рефераты бесплатно

МЕНЮ


Обращения граждан в федеральные органы исполнительной власти

уголовно-процессуального и некоторых других. Однако, основное содержание

этих правоотношений должно закладываться нормами государственного

(конституционного) права. Для такого подхода есть ряд оснований.

Во-первых, характер нормативно-правового обеспечения реализации права

граждан на обращения в государственные органы и органы местного

самоуправления является одной из характеристик уровня развития демократии в

стране, в конечном счёте - типа сформировавшегося в ней государственного

(политического) режима.

Во-вторых, в подавляющем большинстве случаев причиной обращения

гражданина в государственные органы и органы местного самоуправления

является неудовлетворительная работа тех властных органов или их

должностных лиц, действия которых обжалуются. При этом, как справедливо

отмечает М.Д. Загряцков, "воля государства может быть выражена только волей

физических лиц, но именно соблюдение закона (его буквы, цели или

предписанных форм) преобразует конкретную волю индивида в отвлечённое

волеизъявление государства"[8]. Иными словами, обжалуя действия или решения

должностного лица в полномочный государственный орган, гражданин тем самым

выступает либо против воли государства (когда обжалует нормативный акт,

вступивший в законную силу) либо в защиту этой воли (когда обжалует

действия должностного лица не основанные на законе).

При этом, несмотря на то, что целью обращения, как правило, является

частный интерес гражданина, последствия его обращения, в подавляющем

большинстве случаев, имеют публично-правовое значение. Это перемена

является следствием целого ряда обстоятельств.

Во-первых, право обращения превращается в один из способов контроля за

действиями государственных и органов местного самоуправления. Во-вторых,

отмена неправомерного акта или осуждения действия должностного лица

является одним из элементов системы обеспечения законности. В-третьих,

восстановление законности и справедливости в результате рассмотрения

обращения по существу превращает гражданина в участника (иногда

неосознанно) государственно-властных отношений, значительная часть которых

является предметом конституционно-правового регулирования.

Таким образом, с точки зрения содержания, право граждан на обращения в

государственные органы и органы местного самоуправления подпадает под

предмет регулирования государственного (конституционного) права. Однако,

есть и ряд формальных оснований, позволяющих отнести данные правоотношения

к сфере государственно-правового регулирования. Во-первых, на современном

этапе конституционного развития России право граждан на обращения получило

закрепление в Основном законе страны. Таким образом с формально-юридической

точки зрения оно стало одним из основных (конституционных) прав граждан.

Причём, с учётом вышеизложенного, это право граждан можно отнести к числу

политических. Как известно, правовое регулирование конституционных прав

граждан относится к сфере действия государственного (конституционного)

права. А что касается основных политических прав граждан, то их

регулирование относится к сфере действия государственно-правовых отношений

не только на конституционном уровне, но и на уровне отраслевого

законодательства.

Во-вторых, конечно все правоотношения в исследуемой области не могут быть

включены в сферу конституционно-правового регулирования. Значительная их

часть относится к сфере действия перечисленных в начале параграфа отраслей

права. Однако, государственное (конституционное) право, как базисная

отрасль права, в данном случае выступает как системообразующий фактор. Она

формирует важнейшие - базисные - правоотношения, устраняя коллизии и

пробелы в правовом регулировании, которые неизбежно возникают в процессе

нормативно-правового регулирования близких по содержанию правоотношений

несколькими отраслями права.

Определив отраслевой предмет правового регулирования, мы можем перейти к

более подробной характеристике содержания государственно-правового

института права граждан на обращения в государственные органы. Прежде всего

представляется необходимым выяснить проблему соотношения частного и

публичного интереса в этой сфере. Так, Ю.А. Тихомиров определяет публичный

интерес как "признанный государством и обеспеченный правом интерес

социальной общности, удовлетворение которого служит условием и гарантией её

существования и развития"[9]. Следовательно, всё, что не входит в сферу

публичного интереса, методом исключения может быть отнесено к сфере

частного интереса. Под этим углом зрения и попытаемся рассмотреть

содержание права граждан на обращения.

Наиболее распространённый в нашей стране порядок рассмотрения обращений

граждан - административный, и в данной работе мы будем рассматривать именно

его. Граждане, обращаясь в органы исполнительной власти, вступают с ними в

определённые отношения, и эти отношения со всей очевидностью являются ничем

иным как административно-правовыми отношениями. Таким образом, процедура

рассмотрения обращений граждан в федеральные органы исполнительной власти,

которая исследуется в данной работе, может быть отнесена к специфической

сфере правоотношений, названной выдающимся отечественным административистом

М.Д. Загряцковым административной юстицией. По его мнению, под

административной юстицией понимается "особый порядок рассмотрения жалоб на

незаконные административные акты, осуществляемый с участием жалобщика, как

стороны, и имеющий своим последствием отмену или исправление этих

актов"[10]. Следует отметить, что в своих рассуждениях М.Д. Загряцков

опирался на работы российских государствоведов дореволюционного периода,

среди которых не было единства в вопросе о правовых последствиях действий

органов административной юстиции. В частности, Н.М. Коркунов считал, что

задача административной юстиции сводится к отмене "неправильного"

административного акта, а Н.И. Лазаревский считал, что к её функциям

относится “исправление” этого акта. Заметим, что подобные действия органов

административной юстиции, независимо от того, к какой из ветвей власти -

исполнительной или судебной - они относятся в современной правовой системе

не всегда возможны. Так, например, если речь идёт об Указе Президента, то

его отмена, а тем более исправление вряд ли возможны на уровне органов

административной юстиции. Тем не менее, нельзя не согласиться, что в идеале

целью производства по обращениям граждан должна стать отмена или

исправление любого "неправильного" акта (то есть акта, не соответствующего

законным интересам заявителя) или. добавим, - издание нового акта в случае

его отсутствия.

Вместе с тем, при защите публично-правового интереса - восстановления

законности, нельзя забывать и о частных интересах лица, обратившегося в

полномочный орган. Поэтому главной целью процесса рассмотрения обращения

гражданина по существу должно стать восстановление прежнего положения,

нарушенного теми или иными неправомерными действиями или решениями органа

государственной власти или местного самоуправления. К сожалению, эта задача

не всегда решается на практике, поскольку законодательство,

регламентирующее право граждан на обращения, не содержит такого требования.

Однако вернёмся к анализу содержания административной юстиции. Думается,

что даже исходя из того, что отечественное и зарубежное законодательство

позволяет гражданам подавать как индивидуальные, так и коллективные

обращения в государственные органы, разграничение публичного и частного

интересов в этой сфере не может быть сведено к количеству субъектов,

подписавших обращение. Соотношение общественного и индивидуального

интереса, по нашему мнению, гораздо сложнее. Продолжим рассмотрение позиции

М.Д. Загряцкова по данному вопросу. "Самоограничение государства, -

утверждает учёный, - признание за гражданином, даже только в пределах

частного права, положения субъекта права, логически неизбежно ведёт к

признанию за ним права на иск или жалобу в праве процессуальном (нет права

без иска), то есть признание за ним статуса публичного субъекта права"[11].

С этой позицией нельзя не согласиться, особенно в свете современной теории

правового государства, основанной на равноправии гражданина и государства

как субъектов публично-правовых отношений. Однако, данная позиция

раскрывает лишь внешнюю - формально-процессуальную сторону рассматриваемых

отношений. А у неё имеется и вторая - материальная сторона, раскрываемая

через содержание права на обращения. Суть её сводится к правовому значению

того или иного обращения. Если в индивидуальном обращении гражданина

присутствует интерес социальной общности, то такое обращение будет

направлено на защиту социального интереса. Остаётся только одна проблема:

как выявить этот интерес социальной общности в обилии частных интересов,

присутствующих в большом количестве обращений граждан. Здесь может быть три

пути: анализ и обобщение обращений граждан, социологические исследования и

опросы населения и, наконец, петиционная форма самого обращения, требующая

сбора установленного законом количества подписей[12]. Однако, последняя

форма обращений выходит за рамки административной юстиции.

Таким образом, одной из характеристик, права граждан на обращения как

государственно-правового института является наличие в этих правоотношениях

публичного интереса, как в материальной, так и процессуальной форме.

В то же время, сведение права на обращения только к деятельности

административной юстиции означает ограничение предмета этого права,

поскольку причиной обращения граждан в государственные органы может стать

не только административный произвол и основанный на нём индивидуальный

исполнительно-распорядительный акт, но и закон, принятый представительным,

вплоть до высшего, органом власти, либо отсутствие необходимого закона

(хотя обращения в законодательные органы власти выходят за рамки данного

исследования). Последнее может быть восполнено путём реализации гражданской

(народной) инициативы, выражающейся в таких специфических формах обращений

как петиция (коллективное обращение) и гражданский наказ. Подробнее

особенности этих видов обращений мы постараемся показать ниже, при

рассмотрении вопроса о классификации обращений.

В целом, подводя итоги сказанного, можно заключить, что содержанием

государственно-правового института права граждан на обращения в

государственные органы является:

а) одна из форм народовластия, осуществляемая в виде обязательной для

рассмотрения в установленном законом порядке гражданской инициативы,

направленной на принятие органом государственной власти или местного

самоуправления в пределах установленной компетенции нормативно-правового

акта, не противоречащего Конституции и законам РФ, или решения им в иной

форме общественно значимого вопроса, содержащегося в предложениях граждан;

б) установленный законом порядок защиты прав, свобод и законных

интересов граждан, осуществляемый ими в публично-правовой форме путём

направления заявлений, жалоб (и иных видов обращений) в органы

государственной власти или местного самоуправления.

Таким образом, право граждан на обращения в органы государственной власти

и местного самоуправления можно рассматривать как составную часть

народовластия, содержанием которой является непосредственное выражение

гражданами и их объединениями своей воли в различного рода посланиях,

направляемых в эти органы.

2. классификация обращений граждан

Строгой единой классификации обращений граждан на сегодняшний день не

существует. В трудах различных исследователей выделяется разное число

разновидностей обращений, и классифицируются они по самым различным

признакам. Однако, проблема классификации обращений является не просто

отвлечённо-научной, она имеет огромное значение для нормативного

регулирования работы с обращениями граждан.

Точность терминологии, употребляемой в юридических документах,

способствует правильному применению и исполнению правовых понятий, помогает

гражданам лучше использовать свои права, выполнять обязанности. Проведение

законодателем четкого разграничения между различными видами обращений

играет положительную роль в упорядочении рассмотрения этих категорий дел, в

осуществлении более глубокого анализа их в целях выявления тенденций общего

состояния законности, степени удовлетворения потребностей граждан и т.д.

Каждый из видов обращений имеет свою специфику, и следовательно, свой

статус, который должен быть нормативно определен.

Различные виды обращений требуют и различной процедуры их рассмотрения,

-в противном случае теряется сам смысл права на обращение. Так, например,

смысл жалобы состоит прежде всего в восстановлении нарушенных прав

жалобщика (или устранении препятствий к реализации жалобщиком своих прав).

Смысл же предложения совсем иной - внесение изменений в существующий

порядок работы государственных органов, в законодательство и подзаконные

акты. Предложения должны прежде всего учитываться, высказанные в них

пожелания анализироваться, обобщаться и направляться соответствующим

должностным лицам. Все эти пожелания не могут и не должны быть немедленно

выполнены. Случай с жалобами обратный - по каждой жалобе должны быть

незамедлительно приняты меры, направленные на устранение указанных

жалобщиком нарушений. Соответственно, процедура рассмотрения для этих видов

обращений должна быть различной. Особенности производства по разным видам

обращений мы постараемся рассмотреть в последующих главах, здесь же важно

отметить следующее: очевидно, что действенной системы рассмотрения

обращений граждан быть не может без чёткой, детально разработанной

процедуры, единых процессуальных норм,- а их, в свою очередь, не может быть

без единой классификации обращений. Притом классификация должна быть такой,

чтобы каждому виду обращений соответствовала определённая процедура,

определённая процессуальная форма. Таким образом, здесь перед нами стоит

задача - определить, какие можно выделить виды обращений граждан, каковы их

специфические черты и, самое главное, для каких видов должна быть

разработана особая процедура рассмотрения.

Существуют две основные классификации обращений: по форме и по

содержанию. Первая достаточно проста - обращения классифицируются в

зависимости от формы их подачи. Таких форм существует две (что признано

всеми правоведами и отражено в законодательстве): устная и письменная.

Правильный подход к устному обращению обеспечивает максимальную быстроту и

законность его разрешения. По несложному вопросу гражданину гораздо проще

обратиться именно с устным обращением, а должностному лицу порой

целесообразно сразу же постараться дать на него ответ. Таким образом,

применение устных обращений способствует сокращению сроков их рассмотрения,

устраняет переписку и бумажную волокиту и помогает более оперативно решить

возникший вопрос. Устные обращения могут подразделяться на личные, поданные

при личной встрече, и телефонные, поданные по телефону. Особой формой

устных обращений можно признать и обращения, поданные в ходе телемостов

высших руководителей государства и граждан. Подобная форма применяется в

России недавно - впервые она была опробована 24 декабря прошлого года,

когда Президент РФ отвечал в прямом эфире на вопросы заданные по телефону,

через Интернет и посредством телемостов. Примером подобного обращения может

быть звонок волгоградской пенсионерки Антонины Емельяновны Ржановой в

кремлёвскую студию во время данного мероприятия. Она пожаловалась на низкую

пенсию и Президент выразил своё удивление столь малым её размером и

пообещал дать указание произвести перерасчёт. Судя по сообщениям СМИ,

пенсия А.Е. Ржановой была пересчитана и выплачивается сейчас в надлежащем,

установленном законодательством размере. Здесь налицо все атрибуты

обращения, хотя и форма его подачи была весьма специфической.

Конечно, не всегда и не по всем вопросам целесообразно устное обращение.

Тогда граждане могут подать письменное обращение. Такие жалобы обычно

пересылаются по почте, телеграфу, вручаются через бюро жалоб или лично,

через секретариат и т.п. И письменные, и устные обращения обладают

одинаковой силой, поэтому форма обращения не имеет юридического значения.

Так, в Указе от 12 апреля 1968 г. зафиксировано право обращаться с

предложениями, заявлениями и жалобами в письменной и устной форме. Вместе с

тем практика показывает, что рассмотрение устных обращений подчас

поставлено лучше, чем письменных, и именно устное обращение гражданина,

поданное на личном приёме в приёмной соответствующего органа или у

должностного лица позволяет оперативно решить проблему. В принципе по форме

подачи можно выделить так называемые “смешанные” или “устно-письменные”

обращения - выполненные в письменном виде, но поданные на личном приёме, а

не присланные по почте. Эта форма, не признанная законодательно и не

замеченная юристами, имеет немалое значение для практики. Хотя юридически

не важно, как и в какой форме было подано обращение, но при рассмотрении

обращений в некоторых органах исполнительной власти обращения, поданные на

личном приёме имеют значительное преимущество - их рассмотрение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.