рефераты бесплатно

МЕНЮ


Шпаргалки для госэкзамена по теории государства и права

Федерации. 2 Единоначальные акты - распоряжение мэра. По форме изложения:

1 Устные - наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте

(спорный вопрос - существует ли такая форма). 2 Письменные - приговор суда.

3 Конклюдентные или знаковые - также спорный вопрос, но есть исследователи,

которые считают, что существует такая форма изложения, они относят к ней:

цветовые, звуковые сигналы, либо специальные жесты (регулировщик дорожного

движения), они могут фиксироваться в законодательстве.

В некоторых случаях используются смешанные формы выражения

правоприменительных актов (решение, приговор суда - фиксируются письменно,

а затем оглашаются).

11 Отличие правоприменительных актов от нормативных

Акт применения нормы права – это официальный правовой документ, содержащий

индивидуальные государственно-властные предписания компетентного органа,

которое выносится им в результате разрешения конкретного юр. дела. Эти

акты теория разграничивает с нормативно-правовыми актами (Нормативно-

правовой акт - в настоящее время данный источник считается основным

источником современного права. Совокупность действующих в Г нормативно-

правовых актов именуются законом). Различия актов применения права и

юридических норм: 1 Адресаты актов применения права поимённо

персонифицированы (имеют своим адресатом индивидуального субъекта), в

отличие от юридических норм; 2 Юридические нормы рассчитаны на

неоднократное применение (пока они официально не отменены), акты применения

права рассчитаны на урегулирование одной конкретной ситуации; 3 В некоторых

случаях акты применения права издаются в развитие норм права; 4 У правопр

актов специальные внешние атрибуты, свидетельствующие о том, какой

правоприменитель и когда их принял. Эти акты имеют внешние,

формальные реквизиты – печати, штампы, подписи, подтверждающие их

юридич значение.

12 Эффективность правоприменительного акта ?

Вопрос 10 ?

Деятельность компетентных органов всегда завершается изданием акта

применения нормы права. Таким образом, акты применения норм права –

документы юрисдикционного характера (решение по делу), которые

являются важнейшим средством реализации предписания правовых норм.

Правопр акты издаются компетентными органами или должн-ми лицами

(это органы Г-ва или их должностные лица). Отсюда вытекает

государственно-властный характер актов применения права.

Правоприменит акты направлены на реализацию требований юридич норм,

т.к. конкретизируют общие предписания норм права применительно к

определенным ситуациям и лицам, официально фиксируют их субъективные

права, обязанности или меру юридич ответственности (т е выполняют

функции индивидуального регулирования).

Реализация правоприменительных актов обеспечена гос принуждением. При

этом акт применения права – документ, который является

непосредственным основанием для использования го-х принудительных мер

(напр, осуществлением решений по гражданским делам занимаются

судебные приставы. Исполнением приговоров по уголовным делам ведают

соответствующие учреждения Министерства юстиции РФ).

Правоприм акты строго индивидуальны, т е адресованы поименно

определенным лицам.

13 Механизм правоприменения

Применение права всегда протекает как определенный процесс, который в своем

развитии проходит несколько стадий. В научной лит-ре принято выделять

процедурные и функциональные стадии применения права. Процедурная стадия

характеризуется как процесс применения права с внешней стороны. Как процесс

производства юр-го дела. Есть 4 основных процедурных стадии: стадия

возбуждения юр-го дела, стадия сбора и оценки материала, стадия вынесения

решения по юр-му делу. Отдельные виды производства юр-го дела могут иметь и

большее число стадий (в уг. или гр. процессе стадию обжалования приговора,

рассмотрение в кассационном порядке надзорной инстанцией). Функциональные

стадии характеризуют процесс применения права с внутренней стороны, они

рассматривают логику или механизм прим. права. Можно выделить 3 осн.

функциональных стадии применения права: стадию установления фактических

обстоятельств дела (фактические обстоятельства устанавливаются либо

непосредственно правоприменителем, либо им же, но с помощью юр-их

доказательств). Стадию юр-ой оценки фактических обстоятельств дела (иногда

её называют стадией выбора и анализа правовых норм). На этой стадии имеют

место: 1. Отыскание необходимых правовых норм. 2. Проверка подлинности

текста этих правовых норм (низшая критика). 3. Проверка юридической

правильности правовых норм. 4. уяснение смысла правовых норм (т.е.

толкование). 5. Юр-ая квалификация, т.е. мысленно подведение фактов,

обстоятельств дела под установленную правовую норму. На стадии принятия

решения по юр-му делу происходит формулирование индивидуально конкретных

правовых предписаний.

14 Пробелы в праве и пути их устранения и преодоления

Пробел в праве – это отсутствие конкретного нормативного предписания в

отношении фактических обстоятельств,находящихся в сфере правового

регулирования, отсутствие нормы права для урегулирования какого-либо вида

общественных отношений. Существуют действительные и мнимые пробелы в праве.

Действительный пробел – отсутствие нормы права, регулирующей конкретное

общественное отношение, в том случае, когда такое отношение входит в сферу

правового регулирования. Мнимым является пробел, когда определенный вопрос

не регулируется правом, хотя по мнению того или иного лица, группы лиц,

должны быть урегулированны нормами права. В юридической литературе

различаются первоначальная и последующая пробельность в праве. Первая

обусловливается тем, что законодатель не смог охватить формулировками

нормативного акта всех жизненных ситуаций, требующих правового

регулирования, а вторая вызывается появлением новых общественных отношений,

которые не могли быть предусмотренны законодателем. Главным путем

устранения пробелов является правотворчество. Для временного устранения

пробела предусмотрено два способа: аналогия закона – решение конкретного

дела на основе правовой нормы, которая рассчитана на регулирование похожих

общественных отношений, близких по своему значению и характеру; аналогия

права – решение конкретного дела исходя из принципов права в целом, отрасли

или института данной отрасли права. Пробелы в праве могут восполняться

путем аналогии лишь в том случае, если это прямо разрешено законом.

Применение аналогии недопустимо в уголовном и административном праве.

15 Аналогия закона и аналогия права

Для временного устранения пробелов в праве предусмотрено два способа:

аналогия закона – решение конкретного дела на основе правовой нормы,

которая рассчитана на регулирование похожих общественных отношений, близких

по своему значению и характеру; аналогия права – решение конкретного дела

исходя из принципов права в целом, отрасли или института данной отрасли

права.

Пробелы в праве могут восполняться путем аналогии лишь в том случае, если

это прямо разрешено законом. Применение аналогии недопустимо в уголовном и

административном праве. Это обусловлено тем, что представления о сходстве

или несходстве у должностных лиц может быть различно, выводы, к которым они

могут прийти на основе принципов права или принципов отдельной отрасли

права, могут существенно различаться. Поэтому создается опасность

произвола, могущая привести к беззаконию. С точки зрения укрепления

законности, нормальным исходом дела будет его прекращение, если выяснится,

что действия привлекаемого не являются нарушением предписания закона.

Иначе этот вопрос решается в гражданско-процессуальном, гражданском праве.

Ст. 6 ГК РФ закрепляет положение, что в случае, когда отношения прямо не

урегулированы гражданским законодательством или соглашением сторон и

отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, если это не

противоречит существу данных отношений, применяется гражданское

законодательство, регулирующие сходные отношения (аналогия закона). При

невозможности использовании аналогии закона права и обязанности сторон

определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства

(аналогия права) и требований добросовенности, разумности и справедливости.

Чтобы правильно применять аналогию закона и права, необходимо соблюдение

следующих условий: а) общественные отношения, к которым должно быть

применено решение, обязательно должны находиться в сфере правового

регулирования, хотя бы в общей форме; б) если существует норма, регулирущая

данное общ. отношение, а применяется аналогия по мотиву, иными словами

аналогия по ситуации, то это грубейшее нарушение законности; в) необходим

тщательный анализ законодательства, в результате которого может быть решен

вопрос о применении аналогии закона или права; сходство должно быть именно

в существенном, расхождение в деталях; г) требуется мотивированное

объяснение причин применения к данным общ. отношениям аналогии права или

закона.

Особым вариантом аналогии является субсидиарное применение закона. Это

применение правовых норм одного института или отрасли права к отношениям

регулируемым другой отраслью.

Дополнительные требования к применению аналогии закона: охват правом

фактического отношения; отсутствие конкретной правовой нормы, регулирующей

данное отношение; существование другой нормы, предписания которой относится

к аналогичному случаю; отсутствие прямого запрещения применять аналогию;

применение ее в соответствии с целями нормативно-правового акта.

16 Юридические коллизии и способы их разрешения

Коллизии - нормы с разным противоречивым содержанием регулирующие

одни и те же общественные отношения. Это противоречие между

существующими пр актами и правопорядком и притязаниями, действиями

по их изменению, признанию или отторжению. Существуют разнообразные

формы проявлений юр. кол. Возникают они во всех сферах гос-й и

общ-й жизни. Каждая отрасль П с помощью общих и специальных

процедур регулирует порядок их предотвращения и устранения. Коллиз.

нормы, ранее отождествлявшиеся преимущественно с нормами междунар.

частного права, теперь имеются во всех отраслях начионального

частного П. Наиболее типичные виды ю.к.: 1) неправомерность издания

тех или иных законов и подз. актов, неадекватность оценки их

между собой и Конституцией; 2) неправомерные юр факты; 3)деформация

статуса гос или общественного образования, организации, органаж 4)

противоречия между нормами внутриговуд-о и междунар П. Ю.к.

всегда являются явлением сугубо негативным, свидетельствующим об

изъянах в правовой системе и в практике действия законов. Во-

первых, ю.к. отражает деформацию прав-й системы или ее отдельных

элементов, гос институтов, форм хорзяйствования. Во-вторых, ю.к.

выступают как свидетельство естественных противоречий, нормального

развития и функционирования гос и правовых институтов. В-третьих,

ю.к. может выражать справедливые притязания на новый правовой

порядок или охрану конституц строя и тогда законное противостояние

произволу, незаконным актам и действиям бесспорно. Причины

коллизий: ошибка законодателя; несвоевременное обновление законод-ва;

акты, фактически утратившие силу (фусы); сохранение старых актов при

принятии новых; конфликты норм международного права и национального

права и т.д. Способы их разрешения: Ю.к. возникают и развиваются

внезапно. и лучше заранее знать причины появления такого явления и

своевременно его предотвращать легальными средствами. Предотвращению

коллизий в сфере частного П служит хорошее знание гражданами своих

прав и обязанностей, легальных способов их осуществления и защиты,

умения готовить юр документы и акты. В сфере публичного П

используются более сложные режимы предотвращения ю.к. (ст. 76

Констит РФ: согласно ей по предметам совместного ведения РФ и ее

субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы

и иные норм акты субъектов РФ. Установлено: в случае коллизии

между ФЗ норм пр актом субъекта РФ действует ФЗ. Акт субъекта в

этом случае утрачивает юр силу и не подлежит применению. В случае

коллизии между ФЗ и НПА субъекта РФ, принятым по предметам его

ведения, действует НПА субъекта федерации. ФЗ не применяется.

Итак, в кол-х ситуациях при коллизии правовой нормы приоритет над

нормами внутригосударственного права норм международного права (при

одобрении, подписании, ратификации соответствующих договоров,

конвенций, в которых содержатся коллизии норм). Приоритет

специальных норм над общими нормами. Приоритет федеральных законов

над норами субъектов Федерации.

Важным условием предотвращения коллизий является «компетенционноке

правило». Оно означает, что органы гос власти РФ и ее субъектов

обязаны действовать строго в пределах их компетенции, Установленной

Конст РФ, законодательством, конст-и и уставами субъектов РФ.

Запрещается игнорировать общегосуд интересы и интересы субъектов

федер-и, признаваемые законод-м (данное понимание ю.к. опирается на

конституц-е и законолд-е нормы, напр, в ст 3 Конст установлен

запрет на присвоение власти). Публичным ю.к. посвящены спец нормы

конституц иностранных Г. В целях предотвращения и преодоления

коллизионных ситуаций органы гос власти содействуют участию общ-х

объединений и движений, политич партий, религиозн организаций в

проведении переговоров, в разъяснении населению причин коллиз

ситуаций. Еще одно важное правило – все гос органы должны

своевременно определять причины и содержание кол ситуаций. Для

предотвращения развития кол сит соответствующие органы гос власти

обязаны выяснить ее причины, оценить ее.

ТЕМА 19: ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА

1 Понятие и необходимость толкования норм права

Понятие толкования норм права Толкование норм права - это деятельность,

направленная на установление содержания юридических норм. В процессе

толкования уясняются смысл нормативного предписания, его социальная

направленность, место в системе правового регулирования и т.п. Толкование

необходимо в связи с абстрактностью юридических норм, специальной

терминологией, дефектностью правотворческого процесса (неясностью) и т.д.

Деятельность по толкованию правовых норм имеет своей целью правильное и

единообразное понимание юридических предписаний и их правильное и

единообразное применение. Толкование норм права - это особый мыслительный

процесс, связанный с уяснением и разъяснением юридических норм. Толкование,

это не обычный мыслительный процесс, а деятельность, процесс, протекающий

во времени. Он включает в себя два самостоятельных компонента: Уяснение -

процесс понимания содержания норм "для себя"; Разъяснение - объяснение,

доведение усвоенного содержания ''для других''. Особенности: 1 Толкование

связано с интерпретацией не любых письменных источников, а правовых актов.

2 Выступает необходимым условием правового регулирования. 3 В установленных

законом случаях толкование осуществляется компетентными государственными

органами. 4 Результаты толкования, могут закрепляться в специальных

правовых (интерпретационных) актах. Признаки, обусловливающие толкование

норм права: 1 Общественные отношения динамичны, а правовые нормы статичны,

поэтому иногда требуется применять старую норму в новых условиях. 2

Юридические нормы абстрактны, а отношения, которые они регулируют, всегда

конкретны, поэтому правоприменитель должен определить - подходит ли норма к

отношениям. 3 Нормы могут содержать изъяны, в силу низкой юридической

техники. 4 Многозначность юридических терминов, которые используются в

правовой норме. Функции толкования: Познавательная функция;

Конкретизационная функция; Регламентирующая функция.

В ТГП различаются два вида актов толкования: 1 интерпретационные акты

правотворчества (нормативные юридические акты, изданные в порядке

аутентичного или легального толкования); 2 интерпретационные акты

правоприменения (специфические правовые акты, содержащие правила применения

норм права, сформулированные в результате обобщения опыта их

жизнедеятельности.

2 Уяснение и разъяснение содержания правовых норм

Вопрос 1

Толкование норм права – это деятельность по выявлению воли законодателя,

выраженной в правовой норме.

Термин «толкование» употребляется в трех различных смыслах: 1 уяснение

смысла и содержания правовой нормы лицом, ее применяющим (толкование по

способу); 2 принятие актов государственными органами и высказывания

отдельных лиц с целью разъяснения содержания правовой нормы; 3)

интерпретация, т.е. выяснение соотношения объема толкуемой правовой нормы с

объемом (буквальным смыслом) ее текста.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.