рефераты бесплатно

МЕНЮ


Шпаргалки для госэкзамена по теории государства и права

положительность нормы нужно с помощью категории ''цель'' - достигнута ли

цель? И какова эта цель? Также необходимо цель соотнести с результатом. 2

Не всякий результат социально оправданной цели достигается правильными

средствами и с малыми издержками. 3 Нужно соотносить результат с

издержками.

Специфическим показателем эффективности действия юридической нормы является

не результат улучшения экономической, социально, политической и иных сфер

жизни, а достижение гарантированности прав и свобод на практике. Это две

составные части эффективности действия юридической нормы -

гарантированность и улучшение всех сфер общественной жизни. Эффективность

зависит от целого ряда факторов: Правильности отражения юридической нормой

закономерностей развития общественной жизни; Уровня правосознания и

правовой культуры людей; Информированности субъектов общественных

правоотношений о действующих нормах; Уровня правовой законности и

правопорядка и т.д.

6 Необходимость правоприменения

Обычно необходимость в применении права возникает в следующих случаях:

Права позитивного характера не могут возникнуть без властного решения

(когда субъекты (адресаты правовых норм) не могут реализовать свои юр-ие

права и обязанности собственными действиями); В случаях конфликтов сторон

(когда необходимо устранить препятствие в реализации субъективных прав и

обязанностей (в случае неуплаты долга должником)); В случаях совершения

правонарушения (когда совершено правонарушение и возникает необходимость

привлечения к ответственности); Когда иным способом нельзя установить,

подтвердить наличие факта, имеющего юридической значение (юридического

факта).

7 Стадии процесса применения норм права

Выделяют две модели правоприменения: Процессуальная модель. На основе

процессуальных норм может быть построена процессуальная модель

правоприменения, которая в схематичном виде отражает последовательность и

порядок совершения процессуальных действий. Например, в уголовном процессе

выделяются такие стадии: как возбуждение уголовного дела, предварительное

расследование или дознание, стадия окончания расследования и направления

дела в суд, принятие судом дела на рассмотрение, стадия судебного следствия

и стадия вынесения приговора, стадия обжалования и опротестования приговора

и т. д. Информационная модель. Стадии процесса применения могут быть

рассмотрены и в другом, информационном аспекте, и тогда мы получим другую

модель и другие стадии: 1Стадия установления фактических обстоятельств

рассматриваемого дела (стадия доказывания). На этой стадии субъект

правоприменения устанавливает, имели ли место те обстоятельства, которые

установлены в гипотезах юридических норм. 2 Стадия выбора подлежащей

применению юридической нормы (стадия квалификации). На этой стадии

правоприменитель выбирает юридические нормы, которые необходимы для

разрешения данного дела. Правоприменитель на данной стадии осуществляет

несколько действий: во-первых, выбирая юридическую норму, правоприменитель

проверяет юридическое действие этой нормы, во-вторых, проверяется текст

нормы, в-третьих, осуществляется процедура толкования нормы. Низшая критика

правовой нормы - это проверка словесно-документального состояния нормы

(опечатки, полнота текста и т.д.). Высшая критика включает в себя проверку

подлинности юридической нормы (выяснение: имеет ли подлежащая применению

норма все те дополнения и изменения, существующие на данный момент;

проверка законности данной нормы - уполномочено ли было лицо или орган,

принявший эту норму, проверка соответствия нормы нормам более высокой

юридической силы), проверка действия нормы во времени, пространстве и по

кругу лиц. 3 Стадия принятия решения по делу, издание акта применения

нормы. Юридическая норма приводится в действие актом применения права, что

и влечёт собой изменение, возникновение, прекращение действия

правоотношения.

8 Анализ фактических обстоятельств дела, выбор и толкование нормы

права, квалификация, принятие решения

Основные. функциональные стадии применения права: Стадию установления

(анализа) фактических обстоятельств дела (фактические обстоятельства

устанавливаются либо непосредственно правоприменителем, либо им же, но с

помощью юр-их доказательств). Стадию юр-ой оценки фактических обстоятельств

дела (иногда её называют стадией выбора и анализа правовых норм). Анализ

фактических обстоятельств дела с которыми связано применение диспозиции или

санкции правовой нормы. Должен быть полным, объективным, исследованы все

обстоятельства дела, фактов, дана юридическая оценка значения этих фактов.

На этой стадии имеют место: 1. Отыскание необходимых правовых норм. 2.

Проверка подлинности текста этих правовых норм (низшая критика). 3.

Проверка юридической правильности правовых норм. 4. уяснение смысла

правовых норм (т.е. толкование). 5. Юр-ая квалификация, т.е. мысленно

подведение фактов, обстоятельств дела под установленную правовую норму. На

стадии принятия решения по юр-му делу происходит формулирование

индивидуально конкретных правовых предписаний.

Выбор (отыскание) правовой нормы – для определения поведения участников

правоотношения или для оценки поведения когда применяется санкция. При этом

проверяется: 1) подлинность нормы права и ее действенность, 2) характер

действия нормы – прямое или косвенное, 3) пределы действия в пространстве,

во времени и по кругу лиц.

Понятие толкования норм права Толкование норм права - это особый

мыслительный процесс, связанный с уяснением и разъяснением юридических

норм. Толкование, это не обычный мыслительный процесс, а деятельность,

процесс, протекающий во времени. Он включает в себя два самостоятельных

компонента: Уяснение - процесс понимания содержания норм "для себя";

Разъяснение - объяснение, доведение усвоенного содержания для других.

Особенности: 1 Толкование связано с интерпретацией не любых письменных

источников, а правовых актов. 2 Выступает необходимым условием правового

регулирования. 3 В установленных законом случаях толкование осуществляется

компетентными государственными органами. 4 Результаты толкования, могут

закрепляться в специальных правовых (интерпретационных) актах. Признаки,

обусловливающие толкование норм права: 1 Общественные отношения динамичны,

а правовые нормы статичны, поэтому иногда требуется применять старую норму

в новых условиях. 2 Юридические нормы абстрактны, а отношения, которые они

регулируют, всегда конкретны, поэтому правоприменитель должен определить -

подходит ли норма к отношениям. 3 Нормы могут содержать изъяны, в силу

низкой юридической техники. 4 Многозначность юридических терминов, которые

используются в правовой норме.

Виды толкования норм права по объёму и юридической силе результатов

толкования. В зависимости от юридической силы результатов толкования

выделяют: 1 Официальное - такое разъяснение, которое является обязательным

для всех субъектов, к которым оно обращено. 2 Неофициальное - такое

толкование, которое не обязательно для использования. Официальное

толкование также подразделяется на виды в зависимости от наличия в

результатах толкования юридических норм: 1 Нормативное - официальное

толкование, в результате которого издаются юридические нормы. 2 Казуальное

- толкование, которое является обязательным лишь для конкретного данного

случая.

Нормативное толкование, в свою очередь, подразделяется на виды в

зависимости от субъекта, его осуществившего: 1 Аутентичное - осуществляется

органом, издавшим толкуемую норму. 2 Легальное - осуществляется органом,

официально уполномоченным давать толкование. Неофициальное толкование

также имеет подвиды и может быть: 1 Обыденное - когда норма толкуется

органом, не имеющим специальной юридической подготовки. 2 Компетентное

(доктринальное) - когда толкование дают субъекты, обладающие

профессиональной юридической подготовкой. Для юридической практики важное

значение имеет выяснение соотношения истинного содержания нормы с её

текстуальным выражением, т.е. толкование по объёму. "Смысл" закона не

всегда точно выражается в его "букве".

По объёму результатов толкования выделяют: 1 Буквальное - когда результат

полностью совпадает с текстом толкуемой нормы. 2 Расширительное - когда

результат толкования шире, чем текст толкуемой нормы (смысл толкования

нормы шире, чем его изложение). 3 Ограничительное - когда результат

толкования уже, чем текст толкуемой нормы.

Способы толкования норм права - это совокупность приёмов и средств,

используемых для установления содержания правовых актов. Различают

следующие способы толкования: 1 Языковой (грамматический) - содержание

толкуемой нормы выясняется путём анализа текста на основе правил

грамматики, правописания и т.д. 2 Систематический - помогает выявить

содержание нормы на основе её анализа в системе других норм. 3 Исторический

- содержание нормы уясняется при помощи анализа её исторического развития.

4 Телеологический - содержание нормы уясняется путём выяснения цели, с

которой она была издана. 5 Специально-юридический - содержание нормы

уясняется с помощью раскрытия специальных юридических терминов.

9 Условия и юридич гарантии законного и обоснованного применения

права

Несмотря на свою значимость, требования законности не претворяются в жизнь

автоматически, стихийно. Чтобы правовые предписания не остались на бумаге

(и тем более не нарушались), необходимы соответствующие условия и

определенный комплекс организационных, идеологических, политических,

юридических мер, обеспечивающих реализацию, т. е. гарантии законности.

Гарантировать законность — значит сделать ее незыблемой. Гарантии

законности — это объективные условия и субъективные факторы, а также

специальные средства, обеспечивающие режим законности. Среди данных

гарантий нужно четко различать общие условия и специальные средства. Общие

условия суть объективные (экономические, политические и т. д.) условия

общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Эти

условия создают макросреду реализации права, его функционирования,

предопределяя в известной степени и специальные средства по укреплению

законности. Важной предпосылкой наилучшего использования благоприятных

условий в деятельности по укреплению законности является их максимально

возможная конкретизация. Экономические условия. Это состояние

экономического развития общества, организация системы хозяйствования и т.

д. Речь, следовательно, идет о том, чтобы выделить из условий общественной

жизни те, которые способствуют укреплению законности, создать предпосылки

для их развития и воздействия на людей, а также путем использования

организационных мер, специальных средств нейтрализовать действие негативных

факторов. Рассмотрим эти общие условия, выступающие гарантиями законности:

Политические условия. Основным политическим условием стабильной законности

является сильная государственная власть. Сила государственной власти

определяется не величиной армии, не мощью репрессивного аппарата. Сильная

государственная власть — это устойчивая, легитимная, пользующаяся

поддержкой общества власть, способная обеспечить реализацию принимаемых

правовых предписаний. Сильное государство гарантирует стабильное развитие

общества, безопасность людей, эффективную борьбу с преступностью,

коррупцией и иными антисоциальными явлениями. Идеологические условия.

Состояние законности во многом определяется уровнем политической, правовой

и общей культуры населения. Законность предполагает такой уровень правовой

культуры, когда уважение к праву, закону является личным убеждением

человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередь

государственного служащего, законодателя. предписания во многом зависят от

положения Социальные условия. Законопослушание граждан, их уважение к

закону, реализация его, сложившегося в социальной сфере. Правовые

условия. Состояние законности как политико-правового явления обусловлено

состоянием самого права, системы законодательства. Действующее

законодательство должно быть достаточно полным, стабильным, обеспечиваться

высоким уровнем юридической техники, необходимыми механизмами реализации и

охраны. Среди них можно отметить состояние правовой науки, полноту и

развитие в ней прогрессивных гуманистических идей, положений, научно-

теоретических конструкций. Непосредственное влияние на уровень законности

оказывают господствующие в науке научно-теоретические концепции

Специальные средства обеспечения законности - это юридические и

организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения

законности. Среди них можно выделить юридические и организационные гарантии

(средства). Уровень законности определяется и эффективной деятельностью

политического руководства Юридические гарантии — совокупность закрепленных

в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по

их применению, направленные на обеспечение законности, на беспрепятственное

осуществление, защиту прав и свобод. (деятельность прокуратуры). Среди

юридических гарантий различают следующие. Средства выявления, (обнаружения)

правонарушений (органов предварительного расследования, Конституционного

Суда и т. д.) Средства предупреждения правонарушений. Это закрепленные в

праве средства, позволяющие предотвратить возможные правонарушения.

Средства пресечения правонарушений. К ним относятся средства, направленные

на пресечение, недопущение правонарушений, нарушений прав, свобод граждан и

организаций. Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения

последствий правонарушений. Таковыми являются принудительное взыскание

средств на содержание ребенка (алиментов), виндикация (принудительное

изъятие имущества из чужого незаконного владения) и др. Юридическая

ответственность. Под ней понимается наказание лица, виновного в совершении

правонарушения. Данное средство является важнейшим и необходимым для

укрепления законности, причем его эффективность определяется не

жестокостью, а неотвратимостью.

Среди юридических гарантий особая роль отводится процессуальным гарантиям

Наконец, важнейшей гарантией законности является правосудие — деятельность

судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения гражданских и

уголовных дел с целью всемерного укрепления законности.

Под организационным гарантиями понимаются различные мероприятия

организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с

правонарушениями, защиту прав граждан. Сюда относятся кадровые,

организационные меры по созданию условий для нормальной работы

юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в структуре

последних специальных подразделений (для борьбы с организованной

преступностью, с коррупцией и т.д.).

10 Акты применения права: понятие, особенность, виды

Акты применения права - индивидуальные властные предписания, обращённые к

конкретным участникам общественных отношений и обязательные для исполнения

ими. Они гарантируются государством, и их неисполнение влечёт за собой

принудительные меры. Различия актов применения права и юридических норм:

Адресаты актов применения права поимённо персонифицированы, в отличие от

юридических норм; Юридические нормы рассчитаны на неоднократное применение

(пока они официально не отменены), акты применения права рассчитаны на

урегулирование одной конкретной ситуации; В некоторых случаях акты

применения права издаются в развитие норм права. Особенности: 1 Издаются

компетентными органами и должностными лицами (государственные органы,

третейский суд, местное самоуправление). 2 Строго индивидуализированы.,

т.е. адресованы поимённо определённым лицам. 3 Направлены на реализацию

требований юридических норм. 4 Реализация правоприменительных актов

обеспечена государственным принуждением.

Классификация актов применения права: По субъектам принятия: 1 Акты

представительных органов - постановление Совета Федерации о назначении

Генерального прокурора РФ. 2 Акты органов управления - приказ об увольнении

конкретного лица. 3 Акты судебных органов - приговор суда. 4 Акты

контрольно-надзорных органов - постановление санитарной инспекции о

наложении штрафа. 5 Акты органов местного самоуправления - распоряжение

мэра города о назначении главы районной администрации. По характеру

воздействия правоприменительного акта на правоотношения: 1 Регулятивные -

являются конкретизацией регулятивных юридических норм, т.е. основанием для

их возникновения является правомерное поведение людей (решение суда по

гражданскому делу). 2 Охранительные - являются конкретизацией охранительных

юридических норм, т.е. основанием для их возникновения является

неправомерное поведение людей (приговор суда). По значению в

правоприменительном процессе: 1 Основные - решение суда по гражданскому

делу, постановление комиссии отдела социального обеспечения о назначении

пенсии и т.п. 2 Вспомогательные - определение суда о назначении экспертизы.

По порядку принятия: 1 Акты коллегиальных органов - постановление Совета

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.