Билеты по административному праву
непосредственно объектами нарушения правил и оборудованные тайниками.
Билет №17
1. Система органов исполнительной власти края, области в составе РФ.
3 октября 1994 года - Положение “О главе администрации края, области,
города федерального значения, автономной области, автономного округа”. В
соответствии с этим положением, глава администрации назначается
президентом по представлению главы правительства.
В соответствии со ст. 77 КРФ, субъекты самостоятельно устраивают свои
органы ИВ. В Уставах субъектов установлено, что губернаторы избираются,
после чего Президент стал издавать указы о разрешении проведения выборов.
В соответствии со ст. 3 Закона “О порядке формирования ФС в РФ”, выборы
глав исполнительных органов государственной власти в субъектах должны
быть завершены не позже 12.96.
Система органов ИВ возглавляется краевой (областной) администрацией.
Краевая (областная) администрация - родовое понятие (можно назвать
правительством). Глава администрации не обязательно является главой
субъекта (Курганская область).
Администрация края (области) состоит из главы адм-ции и его замов,
подчиненных структур. Все строится в соответствии с принципом
единоначалия. Глава адм-ции издает постановления, распоряжения.
Органы ИВ краев и областей образуют 3 группы:
1. Органы, составляющие аппарат главы адм-ции края (области).
2. Управления, комитеты, отделы и другие службы краевой (областной)
администрации, которые находятся в двойной подчиненности с преобладанием
подчинения главе администрации.
3. Территориальные органы федеральных министерств и ведомств, входящие
в систему областных (краевых) органов ИВ, которые имеют вертикальную
подчиненность.
Аппарат главы администрации края, области состоит из:
n замов (в т.ч. первого);
n управлений делами (отделы, секретариаты, секторы).
В структуру аппарата входит ряд отраслевых отделов: промышленности,
транспорта, связи, энергетики, строительства, промышленных и строительных
материалов, торговли и услуг, науки и учебных заведений. Они работают под
руководством замов главы администрации, их взаимодействие организует
управляющий делами, который в том числе руководит ЗАГС, пресс-центром и
т.д.
Функции аппарата главы администрации:
n организационно-методическое руководство,
n анализ деятельности администрации (ее отделов);
n помощь в организации работы администраций городов, районов;
n обеспечение взаимодействия администрации края (области) со СМИ,
общественно-политическими движениями;
n информирует население о работе администрации, состоянии дел края;
n контроль за исполнением постановлений главы адм-ции;
n подготовка к изданию постановлений и распоряжений главы адм-ции;
n работа с письмами, обращениями граждан.
Управления, комитеты, отделы администрации осуществляют
непосредственное управление подответственными отраслями. По горизонтали
подчиняются главе адм-ции. Организационно входят в систему адм-ции. Имеют
подчиненные и неподчиненные органы в районах. Некоторые управления,
комитеты и отделы могут иметь межотраслевую компетенцию.
Органы, которые формально входят в систему, но их статус определяется
на федеральном уровне - управления внутренних дел, управления федеральной
налоговой службы, комитеты по управлению имуществом (Указ от 14 октября
1992 г. “о комитетах по управлению имуществом” - определяется
подчиненность).
2. Способы замещения государственных должностей.
Государственная служба проходит на государственных должностях.
Государственная должность - должность в федеральных органах
государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, а
также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с КРФ, с
установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий
данного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение
этих обязанностей. (ст.1. Закона “ О гос. службе” от 31 июля 1995).
Гражданин поступает на государственную службу на неопределенный срок,
либо на условиях трудового договора на срок не более пяти лет.
В РФ существует 4 основных способа замещения должностей:
1.Назначение — понимается: юридический акт компетентного
государственного органа или должностного лица, определяющий момент
возникновения или официального возложения функций, прав и обязанностей,
определяемых должностью. Путем назначения замещается большинство
государственных должностей. Это основной способ.
2. Выборы — предполагают согласие лица на избрание, обязательную
процедуру выдвижения кандидата и саму процедуру избрания. Сложный,
дорогой способ.
3. Конкурс — один из способов замещения должности по выбору, проводится
среди лиц, подавших заявления об участии в конкурсе. Так замещаются
научные и творческие должности. Конкурс объявляется на вакантную
должность. Такие должности замещаются на определенный срок. (до 5 лет).
Обязательно объявление в печати, причем в этом объявлении содержатся
основные требования к должности. Могут участвовать несколько кандидатов.
Конкурс проводится конкурсной комиссией. Комиссия принимает решение,
которым рекомендует лицо на должность, либо признает избранным. Но
назначается на должность приказом руководителя.
4. Контракт — предполагает срочное замещение службы, заключается
договор на определенный срок, применяется в ОВД и Службе по контракту.
Заключению контракта может предшествовать конкурс. Контракт
подписывается, но также необходим приказ на замещение должностей. Права
и обязанности, ответственность наступает с момента подписания приказа.
Билет №18
1. Административно-правовой статус общественных объединений.
Правовая база - ст. 30 КРФ:
1.Каждый имеет право на объединение, включая право создавать
профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности
общественных объединений гарантируется.
2.Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение
или пребыванию в нем.
Конституционные положения конкретизируется в законодательстве, которое
регламентирует содержание права на объединение, его основные
государственные гарантии, статус ОО, порядок их создания, деятельности,
реорганизации и ликвидации:
n Закон “Об общественных объединениях“ 19 мая 1995 г.;
n Закон “О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности“ 12 января
1996;
n ГК РФ.
Общественное объединение - добровольное, самоуправляемое некоммерческое
формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе
общности интересов, для реализации общих целей, указанных в уставе
общественного объединения (ст.5 Закона “Об ОО”).
В состав учредителей таких объединений наряду с физическими лицами
могут входить и юридические. Не могут быть учредителями, членами и
участниками ОО органы гос. власти и органы местного самоуправления.
ОО создаются в нескольких формах:
1.общественная организация;
2.общественное движение;
3.общественный фонд;
4.общественное учреждение;
5.орган общественной самодеятельности.
Общественная организация - основанное на членстве общественное
объединение, созданное на основе общности интересов, для защиты интересов
и достижения цели объединившихся граждан.
Общественное движение - состоящее из участников и не имеющее членства
массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические
и иные, общественно полезные цели, поддерживаемые участниками
общественного движения.
Общественный фонд - один из видов некоммерческих фондов, представляет
собой не имеющее членство общественное объединение, цель которого
заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов и
иных не запрещенных законом поступлений, и использование данного
имущества на общественно-полезные цели.
Общественное учреждение - не имеющее членства общественное объединение
ставящее целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам
участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.
Орган общественной самодеятельности - не имеющее членства общественное
объединение, целью которого являются совместные решения различных
социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы и
учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга
лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией
программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.
КРФ запрещает создание и деятельность ОО, цели или действия которых
направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и
нарушения целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание
вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и
религиозной розни, (ст. 13. ч.5. Закона “Об ОО”). В случае нарушения КРФ,
конституций и уставов субъектов РФ, законодательства, совершения
действий, противоречащих уставным целям и неустранения этих нарушений
после представления прокурора или после двух письменных предупреждений
органа, регистрирующего ОО, деятельность ОО приостанавливается судом на
срок до 6 месяцев. Если нарушения не будут устранены и в этот период, то
ОО м.б. приостановлено или ликвидировано ( ст. 42, 43, 44 Закона “Об
ОО”). Статус ОО - вмешательство органов гос. власти и их должностных лиц
в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство
общественных объединений в деятельность ОО не допускается.
Государство:
1.обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных
объединений;
2.оказывает поддержку их деятельности;
3.законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и
преимуществ. Гос. поддержка может выражаться: в виде целевого
финансирования отдельных общественно-полезных программ (предоставление
грантов); заключение любых видов договоров в т.ч. на выполнение работ и
предоставление услуг; социального заказа на выполнение различных
государственных программ.
Государственная регистрация общероссийского и международного
объединений производится Минюстом РФ, а межрегиональных, региональных и
местных ОО производится соответствующими органами юстиции. Для
регистрации подается ряд документов:
n заявление в регистрирующий орган;
n Устав;
n выписка из протокола съезда;
n сведения об учредителях;
n документ об уплате регистрационного сбора;
n документ о предоставлении юридического адреса;
n для отдельных видов ОО существуют дополнения.
Документы подаются на регистрацию в течение 3 месяцев со дня проведения
учредительного съезда. Изменения и дополнения к уставу подлежат
регистрации в том же порядке, что и само ОО.
Органы, регистрирующие ОО, включают их в реестр юридических лиц. Орган,
регистрирующий ОО в 1 мес. срок обязан рассмотреть заявление ОО и принять
одно из следующих решений: зарегистрировать ОО и выдать свидетельство о
государственной регистрации; отказать в государственной регистрации
(выдается письменный мотивированный отказ). Отказ м.б. обжалован в
судебном порядке, он не является препятствием для повторной регистрации.
Отказы:
n Устав ОО противоречит КРФ, Конституция, Уставам Субъектов РФ и Закону
“Об ОО”;
n Если не представлен полный перечень документов или не оформлены в
надлежащем порядке;
n если ранее было зарегистрировано ОО с тем же названием, на территории в
пределах которой данное ОО осуществляет свою деятельность;
n если регистрирующим органом установлено, что в представленных
документах содержится недостоверная информация;
n если название ОО оскорбляет нравственность, национальные и религиозные
чувства граждан.
Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности его создания не
допускается.
Религиозные объединения имеют сходную конструкцию АП статуса. Статус
определяется КРФ и Законом от 25 октября 1990 года “о свободе
вероисповедания”. Религиозные объединения отделены от государства.
Государственные органы не вмешиваются в вопросы определения гражданами
своего отношения к религии, в законную деятельность религиозных
объединений и не могут поручать религиозным объединениям выполнение
государственных целей. Вместе с тем, государство охраняет религиозные
объединения. Регистрация производится в Минюсте, либо в субъектах РФ.
2. Государственная должность.
Государственная служба проходит на государственных должностях.
Государственная должность - должность в федеральных органов
государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, а
также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с КРФ, с
установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий
данного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение
этих обязанностей. (ст.1. Закона “ О госслужбе 31 июля 1995 )
Государственные должности согласно закону, подразделяются на:
А)политико-судебные - должности, устанавливаемые КРФ, федеральными
законами, конституциями и уставами субъектов РФ для непосредственного
исполнения полномочий государственных органов. Высший уровень
руководителей. (Президент, председатель правительства, председатель
палат парламента, руководители органов законодательной и исполнительной
власти субъектов и т.д. ).
Б)патронатные - должности, учреждаемые в установленном
законодательством РФ в порядке, для обеспечения непосредственных
полномочий лиц, замещающих должности категории А.
В)административные - должности, учреждаемые государственными органами
для исполнения и обеспечения их полномочий.
Все эти должности должны быть перечислены в Реестре государственных
должностей РФ. Реестр состоит из перечня политических должностей
(категория А) и Реестра государственных должностей государственной службы
(категории Б и В). Утверждается Президентом РФ.
Строго говоря, в настоящее время, понятие государственной службы
относится к группе Б и В, т.е. Президент РФ - не государственный
служащий. Группа Б - политические чиновники. По закону, государственная
служба на гос. должностях категории Б ограничена сроком, на который
назначаются или избираются соответствующие лица, замещающие
государственные должности категории А.
Классификация должностей:
1.высшие;
2.главные;
3.ведущие государственные должности, службы;
4.старшие;
5.младшие.
Должности соответствует определенный квалификационный разряд.
Граждане претендующих на занятие 2 и 3 группы должностей обязаны иметь
высшее профессиональное образование по профилю госслужбы или то, которое
считается равноценным. Квалификационные разряды должны присваиваться по
результатам квалификационного экзамена:
1.действительный государственный советник 1, 2, 3 класса (для высших
государственных служащих);
2.государственный советник РФ 1, 2, 3, класса (для государственных
служащих замещающих главные должности); 3.советник РФ 1,2,3 класса (для
служащих, замещающих ведущие должности);
4.советник государственной службы 1, 2, 3, класса (для служащих старших
государственных должностей);
5.референт 1, 2, 3, класса (для младших государственных должностей).
( Квалификационные чины 1, 2 класса присваиваются Президентом РФ,
остальные начальником заведения.
Билет №19
1. Основы правового положения государственного служащего.
Права государственного служащего (Глава III. Статья 9):
1)ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по
занимаемой государственной должности государственной службы, критерии
оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на
организационно-технические условия, необходимые для исполнения
должностных обязанностей;
2)получение в установленном порядке информации и материалов,
необходимых для исполнения должностных обязанностей;
3)посещение в установленном порядке для исполнения должностных
обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от
форм собственности;
4)принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с
должностными обязанностями;
5)участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной
государственной должности государственной службы;
6)продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом
результатов и стажа его работы, уровня квалификации;
7)ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о
своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело,
приобщение к личному делу своих объяснений;
8)переподготовку и повышение квалификации за счет бюджета;
9)пенсионное обеспечение;
10)проведение служебного расследования для опровержения порочащих
сведений;
11)объединение в профсоюзы;
12)внесение предложений по совершенствованию государственной службы.
Основные обязанности государственного служащего (Ст. 10):
1)обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение КРФ,
реализацию ФЗ и законов субъектов;
2)добросовестно исполнять должностные обязанности;
3)обеспечивать соблюдение и защиту прав граждан;
4)исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих, за
исключением незаконных;
5)своевременно рассматривать обращения гр-н и общ. объединений, а
также предприятий, учр. и орг-й, гос. органов и органов местного сам-я
и принимать по ним решения;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|