рефераты бесплатно

МЕНЮ


Обращения граждан в федеральные органы исполнительной власти

аналитических обзорах по обращениям граждан никакой силы не имеют. Во-

вторых, все эти обзоры составляются каждым ведомством самостоятельно,

независимо от других и только по “своим” обращениям, следовательно,

невозможно сформировать цельную картину поднятых гражданами проблем. И в-

третьих, аналитическая информация по обращениям граждан, особенно по итогам

рассмотрения обращений остаётся закрытой и недоступной для широких кругов.

В результате всего этого система “обратной связи” работает крайне

неэффективно и публичная функция обращений - не только защищать права

конкретного гражданина, но и создавать основу для укрепления такой защиты и

предупреждения нарушений в будущем,- не реализуется. Выход из этой ситуации

состоит, на наш взгляд, в следующем. Необходимо законодательно закрепить

обязанность всех органов, работающих с обращениями граждан, вести

аналитическую работу по обращениям, составлять квартальные и годовые отчёты

по единой, унифицированной форме и официально их публиковать. Притом такие

отчёты должны содержать данные не только о тематике обращений, но также о

количестве отдельных видов обращений, об их распределении по компетенции и

(особенно важно) о результатах рассмотрения (соотношение положительных и

отрицательных решений, доля нерассмотренных). Для того, чтобы возможно было

одновременно учитывать все обращения, поступающие в различные федеральные

органы исполнительной и законодательной власти, органы государственной

власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, следует разработать и

ввести единый тематический классификатор обращений, а в будущем - создать

единую Федеральную базу данных по обращениям граждан (программное

обеспечение для неё уже есть), в которой регистрировались бы все обращения,

поступившие в федеральные органы исполнительной власти. В дальнейшем к этой

базе могли бы подключиться региональные и местные органы, что намного

облегчило бы контроль за рассмотрением обращений и сделало бы возможным

отслеживать прохождение всех (а не только контрольных) обращений, и сразу

решило бы проблему “дублирования”, когда идентичные обращения направляются

гражданином в несколько органов, и рассматриваются там парараллельно.

Однако подобный проект весьма трудно выполнить в близком будущем из-за его

масштабности и колоссальной стоимости. Однако создать такую сеть только для

федеральных органов исполнительной власти представляется вполне возможным.

Что касается закрытости информации по обращениям граждан, то этот

недостаток устраняется легче всего. Здесь даже нет необходимости что-либо

закреплять законодательно. Уже существует п.4 ст.29 Конституции РФ и

Федеральный Закон от 25 января 1995 г. “Об информации, информатизации и

защите информации”, прямо устанавливающие право граждан на доступ к

информации о работе органов государственной власти и местного

самоуправления. П.1 ст.10 указанного Закона гласит: ”Государственные

информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и

общедоступными. Исключение составляет документированная информация,

отнесенная законом к категории ограниченного доступа”; однако аналитические

сводки по обращениям граждан (за исключением содержащих персональные данные

граждан) никаким законом к этой категории не отнесена. Этот же закон (п.3

ст.10) устанавливает запрет на ограничение доступа к документам,

“содержащим информацию о деятельности органов государственной власти и

органов местного самоуправления... и “представляющим общественный интерес

или необходимым для реализации прав, свобод и обязанностей граждан”.

Остаётся только заставить государственные органы открыть для широкого

доступа аналитические обзоры, годовые и квартальные отчёты по работе с

обращениями граждан. Сделать это возможно и в административном, и в

судебном порядке. Кроме того, и прецедент уже есть - публикует же

Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан свои аналитические

обзоры, хоть и только в Интернете[63].

И в заключение данной главы ещё раз повторим основные предложения по

совершенствованию как нормативной базы так и технологий работы с

обращениями граждан, которые мы сделали в ходе нашего исследования.

1. Необходимо чётко отграничить обращения от иных посланий - поздравлений,

благодарностей и т.п. и закрепить это закрепить законодательно, дабы

устранить все сомнения и двусмысленности в будущем.

2. Необходимо ввести в закон как отдельный вид обращений сообщения о

преступлениях (сигнальные обращения) и для них разрешить анонимность.

3. Следует установить различный минимум подписей для петиций разного

содержания. Так, под петициями об изменении законов должно стоять больше

подписей, чем если под петициями об изменении подзаконных актов.

4. В законе к гражданскому наказу должны быть предъявлены очень жёсткие

требования (наличие точных данных о направившем объединении, его уставных

целях, чёткая структура наказа), несоблюдение которых автоматически влечёт

его отклонение.

5. Следует детально и чётко регламентировать все формы ответственности за

нарушения в рассмотрении обращений, сочетать дисциплинарную,

административную, гражданско-правовую ответственность.

6. Необходимо выработать чёткие критерии “контрольности”, единые для всех

федеральных органов исполнительной власти (отдельно для законодательных,

отдельно для органов государственной власти субъектов РФ, т.к. у них иные

возможности контроля, и тематика обращений несколько иная) и закрепить их

единым нормативным актом.

7. Следует закрепить в законе возможность федеральных контролирующих

органов привлекать к ответственности должностных лиц в регионах и

муниципальных образованиях в случае перманентного уклонения их от

рассмотрения контрольных обращений

8. Необходимо унифицировать тематические классификаторы обращений и создать

единую компьютерную сеть и базу данных по обращениям граждан хотя бы только

в рамках системы федеральных органов исполнительной власти.

9. Следует унифицировать статистико-аналитическую работу по обращениям

граждан, выработать единые формы отчётов и аналитических записок, а также

заставить государственные органы открыть для широкого доступа аналитические

обзоры, годовые и квартальные отчёты по работе с обращениями граждан.

Разумеется, эти предложения далеко не исчерпывают всего огромного массива

проблем, возникающих на пути становления новой, демократической и

партнёрской системы работы с обращениями граждан в нашей стране. Внедрение

таких новых, никогда прежде не существовавших в России форм обращений как

петиция и гражданский наказ требует серьёзного изменения сложившейся

практики как исполнительных, так и законодательных органов и на местах, и

на федеральном уровне. Ясно одно - без внедрения этих новых форм и без

устранения указанных в данной работе проблем, институт обращений граждан в

России останется весьма отсталым, и конституционные права граждан на

обращение и на участие в управлении делами государства останутся не

реализованными в полной мере.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы рассмотрели основные вопросы, связанные с институтом обращений

граждан в современной России, изучили основные доктринальные подходы к

определению и классификации обращений, историческое развитие и

конституционные основы этого института, современную практику некоторых

федеральных органов исполнительной власти, рассмотрели несколько крупных

проблем правового регулирования работы с обращениями граждан и возможные

способы их решения. Разумеется, очень многое осталось за рамками данной

работы, но перед нами и не стояла задача охватить всё или почти всё - с

этой целью пишутся монографии. Мы преследовали другую цель - изучить в

общем становление, развитие и современное состояние института обращений

граждан, выявить причины низкого уровня “рассматриваемости” обращений и, по

возможности, предложить пути устранения возникающих проблем. Насколько

удалось её реализовать - это уже другой вопрос, но во всяком случае,

основные, базисные проблемы в этой работе были изучены.

Рассмотрев вкратце процесс становления и исторического развития института

обращений граждан в России, мы пришли к выводу, что этот институт имеет в

нашей стране богатейшую историческую традицию. Впервые он был

законодательно закреплён ещё в XV веке - раньше, чем во многих других

государствах. Накопленный в предшествующие годы огромный опыт работы с

обращениями и нормативный и юридико-технический материал может оказаться

чрезвычайно полезным при формировании новой нормативно-правовой базы работы

с обращениями граждан в современной демократической России.

Вместе с тем очевидно, что существующие нормы, регламентирующие

рассмотрение обращений безнадёжно устарели. Это ярко демонстрирует практика

федеральных органов исполнительной власти в области работы с обращениями

граждан. Очевидно, что разобщённость подразделений федеральных органов

исполнительной власти, работающих с обращениями, многочисленные затруднения

технического плана и, опять-таки, отсутствие единой нормативной базы,

создаёт практически непреодолимые препятствия в их работе. Несмотря на

большие, подчас героические усилия работников этих подразделений, очень

высокой остаётся доля никак не разрешённых, “висячих” обращений, хотя число

положительно решённых обращений с годами растёт, а доля отказов снижается

(см. диаграмму на стр.75).

Из этого следует, что множество норм, доктрин и подходов в этой области

нуждается в модернизации. Так, необходимо чётко отграничить друг от друга

различные виды обращений, детально регламентировать особую процедуру

рассмотрения для каждого вида. Особенное внимание надлежит обратить на

такие новые для России, но очень значимые в демократическом государстве

виды обращений, как петиция и гражданский наказ. Эти виды обращений

непременно следует официально признать, закрепив это признание в законе, и

обязать государственные органы с максимальным вниманием относится к их

рассмотрению, но одновременно и установить для этих видов обращений более

жёсткие требования к содержанию и оформлению. Также важно отдельно

законодательно закрепить принципы работы с обращениями граждан, такие как

всеобщность права на обращения, свобода подачи обращений, равноправие и

равная ответственность гражданина и государства, гласность разбирательства,

объективность, подведомственность обращений, комплексный подход к

рассмотрению, законность всего порядка работы с обращениями граждан. И, как

мы можем видеть, следует унифицировать всю систему классификации,

регистрации, учёта и анализа обращений граждан. Наконец, необходимо

упрочить гарантии своевременного и качественного рассмотрения обращений

граждан, установить и чётко регламентировать ответственность за нарушения в

этой сфере, притом сочетать различные её формы.

Таковы основные выводы, уже сделанные нами в различных частях данной

работы. Но главный вывод, который возможно сделать по результатам

настоящего исследования - что сегодня проблема работы с обращениями граждан

стоит очень остро. Вопросов и трудностей в этой сфере очень много, но

корнем всех проблем здесь остаётся отсутствие прочной нормативной основы.

До сего дня не принят ФЗ "Об обращениях граждан", не принят и закон “Об

административных процедурах”, в котором тоже следовало бы прописать по

крайней мере основные принципы работы с обращениями в органах

исполнительной власти. Поэтому необходимо - в первую очередь -

активизировать работу в этом направлении, ускорить процесс принятия этих

важнейших законов и одновременно дорабатывать их, дабы максимально

реализовать тот огромный потенциал, который заложен в институте обращений

граждан.

В конечном счёте наша цель состоит в том, чтобы, основываясь на богатейшем

опыте прошлого и практических достижениях современности, создать в России

новую, демократическую систему обращений граждан. На смену мольбам к власти

о помощи должны прийти конкретные требования, указания на нарушения,

предложения по разрешению существующих проблем, подкреплённые твёрдыми

гарантиями их рассмотрения и принятия по ним законного, соответствующего

правам человека решения. Современные правовые мыслители указывают, что

сущность права как такового состоит в том, что оно “для людей, их жизни и

судьбы, выступает и как основа возвышения личности, и как опора активности,

творчества человека, и как его убежище от зла и несправедливости - гарантия

свободы и ограждение от бед. Другой, равновеликой и равноценной по

значимости для человека цели, к которой во имя человека, его благополучия и

счастья могло бы стремиться общество, просто нет”[64]. И чтобы эта сущность

“идеального” права воплотилась в реальности и стала сущностью права

позитивного, необходимо непрерывно трудиться над совершенствованием

механизмов реализации и защиты прав личности, одним из которых и являются -

независимо от разновидностей - обращения граждан.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев С.С. Право: опыт комплексного исследования, М., 1999

2. Аристотель Политика, Афинская полития,- М., Мысль, 1997

3. Бачило И.Л. Организация советского государственного управления:

правовые проблемы,- М., 1984

4. Березовская С.Г. Охрана прав граждан советской прокуратурой,- М.,

1964

5. Большой юридический словарь,- М., 1999

6. Васильев В.И. Конституция СССР: 10-летие действия,- М., 1987

7. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности,- М., 1997

8. Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I. Л., 1942

9. Геворкян Н., Колесиков А., Тимакова Н. От первого лица: разговоры с

Владимиром Путиным,- М., 2000

10. Государство Российское: власть и общество. Под ред. Ю.С. Кукушкина,-

М., 1996

11. Государство, власть, управление и право. Под ред. Н.И. Глазуновой,

М., 2000

12. Дмитриев Ю.А., Златопольский А.Д. Гражданин и власть. М., 1994

13. Загряцков М.Д. Административная юстиция и право жалобы в теории и

законодательстве. М., 1924. С. 43.

14. Законодательство английской революции 1640-1660 гг. Сост. Н.П.

Дмитриевский. М.-Л., 1946

15. Зиновьев А.В. Конституционное право России,- С.-Пб., 2000

16. Кабышев В.Т., Гавриленко В.И. Конституционное право России,- Саратов,

1999

17. Киров В.Ц. Парадоксы государственности в гражданском обществе,- М.,

1992

18. Козлов Ю.М. Приём и рассмотрение жалоб и заявлений трудящихся в

органах советского гоударственного управления,- М., 1955

19. Козлов Ю.М. Совершенствование демократических принципов в советском

государственном управлении,- М., 1966

20. Комментарий к Конституции Российской Федерации под ред. В.В.

Лазарева,- М., 1997

21. Конституционное право зарубежных стран. Под ред. Б.А. Страшуна,- М.,

1993

22. Конституционное право. Под ред. В.В. Лазарева, М., 1999

23. Конституция СССР: политико-правовой комментарий. Под ред. Б.Н.

Пономарёва,- М., 1982

24. Любимов А.П. Лоббизм как конституционно-правовой институт,- М., 1998

25. Мальков В.В. В учреждение поступила жалоба,- М., 1972

26. Мальков В.В. Общественный контроль в советском государственном

управлении,- М., 1965

27. Мальков В.В. Советское законодательство о жалобах и заявлениях,- М.,

1967

28. Миронов М.А. Власть и народ: обратная связь,- М., 1999

29. Миронов М.А. Обращения граждан как элемент системы защиты прав

человека и основных свобод: право и практика,- М., 2001

30. Омельченко О.А."Законная монархия" Екатерины II. М., 1993

31. Павлов А.С. Советская Конституция действует: закон и социальная

практика,- М., 1984

32. Петров Г.И. Об административной охране прав граждан СССР// Проблемы

гражданского и административного права,- Л., 1962

33. Плавильщиков А.А. Рассуждение о прошениях и жалобах, подаваемых в

правительственные и судебные места и к тем лицам, кои по законам

принимать оныя должны,- СПб., 1811

34. Права человека. Под ред Е.А. Лукашевой,- М., 1999

35. Ремнёв В.И. Право жалобы в СССР,- М., 1964

36. Ремнёв В.И. Предложения, заявления и жалобы граждан,- М., 1972

37. Современные зарубежные Конституции. М., 1992

38. Сорокин В.Д. Народ управляет государством,- Ленинград, 1972

39. Старосцяк Е. Правовые формы административной деятельности,- Варшава,

1959

40. Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995

41. Хаманёва Н.Ю. Право жалобы граждан в европейских социалистических

странах. Казань, 1984.

42. Хропанюк В.Н. Теория государства и права,- М., 1997

43. Ю.М. Лужков. Российские “законы Паркинсона”, М., 1999

44. Якушев А.В. Конституционное право России,- М., 1999

45. Ямпольская Н.А. О субъективных правах советских граждан и их

гарантиях// Вопросы советского государственного права,- М., 1959

46. Ясин Е.Г. Модернизация российской экономики: что в повестке дня

(доклад на Второй Международной конференции “Модернизация экономики

России”, Москва, ГУ-ВШЭ 3-5 апреля 2001 г.), М., 2001.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

1. памятники права

1. Петиция лордов и общин королю "О свободе обсуждения вопросов в

парламенте" от 4 января 1649 г. (Законодательство английской революции

1640-1660 гг. Сост. Н.П. Дмитриевский. М.-Л., 1946.)

2. Билль о правах 1689 г. (Законодательство английской революции 1640-

1660 гг. Сост. Н.П. Дмитриевский. М.-Л., 1946)

3. Декларация прав человека и гражаднина 1789 г. (Конституции зарубежных

государств,- М., Бек, 1997)

4. Судебник 1497 г. (Российское законодательство X - XX веков, т.2,- М.,

1985)

5. Судебник 1550 г. (Российское законодательство X - XX веков, т.2,- М.,

1985)

6. Соборное Уложение 1649 г. (Российское законодательство X - XX веков,

т.2,- М., 1985)

7. Грамоты на права, вольности и преимущества благородного российского

дворянства от 21 апреля 1785 г. (Российское законодательство Х-ХХ

веков.Т.5. М., 1987)

8. Манифест "Об образовании Государственного совета" от 1 января 1810 г.

(Российское законодательство Х- XX веков. Т. 6. М. , 1988)

9. Указ об учреждениях Правительствующего Сената (Свод законов

Российской империи, т. 1, ч.2, кн.1, С-Пб., 1906)

10. Именной высочайший Указ Правительствующему Сенату о 18 февраля 1905

г. (Собрание Узаконений, 1905, № 30, ст. 245)

11. постановление VI Всероссийского Съезда Советов от 8 ноября 1918 г. “О

точном соблюдении законов”

12. Декрет ВЦИК “О государственном контроле” от 12 апреля 1919 г.

13. Декрет СНК РСФСР от 30 декабря 1919 г. “Об устранении волокиты”

14. Постановление ЦИК СССР от 14 декабря 1935 года “О положении дел с

разбором жалоб трудящихся”

2. действующие нормативные акты

1. Закон города Москвы от 18 июня 1997 г. №25 “Об обращениях граждан”

("ТВЕРСКАЯ, 13", N 32 (7-13 АВГУСТА), 1997)

2. Закон Российской Федерации "О государственной пошлине" от 9 декабря 1991

г. №2005-1 ()

3. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 г. ("РОССИЙСКАЯ

ГАЗЕТА", N 237, 25.12.93)

4. Конституция СССР 7 октября 1977 г. ("ВЕДОМОСТИ СНД И ВЕРХОВНОГО СОВЕТА

СССР", 12.10.77, N 41 , СТ.617)

5. Положение об отделе писем и приёма граждан Департамента делопроизводства

Министерства юстиции Российской Федерации, утв. 12 сентября 2000 г. (не

опубликовано, ДСП)

6. Порядок работы с обращениями граждан в Отделе по работе с обращениями

граждан Аппарата Правительства РФ утв. 9 декабря 2000 г. (не опубликовано,

ДСП)

7. Постановление Правительства РФ от 18 июня 1998 г. №604 "Вопросы

организации деятеллности Правительства Российской Федерации" с Регламентом

Правительства РФ и Положением об Аппарате Правительства РФ ("РОССИЙСКАЯ

ГАЗЕТА" 16 ИЮЛЯ 1998 ГОДА)

8. Приказ Министерства юстиции РФ от 23 августа 2000 г. №250 "Об

утверждении Положения о Департаменте делопроизводства Министерства юстиции

Российской Федерации" (не опубликовано, ДСП)

9. Приказ Министерства юстиции РФ от 28 июня 2001 г. №191 "Об утверждении

Инструкции по делопроизводству в Министерстве юстиции Российской Федерации"

(не опубликовано, ДСП)

10. Приказ Руководителя Аппарата Правительства РФ от 8 ноября 2000 г. №1234

"Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Аппарате Правительства

Российской Федерации" (не опубликовано, ДСП)

11. Указ Президента РФ от 2 августа 1999 г. №954 "Вопросы Министерства

юстиции Российской Федерации" ("РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА" 5 АВГУСТА 1999 ГОД)

12. Указ Президента РФ от 21 апреля 1998 г. №426 "О разграничении функций

между Администрацией Президента Росиийской Федерации и Аппаратом

Правительства Росиийской Федерации при рассмотрении обращений граждан"

("РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА", N 80, 24.04.98)

13. Указ Президента РФ от 3 апреля 1997 г. №288 "Об Управлении Президента

Российской Федерации по работе с обращениями граждан" ("РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА"

N 71, 10.04.97)

14. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. № 2534-VII

"О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" ("СВОД

ЗАКОНОВ СССР" Т.1, С.373)

15. Федеральный Закон от 14 апреля 1995 г. №82-ФЗ "Об общественных

объединениях" ("РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА", N 100, 25.05.95)

16. Федеральный Закон от 25 января 1995 г. №24-ФЗ "Об информации,

информатизации и защите информации" ("РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА", N 39, 22.02.95)

17. Федеральный Конституционный Закон от 14 мая 1997 г. №2-ФКЗ "О

Правительстве Российской Федерации" ("РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА" 23 ДЕКАБРЯ 1997)

18. Федеральный Конституционный Закон от 25 декабря 1997 г. №3-ФКЗ "О

внесении изменений и дополнений в Федеральный Конституционный Закон "О

Правительстве Российской Федерации"" ("РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА" 4 ЯНВАРЯ 1998)

19. Федеральный Конституционный Закон от 3 октября 1995 г. №2-ФКЗ "О

референдуме Российской Федерации" ("СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ" 1995, N

42, СТ.3921)

выполнил К.В. Подъячев, 24

мая 2002 года

-----------------------

[1]Аристотель. Политика, Афинская полития,- М., Мысль, 1997, с. 96

[2]Российское законодательство X - XX веков, т.2,- М., 1985, с. 54

[3] Здесь и далее (если не указано иное) статистика приёма обращений

граждан приводится по записке руководителя Администрации Президента РФ от

30.01.2001, записке руководителя Аппарата Правительства РФ № ИШ-П-18-105 от

5.04.2001, аналитическим обзорам Департамента делопроизводства Минюста

России и Отдела по работе с обращениями граждан Аппарата Правительства РФ.

Указанные материалы никогда не публиковались, т.к. предназначены для

служебного пользования. Автор имел возможность ознакомиться с ними во время

прохождения производственной практики в Департаменте делопроизводства

Минюста России и Аппарате Правительства РФ.

[4] Ясин Е.Г. Модернизация российской экономики: что в повестке дня (доклад

на Второй Международной конференции “Модернизация экономики России”,

Москва, ГУ-ВШЭ 3-5 апреля 2001 г.), М., 2001, с. 21

[5] См. Ю.М. Лужков. Российские “законы Паркинсона”, М., 1999, с.76

[6] См. Геворкян Н., Колесиков А., Тимакова Н. От первого лица: разговоры с

Владимиром Путиным,- М., 2000, с. 161

[7] Хропанюк В.Н. Теория государства и права,- М., 1997, с.318 - 319

* автору во время стажировки в Министерстве юстиции РФ попалось не менее

двух десятков подобных писем (из 300 всего)

[8]См. Загряцков М.Д. Административная юстиция и право жалобы в теории и

законодательстве. М., 1924. С. 43.

[9] Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995. С. 55.

[10] Загряцков Д.М. Указ. соч. С. 9

[11] Загряцков Д.М. Указ. соч. С. 7.

[12] подробнее проблему петиций и сбора подписей рассмотрим ниже

[13] См.: Ямпольская Н.А. О субъективных правах советских граждан и их

гарантиях// Вопросы советского государственного права,- М., 1959, с.62

[14] Ямпольская Н.А., указ. соч., с.64

* упоминание об этой форме обращений редко встречается в литературе, ниже

постараемся её рассмотреть.

[15] См., например: Козлов Ю.М. Приём и рассмотрение жалоб и заявлений

трудящихся в органах советского гоударственного управления,- М., 1955;

Мальков В.В. В учреждение поступила жалоба,- М., 1972; Ремнёв В.И. Право

жалобы в СССР,- М., 1964

* подробнее история принятия этого закона будет изложена в гл.2,

предложения по его совершенствованию - в гл.5

* подробнее об этом в гл.3

[16] Витрук Н.В. Комментарий к ст. 55 Конституции РФ (в кн. Комментарий к

Конституции Российской Федерации. Под ред. В.В. Лазарева,- М., 1997, с.

249)

[17]Ремнёв В.И. Право жалобы в СССР,- М., 1964, с.24

[18] Мальков В.В. Советское законодательство о жалобах и заявлениях,- М.,

1967, с. 11-12

[19] Записка “О работе с письмами и приёме граждан в Минюсте России”.

Никогда не публиковалась, т.к. предназначена для служебного пользования.

Автор имел возможность ознакомиться с ней во время прохождения

производственной практики в Департаменте делопроизводства Минюста России.

* проблему формы обращения рассмотрим в гл.5

[20] См. Плавильщиков А.А. Рассуждение о прошениях и жалобах, подаваемых в

правительственные и судебные места и к тем лицам, кои по законам принимать

оныя должны,- СПб., 1811

* проблему анонимных обращений рассмотрим в гл.5

* подробнее о сроках рассмотрения обращений см. гл.5

[21] см. ст.45, 46 и п.3 ст.56 Конституции РФ

[22] Конституционное право зарубежных стран. Под ред. Б.А. Страшуна,- М.,

1993, т.1, с. 104 - 105

[23] Современные зарубежные Конституции. М., 1992. С. 256

* заметим, что петиция может быть направлена на изменение не только закона,

но и подзаконного акта, поэтому автор не согласен с мнением, что петиции

направляются только в законодательные органы.

[24] об этом см.: Любимов А.П. Лоббизм как конституционно-правовой

институт,- М., 1998, с.103 и далее

* подробнее о гражданском наказе и его обязательных реквизитах см. гл.5

[25] См. материалы Всероссийского Гражданского Форума, т. 16

[26] Законодательство английской революции 1640-1660 гг. Сост. Н.П.

Дмитриевский. М.-Л., 1946. С. 46.

[27] Там же, с. 40

[28]Документы истории Великой французской революции. МГУ, 1990. Т. 1. С.

42.

[29]Российское законодательство X - XX веков, т.2,- М., 1985, с. 54

[30] Там же, с. 61

[31] там же, С. 83-257

[32]Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I. Т. II. Л., 1942. С.

140.

[33] См. Омельченко О.А."Законная монархия" Екатерины II. М., 1993. С. 315-

316.

[34]См. Российское законодательство Х-ХХ веков.Т.5. М., 1987. с.34

* в свете рассмотренных в предыдущей главе классификаций их вполне можно

было бы определить как жалобы, ходатайства и предложения (или петиции)

[35]Плавильщиков А.А. Рассуждение о прошениях и жалобах, подаваемых в

правительственные и судебные места и к тем лицам, кои по законам принимать

оныя должны,- СПб., 1811

[36] См. Российское законодательство Х- XX веков. Т. 6. М. , 1988, с. 72-74

[37] Свод законов Российской империи, т.1., ч.2, кн. 6, С-Пб., 1895.

[38] Свод законов Российской империи, т. 1, ч.2, кн.1, С-Пб., 1906

[39] Свод законов Российской империи, т. 1, ч.2, кн.4, С-Пб., 1892

[40] Собрание Узаконений, 1905, № 30, ст. 245

[41]Миронов М.А. Власть и народ: обратная связь,- М., 1999, с.22

[42]цит. по: Конституция СССР: политико-правовой комментарий. Под ред. Б.Н.

Пономарёва,- М., 1982, с. 163

[43] это более подробно рассмотрим ниже, в гл.3

[44]См.: Дмитриев Ю.А., Златопольский А.Д. Гражданин и власть. М., 1994. с.

34

[45] Хаманёва Н.Ю. Право жалобы граждан в европейских социалистических

странах. Казань, 1984. С. 23

* в будущем, после создания административных судов, ситуация изменится -

появится административный порядок судопроизводства, однако в любом случае,

во-первых такого порядка пока нет, во-вторых обращения граждан в судебные

органы лежат за рамками данного исследования

* эту проблему постараемся осветить в гл.5

[46] данный документ не опубликован, автор ознакомился с ним во время

прохождения производственной практики в Департаменте делопроизводства

Минюста России

[47] см. Зиновьев А.В. Конституционное право России,- С.-Пб., 2000

* информация о работе Администрации Президента РФ взята из трудов

Начальника Управления по работе с обращениями граждан (Миронов М.А.

Обращения граждан как элемент системы защиты прав человека и основных

свобод: право и практика,- М., 2001; Миронов М.А. Власть и народ: обратная

связь,- М., 1999) и ряда ведомственных актов, любезно предоставленных А.П.

Любимовым; информация о работе соответствующих подразделений Аппарата

Правительства и Минюста получена автором в ходе стажировок в этих

подразделениях.

[48]"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА" N 71, 10.04.97

[49]"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА", N 80, 24.04.98

[50] утв. Руководителем Департамента делопроизводства 12.09.2000; не

опубликовано

* подробнее о централизованном учёте обращений граждан - в гл.5

[51]Миронов М.А. Обращения граждан как элемент системы защиты прав человека

и основных свобод: право и практика,- М., 2001, с. 138

[52] данные для диаграмм получены: по Администрации Президента РФ: Миронов

М.А. Обращения граждан как элемент системы защиты прав человека и основных

свобод: право и практика,- М., 2001; по Аппарату Правительства РФ и

Министерству юстиции РФ из внутренних документов, с которыми автор

ознакомился во время стажировки

*Автору за время стажировки в Минюсте попалось более 20 писем с требованием

пересмотра судебных решений или привлечения к ответственности судей!

[53] Миронов М.А. Обращения граждан как элемент системы защиты прав

человека и основных свобод: право и практика,- М., 2001, с. 137

[54] утв. 12.05.2000, не опубликована (ДСП)

[55] рассчитано исходя из данных, приведённых: Миронов М.А. Обращения

граждан как элемент системы защиты прав человека и основных свобод: право и

практика,- М., 2001, с. 138

[56] рассчитано исходя из данных, полученных во время стажировок в Аппарате

Правительства РФ и Департаменте делопроизводства Министерства юстиции РФ

* о проблемах контроля - в гл.5

[57] здесь приводятся данные только по рассмотрению контрольных обращений,

т.к. данных о рассмотрении обычных обращений в федеральных органах нет;

однако возможно предположить, что при рассмотрении обычных обращений

случаев задержек с их рассмотрением много больше

[58] Миронов М.А. Обращения граждан как элемент системы защиты прав

человека и основных свобод: право и практика,- М., 2001, с. 143 - 144

[59] например, Инструкция по делопроизводству в Министерстве юстиции РФ

(утв. Приказом Министерства юстиции РФ от 28.06.2001 №191), Инструкция по

делопроизводству в Аппарате Правительства РФ (утв. Приказом Руководителя

Аппарата Правительства РФ от 8.11.2000 №1234)

[60] Хропанюк В.Н. Теория государства и права,- М., 1997, с.318 - 319

[61] эта структура гражданского наказа предложена проф. Н.Ю. Беляевой (см.

материалы Всероссийского Гражданского Форума, т. 16

[62] эта диаграмма построена исходя из средних показателей по данным за

последние 3 года. Источники: Миронов М.А. Обращения граждан как элемент

системы защиты прав человека и основных свобод: право и практика,- М.,

2001, с.138; аналитические записки Отдела по работе с обращениями граждан

Аппарата Правительства РФ и Департамента делопроизводства Министерства

юстиции РФ (не опубликованы)

[63] Миронов М.А. Обращения граждан как элемент системы защиты прав

человека и основных свобод: право и практика,- М., 2001, с. 143 - 144

[64]Алексеев С.С. Право: опыт комплексного исследования, М., 1999, с. 665

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.