Шпаргалки к госэкзаменам по Банковсому Делу
Привлекательные качества АДР для инвесторов состоит в: 1. Покупка ц.б. с
более высоким уровнем доходности., чем акции нац. компаний 2. Возможности
выхода на рынок др. страны при отсутствии знаний о иностр. фонд. рынках. 3.
Отсутствие необходимости конвертации получаемых дивидендов и .т.д.
Опционы: общая хар-ка, свойства и основные опционные стратегии. (60)
Опционный контракт - это договор в сотв-вии с которым одна из его сторон
называемая владельцем (покупателем), получает право купить (продать) какой
либо актив по установленной цене до опред-ой в будущем дате или на эту дату
у другой его стороны, называемой подписчиком (продавцом), или право
отказаться от исполнения сделки с уплатой за эти права подписчику некоторой
суммы денег, называемой премией. Опцион, к-ый дает право купить актив,
наз. опционом на покупку или опционом колл. Опуцион к-ый дает право продать
актив наз. опционом на продажу или опцион пут. Актив к-ый лежит в основе
опциона всегда имеет две цены: текущую рыночную цену, или цену спот и цену
исполнения, зафиксированную в опционе. Опцион имеет срок действия. Опционы
делятся на биржевые и небиржевые. Биржевые опционы заключаются только на
биржах, полностью стандартизированы, имеют краткосрочный характер (3мес. -
год). Небиржевые опционы. их рынок формируется банками-дилерами. Делятся
на долгосрочные и краткосрочные. Основными видами долгосрочных небирж.
опционов явл. опционы «кэпы» и «флоры». Потребность в них связана с
необход-тью заключения опционов на длит. срок. (3-5 лет). Существуют
процентные, валютные и товарные кэпы и флоры. Опционы на акции. Обычно
биржа устанавливает перечень компаний которые могут явл. предметом
опционных контрактов. Акции по к-ым разрешается заключение бирж. Опционов
как правило явл. наиболее ликвидными. Стандартная конструкция опциона на
акции: - размер опциона (1000 акций), - цена опциона, - минимальное
изменение цены, - мин. изменение стоимости контракта, - период на к-ый
заключается опцион, - исполнение опциона (физич. поставка акций по цене
исполнения опциона). Процентные опционы - это опционы основывающиеся на
изменении цены различных долговых обязательств. Валютные опционы, в основе
к-ых лежит изменение курсов свободно конвертируемых валют по отношению к
нац. валюте. Опционы на фьючерсные контракты - это опционы, заключаемые на
существующие виды фьючерсных контрактов.
Характеристика рынка корпоративных ценных бумаг. (52)
Эмиссионные корпоративные ц.б. выпускаются в виде акций и облигаций.
Условно соврем-ую историю российского рынка корпорат. ц.б. можно разделить
на 3 этапа: 1. На первом этапе (1990-1992) началось формирование
законодательной базы рос. РЦБ. , установлен порядок лицензирования и
аттестации на РЦБ. Второй этап (93 - нач. 94) - это начало, развитие и
закрытие приватизационных чеков, к-ые были выпущены гос-вом. Мы их
обменивали на акции п/п, продавали. Также наличие различного рода
псевдоценных бумаг (МММ).. это подорвало доверие частного инвестора в этот
рынок. Со второй половины 94г. начался складываться новый фондовый рынок,
на к-ом ведется торговля акциями уже существующих АО. Формируется рынок
крупных инвесторов и посредников. Для третьего этапа (втор. пол. 94г. - по
наст. время) развития рынка корп. ц.б. хар-но: 1. Дальнейшее развитие закон-
ной базы, 2. Прекращение и преобразование деятельности чековых инвестиц-ых
фондов 3. Увеличение участников фондового рынка 4. Быстрое развитие
страховых и негос-ых пенсионных фондов 5. Образование крупного вексельного
рынка в стране 6. Создание орг-ций инфраструктуры фондового рынка
(регистраторов, депозитариев, расчетных палат) 7. Создание рынка первых
фьючерсных контрактов (валютных). Российский рынок корпор. акций условно
делится на две части: 1. Рынок наиболее ликвидных акций, насчитывающий
акции примерно 20-30 компаний, относящихся к отраслям нефтегазодобычи,
энергетики, металлургии, и т.д. к-ые постоянно продаются и покупаются по
рын. ценам 2. Рынок всех остальных акций, прежде всего регион. П/п. Кроме
эмитентов к числу участников фондового рынка в наст. время можно отнести
около 3000 инвестиц. Компаний, 2000 КБ, 1000 страховых орг-ций и негос.
Пенс. Фондов. Рынок рос. акций в большей степени функционирует за счет
иностр. капитала. В 95г. начался выход рос. корпор. ц.б. на внешние
фондовые рынки через механизм депозитарных расписок (АДР). Осн. проблемы
рос. рынка акций: - развитие инфраструктуры фондового рынка, - повышение
информ. открытости рынка, - создание полной законодательной и другой
нормативной базы, - вовлечение в рын. оборот все большего числа акций рос.
акционерных обществ.
Фьючерсные контракты: общая характеристика, свойства и организация
торговли. (59)
Фьючерсный контракт - это стандартный биржевой договор купли-продажи
биржевого актива через опр-ый срок в будущем по цене, установленной
сторонами сделки в момент ее заключения. Фьючерсный контракт полностью
стандартизирован. Заключается в ходе биржевой торговли. Гарантом его
исполнения явл. сама биржа. Заключение фьюч. конт. на условиях его
покупателя наз. «покупкой» контракта, а на условиях продавца - «продажей».
Принятие обяз-ва по контракту наз. «открытием позиции». Ликвидация обяз-ва
«закрытие позиции». Фьючерсные контракты делятся на 2 класса: товарные и
финансовые. Товарные фьюч. класиф-ся по след. группам биржевых товаров: -
с/х сырье и полуфабрикаты (зерно, мясо), - лес и пиломатериалы, - цв. и
драг. металлы, - нефть, газ, бензин и др. Финансовые фьюч. делятся на 4
осн. группы: валютные, фондовые, процентные и индексные. Валютные фьюч. -
фьюч. контракты купли-продажи какой либо конвертируемой валюты. Заключаются
на бирже, с полным уровнем стандартизации и механизмом их гарантирования.
Фондовые фьюч. - это фьюч. контракты купли-продажи некоторых видов акций.
Широкого распространения не имеют. Процентные фьюч. - это фьюч. контракты
на изменение процентных ставок (краткосрочные) и на куплю-продажу
долгосрочных облигаций (долгосрочные). Индексные фьюч. - это фьюч.
контракты на изменение значений индексов фондового рынка. Фьюч. контракт на
валютный курс - это стандартный биржевой договор купли-продажи опр. вида
валюты в конкретный день в будущем по курсу, установленному в момент
заключения контракта. Конструкция вал. фьючерса: - цена контракта, -
размер, - мин. изменение курса, - изменение стоимости контракта, - период
на к-ый заключается контракт, - поставка по контракту.
Государственные ценные бумаги: общая характеристика, порядок размещения и
обращения. (51)
ГЦБ - это форма существования гос-ного внутреннего долга; это долговые
ц.б., эмитентом к-ых выступает гос-во. Выпуск в обращение ГЦБ может
использоваться для решения след. осн. задач: 1. Финансирование дефицита
гос. бюджета (без допол. выпуска денег в обращение), 2. Финансирование
целевых гос-ных программ в области жил. строительства, социального
обеспечения и т.д. 3. Регулирование эк-кой активности: ден. массы в
обращении, воздействие на инфляцию и т.д. Преимущества ГЦБ: - высокий
уровень надежности для вложения средств и миним. риск потери, - наиболее
льготное налогообложение. Размещение ГЦБ обычно осущ-ся: 1. Через
центральные банки или министерства финансов. 2. В бумажной (бланковой) или
безбумажной формах (в виде записей на счетах в уполномоченных
депозитариях). Тенденция в увел. безбум. Форме. 3. Разнообразными методами:
аукционные торги, открытая продажа всем желающим, закрытое распространение
среди опр. круга инвесторов и т.д. ГЦБ занимают ведущее место на рынке
облигаций, 50%., наибольший удельный вес имеют среднесрочные и долгосрочные
облигации. Основные проблемы рынка ГЦБ: - краткосрочный характер (инфляция
большая), - налогообложение, - организация региональных рынков (свободные
капиталы тер-рий), - необходимость вовлечения своб. ден. ср-в населения на
рынок ГЦБ и т.д. Виды ГЦБ. По виду эмитента: 1. Ц.б. федерального
правительства 2. Региональные ц.б. 3. Ц.б. гос-ых учреждений 4. Ц.б. к-ым
придан статус гос-ых. По форме обращаемости: рыночные и не рыночные. По
срокам обращения: Краткосрочные, среднесрочные (1-10) и долгосрочные. По
способу выплаты доходов: 1. Процентные ц.б., 2. Дисконтные ц.б. 3.
Индексируемые облигации 4. Выигрышные 5. Комбинированные облигации.
Регулирование деятельности коммерческих банков. (5)
Регулирование кредитно-банковских институтов - это система мер, посредством
к-ых гос-во через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование
банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.
Функции общего регулирования деятельности банков возложены на ЦБ. Это
регулирование призвано обеспечивать:1. - устойчивость работы и укрепление
фин. положения банка,2. - ориентацию и стимулировании деят-ти банка в
области кредитования на выполнение приоритетных задач эк-ки и повышения
благосостояния общества;3. - научную орг-цию денежного обращения в народном
хозяйстве. При этом со стороны ЦБ используются в первую очередь эк-кие
методы управления и затем административные. С учётом складывающейся
ситуации в экономике ЦБ регулирует деятельность банков посредством
использования такого комплекса экономических мер, как: - изменение норм
обязательных резервов, размещаемых банками в ЦБ; - изменение V кредитов
выдаваемых ЦБ банкам, а также %-ставок по кредитам; - проведение операций с
ценными бумагами и валютой. Для этих целей ЦБ издал инструкция № 1.. В
соответствие с этими нормативными документами ЦБ образует резервный фонд
кредитной системы РФ. В данный фонд сдаются: - временно свободные средства
на расчётных, текущих счетах, а также внесённые во вклады и депозиты пред-
ями, орг-циями и гражданами. Не включаются в состав этих средств кредиты
других банков. Фонд создан для того, чтобы своевременно выполнить перед
клиентами свои обязательства по возврату ранее привлечённых средств. ЦБ,
изменяет нормы обязательных резервов.. Резервируемая часть - по вкладам д/в
- 16, по срочным вкладам - 10-14%.
Экономическое воздействие ЦБ на банки может осуществляться посредством
предоставления в их распоряжение централизованных кредитных ресурсов для
целей последующего предоставления ссуд хоз.субъектам. Если кредитные
ресурсы отд. банков недостаточны, а получения кредитов у других банков
исчерпаны, ЦБ может предоставлять таким банкам ссуды на условиях кредитного
договора. При этом ЦБ оказывает воздействие экономическими методами на
кредитную и процентную политику, проводимую банками по отношению к своим
заёмщикам. Для регулирования деятельности банков ЦБ может использовать и
административные методы. При нарушении кредитной организ-ей нормативных
актов, предписаний ЦБ вправе: 1. Взыскать с кредитной организации штраф до
1 % от размера оплаченного УК 2. Потребовать от кред. орг-ции осущ-ния
мероприятий по фин. оздоровлению кред-ой орг-ции, в т. ч.: изменения
структуры активов, замены руководителей , реорганизации кредитной
организации (назначить временную администрацию по управлению кредитной
организацией на срок до 18 месяцев, отозвать лицензию на осуществление
банковских операций ).
Банковский надзор преследует 2 цели: 1.защиту вкладчиков банка от возможных
потерь; 2.- поддержание стабильности на финан. рынке посредством
предотвращения системных рисков. При осуществлении ЦБ функции надзора и
контроля за деятельностью банков в его задачи входят:
- выдача лицензий на банковскую деятельность; - проверка отчетности ,
предоставляемой банками; - ревизии на местах; - контроль за соблюдением
норм банковских операций.
Региональные финансы: состав и роль в организации рыночных отношений. (25)
Гос. финансы - это денежные отношения по поводу распределения и
перераспределения стоимости общественного продукта и части национального
богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении
государства и его предприятий и использованием государственных средств на
затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-
культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления.
Гос. финансы включают в себя фед-ые и рег-ые финансы. В состав гос.
финансов включаются: бюджеты разных уровней гос-ого управления,
внебюджетные фонды, госкредит, финансы госпредприятий. Самостоятельной
частью бюджетной системы РФ как суверенного государства являются местные
бюджеты.. За счёт местных бюджетов обеспечивается финансирование более 80%
бюджетных расходов на здравоохранение, более 60% расходов на просвещение;
крупные бюджетные средства направляются на развитие производственной и соци-
альной инфраструктуры. Местные бюджеты имеют многочисленные источники
доходов: - отчисления от налогов вышестоящего уровня; - часть налога на
имущество предприятий; - налог на имущество физ. лиц; - налог с имущества,
переходящего в порядке наследования и дарения; - земельный налог; -
госпошлина и др. Органы местного самоуправления вправе образовывать целевые
внебюджетные и валютные фонды. Средства этих фондов формируются за счёт:
а) добровольных вносов и пожертвований граждан, предприятий учреждений и
орг-ций на соотв-щие цели ; б) сумм штрафов за загрязнение окружающей среды
и нерациональное использование прир. ресурсов; в) суммы штрафов за порчу и
утрату объектов историко-культурного наследия, памятников природы г) иных
доходов внебюджетных фондов в соответствии с законодательством. Средства
внебюджетного и валютного фондов находятся на спецсчетах, открываемых
местной администрацией, изъятию не подлежат и расходуются с целевым
назначением. Расходы местных бюджетов осуществляются за счёт их доходов и
субвенций, полученных из бюджетов вышестоящего территориального уровня.
Гос. кредитные отношения возникают в связи с мобилизацией временно
свободных денежных средств предприятий, организаций и населения и их
передачей во временное пользование органам гос. власти для обеспечения
финансирования гос. расходов. Привлечение государством временно свободных
денежных средств юр.- и физлиц осуществляется путём продажи на фин.рынке
облигаций, казначейских обязательств и др. видов гос. цб. (выпуск и продажа
облигаций местных органов власти).
В последнее время местные бюджеты развиваются быстрыми темпами в связи с
повышением роли и влияния местных органов власти: растут масштабы местного
хозяйства, расширяются и усложняются функции местных органов власти.
Местные бюджеты все больше используются для регулирования экономических
процессов, влияют на размещение производительных сил, способствуют
повышению конкурентоспособности продукции, выпускаемой местными
предприятиями, созданию тер-ой инфраструктуры, финансированию затрат по
воспроизводству трудовых ресурсов. Важную роль играют местные бюджеты в
реализации социальных программ.
(26) Государственный бюджет: понятие, функции и роль в экономике страны.
Финансовые отношения, складывающиеся у гос-ва с пред-ями, орг-ями, учр-ями
и населением, называются бюджетными. Гос.бюджет - это денежные отношения,
возникающие у государства с юр. и физ. лицами по поводу перераспределения
национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного
фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-
культурных мероприятий, нужд обороны и гос. управления. Сущность гос.
бюджета как экономической категории реализуется через распределительную и
контрольную функции.С помощью распределительной функции бюджета происходит
концентрация денежных средств в руках государства и их использование с
целью удовлетворения общегос. потребностей. Контрольная функция позволяет
узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в
распоряжение государства и эффективно ли они используются. Бюджет
используется в качестве инструмента гос. регулирования экономики,
стимулирования производительных и социальных процессов. В новых условиях
хозяйствования необходимо изменить направление вложения бюджетных средств.
Большое значение приобретают гос.инвестиции в прогрессивные отрасли эк-ки,
в обеспечение стратегических направлений её развития. Через налоги,
налоговые льготы, V и направление бюджетного финансирования можно влиять на
различные стороны хозяйствования, ускоренному обновления производственных
фондов, быстрейшему внедрению в произ-во научно-технич. достижений,
повышению рентабельности. В перспективе роль государственного бюджета в
социальных процессах будет усиливаться. Обусловлено это тем, что именно
бюджетные средства в совокупности с внебюджетными фондами являются
финансовой базой осуществления социальных преобразований. Расходы
госбюджета. Расходы федерального бюджета РФ классифицируются: 1) по своей
роли в процессе воспроизводства: - затраты, связанные с финансированием
материального производства; - затраты на содержание непроизводственной
сферы;
2) по функциональному назначению:- расходы на финансирование народного
хозяйства; - на социально-культурные мероприятия; - оборона страны; -
содержание аппарата управления; - правоохранительная деятельность и
обеспечение безопасности; - фундаментальные исследования и НТ; - расходы
по обслуживанию госдолга. Расходы бывают текущие (з/п, закупка товаров и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|