рефераты бесплатно

МЕНЮ


Билеты по административному праву

права заниматься политикой, а то сидят себе всякие, кто в Варшаве, кто в

Париже, и заявляют, что как только уголовные дела на них будут закрыты,

они сразу вернутся обратно продолжать заниматься политикой, что в их

понимании суть то же, что и воровство; и никакие уговоры прокуроров не

могут их побудить изменить своё решение(. Или ещё, ZB.: закон о

чрезвычайном положении (12.05.91) предусматривает ограничение

правоспособности не одного, а сразу всех лиц, проживающих на территории,

где введено такое положение: при введении чрезвычайного положения

вводится комендантский час, могут создаваться внеконституционные, ZB.,

военные органы управления (интересен вопрос, почему во время

широкомасштабных военных действий в Чечне ни военного, ни чрезвычайного

положения введено не было? – Ответ на него очевиден для Веремеенко: чтобы

не ограничивать правоспособность граждан!(. Однако эти исключения лишь

подтверждают общее правило: все граждане обладают равной

правоспособностью(.

В отличие от административной правоспособности, административная

дееспособность (т.е. способность граждан приобретать административные

права и обязанности), конечно же, не у всех одинакова.

Во-первых, она возникает с 18, а в некоторых случаях, с 16 лет, а не с

рождения, т.е. до 18, а в некоторых случаях, 16 лет граждане не обладают

дееспособностью, в т.ч. и административной.

Во-вторых, естественно, что дееспособность иммигрантов, переселенцев,

инвалидов, участников ВОВ, героев РФ, героев СССР различна.

А кроме того, определённые права могут быть приобретены гражданами в

процессе реализации своих конституционных прав: особой дееспособностью

обладают охотники, дееспособность ректора и студентов МГИМО различна.

Правоспособность – это, прежде всего, права российских граждан.

1) Право граждан участвовать в управлении государством как

непосредственно, так и через своих представителей.

2) Право граждан на объединение (закон об общественных объединениях

реализует это конституционное право). Основанием для объединения является

общность интересов (бывают приличные и не очень: Лига Гомосексуалистов

Москвы – субъект административно-правовых отношений, так как любое

объединение должно быть зарегистрировано (в советские времена такого рода

объединение трудно было даже себе представить)(. Право на объединение

строится на определённых принципах – добровольность, равноправие,

самоуправление.

3)Право граждан на проведение митингов, демонстраций, шествий и т.д.

Закон о порядке их организации и проведения от 280688 устарел, однако

есть УПРФ от 250592 о порядке проведения собраний, митингов, шествий и

демонстраций (хотя регулирование этих вопросов и выходит за пределы

полномочий президента). Но ни там, ни там не определена ответственность

за организацию несанкционированных митингов – только за участие в них (а

так ведь могут замести и случайно проходившую мимо бабку!) ( не

определена ответственность должностных лиц, запретивших без оснований

проведение митингов (и т.д.); не определено также, каков их порядок:

уведомительный или разрешительный.

4) Право граждан обращаться в государственные органы с заявлениями,

предложениями и жалобами – регулируется тж. законом РСФСР от 270491

(кроме УПВС 1968 г.) об обжаловании действий и решений, нарушающих права

и свободы граждан.

5) Право на свободу и личную неприкосновенность (ограничение возможно

лишь по решению судебных органов(.

6) Право на неприкосновенность жилища – лучшая его гарантия –

металлическая дверь. (Снова мысли вслух: «как начинаем говорить о правах,

начинается беспредел – парадокс современной России: никогда не говорили о

правах так, как сейчас, но нарушали их, по крайней мере, не более

нынешнего (за исключением Сталинского режима, хотя и тогда, в 35–37 гг. в

местах лишения свободы находилось ~1500000 человек, в то время как сейчас

~2000000)(

7) Право на передвижение, выбор места проживания и жизни – закон от

230693; кроме права, как это и принято на Руси, есть оговорка:

правительство утвердило 170695 правила о регистрации – определённое

ограничение. (Взяв на себя обязательство (среди прочих) об отмене

прописки при вступлении в Совет Европы, через некоторое время ’блудливо

ухмыльнувшись’ ввели регистрацию(

8) Право искать, передавать и производить информацию (хочется сказать:

«И дезинформацию!» – чем страдают наши СМИ, т.к. за это не установлено

ответственности( – закон РСФСР от 271291 о СМИ ( ограничения этого права

– закон от 230793 о государственной тайне.

9) Право на возмещение вреда, причинённого государственными органами и

должностными лицами за счёт казны (!), хотя она и опустела...

Обязанности.

1) Своевременно платить налоги (в этом вопросе государство и граждане

друг друга стоят: какие налоги – так их и платят – во всём мире есть

понятие уклонения от уплаты налогов, но нигде нет такого понятия, как

система уклонения (!), что связано с традицией и их размерами ( надо не

только менять закон, но и чтобы граждане убедились, что налоги не только

надо, но иногда и выгодно платить(.

2) Соблюдать закон.

3) Защищать отечество.

Т.о. баланс прав и обязанностей с советских времён изменился в сторону

прав ( завоевание демократии, но права надо ещё и реализовать...

Иностранные граждане, по общему правилу, обладают теми же правами, за

некоторыми ограничениями (избирательное право, защита отечества,

поступление на государственную службу и т.д.(

Их правовой статус регулируется в основном актами бывшего СССР

брежневского периода (( не так уж тоталитарен был тогдашний режим) –

закон от 240681 о правовом положении иностранных граждан в СССР ( правила

пребывания иностранных граждан в СССР, утверждённые правительством СССР в

91 г.

Т.о., основные конституционные права и обязанности составляют фундамент

административно-правового статуса, в первую очередь, российских граждан.

Существует тж. специальный административно-правовой статус.

2. Порядок наложения административных взысканий

Регулируется главой 4 КоАП РСФСР “Наложение административного

взыскания”. Эта глава закрепляет общие правила (принципы) карательного

воздействия:

n законность

n целесообразность

n своевременность, оперативность воздействия

n сложение взысканий, налагаемых за совокупность нарушений

Законность - важнейший принцип юрисдикционной деятельности. Взыскание

м.б. наложено только тогда, когда в деянии лица установлен состав

проступка. Проявления принципа целесообразности адм. взысканий - в

индивидуализации кары и экономии репрессии.

Обстоятельства, смягчающие ответственность:

1)чистосердечное раскаяние виновного;

2)предотвращение виновным вредных последствий правонарушения,

добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;

3)совершение правонарушения при сильном душевном волнении или при

стечении тяжелых обстоятельств;

4)совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или

женщиной с ребенком до 1 года.

Перечень является открытым.

Перечень отягчающих обстоятельств (закрыт);

1)продолжение противоправного деяния, несмотря на требования прекратить

его;

2)повторное в течение 1 года совершение однородного правонарушения;

3)вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

4)совершение правонарушения группой лиц;

5) - // - в условиях стихийного бедствия;

6) - // - в состоянии опьянения.

КоАП предусматривает альтернативы административной ответственности:

1)при малозначительности правонарушения виновный м.б. освобожден от

ответственности;

2)лицо м.б. освобождено от ответственности с передачей материалов на

рассмотрение общественности;

3)материалы об адм. Правонарушениях военнослужащих, работников ОВД и

т.д. их командирам для привлечения к дисциплинарной ответственности;

4)дела лиц до 18 лет передаются в комиссии по делам несовершеннолетних.

Сроки давности адм. взысканий

Речь идет о времени, в течении которого нарушитель м.б. привлечен к

адм. Ответственности, по истечении этого срока производство уже не м.б.

начато. Это одно из проявлений принципа оперативности, своевременности

действий ИВ.

Правило “РОКИ”:

Р - размер срока;

О - откуда считать;

К - конечный момент срока;

И - имеющиеся изъятия из срока.

Ст. 38 КоАП - адм. Взыскание м.б. наложено не позднее 2 месяцев со дня

совершения правонарушения. Начало срока - следующий день после совершения

правонарушения, конец срока - день, когда вынесено постановление о

наложении взыскания.

2 исключения:

n при неоконченном длящемся правонарушении срок исчисляется со дня

обнаружения;

n при отказе в возбуждении уголовного дела, но при наличии признаков

проступка - не позже 1 месяца со дня, следующего за днем отказа.

Наложение взысканий за множественность проступков

Признаки:

1)наличие нескольких самостоятельных составов нарушений;

2)все противоправные деяния совершаются одним лицом;

3)каждое из деяний сохраняет свою юрид. значимость на момент

рассмотрения дела о последнем деликте.

Классификация:

n совокупность (новое нарушение до привлечения к ответственности за

другое нарушение)

n рецедив (новое нарушение после привлечения)

Совокупность - идеальная и реальная.

Идеальная совокупность - это одновременное выполнение одним действием

нескольких составов нарушений.

Реальная совокупность - система составов, выполненными разными

действиями, разновременно.

Билет №8

1. Иностранцы и лица без гражданства как субъекты административного

права.

По общему правилу они пользуются теми же правами и на них возлагаются

те же обязанности, что и на граждан РФ. Но есть и отличия в их

правосубъектности, т.к. гражданство является важнейшим компонентом

административно-правового статуса личности. Его наличие или отсутствие

серьезно влияет на совокупность прав и обязанностей граждан. Часть 3 ст.

62 Конституции РФ гласит: «Иностранные граждане и лица без гражданства

пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с

гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным

законом или международным договором Российской Федерации».

Основной формой закрепления особенностей правового статуса иностранцев

и апатридов (/гр. a (частица отрицания) и patris (patridos) родина/ –

лишённые родины; лица, утратившие право гражданства в одном государстве и

не приобретшие его в другом( является федеральный закон, а основной

сферой, где они устанавливаются, является сфера отношений граждан с

исполнительной властью. Иными словами, наибольшее число особенностей

правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства закреплено

административно-правовыми нормами, содержащимися в федеральных законах.

Все особенности административно-правового статуса иностранных граждан и

лиц без гражданства можно по кругу лиц, на которых они распространяются,

подразделить на общие, групповые и индивидуальные. Для всех находящихся

на территории РФ лиц, которые не являются ее гражданами,

законодательством установлены следующие особенности праводееспособности:

1) они не могут быть государственными служащими, занимать некоторые

должности (Президента РФ, командира экипажа воздушного судна и др.),

работать в милиции;

2) они не допускаются к деятельности, связанной с государственной

тайной;

3) на них не распространяется воинская обязанность;

4) их административная деликтоспособность специфична (за ряд

правонарушений к ответственности могут привлекать только иностранцев и

лиц без гражданства, только к ним может применяться такое

административное взыскание, как выдворение);

5) иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением граждан

стран СНГ, с которыми заключены соглашения о безвизовом въезде и выезде)

могут въезжать в Российскую Федерацию при наличии разрешения. Оно может

не быть выдано исходя из интересов обеспечения безопасности и по другим

основаниям, установленным законодательством;

6) они проживают и осуществляют свою деятельность на основании

специальных документов (видов на жительство, заграничных паспортов и

др.);

7) для них могут быть установлены ограничения в передвижении и выборе

места жительства, когда это необходимо для обеспечения государственной

безопасности, общественного порядка, защиты прав и законных интересов

граждан;

8) по территории, открытой для иностранцев, они могут свободно

передвигаться при условии уведомления об этом ОВД или принимающей их

организации, по прибытии в пункт назначения они должны зарегистрировать

свое временное пребывание в ОВД, гостинице или в принимающей их

российской организации;

9) иностранные граждане могут приобретать гражданское оружие по

лицензиям, выданным ОВД на основании ходатайств представительств

государств, гражданами которых они являются, при условии вывоза ими

оружия из РФ в течение пяти дней со дня приобретения; нарушение сроков

вывоза оружия влечет его конфискацию;

10) выезд из России им может быть не разрешен при наличии

обстоятельств, установленных законодательством (ZB., если это

противоречит интересам государственной безопасности, если лицо

привлекается к уголовной ответственности).

В настоящее время правовое положение иностранцев и лиц без гражданства

регулируется Законами РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28

ноября 1991 г., «О беженцах» от 19 февраля 1993 г., Законом СССР «О

правовом положении иностранных граждан в СССР» от 24 июня 1981 г.,

утвержденными Кабинетом Министров СССР 26 апреля 1991 г. «Правилами

пребывания иностранных граждан в СССР», и рядом других российских и

союзных актов. Некоторые субъекты Федерации тоже издали законы, влияющие

на административно-правовой статус иностранцев (регулирующие вопросы их

регистрации, передвижения, проживания). Так, Свердловская областная Дума

29 ноября 1994 г. приняла областной Закон «О порядке регистрации

иностранных граждан на территории Свердловской области».

Групповые особенности административно-правового положения иностранных

граждан и лиц без гражданства обусловлены многими обстоятельствами:

временем пребывания в РФ, целью пребывания (туризм, учеба, служебные

дела, поиски убежища и др.), из какой страны прибыл иностранец и т.д.

По времени пребывания на территории России всех иностранных граждан и

лиц без гражданства можно поделить на:

- постоянно проживающих;

- временно пребывающих;

- проезжающих через территорию РФ транзитом.

Для постоянного проживания – разрешение ОВД субъекта Федерации. Лица,

желающие получить статус беженца, обязаны незамедлительно по прибытии

обратиться с ходатайством в орган миграционной службы субъекта Федерации,

а при его отсутствии – в орган исполнительной власти. В случае

регистрации ходатайства лицо получает направление на временное поселение.

Статья 19 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» закрепляет право

лиц, постоянно проживающих в России и не имеющих ее гражданства,

ходатайствовать о приеме в гражданство РФ. Временно прибывшие в РФ лица –

проживают по своим заграничным паспортам. По прибытии в пункт назначения

заграничные паспорта в течение трех суток представляются на регистрацию.

От регистрации освобождены дипломаты, туристы, совершающие круизы, члены

экипажей морских и воздушных судов и ряд иных лиц, названных в законе.

Установлен следующий порядок принятия иностранных граждан, временно

находящихся в РФ, на работу: работодатель должен обратиться в

миграционную службу и получить разрешение на прием на работу

определенного числа иностранных граждан; на основании полученной квоты

работодатель просит миграционную службу выдать подтверждение конкретному

лицу на право работать по найму; после получения подтверждения

работодатель вправе принять конкретного иностранца на работу.

2. Судебное обжалование неправомерных действий должностных лиц,

нарушающих права граждан.

Процедуры обжалования:

1. Судебное обжалование. Право основывается на положениях К РФ, ст.63.

Из всех способов судебный порядок считается наиболее демократичным и

надежным: судьи свободны от ведомственных интересов и влияний, как

правило, обладают необходимой квалификацией для разбирательства дел и

независимы от власти, процедура судебного разбирательства наиболее

приспособлена для выявления истины, заявитель может лично участвовать в

процессе, может защищать свои интересы как равноправная сторона. Судебный

порядок - административная юстиция – рассмотрение судами жалоб граждан на

акты должностных лиц и органов управления.

В РФ в судах общей юрисдикции нет административного присутствия.

Отсутствие специфического суда не означает, что нет административной

юстиции. Административная юстиция основана на:

1) в процессе рассматривается спор между гражданином и субъектом

управления о законности действия последнего;

2) споры разрешаются обычными судами;

3) споры разрешаются по правилам гражданского судопроизводства.

Ключевое значение имеет закон РФ Об обжаловании в суд действий и

решений нарушающих права и свободы граждан от 27041993 года. Сейчас он

действует в редакции федерального закона от 14 дек.1995 года. Согласно

закону, каждый гражданин вправе обратится с жалобой в суд если считает,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.