рефераты бесплатно

МЕНЮ


Финансовая устойчивость коммерческих банков

банкам нужна грамотная депозитная политика, в основу которой ставится

поддержание необходимого уровня диверсификации, обеспечение возможности

привлечения денежных ресурсов из других источников и поддержание

сбалансированности с активами по срокам, объемам и процентным ставкам.

Не секрет, что кредитование, как одно из основных направлений

использования кредитных ресурсов - самое рисковое в России направление

деятельности банков. Основные причины этого следующие:

Это тяжелая ситуация в промышленности, когда глубокий спад сменяется

депрессией и новым спадом; и финансовый голод предприятий, проявляющийся в

кризисе неплатежей; объективная необходимость в долгосрочных кредитах,

которая автоматически повышает рискованность инвестиций в производство;

общая неуверенность хозяйствующих субъектов в перспективах экономической

ситуации; проблемы некачественного финансового менеджмента; и, наконец,

отсутствие заверенной и обоснованной политики в отношении реального

сектора.

Специфика ситуации состоит в том, что кредитованием реального сектора

занимаются в основном региональные банки, а они в условиях концентрации и

централизации капиталов, жесточайшей политики ЦБ в области банковского

регулирования - первые кандидаты на ликвидацию, слияние и поглощение. А

крупные банки, имеющие, как правило, свои головные офисы в Москве,

размещают свои ресурсы чаще всего в крупные экспортоориентированные

предприятия, кредитование которых осуществляется в условиях владения

банками значительной частью их акций с наименьшим риском.

Некоторые банки рискуют, разоряются и ликвидируются. Но те элементы

российской банковской системы, которые имеют развитую клиентскую сеть и

связаны с предприятиями реального сектора, целесообразно оставлять и

поддерживать, даже если они испытывают определенные трудности.

Региональные банки могут и должны увеличивать как размер своих

кредитных ресурсов, так и долю вложенных кредитных ресурсов. Ситуация, в

которой некого кредитовать, вызвана именно низкой активностью в

производственном секторе, а она, в свою очередь, вызвана дефицитом денег у

производителей. В США ссуды составляют примерно 2/3 активов коммерческих

банков, учитывая присутствие кредитующих небанковских финансовых

институтов. В России же статистика показывает, что кредиты в среднем

составляют 41% активов, варьируясь от 5.5% (банк “Альба-Альянс”) до 90%

(Русский банк имущественной опеки). Значит, резервы роста есть и они

объективны.[50]

Меры, которые, на наш взгляд, необходимо принимать являются

следствием проблем описанных выше:

1. Меры макроэкономического характера:

- небольшое снижение ставки рефинансирования и доходности

государственных ценных бумаг, с принятием правила изменения ставки не чаще

чем один раз в определенный период (например - квартал) на законодательном

уровне;

- более мягкая денежно-кредитная политика (осторожное увеличение

денежной массы при подконтрольной инфляции);

- принятие Земельного кодекса и Закона “Об ипотеке”, которые сделали бы

оборот земли реальностью;

- изменение величины норматива Н11, что позволит банкам, по крайней

мере устойчивым, принимать вклады граждан в сумме, превышающей величину

собственного капитала;

- изменение величины норматива Н8 для специализированных банков, что

поможет им нормально работать, имея прочную ресурсную базу в одной отрасли,

не превышая указанного норматива в несколько раз;

- снижение количества обязательных экономических нормативов до уровня

при котором банки смогли бы эффективно оперировать ими. За последние семь

лет инструкция №1 изменялась восемь раз. И можно с уверенностью утверждать,

что процесс будет продолжаться как из-за введения нового плана счетов, так

и из-за меняющейся экономической ситуации.

- далее, следует минимизировать налогообложение сумм резервов,

формируемых под не возврат ссуд, а именно: исключить, по крайней мере

частично, из облагаемой прибыли и те резервы, которые создаются под ссуды

по первой группе риска.

2. Меры микроэкономического характера:

- региональные банки, имея небольшой ресурсный потенциал должны

проводить политику увеличения своей ресурсной базы;

- банкам необходимо усилить работу по привлечению мелких вкладчиков;

- нужно начать осуществление трастовых операций с денежными средствами,

что регламентируется инструкцией ЦБ №63 от 2.07.97. и уже используется в

западных и центральных регионах;

- особое внимание стоит обратить на лизинг: сегодня многие предприятия,

не имеют средств, для закупки оборудования по полной стоимости, особенно

импортного, но у них вполне хватит средств, для выплаты лизинговых платежей

поэтому лизинг особенно необходим российским предприятиям, поскольку за

последние 7 лет наблюдалось постоянное снижения уровня капиталовложений в

основной капитал, тем более что ряд мер в качестве поощрения лизинга уже

принят: разрешение относить лизинговые платежи на себестоимость; льготы

банкам, кредитующим лизинговые операции.

- банкам, для эффективного использования кредитных ресурсов, нужно

продолжать вводить в использование новые технологии, в частности

пластиковые карточки и торговлю через диллинговые системы; проведение

торгов в сети Интернет явилось серьезным технологическим прорывом и дало

возможность создания частного диллинга; портативный компьютер со

встроенным модемом, обученный трейдер и доступ к свежим котировкам дают

банку возможность размещать на краткосрочной основе часть кредитных

ресурсов, которая оказалась не использованной на конец дня.

Коммерческие банки, столкнувшись с огромными трудностями и реальной

перспективой прекращения своего существования, принимают широкий комплекс

конкретных практических мер по стабилизации своей деятельности. Проводят

всестороннюю реструктуризацию своих активов и пассивов, освобождаются от

неэффективных и убыточных операций, ограничивают внеоперационные расходы,

совершенствуют управление всеми видами рисков и ликвидностью, усиливают

внимание к повышению профессионального уровня руководителей и всех

специалистов с тем, чтобы они могли активно и результативно осуществлять

все банковские функции на финансовых рынках, в непрерывно ужесточающихся

общих финансовых условиях. Эти меры дают определенные результаты. Однако

они не могут изменить общий тенденции непрерывного осложнения и резкого

ухудшения условий функционирования всей системы коммерческих банков страны,

чреватой для нее, намного большими разрушительными потрясениями, чем

октябрьский (1994г.), августовский (1995г.) и 1998 г. банковские

кризисы.[51] Поэтому для решительного оздоровления ситуации в банковской

сфере, наряду с усилиями самих коммерческих банков, неотложно необходимы и

крупномасштабные общегосударственные меры. Такие меры (с соответствующими и

всесторонними обоснованиями) уже неоднократно предлагались не только

отдельными коммерческими банками, но и содержатся в резолюциях, обращениях

и других документах целого ряда банковских объединений и прежде всего

Ассоциации российских банков. Данные меры в основном сводятся к следующему:

-разработать и осуществить развернутую программу стабилизации денежно-

кредитной сферы, в том числе системы коммерческих банков, сделав упор не на

банкротство коммерческих банков, а на их всестороннюю финансовую и другую

поддержку в различных формах, реорганизацию и структурную перестройку

банков, в том числе путем их слияния;

-создать современную систему рефинансирования коммерческих банков,

посредством организации и осуществления учета векселей, поскольку

применяемые в настоящее время ломбардные и расчетные кредиты, не в полной

мере решают проблемы;

-разработать и ввести в действие механизмы перераспределения ресурсов

коммерческих банков через Банк России, так как представляется весьма

сложным решить эту задачу в сложившейся ситуации через систему МБК;

-сформировать фонд санирования коммерческих банков, в которой можно

было и целесообразно направить часть средств коммерческих банков,

хранящихся на счетах обязательных резервов в Центральном Банке Российской

Федерации;

-рассмотреть и решить вопрос об уменьшении размеров обязательных

резервов по рублевым и валютным привлеченным средствам.

Все это дает основание полагать, что осуществление кардинальных как

общих, так и специальных мер позволит в кратчайшие сроки повысить

устойчивость банковской системы, что, в свою очередь, будет активно

способствовать реальной стабилизации всей социально-экономической ситуации

в стране, в том числе и финансовой. Центральный Банк России в свою очередь,

также разработал стратегию преодоления кризисных явлений и повышения

стабильности кредитно-денежной системы в целом. Для достижения этой цели,

Центральный Банк использует самые различные инструменты и методы, в том

числе:

1. Установление положений, регламентирующих деятельность коммерческих

банков.

2. Осуществление надзора за их деятельностью.

3. Усиление контроля, за соблюдением обязательных экономических

нормативов.

4. Установление порядка рефинансирования кредитных организаций.

Среди этих мероприятий, важное место, занимает совершенствование

порядка регистрации банков и лицензирования их деятельности. Для

осуществления надзора за деятельностью банка был создан новый департамент,

который занимается диагностикой причин, которые могут поставить

коммерческий банк в сложное финансовое положение. При этом анализу

подвергаются многие вопросы, в том числе, осуществляется оценка качества

активов и управления банком и их рисками. Одновременно была создана система

раннего реагирования, и в результате ЦБ РФ уже в настоящее время

располагает информационно-аналитическими возможностями, позволяющими

ежедневно оценить ситуацию в банке по ключевым переменным величинам:

движение средств на корреспондентском счете, обороты за день и т.д.

Проблема совершенствования деятельности банков, включает не только контроль

над ним со стороны ЦБ РФ, но и создание эффективной системы внутреннего

банковского контроля. Речь идет, о создании в банках независимой структуры,

имеющей контрольные функции. Среди инструментов и методов ЦБ РФ,

направленных на поддержание надежности банковской системы, важное место

занимает рефинансирование банков. Под рефинансированием банков понимается

их кредитование Центральным Банком, учет и переучет векселей и проведение

кредитных аукционов. Рефинансирование осуществляется в случаях, когда банки

испытывают финансовые трудности и не могут в короткое время привлечь

необходимую сумму кредитов из других источников, то есть Центральный Банк

выступает в роли кредитора в последней инстанции. Кредиты выдаются, как

правило, на короткий срок, под высокие проценты и полностью обеспечиваются

залогом. Таким образом, Центральным Банком в тесном контакте с

коммерческими банками, проводится большая работа по укреплению и

оздоровлению банковской системы России, повышению надежности и

стабильности коммерческих банков. Начато осуществление серии мероприятий

по регламентации и надзору над деятельностью банков, усилению контроля над

соблюдением ими обязательных экономических нормативов и их

рефинансированию. Очень много еще предстоит сделать по воплощению этих

мероприятий в жизнь.

Заключение

Финансовая устойчивость – это такое состояние финансовых ресурсов

предприятия, их распределение и использование, которое обеспечивает

развитие производства (и услуг) на основе роста прибыли и капитала при

сохранении платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого

уровня риска; параметр положения компании, то есть позиция компании по

вопросам соотношения активов и пассивов в течение определенного периода

времени.[52]

В условиях стабилизации банковской системы особое значение приобретает

деятельность по выбору банка. Наиболее важными критериями выбора банка,

могут служить, во-первых, тип банка; во-вторых, ассортимент предоставляемых

им услуг; в-третьих, качество и цена услуг и, наконец, самое главное –

устойчивость банка.

Под устойчивостью банка понимается его способность без задержек и в

любой ситуации на рынке выполнять взятые на себя обязательства. Поддержание

устойчивости банков требует комплексного изучения их деятельности с

применением широкого набора аналитических приемов. Надёжность банка зависит

от множества различных факторов.

Существуют несколько подходов к анализу надежности КБ: со стороны ЦБ,

на основе рейтинговой системы и так далее.

Центральный банк РФ выполняет роль главного координирующего и

регулирующего органа денежно-кредитной системы России. Одной из основных

целей его деятельности является обеспечение эффективной и стабильной работы

всей банковской системы.

В основе рейтинговых оценок лежит обобщенная характеристика по

конкретному признаку (критерию), позволяющему ранжировать банки в четкой

последовательности по мере убывания данного признака или расположить их по

определенным группам.

Данные балансов коммерческих банков являются основным источником для

выработки ЦБР основных направлений денежно-кредитной политики и

регулирования деятельности первых.

Вероятность неблагоприятного влияния конкретных факторов или их

комбинаций на устойчивость банка характеризуется рисками. Под риском

понимается угроза потери части своих ресурсов, недополучение доходов или

произведение дополнительных расходов в результате проведения финансовых

операций (размер возможных потерь определяет уровень рискованности этих

операций). Принятие рисков - основа банковского дела. Банки имеют успех

тогда, когда принимаемые ими риски разумны, контролируемы и находятся в

пределах их финансовых возможностей и компетенции. Риск должен быть

определен и измерен. Этот процесс управления включает в себя: предвидение

рисков, определение их вероятных размеров и последствий, разработку и

реализацию мероприятий по предотвращению или минимизации связанных с ними

потерь.

Это предполагает разработку каждым банком собственной стратегии

управления рисками, то есть основ политики принятия решений таким образом,

чтобы своевременно и последовательно использовать все возможности развития

банка и одновременно удерживать риски на приемлемом и управляемом уровне.

В экономической ситуации, сложившейся к настоящему времени в России,

наметились некоторые положительные тенденции, связанные с относительной

финансовой стабилизацией. Существенную роль в стабилизации экономики,

должно сыграть укрепление банковской системы. Между банками сложились

деловые отношения, построенные на взаимном доверии, взаимопомощи. Но в

настоящих условиях, этого уже не достаточно, в связи с чем, практически все

банки организовали у себя подразделения, способные выполнять анализ

финансового положения своего и своих контрагентов.

Работа аналитических служб, во многом ориентирована на оценки,

выполняемые рейтинговыми агентствами России. В своей повседневной работе,

банки используют эти данные при анализе финансового положения, обращая

внимание на место банка в рейтингах.

Постоянно расширяющиеся связи с новыми партнерами, требуют отслеживать

текущее финансовое положение, надежность и другие финансово-экономические

критерии, чтобы без большего риска устанавливать с ними деловые отношения

на принципах доверия.

Следует отметить как положительный момент, который облегчит банкам

проведение анализа финансового состояния то, что существуют такие

обязательные показатели, как норматив мгновенной ликвидности, максимальный

размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных кредитной

организацией своим инсайдерам, максимальный размер привлеченных денежных

вкладов, депозитов населения.

Несмотря на большое количество существующих методик, в них имеются

определенные единые подходы:

создание базы данных для постоянного контроля финансового состояния

банка;

отслеживание всех изменений, происходящих в банке, касающихся финансов,

управления, политики в области уставного фонда, основных фондов,

капитальных вложений и так далее;

анализ финансового положения банка в динамике ряда лет;

расчет коэффициентов, характеризующих деятельность банка и его

финансовое положение;

привлечение для анализа финансового состояния банка сторонней

информации;

анализ имеющейся финансовой отчетности - баланс, годовой отчет,

аудиторское заключение и другие.

Анализ финансового состояния банка базируется на двух составляющих:

внешней отчетности, которая представлена в виде баланса и отчета о прибылях

и убытках, и внутренней, представленной реальными проводками по отдельным

счетам, а также всем комплексом финансовой отчетности, передаваемой в ЦБ РФ

и налоговую службу.

Таким образом, можно сформулировать основные направления анализа

финансового положения банка:

оценка состояния и результатов деятельности банка на момент проведения

анализа;

сравнения состояния и результатов деятельности банка за выбранный

период времени;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.