Шпаргалки для госэкзамена по теории государства и права
положительность нормы нужно с помощью категории ''цель'' - достигнута ли
цель? И какова эта цель? Также необходимо цель соотнести с результатом. 2
Не всякий результат социально оправданной цели достигается правильными
средствами и с малыми издержками. 3 Нужно соотносить результат с
издержками.
Специфическим показателем эффективности действия юридической нормы является
не результат улучшения экономической, социально, политической и иных сфер
жизни, а достижение гарантированности прав и свобод на практике. Это две
составные части эффективности действия юридической нормы -
гарантированность и улучшение всех сфер общественной жизни. Эффективность
зависит от целого ряда факторов: Правильности отражения юридической нормой
закономерностей развития общественной жизни; Уровня правосознания и
правовой культуры людей; Информированности субъектов общественных
правоотношений о действующих нормах; Уровня правовой законности и
правопорядка и т.д.
6 Необходимость правоприменения
Обычно необходимость в применении права возникает в следующих случаях:
Права позитивного характера не могут возникнуть без властного решения
(когда субъекты (адресаты правовых норм) не могут реализовать свои юр-ие
права и обязанности собственными действиями); В случаях конфликтов сторон
(когда необходимо устранить препятствие в реализации субъективных прав и
обязанностей (в случае неуплаты долга должником)); В случаях совершения
правонарушения (когда совершено правонарушение и возникает необходимость
привлечения к ответственности); Когда иным способом нельзя установить,
подтвердить наличие факта, имеющего юридической значение (юридического
факта).
7 Стадии процесса применения норм права
Выделяют две модели правоприменения: Процессуальная модель. На основе
процессуальных норм может быть построена процессуальная модель
правоприменения, которая в схематичном виде отражает последовательность и
порядок совершения процессуальных действий. Например, в уголовном процессе
выделяются такие стадии: как возбуждение уголовного дела, предварительное
расследование или дознание, стадия окончания расследования и направления
дела в суд, принятие судом дела на рассмотрение, стадия судебного следствия
и стадия вынесения приговора, стадия обжалования и опротестования приговора
и т. д. Информационная модель. Стадии процесса применения могут быть
рассмотрены и в другом, информационном аспекте, и тогда мы получим другую
модель и другие стадии: 1Стадия установления фактических обстоятельств
рассматриваемого дела (стадия доказывания). На этой стадии субъект
правоприменения устанавливает, имели ли место те обстоятельства, которые
установлены в гипотезах юридических норм. 2 Стадия выбора подлежащей
применению юридической нормы (стадия квалификации). На этой стадии
правоприменитель выбирает юридические нормы, которые необходимы для
разрешения данного дела. Правоприменитель на данной стадии осуществляет
несколько действий: во-первых, выбирая юридическую норму, правоприменитель
проверяет юридическое действие этой нормы, во-вторых, проверяется текст
нормы, в-третьих, осуществляется процедура толкования нормы. Низшая критика
правовой нормы - это проверка словесно-документального состояния нормы
(опечатки, полнота текста и т.д.). Высшая критика включает в себя проверку
подлинности юридической нормы (выяснение: имеет ли подлежащая применению
норма все те дополнения и изменения, существующие на данный момент;
проверка законности данной нормы - уполномочено ли было лицо или орган,
принявший эту норму, проверка соответствия нормы нормам более высокой
юридической силы), проверка действия нормы во времени, пространстве и по
кругу лиц. 3 Стадия принятия решения по делу, издание акта применения
нормы. Юридическая норма приводится в действие актом применения права, что
и влечёт собой изменение, возникновение, прекращение действия
правоотношения.
8 Анализ фактических обстоятельств дела, выбор и толкование нормы
права, квалификация, принятие решения
Основные. функциональные стадии применения права: Стадию установления
(анализа) фактических обстоятельств дела (фактические обстоятельства
устанавливаются либо непосредственно правоприменителем, либо им же, но с
помощью юр-их доказательств). Стадию юр-ой оценки фактических обстоятельств
дела (иногда её называют стадией выбора и анализа правовых норм). Анализ
фактических обстоятельств дела с которыми связано применение диспозиции или
санкции правовой нормы. Должен быть полным, объективным, исследованы все
обстоятельства дела, фактов, дана юридическая оценка значения этих фактов.
На этой стадии имеют место: 1. Отыскание необходимых правовых норм. 2.
Проверка подлинности текста этих правовых норм (низшая критика). 3.
Проверка юридической правильности правовых норм. 4. уяснение смысла
правовых норм (т.е. толкование). 5. Юр-ая квалификация, т.е. мысленно
подведение фактов, обстоятельств дела под установленную правовую норму. На
стадии принятия решения по юр-му делу происходит формулирование
индивидуально конкретных правовых предписаний.
Выбор (отыскание) правовой нормы – для определения поведения участников
правоотношения или для оценки поведения когда применяется санкция. При этом
проверяется: 1) подлинность нормы права и ее действенность, 2) характер
действия нормы – прямое или косвенное, 3) пределы действия в пространстве,
во времени и по кругу лиц.
Понятие толкования норм права Толкование норм права - это особый
мыслительный процесс, связанный с уяснением и разъяснением юридических
норм. Толкование, это не обычный мыслительный процесс, а деятельность,
процесс, протекающий во времени. Он включает в себя два самостоятельных
компонента: Уяснение - процесс понимания содержания норм "для себя";
Разъяснение - объяснение, доведение усвоенного содержания для других.
Особенности: 1 Толкование связано с интерпретацией не любых письменных
источников, а правовых актов. 2 Выступает необходимым условием правового
регулирования. 3 В установленных законом случаях толкование осуществляется
компетентными государственными органами. 4 Результаты толкования, могут
закрепляться в специальных правовых (интерпретационных) актах. Признаки,
обусловливающие толкование норм права: 1 Общественные отношения динамичны,
а правовые нормы статичны, поэтому иногда требуется применять старую норму
в новых условиях. 2 Юридические нормы абстрактны, а отношения, которые они
регулируют, всегда конкретны, поэтому правоприменитель должен определить -
подходит ли норма к отношениям. 3 Нормы могут содержать изъяны, в силу
низкой юридической техники. 4 Многозначность юридических терминов, которые
используются в правовой норме.
Виды толкования норм права по объёму и юридической силе результатов
толкования. В зависимости от юридической силы результатов толкования
выделяют: 1 Официальное - такое разъяснение, которое является обязательным
для всех субъектов, к которым оно обращено. 2 Неофициальное - такое
толкование, которое не обязательно для использования. Официальное
толкование также подразделяется на виды в зависимости от наличия в
результатах толкования юридических норм: 1 Нормативное - официальное
толкование, в результате которого издаются юридические нормы. 2 Казуальное
- толкование, которое является обязательным лишь для конкретного данного
случая.
Нормативное толкование, в свою очередь, подразделяется на виды в
зависимости от субъекта, его осуществившего: 1 Аутентичное - осуществляется
органом, издавшим толкуемую норму. 2 Легальное - осуществляется органом,
официально уполномоченным давать толкование. Неофициальное толкование
также имеет подвиды и может быть: 1 Обыденное - когда норма толкуется
органом, не имеющим специальной юридической подготовки. 2 Компетентное
(доктринальное) - когда толкование дают субъекты, обладающие
профессиональной юридической подготовкой. Для юридической практики важное
значение имеет выяснение соотношения истинного содержания нормы с её
текстуальным выражением, т.е. толкование по объёму. "Смысл" закона не
всегда точно выражается в его "букве".
По объёму результатов толкования выделяют: 1 Буквальное - когда результат
полностью совпадает с текстом толкуемой нормы. 2 Расширительное - когда
результат толкования шире, чем текст толкуемой нормы (смысл толкования
нормы шире, чем его изложение). 3 Ограничительное - когда результат
толкования уже, чем текст толкуемой нормы.
Способы толкования норм права - это совокупность приёмов и средств,
используемых для установления содержания правовых актов. Различают
следующие способы толкования: 1 Языковой (грамматический) - содержание
толкуемой нормы выясняется путём анализа текста на основе правил
грамматики, правописания и т.д. 2 Систематический - помогает выявить
содержание нормы на основе её анализа в системе других норм. 3 Исторический
- содержание нормы уясняется при помощи анализа её исторического развития.
4 Телеологический - содержание нормы уясняется путём выяснения цели, с
которой она была издана. 5 Специально-юридический - содержание нормы
уясняется с помощью раскрытия специальных юридических терминов.
9 Условия и юридич гарантии законного и обоснованного применения
права
Несмотря на свою значимость, требования законности не претворяются в жизнь
автоматически, стихийно. Чтобы правовые предписания не остались на бумаге
(и тем более не нарушались), необходимы соответствующие условия и
определенный комплекс организационных, идеологических, политических,
юридических мер, обеспечивающих реализацию, т. е. гарантии законности.
Гарантировать законность — значит сделать ее незыблемой. Гарантии
законности — это объективные условия и субъективные факторы, а также
специальные средства, обеспечивающие режим законности. Среди данных
гарантий нужно четко различать общие условия и специальные средства. Общие
условия суть объективные (экономические, политические и т. д.) условия
общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Эти
условия создают макросреду реализации права, его функционирования,
предопределяя в известной степени и специальные средства по укреплению
законности. Важной предпосылкой наилучшего использования благоприятных
условий в деятельности по укреплению законности является их максимально
возможная конкретизация. Экономические условия. Это состояние
экономического развития общества, организация системы хозяйствования и т.
д. Речь, следовательно, идет о том, чтобы выделить из условий общественной
жизни те, которые способствуют укреплению законности, создать предпосылки
для их развития и воздействия на людей, а также путем использования
организационных мер, специальных средств нейтрализовать действие негативных
факторов. Рассмотрим эти общие условия, выступающие гарантиями законности:
Политические условия. Основным политическим условием стабильной законности
является сильная государственная власть. Сила государственной власти
определяется не величиной армии, не мощью репрессивного аппарата. Сильная
государственная власть — это устойчивая, легитимная, пользующаяся
поддержкой общества власть, способная обеспечить реализацию принимаемых
правовых предписаний. Сильное государство гарантирует стабильное развитие
общества, безопасность людей, эффективную борьбу с преступностью,
коррупцией и иными антисоциальными явлениями. Идеологические условия.
Состояние законности во многом определяется уровнем политической, правовой
и общей культуры населения. Законность предполагает такой уровень правовой
культуры, когда уважение к праву, закону является личным убеждением
человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередь
государственного служащего, законодателя. предписания во многом зависят от
положения Социальные условия. Законопослушание граждан, их уважение к
закону, реализация его, сложившегося в социальной сфере. Правовые
условия. Состояние законности как политико-правового явления обусловлено
состоянием самого права, системы законодательства. Действующее
законодательство должно быть достаточно полным, стабильным, обеспечиваться
высоким уровнем юридической техники, необходимыми механизмами реализации и
охраны. Среди них можно отметить состояние правовой науки, полноту и
развитие в ней прогрессивных гуманистических идей, положений, научно-
теоретических конструкций. Непосредственное влияние на уровень законности
оказывают господствующие в науке научно-теоретические концепции
Специальные средства обеспечения законности - это юридические и
организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения
законности. Среди них можно выделить юридические и организационные гарантии
(средства). Уровень законности определяется и эффективной деятельностью
политического руководства Юридические гарантии — совокупность закрепленных
в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по
их применению, направленные на обеспечение законности, на беспрепятственное
осуществление, защиту прав и свобод. (деятельность прокуратуры). Среди
юридических гарантий различают следующие. Средства выявления, (обнаружения)
правонарушений (органов предварительного расследования, Конституционного
Суда и т. д.) Средства предупреждения правонарушений. Это закрепленные в
праве средства, позволяющие предотвратить возможные правонарушения.
Средства пресечения правонарушений. К ним относятся средства, направленные
на пресечение, недопущение правонарушений, нарушений прав, свобод граждан и
организаций. Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения
последствий правонарушений. Таковыми являются принудительное взыскание
средств на содержание ребенка (алиментов), виндикация (принудительное
изъятие имущества из чужого незаконного владения) и др. Юридическая
ответственность. Под ней понимается наказание лица, виновного в совершении
правонарушения. Данное средство является важнейшим и необходимым для
укрепления законности, причем его эффективность определяется не
жестокостью, а неотвратимостью.
Среди юридических гарантий особая роль отводится процессуальным гарантиям
Наконец, важнейшей гарантией законности является правосудие — деятельность
судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения гражданских и
уголовных дел с целью всемерного укрепления законности.
Под организационным гарантиями понимаются различные мероприятия
организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с
правонарушениями, защиту прав граждан. Сюда относятся кадровые,
организационные меры по созданию условий для нормальной работы
юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в структуре
последних специальных подразделений (для борьбы с организованной
преступностью, с коррупцией и т.д.).
10 Акты применения права: понятие, особенность, виды
Акты применения права - индивидуальные властные предписания, обращённые к
конкретным участникам общественных отношений и обязательные для исполнения
ими. Они гарантируются государством, и их неисполнение влечёт за собой
принудительные меры. Различия актов применения права и юридических норм:
Адресаты актов применения права поимённо персонифицированы, в отличие от
юридических норм; Юридические нормы рассчитаны на неоднократное применение
(пока они официально не отменены), акты применения права рассчитаны на
урегулирование одной конкретной ситуации; В некоторых случаях акты
применения права издаются в развитие норм права. Особенности: 1 Издаются
компетентными органами и должностными лицами (государственные органы,
третейский суд, местное самоуправление). 2 Строго индивидуализированы.,
т.е. адресованы поимённо определённым лицам. 3 Направлены на реализацию
требований юридических норм. 4 Реализация правоприменительных актов
обеспечена государственным принуждением.
Классификация актов применения права: По субъектам принятия: 1 Акты
представительных органов - постановление Совета Федерации о назначении
Генерального прокурора РФ. 2 Акты органов управления - приказ об увольнении
конкретного лица. 3 Акты судебных органов - приговор суда. 4 Акты
контрольно-надзорных органов - постановление санитарной инспекции о
наложении штрафа. 5 Акты органов местного самоуправления - распоряжение
мэра города о назначении главы районной администрации. По характеру
воздействия правоприменительного акта на правоотношения: 1 Регулятивные -
являются конкретизацией регулятивных юридических норм, т.е. основанием для
их возникновения является правомерное поведение людей (решение суда по
гражданскому делу). 2 Охранительные - являются конкретизацией охранительных
юридических норм, т.е. основанием для их возникновения является
неправомерное поведение людей (приговор суда). По значению в
правоприменительном процессе: 1 Основные - решение суда по гражданскому
делу, постановление комиссии отдела социального обеспечения о назначении
пенсии и т.п. 2 Вспомогательные - определение суда о назначении экспертизы.
По порядку принятия: 1 Акты коллегиальных органов - постановление Совета
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|