мере в Китае и Индии, результаты функционирования финансовых рынков в целом были изменчивыми. Растущая интеграция БРИК с мировыми финансовыми рынками оказалась противоречивым благом, поскольку они по-прежнему подвержены чередованию периодов эйфории и паники. Как класс активов формирующиеся рынки первыми ощущают на себе воздействие любой паники, даже если она обусловлена внешними причинами.

В динамике финансовых рынков явно прослеживаются сходные тенденции, особенно во время кризиса. Однако, несмотря на беспорядочное бегство инвесторов, вызванное финансовым кризисом непервоклассных ипотек, индексы акций БРИК довольно быстро восстановились (рис. 1), чему содействовала твердая уверенность финансовых рынков в своей способности обеспечить превосходные результаты в будущем. Интересно отметить, что с января 2000 года по декабрь 2009 года самый сильный рост, 724%, продемонстрировал индекс акций российских эмитентов (RTX, Russian Traded Index); за ним следуют бразильский Bovespa, который вырос на 301%, и индийский Sensex – 249%, а также китайский индекс торгуемых на Шанхайской бирже акций типа «А» (Shanghai A Share) с относительно скромным ростом в 140%. Такие показатели роста разительно контрастируют с динамикой индекса US Dow30, который за десять лет снизился на 8,9%, и S&P 500, который потерял 24%.

Блестящие показатели функционирования рынков акций можно наблюдать и на рынках облигаций. Согласно данным BofA Merrill Lynch по индексам, за 2000–2009 годы совокупный доход по бразильским суверенным облигациям, выраженный в долларах США, составил 273%.

Китай показал результат в 100%, однако приз рынка облигаций вновь ушел в Россию, где доход достиг 575%. Очевидно, что ярко выраженные настроения на повышение рынка акций и облигаций были связаны с перспективами роста российской экономики в этот период.

Финансовый кризис в Азии 1997–1998 годов, подтолкнули страны с формирующимся рынком к совершенствованию макроэкономического управления. В частности, ускорение темпов экономического роста во многом помогло облегчить рецидив кризиса финансирования, а также позволило уменьшить налогово-бюджетные дисбалансы. Хотя в 2009 году финансируемые правительствами программы стимулирования действительно переломили ситуацию в налогово-бюджетной сфере практически всех стран, возобновление более активного роста должно уменьшить необходимость бюджетного дефицита. Более существенное значение имеет сокращение дефицита по счетам текущих операций; несмотря на очевидность некоторого ухудшения сальдо в Бразилии и Индии, считается, что с учетом более крупных валютных резервов размер дефицита счета текущих операций поддается управлению. Следует отметить, что хронический дефицит счетов текущих операций называли причиной возникновения в 1997 году кризиса в Азии и его быстрого распространения на Латинскую Америку, где данный дефицит в то время составлял 3,4% ВВП.

Таблица 3 – Сальдо бюджетов и текущих операций стран БРИК

В итоге уязвимость стран БРИК по отношению к финансовым кризисом снизилась – более ясные доказательства этого представлены в таблице 4. Запасы ликвидности возросли, значительные успехи были достигнуты в плане уменьшения зависимости от краткосрочного долга, и одновременно уменьшилась опора на внешний долг.

Неявная цель экономической политики заключалась в том, чтобы избежать нехватки ликвидности и необходимости брать кредиты у Международного валютного фонда с сопутствующими предъявляемыми условиями. В связи с этим страны существенно нарастили запасы ликвидности, и теперь их уровень вызывает вопросы относительно более долгосрочных последствий такой политики. Например, объем резервов Китая достиг почти 2,5 трлн долларов США, однако продолжающееся снижение стоимости доллара США может обесценить этот запас ликвидности.

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что во-первых, экономики стран БРИК не являются взаимодополняющими. Существуют хорошие перспективы развития двустороннего сотрудничества между Россией (поставки энергоресурсов, рынок сбыта) и Китаем, Россией и Индией (военное, научно-техническое сотрудничество). Однако, связи по линии Индия - Китай, Индия - Бразилия, Китай - Бразилия носят ограниченный характер.

Во-вторых, сохраняется напряженность в отношениях между Индией и Китаем, исключающая сколько-нибудь серьезное сближение между ними. Кроме того, Китай уже длительное время не допускает для себя принятие жестких военно-политических обязательств перед какой-либо державой или союзом, и нет оснований считать, что эта позиция в ближайшие годы изменится.

В-третьих, для Китая, Индии, Бразилии большое значение имеют экономические связи со странами Запада, особенно США. Не случайно ряд американских экономистов говорят о «Симерике» – синтезе американской и китайской экономик. Насколько этот синтез прочен – особый вопрос, но в ближайшие годы рассчитывать на поддержку БРИК в случае, если у России возникнут серьезные трения со странами Запада, нет оснований.

С учетом сказанного, можно констатировать, что сотрудничество стран БРИК способно принести им всем определенные бонусы. В то же время, придавать ему слишком большое значение нет оснований. Более того, оно может создать определенные «риски» для российской дипломатии.


Таблица 4 – Показатели ликвидности и уязвимости свидетельствуют о сильных позициях

Прежде всего, это риск, связанный с преувеличенными надеждами на перспективность БРИК, безосновательными ожиданиями ее поддержки в конфликтных ситуациях и втягивания нашей страны из-за этого в ненужные противостояния с США и их союзниками.

Далее, это опасность того, что уделяя излишнее внимание сотрудничеству в рамках БРИК, Россия пройдет мимо того факта, что десятки государств Азии, Африки и Латинской Америки, не относящиеся к БРИК, входящие в движение неприсоединения, также могут быть ее деловыми и политическими партнерами, хотя и не обязательно близкими союзниками.

Наконец, некоторые из стран БРИК, имеющие свои проблемы во взаимоотношениях со странами Запада и своими соседями, могут рассчитывать вовлечь Россию в их решение, что далеко не всегда будет отвечать ее интересам.


1.3 Политический диалог в формате БРИК

Формат БРИК объединяет Бразилию, Россию, Индию и Китай как государства, являющиеся крупнейшими центрами экономического роста и политического влияния и обладающие значительным интеграционным потенциалом в своих регионах. Без участия стран БРИК не могут эффективно решаться такие глобальные проблемы, как международный терроризм и транснациональная преступность во всех её проявлениях, экологическая деградация и изменения климата, продовольственная и энергетическая безопасность.

Особую значимость партнёрство стран БРИК приобретает в условиях глобального финансово-экономического кризиса, когда возрастает необходимость согласованных действий «четвёрки» в контексте усилий международного сообщества по преодолению нынешних потрясений на мировых финансовых рынках и реформированию глобальной финансовой архитектуры.

Политический диалог в формате БРИК начался в сентябре 2006 года в Нью-Йорке со встречи министров иностранных дел «на полях» 61-й сессии Генассамблеи ООН. Всего состоялось четыре встречи мининдел стран БРИК, включая полноформатную встречу в Екатеринбурге 16 мая 2008 года. В совместном коммюнике, принятом по её итогам, были сформулированы общие подходы сторон к важнейшим вопросам международной повестки дня.

В дополнение к межмидовским контактам завязался диалог по линии министерств финансов. 7 ноября 2008 года в Сан-Паулу (Бразилия) и 13 марта 2009 года в Лондоне прошли встречи министров финансов стран БРИК. По их итогам были приняты совместные коммюнике, отражающие общее видение актуальных проблем мировой экономики, включая причины и пути преодоления глобального финансового кризиса. 9 июля 2008 года «на полях» мероприятий «Группы восьми» в Японии по инициативе российской стороны состоялась краткая встреча лидеров четырёх стран, на которой они договорились о подготовке полномасштабного саммита БРИК.

Официальные контакты в четырёхстороннем формате подкрепляются взаимодействием по линии региональных властей и общественных организаций.

Первая (краткая) встреча глав государств БРИК состоялась 9 июля 2008 года в Тояко-Онсэн (Хоккайдо, Япония) после встречи «Большой восьмёрки». Во встрече приняли участие Президент России Дмитрий Медведев, Председатель КНР Ху Цзиньтао, Премьер-министр Индии Манмохан Сингх и Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва и договорились о проведении полномасштабного саммита глав государств БРИК в 2009 году[10].

После этого дважды встречались министры финансов стран БРИК (в бразильском Сан-Паулу 7 ноября 2008 года и в Лондоне 13 марта 2009 года)[9], а 29 мая 2009 года президент России Д. А. Медведев встретился в Кремле с представителями стран группы БРИК, отвечающими за вопросы безопасности (секретарём Совета безопасности РФ Николаем Патрушевым, Министром - руководителем Секретариата по стратегическим вопросам при Президенте Федеративной Республики Бразилии Роберто Мангабейра Унгером, советником Премьер-министра Республики Индии по национальной безопасности Маянкоте Келатх Нараянаном и членом Государственного совета Китайской Народной Республики Дай Бинго).

I саммит БРИК (Екатеринбург, 16 июня 2009). Особняк Севастьянова в Екатеринбурге - место проведения I саммита БРИК

Главы стран БРИК собрались на свой первый официальный саммит 16 июня 2009 года в Екатеринбурге[12][13]. Страны представляли Дмитрий Медведев (Россия), Луис Инасиу Лула да Силва (Бразилия), Манмохан Сингх (Индия) и Ху Цзиньтао (Китай)[14].

В ходе саммита состоялись две встречи: в узком составе и затем прошли переговоры с участием членов делегаций. Дмитрий Медведев сделал заявление от имени глав государств стран БРИК[15]. Также было принято два заявления:

По итогам встречи в Екатеринбурге четыре страны - Бразилия, Россия, Индия и Китай - подписали совместные документы: заявление лидеров стран БРИК и заявление по продовольственной безопасности.

В заявлении лидеров стран выражается приверженность продвижению реформы международных финансовых институтов. При этом подчеркивается, что страны с переходной и развивающейся экономикой должны иметь больший голос и представительство в международных финансовых институтах, а их главы и сотрудники руководящего звена должны назначаться через открытую, прозрачную и основанную на заслугах системе отбора. Главы БРИК считают, что в мире весьма необходима стабильная, предсказуемая и более диверсифицируемая валютная система.

Лидеры четырех государств также считают, что реформирование финансово-экономической архитектуры должно основываться на трех принципах: демократичности и прозрачности принятия и выполнения решений в международных финансовых организациях; на прочной правовой основе и на совместимости деятельности эффективных национальных институтов регулирования и международных органов, устанавливающих стандарты; а также на укреплении управления рисками и надзорной практики.

Международное сообщество должно активизировать усилия по обеспечению ликвидности средств беднейших стран, которые больше всего пострадали от финансового кризиса, отмечают лидеры стран БРИК. "Развитые страны должны выполнить свое обязательство по выделению 0,7% своего валового национального дохода на нужды официальной помощи развитию. Необходимо предпринять дальнейшие усилия по наращиванию содействия развивающимся странам, облегчению их долгового бремени и облегчению доступа на рынки и передаче им технологий", - отмечается в совместном заявлении лидеров Бразилии, России, Индии и Китая.

Главы стран БРИК поддержали "диверсификацию энергетических ресурсов и предложение энергоносителей, включая возобновляемую энергию, обеспечение безопасности маршрутов транзита энергоносителей, создание новой энергетической инфраструктуры и направление новых инвестиций в энергетику".

Главы стран подтвердили намерение продвигать сотрудничество в гуманитарных областях, а также подтвердили свою позицию "в пользу более демократического и справедливого многополярного миропорядка". Они также решительно о судили терроризм во всех его формах и проявлениях.

В заявлении по глобальной продовольственной безопасности лидеры стран БРИК призвали к совместному решению проблем в этой сфере. "Ограничение доступа на рынки и искажающие торговлю субсидии в развитых странах на протяжении последних 30 лет препятствовали развитию потенциала по производству продовольствия в развивающихся странах", - говорится в документе. В документе заявлении отмечается, что "конъюнктура мирового рынка не создавала достаточных стимулов для расширения сельскохозяйственного производства в развивающихся и наименее развитых странах, которые превратились в основных импортеров продовольствия".

Лидеры стран БРИК считают необходимым обсудить вызовы и возможности, которые создает производство и использование биотоплива, имея в виду не только глобальную продовольственную безопасность, но и энергетическую безопасность и потребности устойчивого развития.

Они также выступают за создание "механизма международного сотрудничества по обзору и оценке долгосрочных последствий развития отрасли энергетики, основанной на использовании биомассы и определению направлений политики в данной отрасли".

В заявлении отмечается, что "устойчивое производство и использование биотоплива может стать движущей силой в деле социального вовлечения и распределения доходов, главным образом в бедных сельских районах развивающихся и наименее развитых стран, которые наиболее подвержены проблеме голода".

Авторы заявления считают, что эффективное противодействие продовольственному кризису должно носить комплексный характер и включать как краткосрочные, так и долгосрочные меры. Главы стран БРИК высказались "против всех форм протекционизма". Они поддерживают "установление справедливого и разумного режима международной торговли сельскохозяйственными товарами".

Они поддерживают также предоставление сельским жителям в развивающихся странах стимулов к участию в сельскохозяйственном производстве. Лидеры стран БРИК высказались "за направление в сельскохозяйственный сектор дополнительных ресурсов и помощи из национальных бюджетов и по линии международных институтов развития". Они также считают, что обеспечение прав на интеллектуальную собственность в сельскохозяйственной отрасли должно соблюдать баланс между общим благом человечества и стимулированием инноваций. II саммит БРИК (Бразилиа, 15−16 апреля 2010)

Второй саммит руководителей стран БРИК состоялся 15−16 апреля 2010 года в столице Бразилии городе Бразилиа [23].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.