рефераты бесплатно

МЕНЮ


Билеты по административному праву

образом разделить полномочия, а тот отказался ( отношения не состоялись(.

6) В административно-правовых отношениях ответственность наступает не

перед другой стороной, как, ZB., в гражданском праве, а перед

государством в целом (хотя необходимо иметь в виду ст. 52 К РФ – об

ответственности государства перед гражданами: «Каждый имеет право на

возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или

бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц». (

есть ответственность органа перед органом(.

(Жизнь богаче любых классификаций.

Виды административных правоотношений.

Административно-правовые отношения можно разделить на виды по

нескольким критериям.

Во-первых, по субъектам отношений их подразделяют на отношения

вышестоящего органа исполнительной власти с нижестоящим органом

исполнительной власти, отношения между органами исполнительной власти и

негосударственными объединениями (партии и т.д.(, отношения между

органами исполнительной власти и другими органами государства

(прокуратура, законодательные органы и т.д.( и отношения между органами

исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Во-вторых, по сфере действия их подразделяют на внутри- и

внешнеорганизационные отношения.

Кроме того, по выполняемым функциям эти отношения могут быть

классифицированы на материальные и процессуальные.

А также, исходя из положения субъектов правоотношений выделяют

вертикальные и горизонтальные (примером последних может являться

административно-правовой договор(.

Основаниями возникновения административных правоотношений являются

юридические факты – действия (результат нашего волеизъявления( и события

(независимо от нашей воли(.

Состав административно-правовых правоотношений.

Обычно говорят о трёх элементах административных правоотношений:

1) субъектах (сторонах) (государственных органах, коммерческих

структурах, органах местного самоуправления; тж., к субъектам относятся и

физические лица, граждане, чей правовой статус определяется, прежде

всего, К РФ, и, само собой разумеется, что их администативно-правовой

статус неодинаков – граждане РФ, иностранные граждане и, тем более, лица

без гражданства (ZB., избирательное право); кроме того статус физических

лиц определяется Всемирной Декларацией прав и свобод человека 1948 и

Конвенцией по правам и свободам человека 1956 г.(;

2) содержании (правах и обязанностях сторон(;

3) и объектах (право не воздействует на вещи, а может влиять лишь на

наше сознание и через сознание – на поведение ( единственным объектом

административно-правовых отношений является поведение людей(.

2. Понятие и виды государственных служащих.

Государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке,

установленном законом, обязанности по государственной должности

государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет

средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего

субъекта РФ.

Признаки госслужащего:

1.гражданин РФ;

2.замещает государственную должность в государственном органе (служба в

гос. предприятиях не является государственной);

3.замещает в таком органе должность государственной службы;

4.выполняет обязанности, определяемые данной должностью;

5.получает за их выполнение денежное вознаграждение за счет средств

бюджета.

Существует несколько классификаций государственных служащих. Ключевым

является деление в зависимости от характера полномочий.

1. Должностные лица - государственные служащие, имеющие право совершать

в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические

последствия (например, издавать правовые акты управления, подписывать

денежные документы, совершать регистрационные действия, регистрацию

предприятий и т.д.). К ним относятся также служащие, которые не совершают

таких действий, но руководят деятельностью подчиненных им работников и

уполномочены предъявлять к ним обязательные к исполнению требования

(например, руководители многих структурных подразделений органов

управления).

Должностные лица совершают юридические действия властного характера,

связанные с управлением людьми, но наделяются для этого разными по объему

и характеру полномочиями. Наиболее широкими властными полномочиями

обладают руководители государственных органов, предприятий, учреждений и

организаций. Руководители принимают решения по различным вопросам их

деятельности, а также меры поощрения и дисциплинарной ответственности к

подчиненным им работникам.

а) Представители административной власти - должностные лица, имеющие

право предъявлять юридически властные требования (давать предписания,

указания) и применять меры административного воздействия к органам и

лицам, не находящимся в их подчинении (например,, главные санитарные

врачи, работники милиции и др.).

б) Особую группу должностных лиц составляют граждане, не состоящие на

государственной службе, но уполномоченные совершать действия, влекущие

юридические последствия. Согласно Основам законодательства РФ о

нотариате, нотариальной деятельностью может заниматься гражданин

Российской Федерации, получивший на ее осуществление лицензию. При

осуществлении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами

независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной

конторе или занимаются частной практикой. Обязательным для последних

является то, что они должны быть членами нотариальной палаты.

2. Оперативный состав (функциональные работники) - это государственные

служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами

данного органа, в качестве специалистов. Сюда входят специалисты,

государственных органов, наделенные полномочиями в сфере осуществления

государственно-властных функций, но не имеющие права совершать служебные

юридически-властные акты в качестве средства управления людьми.

Полномочия этой группы служащих позволяют им успешно выполнять работу,

которая связана с подготовкой решений, проработкой вопросов, требующих

специальных знаний, опыта. К ним относятся экономисты, юрисконсульты и

др.

К должностным лицам по рассматриваемому признаку относятся

государственные служащие, замещающие высшие, главные, ведущие, старшие

государственные должности, а также руководители предприятий, учреждений,

организаций и др.; к оперативному составу - младшие государственные

должности (референты 1,2 и 3 класса) и т.д.

Оперативный состав служебного аппарата необходимо отличать от

аналогичных категорий служащих, к нему не относящихся (врачей,

преподавателей и др.). Отдельные служащие этой категории уполномочены на

основе специальных знаний совершать действия, влекущие юридические

последствия (например, врачи, поскольку они имеют право выдавать листки

нетрудоспособности, в установленных случаях рецепты на бесплатное

получение лекарств). Действия таких служащих, влекущие юридические

последствия, имеют значение не только для их оценки с точки зрения

юридической ответственности, но и оказывают управляющее воздействие на

общественные отношения.

3. Вспомогательный состав - государственные служащие, служебная

деятельность которых не предполагает совершение действий, влекущих

юридические последствия, влияющих на содержание решений данного органа.

Их обязанности и права определяются задачами обеспечения служебной

деятельности должностных лиц, оперативного состава путем создания

условий, необходимых для выполнения ими служебных функций (технические

секретари и т.д.). В обязанности служащих данной группы может входить

совершение действий, имеющих юридическое значение. Например, регистрация

поступающих жалоб, ибо со дня совершения этого действия исчисляется срок

рассмотрения жалобы.

Билет №6

1. Источники административного права.

Источники АП – акты государственных органов, в которых содержатся

административно-правовые нормы. Существует значительное количество чисто

административно-правовых источников. Но много и смешанных,

многоотраслевых актов, которые одновременно содержат нормы разных

отраслей права (например, административного и уголовного,

административного и гражданского).

Источники административного права можно поделить на несколько типов:

I. Российские акты.

А. Акты федеральных органов:

Законы PФ:

1. Конституция (Основной закон) РФ - Определяет основы формирования

и дает понятие об административно-правовом законодательстве и

формировании административных органов (ст. 71, 73, 77, 110, 117);

2. Акты ФС (Верховного Совета) РФ:

а) федеральные конституционные законы;

б) федеральные законы (Основы законодательства, кодексы и др, «Об

основах государственной службы РФ» 12 Авг. 1995 г.);

() декларации, положения, постановления и другие акты Федерального

Собрания (Съезда Советов народных депутатов Верховного Совета) РФ.

Подзаконные федеральные акты:

1. Указы, распоряжения Президента РФ. В частности, современными

указами сформирована исполнительная власть (“Указ о системе

федеральных органах исполнительной власти”; “Указ о структуре органов

исполнительной власти”. Указами президента утверждаются положения о

министерствах №1039 “О МВД” 18 июля;

2. Постановления, распоряжения Правительства РФ. Нормативные

постановления правительства. – ключевой вид источников

административного права. “О лицензировании отдельных видов

деятельности” – постановление от 24 дек 1994 г. Постановлениями

утверждаются положения о министерствах, подчиняющихся правительству

(13 января 1996 г “положения о Госкомитете по вопросам развития

севера”;13 августа 1996 №994 “ о федеральной авиационной службе

России”), утверждаются правила и положения, являющиеся

административными источниками (Положение от 22 марта 1995 г. “О

воинском учете” № 292; ПДД установлены 23 октября 1993 № 1090);

3. Приказы, постановления министерств и других центральных

федеральных органов.

4. Приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов

исполнительной власти и руководителей федеральных предприятий,

учреждений.

Б. Акты субъектов Федерации.

Законы субъектов Федерации:

1. Конституции, уставы субъектов Федерации;

2. Законы.

Подзаконные акты субъектов Федерации:

1. Указы, распоряжения Президентов (губернаторов);

2. Постановления, распоряжения правительств субъектов Федерации;

3. Приказы, постановления министерств субъектов Федерации;

4. Приказы, постановления иных органов субъектов Федерации,

руководителей предприятий, учреждений субъектов Федерации, действие

которых ограничено рамками формирования.

В. Акты местного самоуправления.

II. Союзные акты (акты органов бывшего СССР):

1. Законы СССР (Воздушный кодекс, Кодекс торгового мореплавания и

др.);

2. Указы Президиума Верховного Совета СССР («О порядке рассмотрения

предложений, заявлений и жалоб граждан» от 12 апреля 1968 г.; «Об

утверждении Положения об административном надзоре органов милиции за

лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 26 июля1966 г. и

др.);

3. Постановления и распоряжения Совета Министров СССР;

4. Приказы, постановления, инструкции министерств, государственных

комитетов и других центральных органов СССР.

III. Международные акты: в соответствии со ст. 15 К РФ «Общепризнанные

принципы и нормы международного права и международные договоры Российской

Федерации являются составной частью ее правовой системы». Международными

актами регулируются, ZB., некоторые вопросы безвизового пересечения

границ, таможенного контроля, дорожного движения.

2. Понятие государственной службы (?).

Государственная служба - центровой для административного права

институт. Государственная служба - профессиональная деятельность

государственных служащих по обеспечению исполнения полномочий

государственных органов.

В РФ правовой основой государственной службы является:

1.Указ Президента РФ от 22 дек 1993г. №2267 “Об утверждении положения о

федеральной государственной службе”.

2.Фед закон “Об основах государственной службы РФ” от 5 июля 1995г.

3.Указ ПРФ “ О государственных должностях в РФ” 11 января 1995 г № 32.

4.Указ Президента РФ № 33 “О реестре государственных должностей

федеральных государственных служащих”. 5.Конституция РФ.

6.КЗоТ.

7.Закон от 11 февраля 1993г “ О воинской обязанности”.

8.Закон РФ от 22 января 1993г “О статусе военнослужащих”.

9. Закон РФ от 24 июня 1994г “О федеральных органах налоговой

полиции”.

Виды государственной службы (в зависимости от нескольких критериев):

1.принцип федерализма - вся государственная служба делится на:

-а) федеральную государственную службу (КРФ ст. 71);

-б) государственная служба субъектов РФ. Будет создано 89 актов

субъектов, закон об основах + ряд законов о прохождении государственной

службы. В совместном ведении РФ и субъектов находится только кадры

судебных и правоохранительных органов. В основном утверждение судов -

прерогатива президента РФ.

2.по принципу разделение властей:

-а) служба в органах представительной;

-б) исполнительной;

-в) судебной власти.

3.Иногда гос. службу делят на:

-а) гражданскую;

-б) милитаризованную.

Существует два понимания госслужбы:

-госслужба - аппарат;

-госслужба - все, вплоть до государственных предприятий.

Госслужба строится на принципах:

(правовые)

1.принцип верховенства конституции и федеральных законов над иными

нормативно-правовыми актами при исполнении государственными служащими

должностных обязанностей.

2.приоритета прав и свобод человека и гражданина и их непосредственного

действия.

3.единства системы государственной власти и разграничения предметов

ведения и полномочий между РФ и субъектами.

4.принцип разделения властей.

5.равного доступа к государственной службе.

(организационные)

6.принцип обязательности решений для государственных служащих, принятых

вышестоящими органами.

7.единства основных требований предъявляемых к госслужбе.

8.профессиализма и компетенции госслужащих.

9.принцип гласности.

10.ответственности за принимаемые решения и неисполнение служебных

обязанностей.

11.внепартийность госслужащих, отделение религиозных объединений от

государства.

12.принцип стабильности кадров государственных служащих.

Каждое государство заинтересовано, чтобы состав чиновников был

стабилен, поэтому во всех системах есть деление на политических служащих

- следуют судьбе своей политической деятельности; и карьерных -

стабильный круг служащих, не меняются при перемене власти.

Билет №7

1. Граждане как субъекты административного права.

Для характеристики административно-правового статуса физических лиц

следует сначала разобрать такие понятия, как административная

правоспособность и административная дееспособность.

Вступить в административные правоотношения может лишь лицо, обладающее

административной правоспособностью. (Исходя из определения

правоспособности вообще как способности гражданина иметь права и нести

обязанности, административную правоспособность можно определить как

способность гражданина иметь административные права и нести

административные обязанности(.

Административная правоспособность возникает, к счастью, с момента

рождения гражданина и прекращается, к сожалению, его смертью. (По ст. 19

К РФ у всех граждан равный объём прав и обязанностей: «1. Все равны перед

законом и судом. /абзац/ 2. Государство гарантирует равенство прав и

свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности,

языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места

жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным

объединениям, а также других обстоятельств. /абзац/ Запрещаются любые

формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой,

национальной, языковой или религиозной принадлежности. /абзац/ 3. Мужчина

и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их

реализации». /Получается, что кроме мужчин и женщин у нас есть и другие

полы, иначе зачем бы их было выделять отдельно?!/ Но в действительности

правоспособность может быть ограничена, ZB., в соответствии с действующим

законодательством о воинской службе, к службе в рядах вооружённых сил не

призываются граждане с заболеваниями определённого рода (это – своего

рода ограничение правоспособности, однако, суровая российская

действительность такова, что если даже гражданин на момент призыва с этой

точки зрения обладал неограниченной правоспособностью, то уже во время

службы правоспособность всех граждан обычно уравнивается, а отдельные

граждане даже нарочно уравнивают себя в правоспособности с

непризываемыми, нанося себе различного рода увечья(. Или, ZB., по

уголовному законодательству имеется специальное наказание – лишение права

заниматься определённой деятельностью, лишение специального звания или

классного чина (жаль только, что не предусмотрена возможность лишения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.