рефераты бесплатно

МЕНЮ


Шпаргалки для госэкзамена по теории государства и права

правотворчество носит объективный характер. Процесс формирования права

состоит из двух этапов: 1 в недрах самого общества возникает необходимость

правового регулирования. 2 осознание субъектом, осуществляющим создание

юридических норм, этой потребности и перевод её на юридический язык. Вторая

стадия и есть правотворчество.

Цели правотворчества это обоснование и совершенствование

законодательства, его обновление, изменение. Цели прав-ва в

конкретных обществах многообразны- от экологических приоритетов до

выражения и закрепления классовых интересов.

Субъекты правотворчества - это органы и лица, уполномоченные на изменение,

создание, отмену, приостановление, лишение юридической силы правовых норм.

Субъектами правотворчества в РФ являются: Г, гос органы, должностные лица,

суды (Конституционный суд), органы местного самоуправления и должностные

лица местного самоуправления (если центральная и местная власти отделены),

общественные организации, органы управления юридических лиц, население

(народ) посредством референдума, трудовые коллективы. Субъекты

правотворчества обладают определёнными полномочиями: 1 Разработка проекта

нормативно-правового акта и вынесение его на рассмотрение компетентных лиц.

2 Рассмотрение представленного проекта. 3 Отклонение проекта или принятие

на его основе нормативно-правового акта. 4 Введение в действие. Субъектный

состав правотворчества зависит: 1 От юридической силы разрабатываемого или

принимаемого нормативно-правового акта. 2 Режима правотворческого процесса:

а) режим единоначалия - один субъект б) режим коллегиальности - несколько

субъектов.

3 Виды и принципы правотворчества

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды,

как: 1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения

референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам

государственной и общественной жизни); 2) правотворчество государственных

органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ); 3)

правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра);

4) правотворчество органов местного самоуправления; 5) локальное

правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации); 6)

правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).

В зависимости от значимости правотворчество делится на: 1) законотворчество

(правотворчество высших представительных органов - парламентов, в процессе

которого издаются нормативные акты высшей юридической силы - законы,

принимаемые в соответствии с усложненной процедурой); 2) делегированное

правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной

власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента

по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных

актов, входящих в компетенцию представительного органа); 3) подзаконное

правотворчество (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие

структурами, не относящимися к высшим представительным органам -

президентом, правительством, министерствами, ведомствами, государственными

комитетами, местными органами государственного управления, губернаторами,

главами администраций, руководителями предприятий, учреждений,

организаций). Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на

уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда юридические

нормы целесообразнее принимать на уровне подзаконных актов, нормативных

договоров и в иных формах. Кроме всего прочего, подзаконное правотворчество

характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью,

большей компетентностью осуществляющих его конкретных субъектов. Вместе с

тем подзаконное правотворчество связано с “непрозрачностью” процесса

принятия нормативных актов, с их громоздкостью.

По кругу субъектов правотворчество может быть: 1 Полисубъектным -

разработка и принятие актов проходит в режиме коллегиальности. 2

Моносубъектным - разработка и принятие актов проходит в режиме

единоначалия.

Принципы правотворчества - это основополагающие, руководящие, исходные

юридические положения, в соответствии с которыми осуществляется

правотворчество. 1 Правовая законность - правотворческая деятельность

должна осуществляться только в рамках уполномоченного субъекта и в пределах

его полномочий; также необходимо, чтобы все юридические нормы

соответствовали Конституции РФ и вообще всем актам более высокой

юридической силы. Необходимо, чтобы правотворческая деятельность

происходила в рамках чётко очерчённой процедурной формы. 2 Принцип научной

обоснованности - требуется максимальный учёт в процессе правотворческой

деятельности научных рекомендаций. 3 Принцип оперативности -

правотворческая деятельность должна осуществляться как можно активней,

быстрее реагировать на социально-общественные изменения. 4 Принцип

демократизма - население страны должно привлекаться в максимально возможной

степени к участию в правотворчестве.5 Профессионализм (заниматься подобной

деятельностью должны компетентные люди - юристы, управленцы, экономисты и

др.); 6 Оперативность (предполагает своевременность издания нормативных

актов). Следовательно, принципы правотворчества - это основополагающие

идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с

принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир для

органов, творящих право.

4 Ведомственное делегирование, санкционированное, локальное

правотворчество

Вопрос 3

Санкционирование характеризуется тем, что органы гос-ва придают юридическую

силу каким либо не правовым нормам. Чаще всего этот происходит с обычаями и

корпоративными нормами.

Делегированное правотворчество - осуществляется по специальному разрешению

иными субъектами общественных отношений.

5 Правотворчество и законотворчество

Правотворчество - это создание, изменение, отмена, приостановка действия,

лишение юридической силы правовых норм. Правотворчество является той

стадией, которая предшествует правовому регулированию. Процесс

правотворчества не носит субъективного характера, его возникновение

происходит из-за потребности общества в урегулировании определённых сфер

деятельности (экономической, политической и т.д.), следовательно,

правотворчество носит объективный характер. Процесс формирования права

состоит из двух этапов: 1 в недрах самого общества возникает необходимость

правового регулирования. 2 осознание субъектом, осуществляющим создание

юридических норм, этой потребности и перевод её на юридический язык. Вторая

стадия и есть правотворчество.

Форма правотворчества по юридической силе принимаемых актов

-законотворчество - это процесс создания, изменения и отмены нормативно-

правовых актов высшей юридической силы. Как особая форма правотворчества,

законотворчество отличается: особым ограниченным кругом субъектов - только

высшие представительные органы (парламенты) и электорат; процедура принятия

законов подробно, детально регламентирована; законотворчество регулирует

наиболее важные виды общественных отношений; в результате законотворчества

принимаются акты, обладающие высшей юридической силой.

6 Понятие, этапы и основные стадии законотворческого процесса

Законотворчество - это процесс создания, изменения и отмены нормативно-

правовых актов высшей юридической силы. Как особая форма правотворчества,

законотворчество отличается: особым ограниченным кругом субъектов - только

высшие представительные органы (парламенты) и электорат; процедура принятия

законов подробно, детально регламентирована; законотворчество регулирует

наиболее важные виды общественных отношений; в результате законотворчества

принимаются акты, обладающие высшей юридической силой.

Стадии законотворчества - это имеющие правовые основания, начала и

окончания, процессуально урегулированные этапы разработки, принятия и

вступления в силу законодательных актов (законов). В теории правотворчества

обычно выделяют следующие стадии законотворческого процесса: 1

Законодательная инициатива (см. Вопрос 7). 2 Подготовка законопроекта

(деятельность рабочих групп, комиссий: выработка концепции, создание

текста, правовая экспертиза, пояснительная записка и т.п.) 3

Обсуждение (выступление в комиссиях и комитетах законодательного

органа, заключения, опубликование для обсуждения и т.п.) 4 Принятие

закона (внесение на рассмотрение соответствующей палаты, голосование,

принятие простым большинством голосов, квалифицированным – 2/3, ѕ -

от участвующих в голосовании, от всего состава палаты, тайное,

открытое, письменное и т.д.) 5 Подписание закона (председателем

палаты, монархом, президентом, иным главой Г – в соответствии с

Конституцией, регламентом). 6 Опубликование (обнародование) закона

(срок, порядок, источник опубликования – официальная газета,

ведомости). Соблюдение этапов законодательного процесса

обеспечивает не только появление закона в узком формальном смысле,

но и его высокое качественное содержание, его соответствие

потребностям законодат-го регулирования.

В теории правотворчества признано, что процесс создания П не носит

одномоментного характера, а ''растянут'' во времени. В связи с

этим выделяют 2 этапа законодательного процесса: 1) предпроектный

этап – заключается в том, что в обществе выявляется потребность в

урегулировании нормами права социальной проблемы; 2) проектный этап,

или этап принятия правотворческого решения. Особенность – 1 эта

работа осуществляется непосредственно в самом законодательном органе,

2 на данном этапе осуществляется ''творчество права'': создаются,

изменяются или отменяются нормы права, происходит интеллектуальная

работа над текстом законопроекта.

7 Законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие и

опубликование закона

Законодательная инициатива это особая форма правотворческой

инициативы (она принадлежит любому гражданину, каждый может

обратиться в любой орган в любой правотворческий орган с

предложением принять тот или иной нормативно-правовой акт).

Характерные черты: она реализуется в сфере законотворчества – особом

виде правот-а, направленном на создание законов в точном,

формальном смысле слова как актов высшего законодательного органа.

При этомзаконод инициатива становится первоначальным этапом законодат

процесса. Ее отличительная черта – она имеет правовую форму

(содержит правомочие соответствующего субъекта и порождает

обязанность законотворческого органа рассмотреть предложение в виде

законопроекта, которе было направлено в этот орган – парламант,

Думу, Собрание и т.п – субъектом законодательной инициативы). Право

законод иниц-ы принадлежит: тем субъектам законодат процесса,

которые прямо указаны в Конституции РФ (напр.: Президенту, Совету

Федерации, членам С Федерации, депутатам Гос Думы, Правительству,

законодательным (представительным) органам субъектов РФ,

Конституционному Суду, Верховному Суду, Высшему Арбитражному Суду).

Законод иниц работает на цели правотворчества, на формирование

правопорядка. Суть этой инициативы заключается во вмешательстве тех

или иных компетентных лиц, организаций в творческий процесс

создания правовых норм, а правомочия и обязанности, которые при

этом реализуются, являются производными, вторичными. Создание

социально нужного нормативно-правового акта – цель осуществления

законод инициативы. Праву законод иниц-вы всегда корреспондирует

юридич обязанность соответствующего законод (представительного) органа

рассмотреть законопроект, принять его в виде закона или отклонить.

Обсуждение законопроекта – это выступление в комиссиях и комитетах

законодательного органа, заключения, опубликование для обсуждения и

т.п.

Законы - подписываются Президентом РФ в течение 14-ти дней, в течение 7-ми

дней публикуются (Парламентская газета, Российская газета, Собрание

законодательства РФ), и вступают в силу по истечении 10-ти дней с момента

опубликования.Указы Президента РФ - публикуются в течение 10-ти дней после

подписания (Российская газета, Собрание законодательства РФ), вступают в

силу по истечении 7-ми дней с момента опубликования. Постановления

Правительства РФ - публикуются в течение 10-ти дней после подписания

(Российская газета, Собрание законодательства РФ), вступают в силу по

истечении 7-ми дней с момента опубликования.Акты федеральных органов

исполнительной власти - затрагивающие права, свободы и иные законные

интересы граждан, а также любые межведомственные акты, подлежат

государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и публикуются в

течение 10-ти дней после регистрации, вступаются в законную силу по

истечении 10-ти дней с момента опубликования.Акты субъектов Федерации,

местного самоуправления, локальные акты - единый стандарт отсутствует, в

каждом субъекте Федерации приняты свои сроки опубликования и вступления в

силу.

8 Оптимизация правотворческой деятельности ?

9 Систематизация нормативных актов: понятие, принципы, виды

Систематизация норм права – это упорядочение действующего нормативно-

правового материала, объединение его в единую, стройную, внутренне

согласованную систему.

Систематизация нормативно-правовых актов - это деятельность по

упорядоченному объединению нормативных актов, приведению их в определенную

систему. Внешняя сторона систематизации - это формирование разделов, рубрик

и т.п. Внутренняя сторона - устранение противоречий, пробелов норм, другими

словами, их изменение. Систематизация существует как правовая категория и

реализуется в 3-х видах: Инкорпорация – объединение законов в сборники по

предметному или хронологическому критерию. (тетрадь) Инкорпорация – путем

объединения нормативного материала в определенном порядке без изменения его

внутреннего содержания. Она ограничивается обработкой материала.

Допускаются лишь изменения внешнего, редакционного или технического

характера.

- по хронологии (акты располагаются соответственно времени их принятия)

- по субъектам (соответственно принявшим органам)

- по социально-экономическим отраслям (промышленность, с/х, транспорт и

т.д.).

Инкорпорация может быть официальной и неофициальной. Официальная

инкорпорация - упорядоченное объединение нормативных актов путем издания

компетентными органами сборников (собраний) действующих нормативных актов.

Она является способом (формой) официального опубликования и

переопубликования вступающих в юридическую силу или уже действующих

нормативных актов, а сборники служат официальными источниками достоверной

правовой информации Неофициальная инкорпорация проводится различными

организациями, органами и лицами и носит справочно-информационный характер.

Консолидация – объединение нормативно-правовых актов в один новый причем

это объединение посвященных одному предмету регулированию (тетрадь)

Консолидация - форма систематизации, в процессе которой ранее изданные

нормативно-правовые акты по тому или иному вопросу сводятся (объединяются)

в единый акт.

Кодификация - особый вид систематизации в виде сборников нормативно

правовых актов объединенных одним предметом регулирования. (тетрадь)

Кодификация – это форма систематизации путем объединения нормативного

материала в единый, логически цельный, внутренне согласованный акт с

изменением его внутреннего содержания. Она упорядочивает значительную часть

уже существующего и действующего законодательства, изменяя, дополняя и

преобразуя его. Кодификация может быть: а) всеобщей; б) отраслевой; в)

специальной. Существуют следующие виды кодификации: а) принятие основ и

основных начал законодательства - пример, основы уголовного

законодательства СССР. б) принятие федеральных кодексов и уставов - устав

железных дорог СССР. в) принятие кодексов - гражданский кодекс, уголовный

кодекс. г) принятие уставов, регламентов, положений - основной вид

кодификации. В результате кодификации появляются укрупненные

законодательные акты, регулирующие значительную часть общественных

отношений. Результатом кодификации могут быть следующие виды актов. Основы

законодательства. В бывшем союзном государстве этот вид кодифицированного

акта играл исключительно большую роль - с него начинался процесс правового

регулирования общественных отношений в той или иной сфере. На базе Основ

разрабатывались республиканские кодексы. Кодекс (лат. codex - собрание

законов) - кодифицированный законодательный акт, объединяющий в строго

определенном порядке нормы права, регулирующие какую-либо отрасль (сферу)

общественных отношений. Наиболее традиционны кодексы по отраслям права:

Гражданский, Уголовный, Жилищный, Гражданско-процессуальный, Уголовно-

процессуальный и др. Устав - кодифицированный акт, содержащий нормы,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.