рефераты бесплатно

МЕНЮ


Шпаргалки для госэкзамена по теории государства и права

такой процесс, когда используются два акта государственно-властного

характера (нормативный и акт применения права), т.е. используются следующая

комбинация стадий 1-4-2-3, либо 1-2-4-3.

5 Роль норм права, юридич фактов и правоприменения, правоотношений,

актов реализации прав и обязанностей в процессе прав регулирования

Вопрос 3

6 Методы, способы, типы правового регулирования

Способы и отраслевые методы правового регулирования Разнообразие

общественных отношений порождает разнообразие в способах и методах

правового регулирования. Принято выделять два метода правового

регулирования: Диспозитивный (децентрализованный) - метод равноправия

сторон, координации, основанный на дозволениях (гражданское право);

Императивный (централизованный) - метод властных предписаний, основанный на

запретах, обязанностях, наказаниях. Для него характерны отношения

субординации, применяется в публично-правовых отраслях, где общественные

отношения приобретают общесоциальный интерес.

Именно они лежат в основе всех отраслевых методов. Однако объяснить

своеобразие отраслевого регулирования только названными приёмами нельзя.

Способы правового регулирования - основные направления юридического

воздействия на общественные отношения, выраженные в юридических нормах и

иных правовых средствах. Таких способов три: 1 Дозволение - предоставление

участникам общественных отношений возможности действовать самостоятельно из

собственных интересов. 2 Запрет - закрепление за участниками общественных

отношений обязанности воздерживаться от определённых видов общественных

отношений. Этот способ правового регулирования закрепляет пассивное

поведение участников общественных отношений. 3 Позитивная обязанность -

закрепление за участниками общественных отношений обязанности действовать

активно. Сочетание данных трёх способов образует отраслевой метод

правового регулирования. Каждая отрасль права имеет свой метод. Отраслевой

метод - это особый приём юридического воздействия, образуемый дозволением,

запретом и позитивной обязанностью. Специфика этого сочетания и отражается

в методах правового регулирования. Их четыре: 1 Взаимное правовое положение

субъектов правоотношений; 2 Система юридических фактов; 3 Порядок

определения прав и обязанностей участников правоотношений; 4 Система

правовых санкций, применяемых к правонарушителям.

Типы правового регулирования Тип правового регулирования - это особый

порядок правового регулирования. Существует два вида типов правового

регулирования в зависимости от того, какой из способов правового

регулирования лежит в основе правового регулирования - общее дозволение или

общий запрет: 1 Общедозволительный тип правового регулирования - разрешено

всё, что не запрещено в праве; 2 Общеразрешительный тип правового

регулирования - запрещено всё, кроме разрешённого в законе.

Первый тип правового регулирования используется для воздействия на

частноправовые отношения, он более адекватен для горизонтальных отношений

(отношения между субъектами, равными по своему социальному статусу). Второй

же используется для регулирования вертикальных отношений - публично-

правовых (властных).

7 Правовые режимы: межотраслевые и постоянные

8 Режим наибольшего благоприятствования

9 Правовые стимулы и ограничения в механизме правового

регулирования: понятие, признаки, виды

10 Правовые поощрения: понятие, признаки, функции и виды

11 Заслуга

12 Соотношение поощрений и наказаний в праве

13 Правовые льготы: понятие, признаки, функции, виды

14 Злоупотребление правом

15 Эффективность правового регулирования, ее критерии и факторы

обеспечения ?

Эффективность механизма прав регул-я общественных отношений зависит

от правильного толкования норм П и уровня правосознания субъектов

прав регул-я. Глубокое понимание действительного смысла пр

нормзнание официальных разъяснений содержания действующего зак-ва

значительно повышают качество правового рег-я общественной жизни. И,

чем выше уровень правосознания участников общ-х отношений

находящихся в сфере правового воздействия, тем надежнее действует

механизм правового рег-я.

16 Пути повышения эффективности правового воздействия в современной

России

ТЕМА 22: ЗАКОННОСТЬ, ПРАВОПОРЯДОК, ДИСЦИПЛИНА

1 Понятие и принципы законности

Законность - фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а

её уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни

общества, его граждан. Законность выражает общий принцип отношения общества

к праву в целом. Поэтому её содержание рассматривают в трёх аспектах: а) в

плане "правового" характера общественной жизни; б) с позиций требования

всеобщего уважения к закону и обязательного его исполнения всеми

субъектами; в) под углом зрения требования безусловной защиты и реального

обеспечения прав, интересов граждан и охраны правопорядка в целом от любого

произвола. Законность - это общественно-политический режим, состоящий в

господстве права и закона в общественной жизни, соблюдении правовых норм

всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с

правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц. Принципы

законности: 1 Единство законности - понимание и применение законов на всей

территорий должно быть одинаково (единообразие). 2 Всеобщность законности -

одна для всего населения (лиц). В обществе не должно быть какой-либо

организации политической партии, гос.органа, должностного лица и отдельных

граждан, выведенных их под влияния законности. 3 Целесообразность

законности - законность всегда целесообразна, всегда надо следователь

предписаниям закона, в любой ситуации целесообразно следовать предписаниям

закона, отступление от них всегда нецелесообразно, т.е. любые отступления,

чем бы они не были продиктованы, чем бы они не мотивировались –

недопустимы. 4 Верховенство закона - законы в Г имеют высшую юридическую

силу. 5 Связь законности и культуры - уровень законности напрямую зависит

от уровня общей и правовой культуры граждан и должностных лиц.

Требования законности (элементы из которых складывается законность): 1.

Господство права в жизни общества и Г. 2. Верховенство закона

(рассматривается как принцип). Все подзаконные акты должны соответствовать

закону. 3. Равенство всех перед законом. 4. Неукоснительное исполнение и

соблюдение правовых актов всеми субъектами. 5. Обеспечение и реализация

права и свобод граждан. 6. Надлежащее, эффективное применение права. 7.

Последовательная борьба с правонарушениями. 8. Недопустимость произвола в

деятельности должностных лиц.

2 Нормативные и социальные основы законности ??

Нормативной основой законности являются правовые законы, адекватно

отражающие общие и индивидуальные интересы всех участников общ-х

отношений. Если издаваемые Г прав нормы закрепляют и охраняют

интересы только отдельных лиц или определенных соц-х группб учитывая

общи, не учитывая общих и индии-х интересов всего населения

страны, - законность отсутствует. Еслпр нормы лишь формально отражают

ин различных слоев населения, но не гарантируют их – то и здесь

нет закон-ти.

Социальные основы

3 Законы и законность

Появление законности вплетается в процессы происхождения права и Г,

ее природа напрямую связана с законотворческой деятельностью, но

под законностью следует понимать не законы, не их совокупность и

не управление обществом с помощью законов, хотя последнее понимание

тесно соприкасается с режимом законности. Если нет законов, то

нет и законности. Но очень часто в истории Г-в случалось так,

что издовалось много законов, а законности, по существу, не было.

Требование соблюдать изданные Г законы сформировалось давно (еще

римские юристы говорили о необходимости соблюдать законы). Система

римского права явилась юридической базой законности в сфере

регулирования имущественных отношений, которая сформировалась в более

цивилизованные формы.

4 Права человека и гражданина и законность

Законность –это такие условия жизни, и такая правовая атмосфера, которые

ограждают личность от произвола власти, массу людей от анархии, общество в

целом от хаоса, беспорядка и насилия. Г должно обеспечивать защиту

прав и свобод, и в этом смысле оно слуга человека, а не

наоборот. Поэтому основной стиратегической задачей Г в обеспечении

прав и свобод, организации взаимообязательных отношений между

личностью и Г является создание режима законности и поддержания

правопорядка.

5 Презумпция невиновности

Презумция невиновности – важное демократическое завоевание. Для того,

чтобы застраховать граждан от необоснованных обвинений в

преступлениях, демократические общества выработали так называемую

презумпцию невиновности. Она относится к важнейшим конституционным

гарантиям прав гражданина. Ст. 49 Конституции РФ гласит, что ''каждый

обвиняемый в совершении преступления считается невиновнымб пока его

виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом

порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда''.

6 Законность и целесообразность

Целесообразность законности - законность всегда целесообразна, всегда надо

следователь предписаниям закона, в любой ситуации целесообразно следовать

предписаниям закона, отступление от них всегда нецелесообразно, т.е. любые

отступления, чем бы они не были продиктованы, чем бы они не мотивировались

– недопустимы.

Соотношение законности и целесообразности в деятельности органов власти и

управления. Законность — это общественно-политический режим, состоящий в

господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном

осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных

отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в

деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в

обществе.

Требование целесообразности вторично по отношению к требованию законности.

Это означает следующее. Предписание диспозиции (санкции), как правило,

допускает известную свободу правоприменителя в выборе решения. Но эта

свобода ограничена требованием целесообразности, которое проявляется по-

разному в зависимости от особенностей дела и выражается в соблюдении

принципов справедливости, эффективности, учета материального положения

сторон, индивидуализации ответственности и др. Нецелесообразность решения о

мере ответственности может выражаться в чрезмерно суровом или слишком

мягком наказании. Требование целесообразности не должно противоречить

требованию законности при реализации ответственности (целесообразность не

допускает возможности принятия произвольных, субъективных решений

государственным органом). И уж тем более нельзя нарушать требования закона

под видом его нецелесообразности. В таком нарушении нет необходимости, ибо

сам закон дает возможность выбора целесообразного решения. Например,

санкции уголовно-правовых норм являются относительно определенными, что

позволяет государственному органу избрать наиболее целесообразную в

конкретных условиях меру наказания. Законность всегда целесообразна, и

целесообразность выступает как принцип, основа законности.

7 Законность и культура ?

Связь законности и культуры - уровень законности напрямую зависит от уровня

общей и правовой культуры граждан и должностных лиц.

8 Укрепление законности – условие формирования правового Г

Проблема укрепления законности имеет комплексный характер. Для

осуществления эффективных мер по укреплению законности важно знать

механизм воздействия всех факторов, применительно к различным

социальным уровням, к различным видам и направлениям деятельности

всех субъектов общественных отношений. Совокупность указанных

факторов обладаети всеми признаками социальной системы. Влияние

входящих в систему факторов может быть как положительным

(способствующим правомерному поведению и укреплению законности), так

и отрицательным (толкающим людей на противоправные поступки,

нарушающие режим законности). Можно выделить 4 уровня данной системы

факторов: 1 общесоциальный – это факторы, влияющие на реализацию

всех норм права всеми участниками обществ отношений на всей

территории страны. Основная часть социальных процессов и явлений

оказывает на состояние законности позитивное воздействие и выстунает

в качестве гарантии законности. 2 региональный – действие многих

факторов переменно: их влияние на состояние законности может

меняться по характеру и интенсивности (степень соответствия правовых

норм общественным отношениям и др.). 3 групповой – факторы,

действующие на этом уровне представляют собой конкретные условия

жизнедеятельности определенной группы. 4 индивидуальный – законность

как режим общественной жизни складывается в конечном счете из

законности актов индивидуального поведения, хотя и не является их

простой суммой. Именно соотношение актов правомерного (законного) и

противоправного (незаконного) поведения определяет состояние

законности. Из факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на

состояние законности, следует выделить: факторы относящиеся к

личности – это уровень правового сознания (правовые знания, навыки).

Наиболее желательным видом отношения к правовым нормам является не

просто уважение к ним, а солидарность с ними, принятие их.

Огромную роль играет нравственное сознание – именно на его основе

формируется отношение к правовым ценностям. Важное значение имеет и

уровень общей культурыб политического сознания и т.п.; Факторы

внешней среды – это прежде всего экономика в целом и данного

региона. Именно эти условия определяют, как живет и формируется

каждый человек, какими он будет обладать качествами. От экономич

обстановки зависят и уровень законодательства, и состояние

организации и деятельности гос органовб в т.ч. и

правоохранительных. Важное значение имеет качество законодательства:

его соответствие реальным условиям жизни; законность нормативных

актов; четкость, доступность правовых норм и т.п. Для укрепления

законности естественна необходимость повышения уровня правовой,

нравственной, политической, общей культуры населения. Таким образом

укрепление законности необходимое условие формирования правового Г.

9 Деформации законности в Г: причины, формы, пути преодоления ?

К вопросу о возникновении деформации законности в Г-ах нужно

подходить конкретно-исторически, различая элементы законности,

фиксируя их формирование и накопление.

10 Законность и произвол ?

Законность есть антипод произвола – деятельности основанной не на

нормах права, а на субъективистских, произвольных решениях.

Должностные лица, принимая властное решение, должны руководствоваться

не личными или групповыми интересами, а конкретными правовыми

предписаниями, и учитывать при этом интересы общества, Г, правовые

принципы и требования морали. Это правило обращено не только к

правоприменительным, но и к правотворческим органам, которые должны

исключить пробелы и противоречия в праве, создающие условия для

произвола и волюнтаризма. Законность – это общественно-политич режим,

состоящий в господстве П и закона в общественной жизни,

неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми

участниками общественных отношений, последовательной борьбе с

правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в

обеспечении порядка в обществе.

11 Терроризм, захват заложников как крайние формы проявления

произвола ?

12 Гарантия законности: понятие и виды

Несмотря на свою значимость, требования законности не претворяются в жизнь

автоматически, стихийно. Чтобы правовые предписания не остались на бумаге

(и тем более не нарушались), необходимы соответствующие условия и

определенный комплекс организационных, идеологических, политических,

юридических мер, обеспечивающих реализацию, т. е. гарантии законности.

Гарантировать законность — значит сделать ее незыблемой. Гарантии

законности — это объективные условия и субъективные факторы, а также

специальные средства, обеспечивающие режим законности. Среди данных

гарантий нужно четко различать общие условия и специальные средства. Общие

условия суть объективные (экономические, политические и т. д.) условия

общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Эти

условия создают макросреду реализации права, его функционирования,

предопределяя в известной степени и специальные средства по укреплению

законности.

Важной предпосылкой наилучшего использования благоприятных условий в

деятельности по укреплению законности является их максимально возможная

конкретизация. Экономические условия. Это состояние экономического развития

общества, организация системы хозяйствования и т. д. Речь, следовательно,

идет о том, чтобы выделить из условий общественной жизни те, которые

способствуют укреплению законности, создать предпосылки для их развития и

воздействия на людей, а также путем использования организационных мер,

специальных средств нейтрализовать действие негативных факторов. Рассмотрим

эти общие условия, выступающие гарантиями законности: Политические условия.

Основным политическим условием стабильной законности является сильная

государственная власть. Сила государственной власти определяется не

величиной армии, не мощью репрессивного аппарата. Сильная государственная

власть — это устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества

власть, способная обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний.

Сильное государство гарантирует стабильное развитие общества, безопасность

людей, эффективную борьбу с преступностью, коррупцией и иными

антисоциальными явлениями. Идеологические условия. Состояние законности во

многом определяется уровнем политической, правовой и общей культуры

населения. Законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда

уважение к праву, закону является личным убеждением человека, причем не

только рядового гражданина, но в первую очередь государственного служащего,

законодателя. предписаний во многом зависят от положения Социальные

условия. Законопослушание граждан, их уважение к закону, реализация его,

сложившегося в социальной сфере.

Правовые условия. Состояние законности как политико-правового явления

обусловлено состоянием самого права, системы законодательства. Действующее

законодательство должно быть достаточно полным, стабильным, обеспечиваться

высоким уровнем юридической техники, необходимыми механизмами реализации и

охраны. Среди них можно отметить состояние правовой науки, полноту и

развитие в ней прогрессивных гуманистических идей, положений, научно-

теоретических конструкций. Непосредственное влияние на уровень законности

оказывают господствующие в науке научно-теоретические концепции

Специальные средства обеспечения законности - это юридические и

организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения

законности. Среди них можно выделить юридические и организационные гарантии

(средства). Уровень законности определяется и эффективной деятельностью

политического руководства Юридические гарантии — совокупность закрепленных

в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по

их применению, направленные на обеспечение законности, на беспрепятственное

осуществление, защиту прав и свобод. (деятельность прокуратуры). Среди

юридических гарантий различают следующие. Средства выявления, (обнаружения)

правонарушений (органов предварительного расследования, Конституционного

Суда и т. д.) Средства предупреждения правонарушений. Это закрепленные в

праве средства, позволяющие предотвратить возможные правонарушения.

Средства пресечения правонарушений. К ним относятся средства, направленные

на пресечение, недопущение правонарушений, нарушений прав, свобод граждан и

организаций. Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения

последствий правонарушений. Таковыми являются принудительное взыскание

средств на содержание ребенка (алиментов), виндикация (принудительное

изъятие имущества из чужого незаконного владения) и др. Юридическая

ответственность. Под ней понимается наказание лица, виновного в совершении

правонарушения. Данное средство является важнейшим и необходимым для

укрепления законности, причем его эффективность определяется не

жестокостью, а неотвратимостью. Среди юридических гарантий особая роль

отводится процессуальным гарантиям Наконец, важнейшей гарантией законности

является правосудие — деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения

и разрешения гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления

законности. Под организационным гарантиями понимаются различные мероприятия

организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с

правонарушениями, защиту прав граждан. Сюда относятся кадровые,

организационные меры по созданию условий для нормальной работы

юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в структуре

последних специальных подразделений (для борьбы с организованной

преступностью, с коррупцией и т.д.).

13 Общие и специально-юридические меры и средства, обеспечивающие

беспрепятственное осуществление прав и свобод человека и гражданина

Гарантии законности и правопорядка - это объективные условия и субъективные

факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности и

правопорядка.Гарантии можно разделить на две группы: 1 Общие условия - это

объективные (экономические, политические и т.д.) условия общественной

жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. а) Экономические -

состояние экономического развития общества, организация системы

хозяйствования и т.д. б) Политические - основным политическим условием

стабильности законности является сильная государственная власть. в)

Идеологические - состояние законности во многом определяется уровнем

политической, правовой и общей культуры населения. г) Социальные -

законопослушание граждан, их уважение к закону, реализация его предписаний

во многом зависит от положения, сложившегося в социальной сфере. д)

Правовые - состояние законности как политико-правового явления обусловлено

состоянием самого права, системы законодательства. 2 Специальные средства

- это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно

для обеспечения законности. Среди них можно выделить юридические и

организационные гарантии (средства): а) Организационные гарантии -

различные мероприятия организационного характера, обеспечивающие укрепление

законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан. Сюда относят

кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы

юрисдикционных и правоохранительных органов. б) Юридические гарантии -

совокупность закреплённых в законодательстве средств, а также

организационно-правовая деятельность по их применению, направленная на

обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и

свобод: б-1) Средства выявления (обнаружения) правонарушений. б-2) Средства

предупреждения правонарушений. б-3) Средства пресечения правонарушений. б-

4) Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий

правонарушений. б-5) Юридическая ответственность. б-6) Процессуальные

гарантии. б-7) Правосудие.

14 Понятие, ценность и объективная необходимость правопорядка

Понятие "правопорядок" широко используется в действующем законодательстве.

Несмотря на это в отечественной науке до сих пор не выработано единого

определения данного феномена. Наибольшее распространение получил взгляд на

правопорядок как на реализованную законность, однако это не совсем верно,

так как законность это лишь условие правопорядка, его основой выступает

право. Правопорядок - это основанная на праве и законности организация

общественной жизни, отражающая качественное состояние общественных

отношений на определённом этапе развития общества. Особенности

правопорядка: 1 Правопорядок есть состояние упорядоченности,

организованности общественной жизни. 2 Это порядок, предусмотренный нормами

права. 3 Правопорядок возникает в результате фактической реализации

правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового

регулирования. 4 Он обеспечивается государством. Принципы: 1.

Определенность правопорядка – это неразплывчатый а определенный порядок. 2.

Системность – это определенная система общ-ых отношений. 3.

Организованность – создается в результате организующей деятельности гос-ва.

4. Гос-ая гарантированность – обеспечивается гос-ом. 5. Устойчивость

правопорядка – правопорядок единый на всей территории страны.

15 Правопорядок и общественный порядок

Общ-ый порядок – это более широкое понятие чем правопорядок, правопорядок –

это элемент общ-ых отношений. Общ-ые отношеия – это отношения

урегулированные соц-ми нормами.

Правопорядок можно определить как основанную на праве и законности

организацию общественной жизни, отражающую качественное состояние

общественных отношений на определенном этапе развития общества.

Правопорядок следует отличать от близкого, но не идентичного ему явления —

общественного порядка, который, как и правопорядок, характеризуется

организованностью, упорядоченностью общественных отношений. Однако в

отличие от правопорядка общественный порядок образуется под воздействием не

только правовых, но и иных социальных норм: норм морали, обычаев,

корпоративных норм и т. д. Следовательно, общественный порядок есть

состояние урегулированности общественных отношений, основанное на

реализации всех социальных норм и принципов.

Общественный порядок обеспечивается преимущественно силой общественного

воздействия. Но это не означает, что его состояние безразлично для Г. С

одной стороны, важнейшей частью общественного порядка является

правопорядок. С другой — состояние общественного порядка обусловливает во

многом состояние правопорядка. Невозможно регламентировать правопорядок, не

оказывая влияния на общественный порядок, который поэтому нередко

поддерживается принудительной силой государства. Так, ст. 213 У К

предусматривает ответственность за хулиганство, т. е. грубое нарушение

общественного порядка.

Таким образом, правопорядок и законность — цель и результат правового

регулирования, важнейшие юридические и политические явления, состояние

которых оказывает непосредственное влияние на общественную жизнь. Поэтому

не случайно основным направлением деятельности профессионалов-юристов

выступает работа по их обеспечению (укреплению).

16 Соотношение законности, правопорядка и демократии

Законность в теории права определяется в разных дефинициях, но в

основном как требование неуклонного соблюдения (в широком смысле)

правовых норм всеми гражданами, должностными лицами, гос органами,

общественными организациями. Правопорядок определяется как итог,

результат законности, т.е. соблюдения в обществе всех правовых

требований. И законность и правопорядок характеризуют состояние

общества, отношения между личностью и Г. Без законности не может

быть демократии, свободы личности. Законность служит утверждению

демократии, она охраняет демократические права граждан, общественных

движений и организаций, обеспечивает приоритетное значение

парламентских актов; гарантирует соблюдение должностных

демократических процедур как в правотворческой, так и в

правоприменительной деятельности Г. Единство демократии и законности

возникает лишь в правовом гражданском обществе. В демократическом Г

все равны перед законом и, следовательноб несут равные обязанности

и подлежат равной ответственности за нарушение законности. Связь

законности с демократией состоит также и в том, что сами законы

и требования их соблюдения выражают волю большинства народа и

проведение законов в жизнь проходит под контролем народа.

17 Понятие и виды дисциплины

Понятие законности охватывает и такую специфическую сферу, как

соблюдение дисциплины, т.е. исполнения правовых требований в

организационной сфере общественной жизни – на производстве, в

учреждениях, «силовых» структурах и т.п. Дисциплина является мощным

средством против дезорганизации в ее разных формах и степенях.

Различают: государственную, воинскую, исполнительную, договорную,

финансовую, технологическую, трудовую, налоговую и иные формы

дисциплины.

18 Государственная дисциплина ??

Четкая, слаженная и высокоэффективная работа механизма Г невозможна

без строгой государственной дисциплины, без подчинения по вертикали

и деловой координации по горизонтали. Дисциплина цементирует весь

механизм Г, обеспечивает его целостность и работоспособность.

19 Соотношение дисциплины с законностью, правопорядком и

общественным порядком

Законность есть строгое и полное осуществление предписаний правовых законов

и основанных на них юридических актов всеми субъектами права. Законность

есть реализация свободы человека, смоделированная в нормах права.

Предусмотренные ими разнообразные социально-экономические, политические и

личные права, свободы и обязанности становятся реальностью общественной

жизни лишь в режиме действующего закона. В противном случае они оказываются

лишь благими намерениями законодательной власти.

Законность – это сфера свободного волеизъявления субъектов, в которой они

осуществляют любые действия, не запрещенные правовыми нормами. Другими

словами, это свобода, определяемая объективными условиями общественного

развития, мера которая получает выражение в законе.

(Вопрос 15) Правопорядок есть результат действия законности, реализованной

свободы участников правоотношений. Свободное, а не принуждаемое воплощение

в жизнь прав, свобод и обязанностей людей обеспечивает демократический

образ жизни, реальную демократию, характерризует цивилизованное общество

как общество правопорядка.Общ-ый порядок – это более широкое понятие чем

правопорядок, правопорядок – это элемент общ-ых отношений. Общ-ые отношеия

– это отношения урегулированные соц-ми нормами.

Понятие законности охватывает и такую специфическую сферу, как

соблюдение дисциплины, т.е. исполнения правовых требований в

организационной сфере общественной жизни – на производстве, в

учреждениях, «силовых» структурах и т.п. Дисциплина является мощным

средством против дезорганизации в ее разных формах и степенях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.