рефераты бесплатно

МЕНЮ


Обращения граждан в федеральные органы исполнительной власти

предоставить блага, соответствующие его праву. Таким образом, если

ходатайство не будет принято, то право гражданина будет нарушено. С этой

точки зрения ходатайство является формой предупреждения нарушения, или, в

соответствии с “правозащитным” подходом Н.А. Ямпольской, одной из форм

сигнальных действий, наряду с заявлениями и письмами-сигналами.

Ещё одна форма обращений граждан - письма-сигналы (хотя слово “письмо”

здесь скорее дань традиции, т.к. они могут подаваться и в устной форме). В

нормативных актах, и в проекте ФЗ "Об обращениях граждан" о них ничего не

говорится. По своей сути они направлены не на защиту прав гражданина, не на

реализацию права, а на уведомление властей о каком-либо нарушении закона

(или подзаконного акта) - совершённом или могущем совершиться, об ущемлении

прав других граждан, не имеющих прямого отношения к заявителю. Письма-

сигналы, таким образом, вообще не связаны с личностью заявителя, почему

часто бывают анонимными (и поэтому в соответствии с п.1 Указа от 12 апреля

1968 г. не подлежат рассмотрению*). Гражданин, направляя подобное

обращение, не ищет ничего для себя, не преследует (по крайней мере, явно и

очевидно) своего интереса. Прежде всего он пытается защитить законность,

права других граждан, обратить внимание властей на нарушения публичного

порядка, и таким способом гражданин выполняет предупредительную,

профилактическую функцию, в принципе являющуюся одной из основных функций

государственной власти, следовательно участвует в управлении. Таким

образом, как это ни покажется парадоксальным, но сигнальные обращения, по

мнению автора, возможно считать также одной из форм реализации права на

участие в управлении (п.1 ст.32 Конституции РФ). Разновидностью сигнальных

обращений являются это сообщения о преступлениях, как готовящихся так и уже

совершённых (сигнальные обращения могут сообщать о нарушениях всех видов, в

т.ч. не являющихся преступлениями и вообще прямыми нарушениями закона). В

принципе сообщения о совершённых или готовящихся преступлениях вполне

укладываются в рамки рассмотренных выше форм обращений граждан и имеют

специфику в процедуре рассмотрения лишь в рамках уголовного и уголовно-

процессуального законодательства, но детальное рассмотрение этой процедуры

увело бы нас слишком далеко в сторону.

Итак, таковы основные виды обращений граждан, используемые в

законодательстве и в отечественной юридической литературе. Достаточно

взглянуть на представленную нами классификацию, чтобы понять, что разные

виды обращений требуют детально проработанной, особой для каждой формы,

процедуры рассмотрения. Разработка такой процедуры не входит в задачи

автора, но основные черты и подходы постараемся рассмотреть (также мы

коснёмся этого вопроса в гл.3 и 5). Очевидно, что жалоба имеет двойную цель

- восстановление нарушенного права и привлечение к ответственности

нарушителя (либо отмену нормативного акта, ущемляющего права).

Соответственно, она должна рассматриваться по этим двум направлениям,

возможно, даже разными должностными лицами или органами. Кроме того,

ущемление прав гражданина является ненормальным, оно выходит за рамки

права, следовательно, должно быть устранено как можно скорее. Из этого

вытекает необходимость рассмотрения жалобы в максимально сжатые сроки,

чтобы временной интервал между подачей жалобы и устранением нарушения был

минимальным.

Заявление не сопряжено с привлечением кого-либо к ответственности,

следовательно, процедура его рассмотрения должна быть несколько иной.

Вместе с тем сроки рассмотрения заявлений также должны быть небольшими*,

так как в заявления представляют собой форму предупреждения нарушений,

устранение возможности их совершения, и его необходимо рассмотреть в сжатые

сроки, дабы нарушение не совершилось.

Сигнальные обращения, в отличие от заявления, прежде всего связаны с

привлечением нарушителя к ответственности и иногда к устранению возможного

нарушения (если обращение сигнализирует о возможном нарушении, например,

готовящемся преступлении). Поскольку оно совсем не связано с личностью

заявителя, для таких обращений требуется принципиально отличная процедура

рассмотрения. В частности, на них, видимо, не следует распространять

ограничений, связанных с анонимностью. Эти обращения, особенно о

готовящихся правонарушениях должны рассматриваться максимально быстро, дабы

предупредить их совершение.

Ходатайство, как требование о признании права, предоставленного законом

не связано ни с устранением нарушения, ни с ответственностью. Оно также

требует особой процедуры, где особое место занимает проверка сведений,

представленных заявителем в доказательство того, что он действительно

обладает специальным правом. При рассмотрении любого обращения необходимо

удостовериться в правильности содержащейся в нём информации, однако при

рассмотрении ходатайства это необходимо сделать в первую очередь. В

сущности всё рассмотрение ходатайства сводится к проверке, так как

специальное право уже предоставлено заявителю законом и задача органа,

получившего ходатайства, выяснит, действительно ли заявитель относится к

категории граждан, этим правом обладающих. Если представленные заявителем

сведения окажутся верными, отказать в удовлетворении ходатайства уже

нельзя. Таким образом, проверка сведений определяет положительное решение

по ходатайству.

Таковы описанные в литературе формы обращений, направляемых гражданами в

органы государственной власти. Однако существует ещё одна классификация

обращений - по субъекту (заявителю): индивидуальные и коллективные.

Индивидуальное обращение подписывается одним лицом - заявителем.

Коллективное, согласно определению, данному в проекте ФЗ "Об обращениях

граждан", это “обращение двух и более граждан, а также обращение принятое

на митинге или собрании и подписанное организаторами этого митинга и

собрания”. Здесь важно обратить внимание на то, что множество одинаковых

индивидуальных обращений, подписанных разными гражданами по поводу одной

проблемы есть лишь множество индивидуальных обращений. Коллективным может

быть признано только обращение нескольких граждан одновременно и совокупно.

Теперь рассмотрим, как соотносится классификация обращений по субъекту с

рассмотренными выше классификациями по форме и содержанию. По форме

коллективные обращения, очевидно, могут быть только письменными. Достаточно

сложно представить, что одно общее обращение может быть подано устно.

Возможно представить, что на личный приём к должностному лицу придёт группа

граждан с некоей общей проблемой, и такое обращение можно признать

коллективным и устным, но, насколько известно автору, такие приёмы в

федеральных органах исполнительной власти не практикуются (хотя в органах

местного самоуправления допускается). По содержанию коллективные обращения

также могут быть практически таких же видов, как и индивидуальные.

Существует мнение, что ходатайства не могут быть коллективными, но оно

представляется не вполне справедливым. Вполне допустимо, чтобы группа

граждан, обладающих одним и тем же специальным правом и на одних и тех же

основаниях, подали общее ходатайство о признании за ними этого права. Нет

никаких оснований для того, чтобы законодательно ограничивать такую

возможность. Так что все перечисленные выше виды обращений по содержанию

могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Особой процедуры

рассмотрения такие коллективные обращения не требуют. Рассматривать их в

сокращённые сроки, особо контролировать их рассмотрение и т.п. было бы, на

наш взгляд, в корне неверно. Очевидно, что подобный подход порождается

расхожим мнением о превосходстве большинства над меньшинством, коллектива

над индивидом, но это мнение полностью противоречит основному принципу

современного права - принципу верховенства прав человека, закреплённому в

ст.2 и 18 Конституции РФ. Из этого принципа прямо вытекает, что один

человек обладает теми же правами, что и коллектив, и они равны по своему

юридическому статусу, и, следовательно, в реализации и защите своих прав

они должны обладать равными возможностями. Было бы несправедливо и противно

праву оказывать “предпочтение” коллективным обращениям, давать им

преимущество в сроках рассмотрения и т.п., ибо тогда получится, что

человек, не сумевший собрать ещё несколько подписей под своим обращением,

будет в некоторой степени поражён в правах (в праве на юридическую защиту),

что недопустимо[21]. Поэтому рассмотрение коллективных обращений должно

проходить в том же порядке, что и аналогичных по содержанию индивидуальных.

Однако, существуют и описаны в литературе ещё две формы обращений. Эти

обращения могут быть только коллективными и со всей очевидностью требуют

специальной процедуры рассмотрения. Эти формы мы и рассмотрим далее.

3. Особенности коллективных обращений - петиций и гражданских наказов

Одной из разновидностей коллективных обращений являются петиции. Они

давно уже регламентированы в зарубежном законодательстве как важная форма

выражения общественного мнения, постановки перед органами государственной

власти, местными органами значимых экономических, политических и социальных

проблем развития общества, страны в целом, отдельных ее регионов, охраны

прав и свобод личности.

Сразу оговоримся, что говоря о петициях в связи с обращениями граждан,

нужно обратить внимание на то, что петиции - лишь одна из форм обращений

граждан в органы государственной власти и местного самоуправления. В

этой связи нельзя согласиться с позицией тех учёных, которые пытаются

использовать термин "петиции" как обобщающий по отношению ко всем видам

обращений граждан[22].

В Конституции РФ нет термина “петиция”, он заменен общим понятием

“коллективное обращение”. Здесь существенно отметить, что коллективные

обращения, как мы показали выше по содержанию существуют в тех же формах,

что и обращения индивидуальные. Петиция же по сути является предложением,

направленным на изменение законодательства (иногда подзаконных актов). Цель

петиции состоит в реализации так называемой народной нормотворческой

инициативы, которая, хотя и не закреплена прямо в Конституции и

законодательстве РФ, имеет полное право на существование, как это следует

из смысла пп. 1 и 2 ст.3, и п.1 ст.32 Конституции РФ. К тому же имеется

обширный положительный опыт зарубежных стран, в которых давно и активно

применяется народная нормотворческая инициатива. Так, впервые эта форма

волеизъявления граждан получила признание в Швейцарии. Согласно ст. 121

действующей Конституции Швейцарии "народная инициатива состоит в

требовании, предъявленном 100000 швейцарских граждан, имеющих право

голоса, о включении, отмене или изменении определённых статей действующей

Конституции"[23]. Петиция является разновидностью предложения, однако имеет

ряд существенных отличий от него. Во-первых, предложение, как неоднократно

упоминалось выше, может быть как индивидуальным, так и коллективным, а

петиция - только коллективной. Во-вторых, предложение может быть направлено

на улучшение социальной действительности вообще, в то время как петиция -

на изменение нормативного акта, она стремится воздействовать на позитивное

право*. Это последнее обстоятельство и предполагает коллективный характер

петиции. Если обычные обращения могут и должны рассматриваться одинаково

вне зависимости от того, сколько граждан их подписало, то с петицией всё

обстоит наоборот. Поскольку петиция предполагает изменение нормативных

актов и по сути являет собой юридический акт, направленный на запуск

нормотворческой процедуры, то право её подачи должно быть существенно

ограничено. Было бы совершенно нелепо, если бы петицию мог подать один

человек. В рамках муниципальных образований, такое, может быть, и возможно

(но в таком случае нет смысла выделять петиции из массива предложений), но

на федеральном уровне - это абсолютно невозможно, так как означало бы

наделение каждого гражданина правом законодательной инициативы, что просто

бессмысленно и абсурдно. Поэтому петицией может быть признано только такое

обращение, которое подписало некоторое количество граждан, притом (и это

важно) не меньше установленного законом минимума. По большому счёту,

установленный ст.8 ФКЗ “О референдуме Российской Федерации” порядок,

согласно которому “инициатива проведения референдума Российской Федерации

принадлежит не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации,

имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, при условии,

что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности

за пределами территории Российской Федерации проживают не более 10

процентов из них” является признанием и закреплением народной инициативы, и

закреплением “петиционного минимума”. И в-третьих, предложения должны

рассматриваться должностными лицами, но вполне могут отклоняться ими без

объяснения причин; петиция же является началом нормотворческой процедуры и

соответствующий орган обязан не просто её рассмотреть, но и вынести по ней

однозначное решение (подобно тому, как сбор установленного законом числа

подписей обязывает власти провести референдум). В Российской Федерации

право гражданской инициативы пока получило признание не на

общегосударственном, а на региональном и местном уровнях. Однако, это

обстоятельство не снижает значимости обращений данного вида. Да и кроме

того, петиции не только в обязательном порядке подлежат рассмотрению но и

удовлетворению, если не содержат в себе неустранимых противоречий с

действующим законодательством (как можно видеть на примере зарубежных

государств)[24]. Это позволяет утверждать, что народная инициатива в форме

подачи петиций в органы государственной власти и местного самоуправления

по форме и содержанию близка к народной инициативе, направленной на

проведение референдума. Думается даже, что в случае отсутствия

принципиальных возражений против принятия нормативно-правового акта,

проект которого вносится в порядке народной инициативы, первое может

успешно подменять второе, в целях экономии времени и денежных средств.

И ещё одним специфическим видом коллективных обращений является

гражданский наказ. По содержанию он почти не отличается от петиции. Отличие

здесь в другом. Если субъектом петиции выступает определённое количество

граждан (притом не менее установленного законом числа), то субъектом,

заявителем в гражданском наказе должна выступать инициативная гражданская

организация, общественное объединение. Притом здесь крайне важно отметить

следующее - гражданский наказ есть именно обращение граждан, составляющих

это объединение, а не обращение объединения как юридического лица (кстати,

согласно ФЗ “Об общественных объединения”, они могут и не быть юридическими

лицами), которое здесь не рассматривается. А общественные объединения

(гражданские организации) характерны прежде всего тем, что они объединяют,

как правило, самых инициативных граждан, во-вторых, обладают опытом

реализации инициатив и, в-третьих ясно видят интересы тех групп граждан,

которые они представляют (например, ветеранские организации - интересы

ветеранов). Даже если число членов какой-либо организации невелико,

предложения её могут быть очень ценны и полезны, подчас даже небольшая

организация может внести такие предложения, до которых чиновники сами

никогда не смогли бы додуматься по недостатку информации.

Но для чего потребовалось выделять гражданский наказ в особую

разновидность обращения? На то есть две причины. Во-первых, петиции имеют

один существенный недостаток - необходимость сбора “норматива” подписей. А

при этом, как показывает опыт референдумов, одновременно очень легко и

очень сложно собрать должное число подписей. Предположим, что под петицией

по закону должны подписаться 10 тыс. граждан. С одной стороны, организация,

насчитывающая, 2 или 3 тыс. членов будет испытывать серьёзные трудности со

сбором 10 тыс. подписей - ей придётся искать поддержку у посторонних, что

подчас бессмысленно. Представим себе, что некая беженская организация хочет

внести предложение по улучшению положения беженцев, членов организации 2

тыс., всего беженцев в регионе - 6 тыс. И где искать ещё 4 тыс. подписей?

Собирать с местных жителей, ничего не знающих о беженцах, а подчас

относящихся к ним с враждебностью? Одновременно, если нужно “продавить”

какой-то проект, всегда можно найти фирму, которая за деньги соберёт

сколько угодно подписей. Да и кроме того, не раз уже бывало, что

гражданским организациям огромными усилиями удавалось собрать 2 млн.

подписей для проведения референдума, но ЦИК заявлял, что они “собраны с

нарушениями” и в итоге отклонял предложение о проведении референдума.

Значит простая петиционная форма обращения слишком уязвима. Поэтому

гражданский наказ, подаваемый от имени общественного объединения можно и

должно признать особой формой коллективного обращения граждан и

распространить на него специальную “петиционную” процедуру рассмотрения*.

Весьма кстати отметить, что в ходе Всероссийского Гражданского Форума, в

работе которого автор принимал непосредственное участие, в Минюсте России

проходила “переговорная площадка” под названием “Правовые механизмы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.