рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Перспективы сотрудничества в рамках БРИК (Бразилии, России, Индии и Китая)

Говорят, что в случае отмены эмбарго ЕС, российский ВПК окажется в сложном положении. Однако отменить эмбарго не так-то просто. США сделают все, чтобы Евросоюз его не отменил. Но, даже если отмена эмбарго состоится, у американцев есть очень широкие возможности давления на Францию, Германию, Италию и Испанию. США поставляют европейским производителям огромное количество комплектующих, причем не только для военных программ, но и для гражданских нужд.

В США имеется проработанное законодательство о наложении санкций, которые могут быть автоматически введены против европейских компаний. Например, когда в июле 2005 Году

США ввели санкции против корпорации «Сухой», наиболее пострадавшими могли оказаться французские компании, которые являются основными производителями двигателей и авионики для гражданских лайнеров «Сухого». А американцы поставляют вычислители для электронной системы управления двигателем и гироскопы для бортового комплекса. Так что бизнес практически всех крупных европейских компаний может пострадать от американских санкций, которые вполне вероятны в случае возобновления ВТС Европы с КНР.

И все же, в случае отмены эмбарго Евросоюза, российские возможности на китайском рынке резко сократятся. Если сейчас на рынке КНР у России только один конкурент – китайский ОПК, то с отменой эмбарго появятся европейские конкуренты. В этом случае ситуация будет напоминать индийскую, где Россия конкурирует с европейскими и израильскими производителями. С другой стороны, приход европейских производителей может простимулировать российских военных смелее подходить к поставкам в Китай и выходить с такими предложениями, как по Су–35. Вот что важно: лучше, если НОАК будет оснащена пусть весьма мощными и современными, но понятными нам российскими системами, чем, скажем, Rafale или Typhoon.

2.3 Научно-техническое сотрудничество в рамках БРИК

Страны БРИК сотрудничают в научно-технической сфере не один десяток лет. Совместные проекты и предприятия, обмен студентами вузов и университетов, конференции и симпозиумы – это далеко не полный перечень всех аспектов взаимодействия.

Но за последнее время объем совместно решаемых задач резко вырос. Во многом этому способствовало создание соответствующей административно-правовой базы. В декабре 1992 г. было подписано "Соглашение между правительствами Китая и России о научно-техническом сотрудничестве" [5]. С 1993 по 1996 г. в рамках этого документа было проведено четыре сессии Подкомиссии по научно-техническому сотрудничеству и согласовано 184 проекта. В феврале 1995 г. Стороны заключили «Соглашение о создании китайско-российского консорциума - Центра науки и высоких технологий [6]. А в октябре 1997 г. в Пекине Подкомиссия утвердила 64 проекта по НТС между соответствующими НИИ и предприятиями двух стран. В рамках этого плана состоялись конференции на темы создания телекоммуникационных сетей и развития инновационной деятельности. В 1998 году Подкомиссия включила 14 новых проектов в программу по китайско-российскому научно-техническому сотрудничеству.

В декабре 1998 г. в Пекине состоялся семинар на тему «Освоение новых и высоких технологий в Китае и России». А в феврале 1999 г. в целях обмена опытом китайская сторона специально открыла для российских специалистов Яньтайскую зону освоения высоких технологий. В июне 1999 г. делегация администрации Яньтая во главе с вице-мэром Чжан Синьцзи совершила деловую поездку в Москву и в Санкт-Петербург и провела презентацию в Министерстве промышленности, науки и технологий РФ.

В настоящее время китайская и российская стороны продолжают успешное взаимодействие в области наукоемких технологий. Председатель КНР Ху Цзиньтао во время переговоров с Президентом РФ Владимиром Путиным высказал предложение о расширении торгово-экономического и научно-технического сотрудничества между Китаем и Россией на принципах равенства и взаимной выгоды. Российская сторона одобрила это предложение. В 2004 году в совместной работе находится более 1000 проектов, которые охватывают почти все направления исследовательской деятельности.

Но в последние годы наметилась еще одна тенденция: помимо реализации крупных проектов, КНР и РФ приступили к формированию опорных пунктов - центров и технопарков, призванных внедрять в производство результаты высокотехнологичных исследований.

В Северо-Восточном Китае начато строительство Центра по изучению и развитию науки и техники. Его открытие намечено на 2005 год.

Новый Центр создает и Шэньянский промышленный институт совместно с Томским политехническим университетом и Сибирским отделением Академии наук России. Это учреждение будет заниматься космическими и авиационными технологиями, биоинженерией и энергетикой. По плану к концу 2004 года при Центре появятся 5 научно-исследовательских институтов, а к декабрю 2005 года их число будет увеличено до 10. Кроме того, китайская сторона готова вложить 1 миллиард юаней в создание в Шэньяне технопарка, который сосредоточит свою деятельность на внедрении российских разработок в производство КНР. В рамках Межправительственного соглашения о развитии взаимовыгодных технических и торгово-экономических отношении по инициативе и под общим патронажем Министерства промышленности, науки и технологий РФ и Министерства науки Китая было продолжено освоение Яньтайской зоны высоких технологий. Там была создана российско-китайская база промышленного использования научных разработок. Целью ее работы является продвижение инновационной продукции на рынки Китая, России и СНГ, а основными формами сотрудничества – создание совместных предприятий. Интересы Базы представляют: в Китае – администрация промышленной зоны Яньтай, а в России – компания ЗАО «Техноконсалт». Яньтай входит в провинцию Шаньдун, одну из самых развитых в экономическом отношении областей страны, и является крупнейшим политическим, экономическим, научным и культурным центром Китая. В нем размещено свыше 1300 различных промышленных предприятий, около 60 научно-исследовательских организаций и 9 вузов. Численность научно-технического персонала в настоящее время составляет более 290 тыс. человек.

Под первую российско-китайскую Базу освоения новых и высоких технологий отведена часть территории уже существующего в Яньтае промышленного парка общей площадью 500 тыс. кв.м. В настоящее время на Базе находятся в разработке более 500 hi-tech проектов из России в таких наукоемких отраслях, как электроника и информатика, биология и фармацевтика. Ускоренными темпами осуществляется строительство основных элементов Базы, а для подготовки кадров в местном университете открыт факультет русского языка.

Совместные проекты ведутся и в Харбинской Зоне освоения и развития, которая также курируется на национальном уровне. Главная задача этой Зоны - развитие высоких технологий в отраслях промышленности, а также содействие экономическому росту провинций и городов с помощью привлечения инноваций и создания благоприятной инвестиционной среды.

Харбинской Зоне уже более 10 лет. Она занимает 34 кв. км, разделена на три централизованных технологических парка и обеспечена всеми удобствами - дорогами, водоснабжением, телекоммуникациями. Предприятия в Зоне Харбина пользуются значительными льготами: им предоставляется административная, финансовая и информационная поддержка. Программа подготовки кадров включает специальное обучение в Китае и за рубежом.

Внутри Харбинской зоны созданы Центр высоких технологий и База-инкубатор новых идей, которые напрямую сотрудничают с Россией. В частности, при их участии был проведен ряд выставок в Москве, Санкт-Петербурге и Ярославле. Так же специалисты из Харбина планируют открыть в Поволжье постоянно действующую экспозицию "Высокие технологии, инновации, инвестиции и высококачественная продукция Китая".

Идут подготовительные работы и по созданию китайско-российского технопарка в Москве, на территории Московского энергетического института. Основным партнером выбран Харбинский политехнический университет, расположенный в провинции Хэйлунцзян. Этот проект должен стать не просто реализацией соглашения между двумя высшими учебными заведениями, но и важным шагом в вопросах укрепления и развития сотрудничества двух государств в области инноваций.

Помимо этой масштабной задачи у московского технопарка есть еще три прикладных. Во-первых, проведение исследовательских работ, результаты которых потом будут лицензированы, патентованы и проданы Китаю. Во-вторых, оказание консультационных услуг и технической поддержки китайским компаниям, которые хотят обосноваться на российском рынке. И, в-третьих, инкубация совместных российско-китайских компаний.

Уже сейчас кандидатов, желающих принять участие в деятельности технопарка, немало. А первые реализованные проекты могут появиться в будущем году, поскольку первый этап строительства уже завершился: 1000 квадратных метров в новом корпусе МЭИ уже оснащены современной техникой и готовы к работе. Для второй части отведена более обширная территория - 14 тысяч квадратных метров.

Китайские партнеры разносторонне изучают возможность создания в Москве представительств и других своих технопарков, например, Пекинского, который на родине занимает площадь в 400 кв. км.

Продолжается сотрудничество РФ и Китая и в области авиастроения. В ноябре 2004 года Россия примет участие в ставшей уже традиционной авиавыставке в Чжухае. В ходе мероприятия будет проведено заседание российско-китайской комиссии по научно-техническому сотрудничеству, на котором планируется рассмотреть предложения Росавиакосмоса по углублению взаимодействия России и Китая в развитии авиационной техники. В числе предлагаемых мероприятий: проведение совместных фундаментальных исследований в авиастроении и аэродинамике, производство перспективных бортовых интегрированных комплексов РЭО, гражданских пассажирских и учебно-тренировочных самолетов и вертолетов. А также создание авиационных двигателей нового поколения и коррозионно-стойких сварных алюминиево-магниевых сплавов и композиционных материалов.

Последние семнадцать лет Индия и Россия успешно выполняют возможно одну из самых больших совместных программ в области науки и технологии. Масштабы исследований огромны и охватывают широкий спектр научно-технической деятельности.

Научно-техническое сотрудничество между Индией и Россией проходит по двум программам:

Программам, основанным на двусторонних межправительственных соглашениях, которые включают в себя Комплексную Долгосрочную Программу сотрудничества (ILTP), Рабочую группу по Технологии и Программу Академического Обмена.

Программам, основанным на соглашениях между правительственными агентствами

В основе этих программ лежат соглашения о намерениях и протоколы, подписанные российскими и индийскими агентствами.

Комплексная долгосрочная программа сотрудничества (ILTP)

Соглашение было подписано 3 июля 1987г. Горбачевым М.С- Президентом СССР и Радживом Ганди- Премьер-Министром Индии и было продлено еще на 10 лет 3 октября 2000года. КДП – самая большая двухсторонняя научно-техническая программа, в которой Индия когда-либо принимала участие.

Работа КДП координируется Департаментом Науки и Технологий с индийской стороны, и Академией наук – с российской. Результатом постоянных переговоров и совместной работы индийских и российских коллег стало определение направленности совместных проектов и их внедрение в различные области науки и технологии. За 16 лет работы прошедших со дня основания КДП, программа приняла и направила более трех тысяч делегаций, осуществила более трех сот совместных исследовательских проектов, создала 6 совместных исследовательских центров в различных отраслях науки. В настоящее время идет работа над 150 исследовательскими проектами. В скором времени будет открыт еще один совместный центр в области биомедицинского оборудования. КДП сотрудничает по 11 различным направлениям науки и технологии, таким как:

Биотехнология и иммунология

Физические технологии

Лазерные технологии

Катализ

Космические технологии

Ускорители и их применение

Гидрология

Компьютеры и электроника

Биомедицинские технологии

Океанология, ее ресурсы и инженерные технологии

а так же по 7 научным отраслям:

математика

прикладная механика

земные науки

физика и астрофизика

экология и защита окружающей среды

химические науки

науки о жизни

Специализированные научно-технические центры КДП. В рамках данной программы было открыто семь совместных специализированных научно-технических центров. Среди стран-экспортеров технологий, Индия стоит на одном из первых мест по количеству ученых, инженеров, по уровню образования в различных областях науки и математики, а также патентования технологий.

Возлагаются большие надежды на то, что обе страны приложат все усилия для успешной промышленной реализации высоких технологий и коммерциализации продукции, созданной при помощи совместных исследований.

Предметом гордости КДП является Исследовательский Центр Порошковой Метталургии и Новых Материй в Хидерабаде.

В настоящее время центр работает по трем основным направлениям: порошковая металлургия, специальная обработка поверхности и керамические материалы. Это уникальный пример, когда ученые и технологи занимаются совместными исследованиями во имя развития технологий и их внедрения в производство.

Другим важным достижением программы является возможность производства вакцины против полиомиелита, компанией BIBICOL (Биологическая и Иммунологическая Корпорация Бхарат) в Буландшаре. Этот завод производственной мощностью 100 млн. доз вакцины в год постоянно поддерживается и вдохновляется Россией.

Еще одним достижением программы было открытие Индийско-Российского Центра Перспективных Компьютерных Исследований в Москве. Параллельная многофункциональная компьютерная система PARAM 10000, была разработана и установлена в этом центре. Первоначально, система будет работать со скоростью 12.8 GFLOPS, что в последствии будет усовершенствоваться по мере того, как будут оптимизированы остальные приложения.

Индийско-Российский центр Биотехнологии в Аллаабаде, еще одно имя в списке специализированных научно-технических центров, созданных КДП. Соглашение об открытии этого центра было официально подписано Департаментом Науки и Технологий Индии и Российской Академией Наук 5 ноября 2001 года в ходе визита Примьер-Министра Индии в Москву.

Индийско-Российский центр Газовых Гидратов - последнее дополнение в списке центров, созданных КДП. Соглашение об открытии этого центра было официально подписано Департаментом Науки и Технологии Индии и Российской Академии Наук в ноябре 2003 года во время визита Премьер-министра Индии в Москву. Торжественное открытие центра состоялось в Национальном Институте Океанских Технологий в Шеннае 12 марта 2003 года.

Соглашение о намерениях в связи с открытием Индийско-Российского центра по исследованию причин землетрясений было подписано Департаментом Науки и Технологии Индии и РАН в ноябре 2003 года. Центром координируется 17 совместных проектов.

Во время заседания Совместного Совета КДП НТС, которое прошло в Москве с 1 по 3 октября, 2004 года было объявлено о начале функционирования в Москве Индо-Российского Центра по Аюрведическим Исследованиям. Первое заседание Объединенного Комитета Центра состоялось в Москве 03 октября, 2004 года. На заседании присутствовала делегация индийских специалистов.

В недавно организованной Рабочей Группе по Технологии будут привлечены несколько подгрупп, которые ответят требованиям определенных областей науки и технологий, включая информационную.

В ХХI столетии – веке высоких технологий - научное сотрудничество стран БРИК должно войти в новую фазу развития. Потенциалы обеих стран в этой сфере достаточно велики, и они должны быть реализованы с максимальной отдачей. Основной целью на ближайшие десятилетия станет совместное использование ресурсов государств и как следствие повышение уровня жизни населения


Заключение

Принадлежность к разным цивилизациям не обязательно является фактором разделения, потому что у каждой из них накоплена многовековая история культурно-религиозной толерантности. Четверка не имеет обыкновения вмешиваться во внутренние дела друг друга (и остальных стран), принимает своих партнеров такими, какими они сложились на протяжении столетий. У нее очевидная общность интересов и принципов. Эти ведущие неатлантические державы мира по разным причинам не включены или не полностью включены в систему западных организаций, например "восьмерки" и некоторых других, находятся там на задворках, что не соответствует их статусу. Все четыре выступают за демократизацию международных отношений, против гегемонии и политики силы, поддерживают разнообразие мира, создание систем глобальной и региональной безопасности с учетом взаимных интересов, принципов равной безопасности. Они считают, что международные споры должны разрешаться с помощью диалога, на принципах взаимного доверия, обоюдных преимуществ и сотрудничества. У них совпадающие позиции по принципам урегулирования ситуации на Ближнем Востоке, в Ираке, Афганистане, вокруг ядерной программы Ирана. Важнейший ценностный принцип стран БРИК - примат международного права, равноправия и суверенности государств. Четыре страны играют важную роль в экономике своих регионов, выступают в качестве центров региональной интеграции и при этом имеют глобальные интересы. Страны БРИК по пути конвергенции движет возрастающее осознание того, что вместе они способны создать новую мировую экономическую и политическую архитектуру, которая была бы альтернативой нынешней. Альтернативой, которая может привести к возникновению реально многополярного мира.

БРИК - это не организация одного из полюсов, это центр согласования интересов государств, которые являются достаточно крупными, чтобы иметь определенную сферу национальных интересов, которые порой отличны от интересов других центров влияния. Но в то же время они не являются достаточно сильными, чтобы всегда эффективно отстаивать их в одиночку. Развитие БРИК способно внести существенный вклад и в гуманитарную сферу, где сейчас доминируют стереотипы лишь одной культуры.

Что же такое БРИК сегодня? В основном пока это проекция на будущее. Похоже, у глав четырех государств существует согласие по вопросу о том, чем в ближайшее время БРИК не должен или не может быть. Страны "четверки" не намереваются распространять собственные модели экономического и политического развития на другие страны, считая выбор таких моделей суверенным правом народов этих стран. Страны БРИК не стремятся к мировому господству, не собираются претендовать на роль дирекции по управлению миром. Напротив, они заняты поисками путей построения новой мировой системы, основанной на идеалах свободы выбора, справедливости, равноправия. БРИК не собирается подменять собой существующие международные организации. Не рассматривает себя как альтернативу "восьмерке" или "двадцатке", это другой, дополнительный формат. Более того, выступая с продуманных, подготовленных, согласованных позиций, страны БРИК способны внести дополнительный весомый вклад в деятельность других международных организаций, в состав которых они входят, и усилить свой голос в этих организациях. Это не военно-политический блок, не организация коллективной безопасности, не интеграционная группировка и даже не таможенный союз или зона свободной торговли.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.