рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Перспективы сотрудничества в рамках БРИК (Бразилии, России, Индии и Китая)

Обсуждаемыми перспективными проектами являются переговоры между компаниями "Сибур" и Reliance Industries Ltd. о строительстве газохимического предприятия в России, а также о сооружении терминала по приему сжиженного газа и нефтеперерабатывающего завода в городе Халдия с участием группы Spice и ЗАО "Зарубежнефтегаз".

Расширяются контакты между регионами обеих стран. В настоящее время установлены партнерские отношения между Москвой и Дели, Санкт-Петербургом и Мумбаи, Астраханской областью и штатом Гуджарат, Республикой Татарстан и штатом Андхра-Прадеш, Казанью и Хайдерабадом, Самарской областью и штатом Карнатака.

Значительный потенциал содействия расширению двустороннего взаимодействия имеет созданная в феврале 2008 г. Индийско-российская торговая палата (ИРТП), активно подключающаяся к развитию межрегиональных связей. Подписаны соглашения о сотрудничестве с торгово-промышленными палатами Приволжского федерального округа (ПФО) [4], а также протоколы о намерениях с правительствами Нижегородской и Омской областей. В ее активе также имеется меморандум о взаимопонимании с ТПП Российской Федерации.

Индия является одним из основных партнеров РФ по военно-техническому сотрудничеству. Две страны реализуют в настоящее время программу ВТС, рассчитанную до 2010 года. Она включает свыше 200 проектов на сумму около 20 млрд долларов, значительная часть которых уже выполнена. Среди наиболее крупных сделок – лицензионное производство самолетов Су-30МКИ. Российские предприятия выполняют также индийские заказы по поставкам палубных истребителей МиГ-29К, МиГ-29КУБ и вертолетов Ка-31. Одновременно поставляются в готовом виде и производятся на лицензионной основе в самой стране средние боевые танки Т-90С.

Плодотворно развивается двустороннее научно-техническое сотрудничество. Заключено соответствующее межправительственное соглашение (1994). Осуществляется Комплексная долгосрочная программа научно-технического сотрудничества до 2010 года, в рамках которой в настоящее время ведется работа по более чем 130 различным проектам.

Традиционно большое значение отводится двусторонним связям в области культуры. В ноябре 2003 года в Индии проводились "Дни культуры России", ответный индийский фестиваль состоялся в России 26 сентября – 4 октября 2005 года. С большим успехом в Москве 29-31 мая 2006 года прошли "Дни Дели". В апреле 2007 года в Нью-Дели был организован фестиваль современного российского кино.

В 2008 году в рамках программы Года России в Индии состоялось более 150 крупных мероприятий. 31 марта 2009 года официально открыт Год Индии в России.

Подводя итоги, следует отметить, что БРИК является довольно неплохим отражением новых методов многосторонней дипломатии, которая соответствует изменяющимся качествам международных взаимоотношений на нынешнем трансформационном этапе развития мироустройства. Он является выражением сетевой многовекторной дипломатии, а сетевая дипломатия – такая дипломатия, когда группа стран взаимодействует в гибких форматах, ничего не имеющих общего с такими иерархическими альянсами прошлого, в которых государства взаимодействуют не против кого-то, а во имя чего-то, именно для реализации своих совпадающих интересов и для того, чтобы своими совокупными усилиями способствовать реализации позитивной повестки дня международных отношений.

Укрепляя экономический фундамент многополярного мира, страны БРИК объективно содействуют созданию условий для укрепления международной безопасности. Мы едины в том, что международное сообщество должно опираться на политико-дипломатические и правовые, а не на военно-силовые методы решения конфликтов. Убеждены в необходимости укрепления коллективных начал в международных отношениях и формирования справедливого и демократического мироустройства. Россия, Китай, Индия и Бразилия активно сотрудничают в ООН. Самый яркий пример - соавторство этих государств в резолюциях Генассамблеи ООН по вопросам предотвращения размещения в космосе оружия любого вида, неприменения силовых методов в отношении космических объектов

2.2 Военно-политическое сотрудничество в рамках БРИК

Индия, ее народы, ее культура всегда вызывали у россиян огромный интерес. Что касается военных контактов, то первая попытка установить их с Индостаном относится ко временам Павла 1. В один прекрасный день, если следовать академику Е. Тарле, рассорившийся с Англией император вызвал к себе казачьего атамана Платова, сидевшего за неведомую провинность в Петропавловской крепости. Далее из высочайших уст прозвучал вопрос: "А знаешь ли ты, братец, дорогу в Индию?" Платов не моргнув глазом ответил: "Да, ваше величество". Лишь смерть Павла 1 смогла остановить уже углубившихся в Оренбургские степи 20 тыс. казаков. Но это дела давно минувших дней, обратимся к периоду, последовавшему за историческим для Индостана 1947 г.

Военно-техническое сотрудничество России (СССР) и Индии продолжается уже несколько десятилетий. Начало его относится к 60-м годам, когда над Индией нависла реальная угроза со стороны Пакистана и маоистского Китая. Именно тогда начались массированные поставки советского оружия, прекрасно зарекомендовавшего себя в ходе индо-пакистанских конфликтов 1965 и 1971 гг. К началу 90-х годов доля советской боевой техники составляла не менее 70% вооружения индийской армии. Начиная со второй половины 70-х годов на авиасборочном предприятии в г. Насик индийская корпорация 'Хиндустан аэронотикс Лтд." ("ХАЛ") наладила лицензионное производство и ремонт советских МиГ-21, а затем и МиГ-27.

Доля советских систем оружия существенно превышала долю их западных аналогов, •закупленных Индией или произведенных ею по английским и французским технологиям. Так, соотношение советских танков Т-54/55 и Т-72 (в Индии последние производятся под названием "Аджея") к английским "Виккерс" Мк1 (одноименной фирмы, производились с 1965 г. в Великобритании и собирались из готовых узлов в г. Авади, Индия) и разработанным на его основе "Виджаянта" составило примерно 1:0,7 (1900 и 1250 единиц соответственно): тактических истребителей МиГ-23 БН и МиГ-27 (значительная часть последних была произведена по лицензии компанией "ХАЛ") к англо-французским "Ягуарам" - 4: 1 (330 и 80). Всего же в Индию было поставлено или изготовлено 596 боевых самолетов отечественной разработки против 180 западноевропейских.

К настоящему времени проблема противостояния Индии и Китая уже не столь остра, чему, в частности, способствовал взаимный отвод войск от границы в конце 80-х годов. Вместе с тем в Дели неоднократно высказывалась озабоченность усилением военного присутствия КНР в Индийском океане, в частности, использованием китайским флотом бирманских ба. Немаловажное значение уделяется и проблеме защиты шельфовых нефтепоеных районов, о чем свидетельствуют проводимые с 1992 г. у западного побережья Индостана совместные учения ВВС и ВМС страны.

Конфронтация Индии с Пакистаном продолжается. Это связано прежде всего с неурегулированностью кашмирской проблемы и других территориальных разногласий, а также с работами Исламабада по созданию собственного ядерного оружия, К тому же союзниками Пакистана являются такие сверхдержавы, как США и Китай, не только оказывающие поддержку Исламабаду в военно-технической сфере, но и использующие политические и экономические рычаги давления на Дели. Кроме того, в случае очередного конфликта с Индией Пакистан может рассчитывать на финансовую и экономическую помощь ряда исламских стран - Турции, Ирана, Ливии, Саудовской Аравии.

В конце 80-х - начале 90-х годов в военно-техническом сотрудничестве России (Советского Союза) и Индии наступило некоторое охлаждение. Причиной послужила неурегулированность финансово-экономических отношений и отказ российской стороны от бартера во взаимных расчетах. Свой вклад внесла также проамериканская позиция тогдашнего внешнеполитического руководства и превратное истолкование итогов войны в Персидском заливе как индийской, так, похоже, и российской стороной.

В результате индийские военные, ранее весьма прохладно относившиеся к США, обратились к новейшим американским технологиям. Так, на опытных образцах перспективного легкого индийского истребителя LCA были установлены двигатели фирмы "Дженерал электрик", а их испытания проводились на американских полигонах. Опытный образец комплекса авионики для самолета также был изготовлен американской фирмой "Локхид-Мартин". Впрочем, на LCA нашла применение и российская пушка ГШ-23. Американские газотурбинные двигатели предполагалось установить на перспективном индийском фрегате водоизмещением 4 тыс. т, разрабатываемом с использованием технологии "стеле".

Активно расширялись и чисто военные контакты. В 1991 г. были проведены первые совместные военно-морские учения флотов США и Индии, затем - американских и индийских воздушно-десантных войск на одном из индийских полигонов в джунглях. В 1992 г. индийская сторона обратилась к США с просьбой предоставить ей новейшие военные технологии в области электроники (радиоэлектронной борьбы), систем управления и связи, радаров дальнего обнаружения, а также зенитные ракетные комплексы (ЗРК). Все это, видимо, привело американские военно-промышленные круги к эйфорической мысли о почти полном вытеснении новых российских оружейных технологий с индийского рынка, чем только и можно объяснить резкую реакцию США на поставки из России в Индию криогенных ракетных двигателей.

Последние мало пригодны для военного использования - время для их подготовки к запуску измеряется часами вместо необходимых для эффективного сдерживания потенциального противника нескольких минут. В то же время Индия и без них смогла к середине 90-х годов успешно испытать и принять на вооружение оперативно-тактические ракеты "Притхви" (дальность действия до 250 км) и баллистические ракеты среднего радиуса действия "Агни" (2,5 тыс. км). С самого начала было известно и перспективное назначение криогенных двигателей - создание национальной космической системы многоразового использования, позволявшей снизить стоимость 1 кг выводимого на околоземную орбиту полезного груза с 350 тыс. до 17,5 тыс. рупий. Ссылки со стороны Вашингтона на Договор о нераспространении ракетных технологий выглядели тем более странно, что сами США отнюдь не собирались придерживаться его в отношении собственных стратегических партнеров. Несмотря на все проблемы уже к середине 1996 г. Индия запустила в про­изводство криогенные двигатели и активно вела разработку перспективных кислородо-водородных двигателей.

Не менее активно на индийский рынок оружия устремились компании третьих стран. В частности, израильская авиастроительная фирма "ПАИ" предложила широкомасштабный план модернизации индийских истребителей МиГ-21. Франция выразила готовность продать Индии на льготных условиях новейшие истребители "Мираж-2000-5", способные нести ядерное оружие. Нидерланды предложили свои услуги в качестве поставщика композиционных материалов с использованием элементов технологии "стеле" для истребителя LCA, а также электронику для перспективного танка "Арджун". В Сирии и Египте были закуплены запасные части для российских истребителей МиГ-21 на сумму 30 млн. долл. Подписаны контракты и с бывшими членами Варшавского договора: только Румыния поставила в Индию 100 тыс. автоматов Калашникова на сумму 85 млн. долл. Позднее аналогичное соглашение о закупке АК было заключено с Болгарией. Все эти контракты, без сомнения, следует признать упущением российских внешнеторговых организаций, поскольку лишь фирмы-разработчики способны наиболее эффективно осуществить поставки, обслуживание и модернизацию своих образцов.

Тем не менее взаимная заинтересованность в военном сотрудничестве сохранялась, что привело к смягчению позиций российской стороны в финансовых вопросах. Интенсификации российско-индийских экономических и военно-технических взаимоотношений в значительной степени способствовал визит B.C. Черномырдина в Дели в ноябре 1994 г. В ходе его был подписан блок соглашений, в том числе о защите инвестиций, торговле, космических исследованиях и т.д. С российской стороны для оплаты поставок военной техники и технологий были снова открыты кредитные линии и частично возобновлена система расчетов по бартеру.

Немаловажное значение имел визит в Дели представительной российской делегации в январе 1998 г. В ходе переговоров обсуждался и блок вопросов военно-технического сотрудничества. В частности, было достигнуто соглашение о поставках в Индию зенитно-ракетных комплексов производства Ульяновского механического завода. Индийская сторона проявила также интерес к новейшим российским танкам Т-90 "Черный орел".

В отличие от предыдущих лет характерной особенностью нового этапа военного сотрудничества стали не только прямые поставки отечественного вооружения и военной техники или продажа лицензий, но и взаимодействие в области оборонных прикладных исследований, а также совместного производства вооружения и техники для продажи в третьи страны. Последнее крайне важно для Индии, ибо, несмотря на быстрый рост экспорта национальной оборонной продукции (только с 1992 по 1994 гг. он увеличился вдвое) в стоимостном выражении он к середине 90-х годов составлял всего около 50 млн. долл.

Для России и ее ВПК немаловажно, что в отличие от ряда других рынок оружия Индии расширяется. Так, бюджет индийского министерства обороны на 1996-1997 фин. г. превысил S млрд. долл., что на 10% больше предыдущего. На 1997-1998 гг. запланирован рост оборонных расходов уже на 20%, на сумму свыше 10 млрд. долл. Значительная часть этих средств предназначена для закупок новых систем оружия, в том числе и иностранного производства, а также для проведения НИОКР с использованием зарубежных высоких технологий.

Как неоднократно заявляла российская сторона, Россия и Индия являются стратегическими партнерами. С экономической точки зрения военные поставки в Индию означают сохранение нескольких тысяч рабочих мест и поддержание в рабочем состоянии оборудования ряда российских оборонных предприятий. Существенно и то, что во внешней политике Россия и Индия традиционно придерживаются совпадающих или сходных позиций.

Сегмент истребительной авиации на мировом рынке оружия является, пожалуй, наиболее дорогостоящим. Так, по оценкам зарубежных специалистов, до 2005 г. его объем составит не менее 88 млрд. долл., причем на долю семейства российских Су-27 придется до 16% продаж. Не менее выигрышными выглядят и шансы МиГ-29. Очевидно, что при этом значительная часть экспортных поставок российских истребителей пойдет в Индию.

Одним из наиболее значительных контрактов между Россией и Индией стал заключенный в 1995 г. договор с фирмой МИГ-МАПО о поставках 10 модернизированных истребителей МиГ-29М, составляющих основу индийской ПВО. Оплата будет осуществляться в счет части государственного кредита России Индии на общую сумму 890 млн. долл. Соглашение предусматривает дополнительную продажу еще 20 самолетов, однако расчет за них предусматривается в СКВ, а также бартерными поставками товаров производственного и потребительского назначения. Кстати, в ходе проведенных в 1995 г. на полигоне в г. Покхаран показательных учениях ранее поставленные МиГ-29 были наиболее эффективны в боевых стрельбах по сравнению с другими состоящими на вооружении индийских ВВС самолетами, включая новейшие "Мираж-2000".

Крупнейшим контрактом за последнее время стала договоренность 1996 г. о поставках в Индию 40 многоцелевых тактических истребителей Су-ЗОМКИ (АО "ОКБ Сухого", Иркутское авиационное производственное объединение) на сумму 1,8 млрд. долл. Предполагается, что самолеты будут поставлены до 2003 г., после чего ожидается начало их лицензионного производства на предприятиях "ХАЛ".

Принятию данного решения способствовал ряд факторов. Прежде всего, это естественное желание командования ВВС Индии не отстать от своих потенциальных противников - Китая и Пакистана. Как известно, обе страны активно модернизируют свой парк авиационной техники. В частности, КНР закупила в России и налаживает дополнительное лицензионное производство истребителей Су-27, а Пакистан получает из Франции новейшие самолеты "Мираж-2000-5". Су-ЗОМКИ по всем параметрам превосходят французские истребители и не уступают модели Су-27. Более того, по мнению летчика-испытателя ИАПО В. Подгорного, они даже превосходят последние, поскольку экипаж Су-30 из двух человек способен эффективнее реализовать потенциальные возможности этой модели. В целом же предполагается, что до 2015-2020 гг. истребители семейства Су останутся лучшими в мире.

Выбор Су-ЗОМКИ связан и с хорошо отлаженным сервисным обслуживанием самолетов "ОКБ Сухого" и головного производственного объединения - КНААПО.В частности, лишь эта корпорация предоставляет гарантийное обслуживание на срок до 36 месяцев. Кроме того, на предприятии большое внимание уделяется обучению иностранного инженерно-технического персонала, комплексным поставкам запасных частей и инструментов. Для сборки, облета и гарантийного обслуживания объединение направляет к заказчику бригаду высококвалифицированных специалистов, включая представителей предприятий-смежников. По желанию заказчика на его территории можно создать постоянно действующие гехцентры по обслуживанию и модернизации самолетов. Нельзя не отметить и то, что, используя одну базовую модель (Су-27), "ОКБ Сухого" создало на его основе большое число его различных модификаций.

Таким образом, российские истребители МиГ-29М (в качестве перехватчиков ПВО) и Су-ЗОМКИ (как истребители завоевания превосходства в воздухе и ударные самолеты) на ближайшие 20-25 лет станут ядром ВВС Индии. Собственно индийские истребители LCA, которые начнут поступать на вооружение с 2003 г., предназначены лишь для замены части истребителей МиГ-21 и "Ягуар". Вместе с тем очевидно, что практически при той же цене, что и новейший МиГ-29М (стоимость индийского самолета на данный момент -22 млн. долл., российского - около 25 млн.), LCA будет существенно уступать отечественным истребителям по ряду параметров.

Еще одним крупным контрактом, подписанным между Индией и российскими авиастроителями является соглашение о модернизации 125 самолетов МиГ-21 бис, ранее поступивших на вооружение индийских ВВС, что позволит продлить срок их службы минимум на 15 лет. Нижегородское объединение "Сокол", вступив в острейшую конкуренцию с израильской корпорацией "ИАИ", выиграло конкурс на проведение этих работ. В их ходе предусматривается доведение ранее произведенных в Индии истребителей до уровня МиГ-21-93 "Копье", впервые представленного на первом индийском авиасалоне в декабре 1993 г. На самолеты будет поставлен новый многоцелевой радиолокационный комплекс, аналог используемого на МиГ-29, новые системы оружия, включая управляемые ракеты (УР) класса "воздух - воздух", противокорабельные УР Х-31А и противорадиолокационные X-25МР, а также более совершенная авионика. В качестве субподрядчиков выступают некоторые индийские компании, в частности, "Бхарат электронике" отвечает за поставки систем радиоэлектронной борьбы и связи.

Важной составляющей российско-индийского сотрудничества стало созданное усилиями индийской "ХАЛ" и российским МАПО-МИГ совместное предприятие "ХАЛ-МИГ-МАПО". Предполагается, что накопленный за долгие годы опыт взаимодействия "ХАЛ" с российскими авиастроителями по сборке, лицензионному производству и обслуживанию истребителей МиГ-21/27 будет реализован в масштабах всего региона, например, при сервисном обслуживании малазийских МиГ-29. Кроме того, на предприятии "ХАЛ" в г. Карапут продолжается лицензионный выпуск российских авиадвигателей Р-29Б для истребителей-бомбардировщиков МиГ-27м.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.