Шпаргалки к госэкзаменам по Банковсому Делу
Межбанкв. расчеты – основа б\нал. расчетов. В наст. время строятся на
основе системы м\филиал. оборотов и расчетов по кор\сч. Кор\сч открыв-ся КБ
в ЦБ, на местах ЦБ представлен РКЦ, в кот. открыв-ся счета КБ.
Практика ипотеч. кредитовани яв РФ. (69)
В наст. время происх. процесс возрожд. и формир. системы Ипот. кред-ния
(Началось с развитием частных форм соб-сти). В Моск, С-Пет, Ниж.Новг созд.
1-ые ипот. банки.
Процесс их становления очень сложен. Проблемы развития ипот. кр-ния росс.
банками: 1) недост. ресур. база банков, дефицит кред. рес-сов долгоср. хар-
ра, низкий платежеспос. спрос на недв-сть, выс. темпы инфл. и % ставок
=>оч. дорогие и недоступ.д\больш-ва людей, отсутствие у банков опыта, закон-
во по ипотеке, несоверш-во системы регистрации заклыдных и изъятия недв-ти
у недобросов. заемщиков.
Больш-во ип.бнков – обычные универс. КБ, где ипот. кр-ние нас-я –
незначительно. В тоже время, ип.кр-т необх. д\решения жилищ. проблем.
1990-е гг – Закон «О собственности», 92г – «О залоге».
93г – Ассоциация Ипот. банков – поддержка законов об ипотеке, поддер. ип.
банков.
Д\развития ипот. бизнеса важны источники кред. рес-в – это должны быть
сбережения физ. лиц, своб. ден. ср-ва юр.лиц, необходимы гарантии ПРав-ва +
законы, правов. база + вторичн. рынок ц.б.
2) Долгоср. кр-ние нас-я под залог имущ-ва традиц-но осущ-т Сбербанк РФ
(3-5 лет) – на строит-во, пок-ку, реконстр, кап. рем дома в сел. мест-ти, в
городе. Сумма кредита зависит от з\п заемщика.
Д\получ. кредита необх: паспорт, справка с места раб., док-тыо дох-х по
вкладам вбанках и ц.б., заявку на выдачу кр-та и обеспеч-е, предусмотренное
зак-вом.
НО: выс.%, макс. срок – до 5 лет, необх-мы гарантии Прав-ва, кот. взяли
бы часть рисков, нет дешев. источ-в денег на внутр. рын. (недовер. к надеж-
ти б-ков и инфл-я), отсутст. прав. базы, что сдерживает развитие.
Формирование фин. базы ипот. коедитования. (70)
Фин. базой д\ предост. ип. кр-та явл. долгоср. кред. рес-сы – 1) сбереж-я
нас-я, своб. ден. ср-ва юр. лиц (долгоср. деп-ты, вклады, займы и кредиты,
соб. ср-ва, УК, рез. фонд, нераспр. приб., более 50% Пасс. опер-й – эмиссия
в виде долгоср. Обл.
2)продажа ип. кр-тов на втор. рынке (ипот. обяз-ва), кот. обеспеч. доп.
привлеч. рес-сов д\кред-ния. Этим заним. фин. фонды, компании –скупают Ак-
вы ип. банков, обеспеч-е залогом имущ-ва, и потом от своего имени на их
бызе выпуск. ц.б. (Обл.) Ц.б. ликвидны, т.к. обеспечены недв-тью и позвол.
получ. долгоср. стаб. дох. Д\этого необх. развитый вторич. рынок ц.б.,
его функц-е обесп-т ликв-ть кап-ла ип. банков. Ип.бнки, осущ-яя оп-ции на
вторич. рынке имеют возм-ть допол-но мобилизовать необх. ср-ва , кот. снова
пускают в оборот, выдавая новые кр-ты.
В РФ: в целях расшир. использ-я ср-в нас-я и привлеч. внебюд. источ-ков
фин-ния в жилищ. сфере – указ През-та «О выпуске и обращении жилищных серт-
тов» от 94г. Бр.л, имеющ. права заказчика при провед. строит-ва жилых
домов, земел. уч-ток, проектную докум-цию – могут привлекать фин. ср-ва гр-
н РФ с использ-ем ЖилСерт.
Жилищный сертификат(ЖС) – особый вид Обл, с индексир-мой ном. ст-тью,
дающ. право собс-ку на: А) приобрет. кв-ры при условии приобрет-я пакеты
ЖС, Б) получ. получ-е от эмит-та по 1-му требов-ю индексир. ном. ст-ти ЖС.
К выпуску и обращению допуск. ЖС, проспект эм-сии кот. прошел гос.
регистр-ю в Минфине, выпуск должен иметь гос. рег-ный№.
Финансовый рынок: структура, функции, участники. (23)
Фин. рынок - организованную или неформальную систему торговли финансовыми
инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление
кредита и мобилизация кап-ла. Осн.роль на фин.рынке играют фин. институты,
направляющие потоки ден. ср-в от собственников к заёмщикам. Товаром
выступают деньги и цб. Фин.рынок предназ. для установления непосредст.
контактов м\д покуп-ми и продавцами фин.ресурсов.
Виды фин.рынка: валютный, золота и капиталов.
На валютном рынке совершаются валютные сделки. Основой этого рынка являются
банки и др. кредитные учреждения.
На рынке золота совершаются наличные, оптовые и другие сделки с золотом, в
том числе со стандартными золотыми слитками. Основной V операций с
физическим золотом осущ. между банками и специализир. фирмами; фьючерсная и
опционная торговля золотом сконцентрирована на срочных биржах.
На рынке капиталов аккум. и обращаются долгоср. кап-лы и долговые обяз-ва.
Он явл. осн. видом фин.рынка в условиях рын. эк-ки, с помощью которого
компании изыскивают источники финансирования своей деят-ти. Рынок капиталов
подразделяется на: 1) рынок цб (первичный, вторичный, биржевой и
внебиржевой) и 2) рынок ссудных капиталов. Первичный рынок цб - это рынок,
который обслуживает эмиссию и первичное размещение цб. Вторичный рынок
представляет собой рынок, где производится купля-продажа ранее выпущенных
цб. Существование вторичного рынка само по себе стимулирует деятельность
первичного рынка. По организационным формам: биржевой рынок (фондовая или
валютная биржа) и внебиржевой рынок. Биржевой рынок представляет собой
рынок цб, осуществляемый фондовыми биржами. Порядок участия в торгах для
эмитентов, инвесторов и посредников определяется биржами. Внебиржевой рынок
- это сфера обращения цб, не допущенных к котировке на фондовых биржах.
Организац. структуры фин.рынка включают различ. фин.институты: финансово-
банковские учреждения, страх. компании и др., но ключевыми среди них
являются фондовые биржи, постоянное функционирование которых оказывает
существенное влияние на сферу финансово-кредитных отношений. Хотя биржи
значит. уступают по V совершаемых сделок внебирж. обороту цб, они, тем не
менее, играют огромную роль в перераспред. финресурсов и эффективном их
использовании.
Значение фин.рынка: 1) инвестировать денежные средства в производство, что
позволяет увеличить производственные мощности страны, накапливать ресурсный
потенциал; 2) с помощью фин.рынка облегчается развитие предприятий и
отраслей, обеспечивающих максимальную прибыль инвесторам; 3) перелив
капиталов, осуществляемый на фин.рынках, способствует ускорению НТП,
быстрейшему внедрению научно-технических достижений; 4) финрынок позволяет
цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит, ибо именно на
фин.рынке изыскиваются свободные денежные средства для покрытия растущих
госрасходов.
Финансовая система: понятие, элементы, основы построения. (24)
ФС – совок-ть различных сфер (звеньев) фин. отношений, каждая из которых
хар-ся особенностями в формировании и использовании фондов ден.ср-в,
различной ролью в обществ. воспр-тве. Фин.система состоит из:
а) общегос.Ф. – фед., регион., местн. бюджеты, гос. кред. система, система
гос.страха, пенс.фонд, внебюд. фонды и т.п.
б) финансы хозсубъектов - финансы п\п, АО, комм. банк.система, комм. кредит-
е и страх-е, залоговая, биржевая системы.
Общегос. централиз. фонды ден. рес-в созд-ся путём распред-я и перерасп-я
нац.дохода, соз-го в отраслях матер. произ-ва. Формами их использования
явл. бюдж. и внебюд. фонды, обеспеч-щие потребности гос-ва в решении эк.,
полит. и соц. задач. Иные формы и методы образования и использования
денежных фондов применяются кред. и страх. звеньями фин.системы.
Децентрализ. фонды ден.ср-тв образуются из ден. фондов и накоплений самих
п\п.
Основой фин.системы явл. Ф. п\п - они непосред. участв. в процессе мат.
произ-ва. Источником централиз. гос.фондов ден. ср-в явл. нац. доход, созд-
мый в сфере мат.пр-ва.
Общегос. Ф. - ведущая роль: в обеспечении определённых темпов развития всех
отраслей народного хозяйства; перераспределении фин.ресурсов между
отраслями эк-ки и регионами страны, производ. и непроизв. сферами, а также
формами соб-ти, отдельными группами и слоями нас-я.
Госбюджет – главн. звено фин.системы - форма образ-я и использ-я
централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов
гос.власти. С помощью бюджета происходит перераспределение национального
дохода, что создаёт возможность маневрировать денежными средствами и
целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного
производства, что позволяет влиять на единую экономическую и финансовую
политику страны. В современных условиях средства госбюджета направляются на
осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий,
финансирование конверсии оборонных отраслей, что способствует формированию
рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-техн.
потенциала, обновлению материально-технич. базы. Расходы бюджета на
соцкультсферу имеют не только социальное, но и экономическое значение, т.к.
представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и
служат для повышения материального и культурного уровня жизни народа.
Внебюджетные фонды - это средства федерального правительства и местных
органов власти, связанные с финансированием расходов, не включаемых в
бюджет. Формирование этих фондов происходит за счёт обязательных целевых
отчислений, которые установлены в % к фонду оплаты труда и включаются в с/с
продукции. Имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование
средств в полном V. Обособленное функционирование внебюджетных фондов
позволяет оперативно осуществлять финансирование важнейших социальных
мероприятий.
Гос.кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством
временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на
началах возвратности для финансирования гос.расходов. Кредитором выступают
физ.- и юрлица, заёмщиком - государство. Дополнительные фин.ресурсы
государство привлекает путём продажи на финансовом рынке облигаций,
казначейских обязательств и других видов государственных цб. Данная форма
кредита позволяет заёмщику направлять мобилизованные дополнительные
фин.ресурсы на покрытие дефицита госбюджета без осуществления для этих
целей эмиссии. Гос.кредит используется также в целях стабилизации денежного
обращения в стране.
Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных
бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.
Финансы предприятий различной формы собственности, являясь основой единой
фин.системы страны, обслуживают процесс создания и распределения
общественного продукта и национального дохода. От состояния финансов
предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов
фин.ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в
процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом
процессе бюджета, банковского кредита, страхования. В условиях рынка
предприятия самостоятельно распределяют выручку, формируют и используют
фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые им
средства для расширения производства продукции, используя кредитные ресурсы
и возможности финансового рынка.
Фин. механизм хоз. структуры, его состав и содержание. (40)
Финансы выступают инструментом воздействия на производственно-торговый
процесс хозяйствующего субъекта. Это воздействие осущ. через финмеханизм.
ФМ - это система действия финансовых рычагов, выражающаяся в организации,
планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов.
В структуру финмеханизма входят 5 взаимосвязанных элементов:
1) Фин. методы - способ воздействия финансовых отношений на хозпроцесс.
Действуют в 2-х направлениях: по линии управления движением финресурсов и
по линии рыночных коммерческих отношений (планирование, прогнозирование,
самофинансирование, инвестирование, н/обложение, страхование, аренда,
лизинг). Действие финметодов проявляется в образовании и использовании
денежных фондов.
2) Фин. рычаг - приём действия финметода (прибыль, доход, амортизация,
арендная плата, % ставки, котировка $-курсов, формы расчётов).
3) Правовое обеспеч-е - законы, указы, постановления, приказы министерств,
устав.
4) Нормативное обеспеч-е - инструкции, нормативы, нормы, методические
указания.
Сущность, цели и методы фин. анализа(41)
ФА - метод оценки и прогнозирования фин.состояния п\п на основе его бух.
отчётности. ФА - это способ накопления, трансформации и использования inf
фин. хар-ра. Содержание и осн. цель ФА - оценка фин.состояния и выявление
возможностей повышения эфф-сти п\п с пом. рациональной фин.пол-ки.
2 вида фин.анализа: 1) Внутр. проводится работниками п\п. Инфор. база
такого анализа гораздо шире и вкл. любую inf внутри п\п и полезную для
принятия управленческих решений. Соответственно расширяются и возможности
анализа. 2) Внеш. анализ проводится аналитиками, явл. посторонними лицами
для п\п и поэтому не имеющими доступа к внутр. inf-базе п\п. Внеш. анализ
менее детализирован и более формализирован.
Цели ФА: 1) оценка текущего и перспективного финсостояния п\п; 2)оценка
возможных и целесообразных темпов развития п\п; 3) выявление доступных
источников ср-в и оценка возможности их мобилизации; прогнозирование
положения п\п на рынке кап-лов.
Методы ФА: 1) Неформализир. - это методы,кот. основанны на описании
аналитических процедур на логическом уровне (метод экспертных оценок).
2) Формализованные - основаны на формализованных аналитических зависимостях
(прим. расчет фин.коэф-ов).
Методы ФА:
1) чтение отчетности - изучение абсолютных показ-лей отчетности;
2) вертик. анализ - оценка удельного веса отдельных статей отчетности по
сравнению с общим итогом;
3) гориз. - это анализ изменений различных статей отчётности по сравнению с
предыдущим периодом;
4) трендовый - расчёты относительных отклонений показ-лей отчётности за ряд
лет по сравнению с базисным периодом
5) расчёт финансовых показ-лей - описание финпропорций между разл. статьями
отчётности. Состоит из 2 этапов: расчёт коэф-та и сравнение его с каким-
либо критерием.
В ФА 3 группы моделей:
1. Описательные вкл. гориз. и вертик. анализ, расчёт финансовых коэф-тов и
т.д. 2. Прогностические основаны на прогнозе и планировании финсостояния
п\п и вкл. в себя анализ критических показ-лей (порог рентабельности, точка
безубыточности), регрессивные модели и т.д. 3. Нормативные позволяют
сравнивать фактические или планируемые результаты финдеятельности с
определёнными нормативами.
Фин. анализ на п\п вкл. анализ:
1) Предварительный - общая оценка финсостояния п\п, а также определение
платёжеспособности и удовлетворительной структуры баланса. Анализ. динамика
валюты баланса, структура пассивов, источники формирования оборотных ср-в и
их структура, внеоборотные активы, результаты финдеятельности. Цели анализа
Пас-в: *определяется соотношение между заёмными и собственными источниками
ср-в; *выявляется обеспеченность запасов и затрат собственными источниками,
а также с учётом кредитов; *рассм. причины образования кред. задолженности,
её удельный вес, динамика, структура, доля просроченной зависимости.
2) Анализ финансовой устойчивости. Учитывая, что долгосрочные и
среднесрочные кредиты и заёмные ср-ва направляются преимущественно на
приобретение ОС и капвложения, для выполнения условия платёжеспособности
п\п необходимо ограничить запасы и затраты величиной собственных оборотных
ср-в.
Ттипы фин. устойчивости: а) абсолютная устойчивость финсостояния -
собственные оборотные ср-ва обеспечивают запасы и затраты;
б) нормально устойчивое финсостояние - запасы и затраты обеспечиваются
суммой собственных оборотных ср-в и долгосрочными заёмными источниками;
в) неустойчивое – зап. и затр. обеспечиваются за счёт собственных оборотных
ср-в, долгосрочных заёмных источников и краткосрочных кредитов и займов,
т.е. за счёт всех основных источников формирования з&з.
г) кризисное - з&з не обеспечиваются источниками их формирования - п\п
находится на грани банкротства.
3) Анализ ликвидности баланса позволяет оценить кредитоспособность п\п.
Ликвидность определяется покрытием обязательств п\п его активами, срок
превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств.
Наиболее ликвидные активы (деньги и цбs) должны быть больше или равны
наиболее срочным обязательствам (кредиторской задолженности); быстро
реализуемые активы (дебиторская задолженность и прочие активы) - больше или
равны краткосрочным пассивам (краткосрочным кредитам и заёмным ср-вам);
медленно реализуемые активы (запасы и затраты за исключением расходов
будущих периодов) - больше или равны долгосрочным пассивам (долгосрочным
кредитам и заёмным ср-вам); трудно реализуемые активы (нематериальные
активы, ОС, незавершённые капвложения и оборудование) - меньше или равны
постоянным пассивам (источникам собственных ср-в). При выполнении этих
условий баланс считается абсолютно ликвидным
4) Анализ финансовых коэф-тов. Коэф-ты используются для исследования
изменений устойчивости положения п\п:
а) Автономии = Итог пассива 1 раздела баланса/Итог баланса (не более 0,5) -
рост коэф-та говорит об увеличении финансовой независимости, снижении риска
фин.затруднений в будущем, повышает гарантии погашения п\п своих
обязательств.
б) Соотношение заёмн. и собств. ср-в ….- рост отражает превышение величины
заёмных ср-в над собственными источниками их покрытия. (макс.1)
в) Манёвренности = (Итог П1 + ДК - Итог А1)/Итог П1. Высокое значение
положительно хар-ризует финсостояние.
г) Обеспеченности з&з собственными источниками = (П1+ДК-A1)/A2 (=1) Если
ниже 1 - з&з не обеспечиваются собственными источниками.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|