рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Перспективы сотрудничества в рамках БРИК (Бразилии, России, Индии и Китая)

БРИК - это, скорее, клуб, чем-то похожий на "семерку" в ранней стадии ее развития. На ближайшую обозримую перспективу именно такой формат представляется наиболее реалистическим и разумным. Важно создание института специальных шерпов, как в "восьмерке". Должны существовать национальные рабочие группы по сотрудничеству в рамках БРИК с участием дипломатов, представителей академических и общественных кругов, которые на постоянной основе подкрепляли бы деятельность шерпов. Начавший свою работу в конце прошлого года экспертный "второй трек" БРИК также следовало бы институционализировать. Должен возникнуть парламентский форум БРИК. Требуется создание механизма четырехсторонних консультаций по финансовым или кредитно-денежным вопросам на высоком уровне - не только министров финансов, но и глав центробанков, а также вице-премьеров, отвечающих за макроэкономическую политику.

Бразилия, Россия, Индия и Китай являют собой в каком-то смысле идеальную группу: в ней собраны все типовые представления о мире, мировых проблемах и путях их решения. БРИК - компактная модель современного мира, и его деятельность открывает прекрасную возможность попытаться создать консолидированный взгляд на мировые проблемы и найти приемлемые для всех пути их решения. Четыре государства могут существовать и без БРИК. Но есть понимание, что поодиночке им будет хуже, чем вместе.

Состоявшийся в июне 2009 года в Екатеринбурге Саммит стран БРИК (Бразилия-Россия – Индия – Китай) своими решениями убедительно показал, об этом свидетельствует реакция в мире, что БРИК отнюдь не является некой умозрительной конструкцией, а сложился как форма перспективных взаимоотношений, которая уже стала весомым фактором мировой политики.

Прежде всего, потенциал БРИКа обусловлен тем, что это реальность, идущая от жизни, подкрепляющаяся волей политических руководителей наших стран. Простой факт, что за три года, а именно с 2006 г., этот формат прошел путь от простого четырехстороннего диалога, когда состоялась первая встреча министров иностранных дел на полях Генассамблеи ООН, промежуточным итогом стал уже полноценный Саммит в Екатеринбурге, все это свидетельствует о том, что прежде всего наши страны объединяет сходство подходов к созданию более справедливого, демократичного и безопасного мира, причем миропорядка, который бы отражал культурно-цивилизационные разнообразия. Если посмотреть итоговые документы Саммита, то они прежде всего свидетельствуют о том, что имеются достаточно четко прочерченные линии сопряжения интересов. А именно, заинтересованность в дальнейшей координации взаимодействия в процессе формирования многополярного мира, поддержка идей, инициатив по выработке новой системы устойчивого экономического роста, заинтересованность в укреплении и большей координации сотрудничества в энергетической сфере с участием производителей, потребителей и стран транзита энергоресурсов. Отдельные заявления по продовольственной безопасности также посвящены актуальной теме и свидетельствуют о том, что у нас есть хороший потенциал для работы на данном направлении на международных площадках, прежде всего, в ФАО, Всемирной продовольственной программе, в том числе по реализации решений, достигнутых на Всемирном зерновом форуме в Санкт-Петербурге.

Не опубликовано в качестве официальных документов, но, тем не менее, лидерами четырех стран были одобрены и подготовлены к встрече предложения по дальнейшим направлениям развития диалогов в формате БРИК. Была достигнута договоренность о том, что на регулярную основу будут поставлены встречи не только министров иностранных дел, но и министров финансов, руководителей центральных банков.

Уже из конкретных результатов после Саммита имеется предложение Минсельхоза о проведении в следующем году встречи министров сельского хозяйства. На Саммите получил поддержку уже начавшийся диалог наших четырех стран по проблематике международной безопасности. В его рамках Россию представляет Н.П. Патрушев, Секретарь Совета Безопасности. Достаточно интересным и интенсивным было обсуждение, которое состоялось на первой встрече в Москве в 2009 г. Кстати, Мангабейра Унгер был в полной мере востребован там со своим интеллектуальным потенциалом в качестве министра. Правда, с тех пор он уже вернулся в Гарвард.

Хотелось бы подчеркнуть, что феномен БРИК на сегодняшний день – не только декларации о совпадающих интересах или целях. Сотрудничество в этом формате уже приносит конкретные практические плоды, которые отвечают российским интересам. В качестве иллюстрации хотел бы сказать, что на предыдущей 63 Сессии Генассамблеи ООН партнеры по БРИК поддержали достаточно важные для нас проекты резолюций о мерах транспарентности и укрепления доверия в космической деятельности, проект резолюции в области информационной безопасности и проект о недопустимости определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации и ксенофобии, связанной с ними нетерпимости. Последний проект особенно важен для наших усилий по противодействию активизации идеологии и проявления, в том числе и неонацизма.

Другие конкретные вещи, показывающие, что БРИК уже реально работает – своими скоординированными усилиями Россия, Бразилия, Индия и Китай внесли решающий вклад в обеспечение принятия на лондонском Саммите «двадцатки» решения о преобразовании формы финансовой стабильности, в которые ранее входили ведущие промышленные развитые страны Запада и финансовые организации, в более представительный Совет финансовой стабильности, включающий сегодня все страны «двадцатки». Причем, данный Совет был наделен расширенными полномочиями в сфере укрепления финансового надзора и регулирования. Затем на встрече министров финансов в Лондоне в сентябре 2009 года был одобрен общий подход, который лидеры наших стран реализовали на Саммите «двадцатки» в Питтсбурге, сумев провести решение о перераспределении 5% голосов в Международном валютном фонде и 3% голосов во Всемирном банке от старых членов этих международных институтов в пользу новых развивающихся экономик.

Наконец, еще один штрих, показывающий, что у нас достаточно много точек соприкосновения в экономической сфере. В сентябре 2009 года в Казани прошла под эгидой БРИК международная конференция по конкуренции. В ее рамках было принято четырехстороннее коммюнике, одним из подписантов был наш ФАС, в котором зафиксирована договоренность о налаживании обмена опыта и сотрудничества в области антимонопольного урегулирования. Такие конференции будут проходить на регулярной основе, следующая состоится в Китае.

Если говорить о том, в каком виде можно охарактеризовать наш официальный подход к развитию феномена БРИК, то я бы, прежде всего, сказал, что он рассматривается МИДом как важный инструмент нашей многополярной дипломатии. Российский подход определяется пониманием, что сотрудничество в рамках БРИК будет развиваться постепенно, по мере накопления взаимного доверия и опыта, скоординированной деятельности там, где наши интересы совпадают. Применительно к международной безопасности, речь идет прежде всего о борьбе с терроризмом и экстремизмом, противодействия другим вызовам и угрозам.

Если говорить, стоит ли сейчас вопрос об институционализации и о какой-то формализации этого формата, то нет, ни Россия, ни другие страны, другие партнеры так вопрос не ставят. Нам, в частности, из Москвы видится, что в обозримой перспективе БРИК будет совершенствоваться в качестве диалогового форума, позволяющего осуществлять координацию согласования наших подходов к ключевым вопросам международной повестки дня. Речь не идет о том, где есть взаимная заинтересованность, будет развиваться сотрудничество по линии Госструктур и местных властей, бизнеса. Соответствующие поручения были даны на уровне руководства страны. МИД этим тоже занимается в сотрудничестве с другими ведомствами.

В целом, можно сказать, что взаимодействие в рамках БРИК уже продемонстрировано, этот формат может сыграть свою позитивную стабилизирующую роль в мировых делах, в том числе для согласования более справедливых правил игры, соблюдения законных интересов всех стран международного общения, в том числе на этапе выхода из кризиса. В экономическом измерении в настоящее время приоритетное значение имеет проведение нашей согласованной линии, я говорю о группе БРИК в «двадцатке».

В завершение хотелось бы отметить, что БРИК является довольно неплохим отражением новых методов многосторонней дипломатии, которая соответствует изменяющимся качествам международных взаимоотношений на нынешнем трансформационном этапе развития мироустройства. Он является выражением сетевой многовекторной дипломатии, а сетевая дипломатия – такая дипломатия, когда группа стран взаимодействует в гибких форматах, ничего не имеющих общего с такими иерархическими альянсами прошлого, в которых государства взаимодействуют не против кого-то, а во имя чего-то, именно для реализации своих совпадающих интересов и для того, чтобы своими совокупными усилиями способствовать реализации позитивной повестки дня международных отношений.


Список использованных источников

1.  Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве знаменуются устойчивым развитием российско-китайского сотрудничества от 16 июля 2005 года.

2.  Декларация о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Индией от 3 октября 2000 г.

3.  Соглашение о сотрудничестве в сооружении дополнительных энергоблоков атомной электростанции на площадке "Куданкулам" от 3 декабря 2008 г.

4.  Соглашение о сотрудничестве с торгово-промышленными палатами Приволжского федерального округа (ПФО) от 4 декабря 2008г.

5.  Соглашение между правительствами Китая и России о научно-техническом сотрудничестве, декабрь 1992 г.

6.  Соглашение о создании китайско-российского консорциума - Центра науки и высоких технологий, февраль 1995 г.

7.  Ahluwalia I.J., Little I.M.D. Introduction. India’s Economic Reforms and Development. New-Delhi, 1998.

8.  «Dreaming With BRICs: The Path to 2050» - Economic Research from the GS Financial Workbench» at http://www.gs.com

9.  Kapur A. Regional Security Structures in Asia, Routledge Curzon, London and N.Y., 2003; Bhagwati D.

10.   Mahapatra Ch. South Asia’s Nuclear Issues and U.S. Foreign Policy // Russia-China-USA: Redefining the Triangle / Ed. by A. Voskressensky, N.Y., 1996.

11.  Rangaraian C. Development, Inflation, and Monetary Policy // India’s Economic Reforms and Development Essays for Manmohan Singh. Delhi, 1998;

12.  Saha B.P. Globalization and Global Information Society: Threat to Indian Society and Cultural Ethos. Calcutta, India, 1999.

13.  Алчинов В.М. Международная экономическая интеграция и СНГ. М., 2006.

14.  Виньков А., С. Сумленный. Почем Opel для народа // Эксперт №22 (660), 2009 С.13-15.

15.  Бжезинский Зб. Великая шахматная доска. М., 1998.

16.  Блинов А.С. Национальное государство в условиях глобализации: контуры построения политико-правовой модели формирующегося глобального порядка. М., 2003;

17.  "Большая игра" в Центральной Азии: вчера, сегодня, завтра Андрей Казанцев Неприкосновенный запас 2009-08-31

18.  Брагин Е.А. Индийский путь в контексте экономической глобализации / Глобализация и крупные полупериферийные страны. М., 2003.

19.  «Бразилия – восходящий центр экономического и политического влияния» - Москва, изд-во ИЛА РАН,2008 г.

20.  Братерский М. РФ может перейти на рубли в торговле со всеми странами БРИК // РИА Новости: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.rian.ru/economy/20081106/154524913.html

21.  Брик - самосбывающееся пророчество//"Известия" от 10.12.2008.

22.  БРИК бросает вызов США // "Российская газета" - Федеральный выпуск №4398 от 27 июня 2007 г.

23.  БРИК как новая форма многосторонней дипломатии // Международная жизнь, 31.05.2010г.

24.  Гаджиев К.С. Геополитика: история и современное содержание дисциплины // Полис. 1996. № 2; Гаджиев К.С. Геополитика. М., 1997;

25.  Давыдов В. М. Восходящие страны-гиганты на современной мировой арене //Латинская Америка, 31.07.2009.

26.  Дахин В.Н., Проскурин А.С. Политические проблемы глобализации. М., 2003.

27.  Де Кастро Каролине. «Этапы становления и развития бразильско-российских отношений» // http://www.humanities.edu.ru/db/msg/39465

28.  Делягин М.Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации: Курс лекций. М., 2003.

29.  Дзасохов А.С. Становление и эволюция постколониального мира. Вторая половина ХХ века. М., 2000.

30.  Дугин А.Г. Евразийский путь. М., 2002.

31.  Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997.

32.  Климовец, Ольга Валентиновна Экономические интересы России в международном партнерстве БРИК: монография / О.В. Климовец Ставрополь: Сервисшкола, 2007.

33.  "Конкурентоспособность в условиях информационного общества: опыт стран БРИК", международная научно-практическая конференция (13; 2008; Москва) Материалы Международной научно-практической конференции "Конкурентоспособность в условиях информационного общества: опыт стран БРИК", 22-24 октября 2008 г. = XIII International conference "Compertitiveness in information society: BRICS- countries experience" / Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Гос. ун-т упр." Москва: ГУУ, 2008.

34.  Лунев С.И., Широков Г.К. Трансформация мировой системы и крупнейшие страны Евразии. М., 2001.

35.  Мартынов Б.Ф. «История международных отношений стран Латинской Америки (20 - нач.21 вв.)» - Москва: «Навона», 2008 г.

36.  Медведев Н.П. Политическая регионалистика. М., 2002.

37.  Международные отношения и внешнеполитическая деятельность России // Под общ. ред. С.А. Проскурина. М., 2003.

38.  Меркулов В.И. Россия-АТР: узел интересов. М., 2005.

39.  Михеев В.В. Глобализация и азиатский регионализм: Вызовы для России. М., 2001.

40.  Небогатова О.А. Проблемы экономического роста Индии в условиях глобализации: Конец 20-начало 21 веков: Дисс. …канд.экон.н. М., 2005.

41.  Неделько С.Ю. Основные тенденции в развитии российско-индийских отношений в 90-х-XXI в.: Дисс. …докт.ист.н. Казань, 2003.

42.  Николаева Л. БРИК: иллюзия спасения // Общественно-политический и деловой еженедельник: официальный сайт, 2008 – Режим доступа: http://comments.com.ua/?spec=1223567475&sart=1223567822

43.  Орлов А. Аналитика на службе государства // Международная жизнь, от 30 ноября 2009 г.

44.  Остановить деглобализацию мировой экономики Ренато Руджиеро Россия в глобальной политике 2009-10-31.

45.  Оценки, прогнозы, приоритеты // Экспертно-аналитический журнал Вектор ВТБ №6, 2009.

46.  Панарин А.С. Стратегическая нестабильность в XXI веке. М., 2003.

47.  Парменова М.И. Индия и проблемы региональной безопасности в Южной Азии в конце ХХ - начале XXI века: Дисс. …канд.полит.н. М., 2004.

48.  Практика глобализации: игры и правила новой эпохи / Под ред. М.Г. Делягина. М., 2000.

49.  Проскурин А.С. Глобализация как фактор поляризации современного мира // Социально-гуманитарные знания. М., 2001.

50.  Портяков В. Российско-китайские отношения в 2008 году Проблемы Дальнего Востока 2009-02-28.

51.  Российско-китайское сотрудничество: проблемы и решения (материалы Всероссийской научно–практической конференция, МГИМО (У) МИД РФ, г. Москва, 21–22 декабря 2006 г.) / под ред. А.В. Лукина; Научно-координационный совет по международным исследованиям МГИМО (У) МИД России. – М.: МГИМО-Университет, 2007. – 204 с.

52.  Современный миропорядок и Россия / Под общ. ред. В.А. Михайлова. М., 2005.

53.  «Сборник статей специалистов ИЛА РАН «Серия: Аналитические тетради (№ 18).Новые партнеры Латинской Америки – Китай, Южная Корея, Индия, ЮАР.» //Москва, «Наука», 2005 год.

54.  Статистическая база ООН / UN COMTRADE: официальный сайт. – Режим доступа: http://comtrade.un.org/db/.

55.  Страны БРИК в мечтах и реальности А. В. КИВА Общественные науки и современность 2009-10-31.

56.  Страны БРИК и экономика//Российская Бизнес-газета, N 15, 24.04.2007, с. 1.

57.  Улукин А. Усилить азиатский вектор //Россия в глобальной политике, 2009-04-30.

58.  Чешков М. Белые пятна и черные дыры на карте современного мира // Мировая экономика и международные отношения, 30 ноября 2009 г.

59.  Федоровский А.Н. Интересы России в процессах региональной и субрегиональной интеграции в АТР. М., 2001.

60.  Финансово-экономический кризис: нынешняя ситуация и условия выхода В.В. КУЛЕШОВ ЭКО. Всероссийский экономический журнал 2009-09-30.

61.  Фондовые рынки развивающихся стран: итоги 2007 года//Методический журнал "Инвестиционный банкинг"/26.03.2008.

62.  Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. // Полис. 1994. № 1.

63.  Цыганков П.А. Теория международных отношений. М., 2003.

64.  Шаумян Т.Л. Индия – Будущее экономическое чудо Азии / Индия и мир. М., 2000.

65.  Широков Н.Г., Лунев С.И. Россия, Китай и Индия в современных глобальных процессах. М., 1998.

66.  Юрлов Ф.Н. Россия и Индия в меняющемся мире. М., 1998; Юрлов Ф.Н. Геополитика и стратегическое партнерство России и Индии / Россия – Китай – Индия: проблемы стратегического партнерства. М., 2000 и др.

67.  Ясин Е., Снеговая М. Институциональные и культурные ограничения догоняющих стран // Вопросы экономики, 30.11.2009.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.