рефераты бесплатно

МЕНЮ


Шпаргалки к госэкзаменам по Банковсому Делу

ставка. По данной ставке круп. КБ предост-ют кредиты первоклассным

заемщикам-небанкам, т.е. корпорациям. Заключение сделки на межб-ом рынке

может происх-ть в виде генер. договора, в котором оговар-ся условия

кредитных операций в течение конкретного срока. Договор по межб.

кредитованию включает : - объем кредитных ресурсов, - уровень %-ой ставки,

- продолжительность либо договора либо получения кредита, - права, обяз-ти

и ответственность сторон. %-я ставка в теч. всего срока договора остается

не изменной.

Кредитный риск. Критерии оценки и методы регулирования. (87)

Кредитный риск - существующий для кредитора риск неуплаты заемщиком осн.

долга и % по нему. Способы Управления риском (его минимизация):

— путем диверсификации портфеля ссуд и инвестиций банка;

— путем предварит. анализа кредитосп-ти, т.е. возможности заемщика

погасить кредит;

— путем оценки ст-ти выдаваемых кредитов и контроля за кредитами, выданными

ранее.

1) Диверсификация кред. риска предполагает рассредоточение имеющихся у

банков возможностей по кредитованию и инвестированию в цб. Кредитный риск

возрастает по мере увеличения общего V кредитования и степени концентрации

кредитов среди огранич. числа заемщиков. Поэтому банки предпоч. при

постоян. объеме кред. вложений предоставлять кредиты на более мелкие суммы

большему числу независ. др. от друга клиентов. Производится распределение

кредитов и ц.б. по срокам (регулирование доли кратко-, средне- и долгоср.

вложений в зависимости от ожидаемого изменения конъюнктуры); по назначению

кредитов (сезонные, на строительство и т.д.); по виду обеспечения (под

различные виды активов); по способу установления ставки за кредит

(фиксированная или переменная); по отраслям, странам и т.д.

В целях диверсификации осуществляется рационирование кредита — банки

устан. плавающие лимиты кредитования или кред. потолки для заемщиков, сверх

кот. кредиты не пред-ся вне завис. от уровня % ставки.

2) Анализ кредитоспособности - расчет показателей, хар-щих рискованность

фин. положения предполаг. заёмщика, и их анализ. Это показатели

платежеспособности:

— коэффициент абсолютной ликвидности показывает в какой степени

краткосрочные обязательсвтва могут быть погашены за счет высоколиквидных

активов = (Денежные средства + краткосрочные фин.вложения) / краткосрочные

обяз-ва. (Норма= 0,2—0,25);

— промежуточный коэффициент покрытия показывает, сможет ли предприятие в

установленные сроки рассчитываться по своим краткосрочным обязятельствам =

(ден.ср-ва + краткоср.фин.вложения + дебит, задолж-ть) / краткоср. обяз-ва

(0,7—0,8);

— общий коэффициент покрытия показывает, достаточно ли ликвидных активов

для погашения краткосрочных обязательств — отличие от предыдущего

коэффициента в том, что в числитель ещё добавлены запасы и затраты.

(1—2,5).

— коэфф. Фин. независимости = собственные средства / итог баланса. Кроме

того, банку необходимо производить оценку будущих поступлений, чистой

выручки, за счёт которых будет погашаться кредит, на основании расчета

коэффициента чистой выручки. Рассчитываются также показатели финансовой

устойчивости предприятия:

— коэф. соотношения заемных и оборотных средств;

. коэф. оборачиваемости оборотных средств (выручка от реализ. / сред.

стоимость оборотных средств) и т.д.

Анализ кредитного риска может производиться на основании изучения 5

факторов:

— характера (дееспособности) заемщика: его репутации, готовности погасить

долг. Характер определяется на основе данных о погашении кредитов в прошлом

и экспертных оценок;

— возможностей заемщика погасить долг (важным здесь—расчет его прибыли

после уплаты налогов, а также оценка возможностей реализации активов и

привлечения другого источника кредитования);

— капитала (собственного капитала—нетто) заёмщика;

— экон. конъюнктуры и степени зависимости от нее заемщика (рассм. наихудшая

ситуация с т.зр. возможностей погасить долг).

В ряде случаев (прежде всего при принятии решения о предоставлении

потребительского кредита, когда потенциальный заемщик не может представить

своего баланса для анализа) при оценке риска банк может использовать модели

балльной оценки кредита. В этом случае заемщику предлагается заполнить

специальные стандартизированные анкеты. Баллы начисляются в зависимости от

возраста, пола, семейного положения, месячного дохода, оседлости, занятости

в конкретной отрасли и срока работы на конкретном месте, наличия

сберегательного счета в банке, недвижимости, страхового полиса и т.д. Для

принятия положительного решения необходимо, чтобы итоговая сумма баллов

превысила определенный уровень.

На основании данных анализа кредитоспос-ти осущ-ся классиф-я заемщиков,

устан. рейтинги кредитоспос-ти, опред-ся объемы кред-ния, размер и способы

фиксации % ставок, сроки погаш. кред-в, требования к их обеспечению и т.д.

При этом банк руков-ся тем, что чем выше его риск, тем больше д.б. прибыль

банка и тем более детализирован должен быть кредитный договор.

Ставки по кредиту должны компенсировать банку стоимость предоставл-х на

срок средств, риск изменения ст-ти обеспечения и риск неисполнения

заемщиком обязательств.

В процессе текущего контроля за предоставленной ссудой банком обычно

оцениваются:

— достаточность капитала заемщика;

— качество его активов;

— качество управления и контроля на предприятии;

— ликвидность;

— доходность.

В зависимости от этих показателей и степени кредитного риска банка

выявляются пять категорий ссуд:

1) обычный кредит—который будет погашен в соответствии с графиком, риск по

которому для банка находится в допустимых пределах;

2) кредит, имеющий некоторые особенности (например, неполнота

документации), т.е. вызывающий некоторые сомнения;

3) кредит, риск по которому выше обычного, но вероятность неисполнения

заемщиком своих обязательств не превышает 20%;

4) сомнительный—вероятность убытков банка равна примерно 50%;

5) явно убыточный, когда погашение кредита маловероятно.

При ухудшении кредитосп-ти заемщика, банк может потребовать изменения

условий кред. дог-ра или защиты своих интересов (повышения ставки за

кредит, уплаты штрафов и пени, пересмотра графика погашения кредита и т.д.)

или срочного погашения кредита.

Правильность оценок и принимаемых банком решений зависит от опыта и знания

его персонала.

ЦБ: статус, функции, основные операции. (9)

ЦБ занимает особое положение среди всех юр.лиц, занятых управлением или

хоз.деят-тью. С одной стороны, он явл. органом госуправления, а с др.

выступ. как комм. п\п, торгующее деньгами, хотя прибыль не явл. целью его

деят-ти.

УК ЦБ — имущество федер. собств-ти. ЦБ вправе распоряжаться УК по своему

усмотр. Ни один гос.орган не имеет права распоряжаться УК ЦБ.

3 Цели ЦБ: 1) защита и обеспечение устойчивости рубля, в т.ч. обеспечение

покупат. спос-ти руб, устан-ние его объектив. курса по отн. к $; 2)

развитие и укрепление банк. системы; 3) Обеспеч. эффек. и бесперебойн.

функционир-е системы расчётов как внутри страны, так и с внешним миром.

Исходя из этих целей можно определить 9 Функций ЦБ: 1) ЦБ вместе с Прав-ом

разрабатывает и проводит ден.-кред. пол-ку на защиту и обеспеч.

устойчивости рубля; 2) монопольно осущ. эмиссию налич. денег и их

оборачиваемость; 3) явл. орг-цией, кот. имеет право последней инстанции в

вопросах кредитования; 4) устан. правила всех расчётов в РФ; 5) регистр.

все кред. орг-ции и выдаёт им лицензии; 6) регистр. эмиссии цб всех кред.

орг-ций; 7) В области ВЭД организ. вал. контроль, осущ. вал. регул-е,

используя инструмент купли—продажи $; 8) организует расчеты с иностр.гос-

вами; 9) приним. участие в анализе и прогнозировании состояния экономики,

её платёжного баланса в целом, и по регионам. Эта работа проводится 1 раз в

год для доклада в Госдуме.

Управление Центробанком. В соответствие с законом ЦБ подотчётен Госдуме.

ЦБ управляется Советом директоров (Председатель, утверждаемый Госдумой, и

12 членов Совета директоров, выбираемые Госдумой по представлению

Председателя ЦБ и работают 4 года). Совет директоров собирается не реже 1

раза/месяц. Его ф-ции: — утверждение годового отчёта; — рассмотрение сметы

расходов ЦБ; — рассмотрение изменений УК; — определение порядка допуска

иностр. капитала в банк. систему РФ.

При ЦБ создан Национальный банковский совет, состоящий из представителей:

Минфин (1), Минэкономики (1), Председатели палат ВС (2), от Президента (1),

от Правительства (1), эксперты (несколько).

Функции Нац. банквс. совета: *формирование концепции развития банковской

системы РФ; *рассм. проекты и осн. направления ден.-кред. и валют. пол-ки;

*рассм. наиболее важные ?? регулир-я деят-ти всех кред. орг-ций в стране.

ЦБ не может участвовать в капиталах создаваемых КО, но может участвовать в

капиталах и действиях международных организаций. УК ЦБ = 3 млрд. руб. ЦБ не

вправе давать кредиты на финансирование дефицита бюджетов и на другие нужды

правительства, а также покупать гос. цб при их первичном выпуске и

размещении на фондовом рынке. ЦБ и его учреждения освобождаются от уплаты

всех налогов, сборов и таможенных платежей. При организации наличного

денежного оборота не устанавливается официальное соотношение между рублём и

золотом.

За ЦБ закреплены следующие инструменты:

— установление %-ставок по проводимым им операциям. Это min-ставки, по

которым ЦБ осуществляет операции в целях влияния на %-политику в стране и

конкретно на рыночную %-ставку.

— нормативы обязательных резервов, депонируемых в ЦБ устанавливаются в %-

соотношении к обязательствам КО. Резервные требования в соотв. с законом не

должны превышать 20% обязательств КО и являются дифференцированными по

видам кредитных организаций и банков;

— операции на открытом рынке — купля—продажа гос цб, лимит таких операций

устанавливается Советом директоров;

— рефинансир-е банков. Формы, порядок и условия рефинансирования

определяются Центробанком в момент совершения таких операций;

— валютное регулирование — купля—продажа $ на рынке с целью воздействия на

курс рубля и воздействия на суммарный спрос и предложение денег;

— установление ориентиров роста денежной массы осуществляется на основе

расчётов по денежным агрегатам, которые показывают состояние нал. и б/н

денежных средств, участвующих в обороте товаров и денег;

— прямые количественные ограничения в денежно-кредитной политике. Проводя

денежно-кредитную политику, ЦБ осуществляет следующие операции:

— предоставление кредитов на срок не более 1 года, обеспеченных либо цб,

либо др. активами;

— покупка—продажа чеков, простых и переводных векселей, имеющих форму

товарного происхождения со сроком погашения не более 6 мес.

— покупка—продажа облигаций, депозита, сертификатов и др. Ценные бумаги со

сроком погашения не до 1 года.

— выдача гарантий и поручительств другим КО, покупка—продажа, хранение

документов, $; открытие счетов в российских и иностранных КО.

Система межбанковских коммуникаций (swift, reuters) (16)

Развитие миров. рынка влечет за собой увелич. объема валю, кред, фин,

расчетных опер-й. Увеличивается документооборот, кол-во делов. бумаг.

Информац. потоки выходят за нац. границы. В итоге, формир-ся банк данных

д\рынка информац. услуг в миров. масштабе. М\д источниками рынка происх.

обмен инфо, передача сведений о курсах валют и цб., % ставках, положение

на разных рынках, надежность партнеров и т.д. Д\повыш. эфф-ти междунар.

вал.-кред. и расчет. опер-й необх. их макс. компьютеризация.

Брюссель, 1973г. – создано АО – Всемирная Межбанкв. финанс.

телекоммуникац. сеть (СВИФТ). Офиц-но функцианир. с 1977г. Задача: 1)

скоростн. передача банкв. и фин. инфо 2) сортировка и архивация инфо.

РФ вступила в СВИФТ в 89г. (более 230 банков).

Оплата за использование сети на междунар. уровне – по тарифам. При

вступлении в сеть платится взнос. (меняется ежегодно).

СВИФТ не выполн. финкции вал. клиринга.

Свифт охват.:контроль, проверку подлинности отправителя и получателя,

распределение сообщений по срочности, шифровку инфо (обычн. сообщения – в

теч. 10 мин, срочные – 1 мин). Затем сообщения передаются через прямой

канал связи получателя, если он включ. в сеть, или остается до востр. в

базе.

Осн. достижение СВИФТ – создание и использ-е стандартов банкв. докум-ции,

признанной международ. орг-цией инфо. ISO. Это позвол. изюежать сложностей

и ошибок при международ. банкв. расчетах.

Успешное функцион-ние СВИФТ заключ. в стандартизации форматов сообщений,

т.е. разработка единого «языка банков».

Типовые сообщения: движение платежей клиентов, межбанкв. движение

платежей, данные о кред. и вал. опер-ях, выписки из текущ. сч. банков

(включая записи в Деб и Кр. счетов).

Стандартизированы операции: продажа и оформление ц.б., балансов. отчеты

д\клиентов, торговля драг мет., дорожные чеки, гарантии и тд.

СВИФТ ежекварт. издает справочник банкв. инфо кодов, руков-во д\польз-лей

и тд.

Со 2-ой пол. 80-х гг. разраб. новая система START – автоматизир. система

контроля за правильным осуществлением проводок по сч. => повыш.

аккуратность, ускор. обраб. данных, выявл. ошибки => облегч. труд банкв.

служащих.

СВИФТ обслуж. более 160 стран (80% междунар. расчетов).

Др. автоматиз. системы межбанкв. расчетов:

«СЕДЕЛ» – по торговле ц.б.

«Рейтер монитор сервис»- по валют. опер-ям и информац. услугам.

Одна из наибол. распростр. систем мира – ИНТЕРНЕТ – технологич. лидер

«Хьюлет Паккард». Сеть дает получать ЛЮБУЮ инфо.

Концепция развития расчетной сети ЦБ РФ. (17)

Д\повыш. уровня обслуж. клиентов необх. обеспеч. оперативность, беспереб-

ть, кач-сть, конфиден-ть расч. опер-й, осущ. их на миров. уровне с использ-

ем наибол. соврем. и перспект. технологий.

Это завис. от возмож-тей Банка РФ, его рассчет. сети. Важно создать

Единый Федерал. Расчетный Центр, реорганизовать и развть расчетную сеть

ЦБРФ с соотв. со «Стратегией развития платежной системы РФ» и «Концепцией

системы валовых расчетов в режиме реальн. времени ЦБ».

Глав. условие повыш-я эфф-ти расчетов – в развитии всех форм расчетов: а)

прямых корр. отношений с наличием кор.сч., б) внутрибанкв. с использ-ем сч.

межфилиал. расчетов, в) клиринговых, на базе небанкв. кред. орг-ций.

Конкурентность в расч. системе улучшить кач-во обслуж. клиентов.

Важно, чтоб кред. орг-ции могли выбирать способ проведения платежа,

исходя из требований клиента и экономич. целесооб-ти д\себя.

Тарифы за расчеты – должен быть компромис м\д потреб-тью банка в рес-сах

и потреб-тью клиента в оператив. расчетах.

Необх. д\ развития конкур-сти, чтобы :

а) ЦБ опубликовал методику расчета тарифов проведения платежей в своей

расч. сист., тариф. политику на ближ. период (3-5 лет) д\ценовой

ориентации банков при принят реш-й по инвестир-ю ср-в в их собственные

технологии

б) банкв. сообщество вместе с ЦБ выработ. процедуры, исключающие

недобросовестную конкур-цию на рынке расч. услуг, установление демпинговых

цен.

Д\вовлеч. в банкв. оборот ден. ср-в, наход-хся в налич. обращении,

внедряют новые технологии: 1) расчтеты по пласт. картам, 2) использов-е

«электронных денег», 3) осущ. расчетов черед Интернет, с управлением банкв.

счетом в реальном времени из любой точки РФ.

Важно, чтобы расчетная сист. предостав. кред. рг-циям широкий спектр

возм-тей по орган-ции обработки платежей (от полностью электронного способа

до менее оперативного, но дешевле – бумажный вид). Д\этого ЦБ должен

ввести единый формат по всей стране. Предусмотреть д\банков-отправителей ср-

в операт. получать данные о прохождении платежа вплоть о зачисления ср-в на

сч. получателя, опред-т меры ответственности участников расчетов, в том

числе ЦБ.

Комм. банки вместе с ЦБ должны выработ. рекомендации по: 1) унификации

форматов расч. док-тов (возмож, на базе СВИФТ), что ускорит взаимоотнош.

м\д банками-конграгентами, стандартизир. выходные форматы автоматизир-х

банкв. систем. 2) использ-е системы СВИФТ-RUR д\рублевых расчетов м\д

банк.-корреспон-ми. 3) переход банкв. систем РФ на междунар. стандарты

бух.учета и аудита.

Така ярасч. система должна соблюдать банкв. тайну, защищать инфо от

несанкциан. доступа. и тп.

Глобализация финан. рынков. (37)

ГФРынков – своб. межгос. перелив кап-лов в рез-те объединения нац.

рынков. Влечет: 1) либерализ-я деят-ть кред-фин. инстит-в, междунар.

движение кап-лов. 2) унификация нац. и банкв. систем, их взаимное

проникновение на глоб. фин. рынок.

Наибол. глоб. явл. рынок ссудных кап-лов – внедрение соврем. информ.

технологий, ср-в коммун-ции и информ-ции, либерализации нац. рынков,

допуск на них нерез-в, снижение ограничений по проверке некот. операций.

Рез-т Глоб-ии – гигантс. рост объема фин. потоков в мире.

Годов. объем валют. рынка – 430 трилл. дол, суточный объем – 1,3 трлн.

Рынок банкв. кредитов – 40 трлн, РЦБ – 20 трлн.

Глоб-ция кред. и фондовых рынков – объем межнацион. кредитов вырос в 20

раз, вырос объем ц.б. и их видов.

Большая роль принадлеж. институциональным инвесторам – Пенс.Фонд, Страх.

Фонд, инвестиц. компании – они аккедитуют ден. рес-сы и вклад. в ц.б.

Глоб-я осущ. в 2 направл.: 1) международ. кред-е, 2) портфельн. инвес-ции

(преобладающ. вид фин. потоков и по объему и по времени), значит.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.