рефераты бесплатно

МЕНЮ


Шпаргалки для госэкзамена по теории государства и права

обвиняемого на защиту, презумпция невиновности. 3 Неотвратимость наказания

- важный фактор снижения уровня правонарушений. 4 Своевременность наказания

- должна существовать исковая давность, наказывать надо своевременно, так

как цель юридической ответственности - обеспечение общественного порядка, а

несвоевременное наказание эту цель не выполняет. 5 Целесообразность и

гуманизм - гуманизм должен проявляться в отношении раскаявшихся и т.п., а

целесообразность в недопустимости освобождения от ответственности без

законных оснований под предлогом политических, идеологических и иных

неправовых мотивов. 6 Ответственность только за вину - ответственность

может наступить только при наличии вины правонарушителя, которая означает

осознание лицом недопустимости (противоправности) своего поведения и

вызванных им результатов. 7 Индивидуализация наказания - ответственность за

совершенное правонарушение виновный должен нести сам.

19 Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридич

ответственность

К обстоятельствам, исключающим юридич ответственность относятся: 1

Такие социальные явления, как непреодолтмая сила, необходимая

оборона и крайняя необходимость. Непреодолимая сила: это

обстоятельства, которые не зависят от воли и желания субьекта

праваб преодолеть которые он не может, и они объективно становятся

на пути исполнения им обязательствб ведут его к правонарушению.

Это стихийные бедствия (землятресения, наводнения). Устаняет этот

фактор юр ответ-ть в основном в гражданско-правовой сфере. Большой

теоретической проблемой является такая ситуация, когда те или иные

договорные обяз-ыа не удается исполнить в силу изменения

законодательства, напримерб специального постановления правительства.

На этот случай в договорах должна делаться пометка в той или

иной форме о возможном появлении непреодолимой силы, о страховании

последствий подобной ситуации, о распределении риска. Необходимая

оборона: это ситуация, когда подвергшийся нападению человек

защищается и наносит нападающему вредб предотвращающий продолжение

нападения. В настоящее время значительно расширены пределы

необходимой обороны. Крайняя необходимость: это очень расплывчатое

оценочное понятие, которое раскрывается в зависимости от многих

конкретных обстоятельств правон-я. Это очень спорное общее понятие,

т.к. в одинаковой ситуации ''крайней необходимости'' разные люди

будут выходить из нее по разному. Напр., в той же ситуации

''крайней необходимости'' один человек займется воровствомб другой

же будет искать иной выход. 2 Действие (бездействие) только

тогда становится противоправным, когда порождает последствия, которые

являются социально нежелательными, запрещенными правом. 3 Казус

(случай) исключает наличие правонарушения. Казус – это факт, который

возникает не в связи с волей и желанием лица. Казус – это всегда невиновное

причинение вреда, хотя по некоторым формальным признакам случай сходен с

правонарушением. 4 Важное значение имеет возраст. Субъектом

правонарушения может быть только лицо, достигшее 16 лет. По

некоторым преступлениям – 14 лет, для субъекта административного

правонарушения – 16 лет, в деликтах возраст деликтоспособности

начинается в некоторых право-х с 15 лет, а как правило, с

гражданского совершеннолетия. 5 Без вины, т.е. без субъективной

стороны, тоже не может быть правонарушения. Только единство

объективной и субъективной сторон свидетельствует о наличии право-я.

И в субъективной стороне прав-я может иметь место казус, когда

имеет место невиновное причинение вреда, не в связи с волей и

желанием субъекта права. 6 при отсутствии вины (субъективной

стороны) признание какого либо действия (бездействия) правонарушением

является неправильным, в уголовном праве это называется «объективное

вменение» (субъект не только не хотелб но и не мог и не должен

был предвидеть наступления вредных последствий от своего действия

(бездействия)б а его в наступлении этих последствий обвиняют – это

произвол и называется «объ вменение»). Напр., в 30-е годы

обвинения типа ''вредитель'', ''враг народа'' – обвинения без всяких

на то оснований.

20 Юридич ответственность и иные меры государственного принуждения

Соотношение юридической ответственности и государственного принуждения

Юридическая ответственность осуществляется от имени Г, государственными

органами. Другая особенность этого принуждения - его правовой характер, в

силу чего оно выступает и как правовое принуждение. Нередко гос

принуждение сводится исключительно к юридической ответственность и всякое

принудительное воздействие со стороны Г трактуется как юридическая

ответственность. Это неправильно, так как гос принуждение гораздо шире

юридической ответственности. К мерам гос принуждения помимо юридической

ответственности относятся: 1 Меры защиты субъективных прав - в указанных в

законе случаях государство применяет принудительные меры в целях

восстановления нарушенного права и защиты субъективных прав без привлечения

нарушителя к ответственности (виндикация, взыскание алиментов и т.п.). 2

Меры пресечения - они применяются для предупреждения, пресечения

правонарушений. Поскольку в этом случае правонарушение отсутствует, нет и

цели наказания виновного (задержание, обыск, досмотр багажа и т.п.). 3

Принудительные меры воспитательного воздействия - применяются к

несовершеннолетним (недееспособным) лицам за совершение общественно опасных

деяний. Они также не несут элементов кары. 4 Меры медицинского характер -

принудительное лечение в условиях, обеспечивающих общественную безопасность

лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости

(помещение душевнобольного нарушителя в психиатрический стационар). 5

Реквизиция - изъятие в экстренных случаях имущества у собственников в

государственных или общественных интересах с выплатой его стоимости.

Все перечисленные меры носят государственно-правовой характер,

осуществляются на правовой основе.

ТЕМА 21: МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

1 Правовые средства: понятие, признаки, виды ??

Правовое регулирование является составной частью социального регу-я

(целенаправленное воздействие на поведение людей.) и осуществляется с

помощью целостной системы способов и средств. К средствам социального

регулирования относятся прежде всего социальные нормы: правовые, моральные,

корпоративные, обычаи и т.д.; индивидуальные предписания, властные веления,

меры физического, психического, организационного принуждения и т.д. Важная

роль в социальном регулировании принадлежит правовому регулированию.

В теории права механизмом правового регулирования называют систему

юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое

регулирование. Понятие механизма правового регулирования позволяет собрать

и систематизировать юридические средства правового воздействия на

общественные отношения, определить место и роль того или иного юридического

средства в правовой жизни общества. К элементам, составным частям

механизма правового регулирования относятся (средства ): юридические

нормы, нормативно-правовые акты, акты официального толкования, юридические

факты, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты,

правосознание, режим законности. Каждый из этих элементов выполняет свои

регулятивные функции, воздействует на поведение людей и общественные

отношения своим способом.

Нормы права выступают как предписание и как образец, модель поведения в

правовых отношениях. Они служат исходной, базой правового регулирования, в

них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы последствия

соблюдения или нарушения зафиксированного в них предписания. Нормы

права—это основа всего механизма правового регулирования. Все остальные его

элементы предусмотрены нормами права, носят поднормативный характер.

Нормативно-правовой акт как документ, содержащий нормы права, воздействует

на- поведение людей путем установления правового режима регламентации того

или иного вида общественных отношений. Например, Гражданский кодекс

определяет режим регламентирования отношений по использованию материальных

благ (имущества), по установлению правового положения участников гражданско-

правовых отношений.

Акты официального толкования — документы, издаваемые специально

уполномоченными на то органами (например, пленумом Верховного Суда РФ) и

направленные на разъяснение смысла правовых норм.

Юридические факты — предусмотренные нормами права жизненные ситуации, факты

реальной жизни, влекущие юридические последствия: возникновение, изменение

и прекращение правовых отношений.

Правоотношения есть средство перевода общих моделей поведения, заложенных в

нормах права, в конкретизированные и индивидуализированные акты поведения

членов общества (субъектов права).

Акты реализации права — это действия субъектов права, участников правовой

жизни по воплощению в жизнь предписаний норм права. В таких действиях (в

ряде случаев зацепленных в юридических документах, например договорах)

реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры возможного

или должного поведения.

Акты применения права суть индивидуализированные властные предписания,

направленные на регламентацию общественных отношений. Это акты (как

действия, так и документы) индивидуализированного правового регулирования.

Наиболее ярким примером акта применения права является решение суда по

конкретному юридическому делу.

В качестве своеобразных элементов механизма правового регулирования

выступают правосознание и режим законности. Своеобразие этих элементов

заключается в их нематериальности. Но нематериальность не мешает им

оказывать действенное влияние на весь процесс правового регулирования. От

уровня правосознания и реальности режима законности зависит эффективность

работы всех элементов механизма правового регулирования.

Элементы механизма правового регулирования воздействуют на общественные

отношения не только специфически юридически. Например, нормы права, акты

законодательства, решения судов оказывают на поведение людей и на

общественные отношения информационное, психологическое, идеологическое

воздействие. Под их влиянием формируются психологические установки, мотивы

поведения людей.

В реальной действительности специальные юридические средства и способы

воздействия на поведение людей сочетаются в различных комбинациях с

неюридическими.

Детальное изучение вопросов механизма действия права характерно для

инструменталистского направления в правоведении, где право рассматривается

как инструмент решения индивидуальных и групповых социальных задач,

2 Правовое регулирование и правовое воздействие (информационно-

психологическое, воспитательное, социальное) ?

Важная роль в социальном регулировании принадлежит правовому регулированию.

Вообще термин "регулирование" (правило) обозначает упорядочение,

налаживание, приведение чего-либо в соответствие с чем-либо. Без

эффективного правового регулирования немыслима сама государственность.

Правовое регулирование - это целенаправленное воздействие на поведение

людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое

неюридическими средствами (воздействие на сознание через СМИ, путём

пропаганды, агитации). Конечная цель правового регулирования - создание

системы упорядоченных общественных отношений.

Юр наука различает понятия правового воздействия и прав

регулирорвания, т.к. право уже своим существованием оказывает

значительное влияние на поведение людей. Как культурная и

информационная ценность, право определяет направление человеч

деятельности, вводит ее в общие рамки цивилиз-х общ-х отношений. и

в этом смысле пр воздействие шире, чем пр рег общ-х отношений.

3 Понятие механизма правового регулирования

Механизм правового регулирования - система юридических средств, при помощи

которых осуществляется правовое регулирование. Механизм правового

регулирования — это взятые в единстве и взаимодействии все правовые

средства (элементы механизма), с помощью которых осуществляется правовое

регулирование. Механизм правового регулирования — это определенная

идеальная модель, созданная в результате упрощения, огрубления процесса

регулирования, отвлечения от каких-то второстепенных, несущественных

моментов. Цель этой модели — с определенной степенью наглядности

представить в единстве и взаимодействии все правовые средства. Элементы

(блоки) механизма правового регулирования можно «привязать» к

соответствующим стадиям (этапам) процесса регулирования. Первой стадии

общенормативного регулирования соответствует нормативный элемент (нормы

права, нормативные акты), к которому следует отнести все что обслуживает

нормы права: систематизацию законодательства, законодательную технику,

нормативное толкование. Второй стадии регулирования соответствует такой

элемент, как правоотношение (субъективные права и обязанности), с помощью

которого предписания норм права конкретизируются, трансформируются в

субъективные права и обязанности конкретных субъектов в конкретных

отношениях. К этому, элементу примыкают юр-ие факты как фактические

основания возникновения, изменения и прекращения правоотношения. Заметим

также, что правоотношения имеют два основания для возникновения и движения

(изменения и прекращения); нормативное (нормы права) и фактическое (юр-ие

факты). Третьей стадии регулирования соответствует такой элемент механизма,

как акты реализации (соблюдение, исполнение, использование). Особое место в

механизме правового регулирования занимают применение и акты применения.

Они, как уже отмечалось, имеют место на второй и третьей стадии, служат

двигателем механизма, дают ему энергию, подталкивают к движению. Важное

место в механизме занимает правосознание. Оно «обслуживает» все стадии, все

элементы правового регулирования. В соответствии с правосознанием создаются

нормы права, выносятся индивидуальные применительные акты; оно влияет на

акты непосредственных форм реализации права (соблюдения, исполнения,

использования). Если акты применения сравнивать с двигателем, то

правосознание можно сравнить со смазкой механизма, нормативный элемент — с

блоком управления, правоотношения — с системой передач и трансмиссией, а

акты реализации - с колесами. Если все элементы механизма лишены дефектов,

исправны и смазаны, механизм легко вращается, процесс правового

регулирования достигает своей цели. Результатом действия механизма

выступают законность и правопорядок. см. Вопрос 4

4 Стадии и основные элементы механизма правового регулирования

Процесс правового регулирования состоит из следующих основных стадий: 1

Юридическая регламентация общественных отношений - обозначаются направления

деятельности участников, устанавливает их правовой статус, это не

индивидуализированное воздействие права. 2 Возникновение субъективных прав

и юридических обязанностей - (здесь возможна факультативная стадия -

применение права, без которой правоотношения возникнуть не могут) на этой

стадии происходит индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей. 3

Реализация субъективных прав и обязанностей - (здесь также возможна

факультативная стадия - применение права, без которой иногда невозможно

осуществить реализацию прав и обязанностей) воплощение в жизнь прав и

обязанностей конкретных субъектов; устранение нарушений прав и интересов

субъектов. 4 Применение права - факультативная стадия, которая либо

предшествует возникновению правоотношений, либо призвана обеспечить их

реализацию. Стадиям соответствуют следующие элементы: 1 Нормы права - см..

2 Правовые отношения 3 Акты реализации прав и обязанностей - определяют

истинное поведение субъектов, осуществляется деятельность субъектов

правоотношений по воплощению в жизнь требований предусмотренных нормой

права. На этом элементе заканчивается действие механизма правового

регулирования, так как обеспечивается результат, на достижение которого

была направлена воля законодателя. 1 Акты применения права - властные

действия компетентных органов, обеспечивающих возникновение правоотношений,

проводящих требования норм права в жизнь, гарантирующих осуществления прав

и обязанностей.

В зависимости от того, какие элементы механизма правового регулирования

используются, процесс регулирования будет простым или сложным. Простое

регулирование - такой процесс, когда используется один государственно-

властный акт (нормативный акт), т.е. используются стадии 1-2-3, стадия

применения права не требуется, так как индивидуализация и реализация прав и

обязанностей осуществляется самими субъектами; Сложное регулирование -

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.