рефераты бесплатно

МЕНЮ


Билеты по административному праву

чиновники, заслышав о грядущих изменениях в системе и структуре

исполнительной власти, перестают работать, больше опасаясь за свои

задницы, не желая расставаться с нагретым местом, или даже надеясь

добиться повышения, а продолжается всё это в течение нескольких месяцев;

затем полгода уходит на то, чтоб новая система начала работать, а там

появляются слухи о возможности новой смены системы ( эта функция не

выполняется ( реорганизация очень вредна для управленческой деятельности:

реформы необходимы лишь в той мере, в которой они необходимы, т.е. не

надо сначала разрушать старое, а лишь потом пытаться построить

новое....(;

4) А/П-е нормы обеспечивают прочный правовой режим в деятельности

органов исполнительной власти и, вообще... (должны, по крайней мере;

однако, у нас такого факта не наблюдается – это из области желаемого;

ZB., стремление Лужкова навести порядок в Москве вместе с его эвакуацией

автомобилей (в Питере и по сей день можно на улицах можно встретить

таблички под знаками, запрещающими остановку, предупреждающие о возможных

последствиях оставления транспортного средства в неположенном месте)!...

но то – Лужков, однако, ведь и ГДФСРФ может принять закон, противоречащий

К РФ; кроме того, посчитать, сколько из УПРФ ей не соответствуют, вообще,

не представляется возможным(;

5) А/П-е нормы несут двойную нагрузку и бывают правоисполнительными (а)

и правоустановительными (б):

а) устанавливаются самими субъектами исполнительной власти, а не

законодательными органами;

б) устанавливаются законодательными органами и охраняются своими

санкциями – КоАП.

Механизм реализации административно-правовых норм.

(Механизм этот – забавная игрушка для депутатов, ZB., выступления

депутатов о том, что закон принят, а механизма его реализации нет! В

результате принимаются законы декларативного характера, т.е. основная

задача законодателя выполняется лишь формально, что очень выгодно

чиновникам, пишущим подзаконные акты, урегулирующие наши права в их

интересах, в то ( как все законы должны быть прямого действия. ZB., закон

о безопасности: даёт и основные принципы безопасности, и др. не менее

общие определения, но ничего не говорит о том, кто несёт за неё

ответственность ( появились другие законы – о безопасности дорожного

движения, о пожарной безопасности и т.д. – также не менее общие — а всё

по декларативности характера закона(

Нужно при законодательской деятельности иметь ввиду определённые

критерии соотношения законов с различными подзаконными актами: можно,

ZB., правительству делегировать определённый контроль за исполнением

законов, но под чётким контролем, чтобы права частных лиц не нарушались.

Виды административно-правовой нормы.

Существует несколько классификаций, но всё же стоит выбирать критерии

из одной плоскости. Примеры:

1) В зависимости от их функционального назначения нормы подразделяются

на нормы материальные и процессуальные (В административном праве, в

отличие от гражданского, процессуальные нормы не обособлены, кроме норм

применения взысканий, а значит, они ещё не сформировались в качестве

самостоятельной части, хотя попытка систематизировать административно-

правовые нормы ведётся.

2) В зависимости от содержания их делят на обязывающие,

уполномочивающие, запрещающие, стимулирующие и рекомендательные.

3) В зависимости от адресата их делят на нормы, адресованные гражданам,

органам исполнительной власти, общественным объединениям и т.д.

4) В зависимости от территориальной принадлежности – на федеральные,

субъектов федерации и органов местного самоуправления. (Здесь возникает

множество проблем: ~70% Конституций и уставов субъектов федерации не

соответствуют или прямо противоречат К РФ – и это проблема сохранения

России как целостного государства!(

5) По характеру регулирования различают общие, отраслевые и

межотраслевые.

(Можно найти и другие критерии, но Веремеенко их не поймёт(

Реализация административно-правовых норм.

Существует 3 её формы: соблюдение (1), исполнение (2) и применение (3).

1) Для сферы деятельности исполнительной власти наиболее удобной

является именно эта форма, т.к. она не требует вмешательства государства

– соблюдение незаметно. Все граждане, незаметно для себя, их соблюдают,

хотя если бы они об этом знали, то уж постарались бы их не соблюсти.

3) Это наиболее дорогостоящая для государства и наиболее неприятная для

нарушителя нормы форма её реализации.

Структура Административно-правовой номы.

В целом нормы административного права ничем не отличаются от норм

других отраслей права – их структура заключается в гипотезе, диспозиции и

санкции (условие, правило, мера государственного принуждения(.

Уровень административно-правового регулирования с точки зрения

структуры норм не всегда отвечает требованиям, потому как интеллект имеет

свои пределы, и лишь глупость безгранична (ZB., в одном из американских

штатов была установлена такая норма: если случилось ДТП, в результате

которого один из его участников погиб, то другой обязан незамедлительно

сообщить первому своё имя, адрес, номер водительского удостоверения и

т.д. (это означает, что не только у нас так всё прекрасно с глупостью)(.

Надо иметь в виду, что административно-правовая норма – это не есть

статья нормативного акта.

Существует 4 формы изложения норм в статьях нормативных актов:

1) (наиболее эффективная( При установлении определённых норм в одной

статье находятся и гипотеза, и диспозиция, и санкция.

2) Санкция нескольких правовых норм выделяется в отдельную часть и

относится не к одной статье, а к нескольким (такой порядок тж. допустим,

т.к. если правила однотипны, то не имеет смысла загромождать нормативный

акт. Но здесь есть определённая опасность: правила поведения обычно

устанавливаются ведомством, а санкции – законодательным органом (УК):

есть правила, за их нарушение определённые санкции; но ведомство

придумывает новое правило, хотя это и недопустимо по логике, но не

противоречит закону – а в 60-е гг. такого не допускалось....(

3) (смешанно-выборочная( В одном акте устанавливается несколько правил,

за нарушение которых устанавливается несколько санкций, ZB., Правила

пользования Метрополитеном (наиб. сложная и неудачная форма, т.к. требует

от правоприменителя наибольшего опыта и внимания).

4) Санкция изложена в другом нормативном акте (отсылочная форма(: ZB.,

административно-правовые нормы часто охраняются дисциплинарными

санкциями.

Кодификация и систематезация административного права.

Оптимальный случай – когда законодательство страны в целом представляет

собой единую систему, все отрасли увязаны между собой и друг друга

дополняют. У нас же – «законодательная вермишель».

Кодифицировать административное право в силу его разнообразия

невозможно; ZB, какой смысл записывать все внутриорганизационные нормы

отдельных учреждений. (ЕБН, имея в виду создание КоАПа, издал указ

кодифицировать АП: его не поняли( Можно лишь систематизировать отдельные

его части, примером чего может явиться КоАП.

Действие нормы во времени

Во времени - дата вступления нормы в силу (ФЗ “о порядке опубликования

и вступления в силу фед. законов, актов палат ФС” 14 июня 1994 г.): зак.

акты вступают в силу после 10 дней со дня опубликования, если иное не

оговорено. Указ ПРФ с изменениями на 18 августа 1998 г. “О порядке

опубликования и вступления в силу актов ПРФ Пр-ва РФ, нормативных актов

ФОИВ”): подлежат обязательному опубликованию в течение 10 дней, кроме

гос. тайны. Указы ПРФ вступ. в силу в течение 7 дней, иные - с момента

подписания. Нормативы, затрагивающие права граждан вступают в силу после

7 дней. Акты, устанавливающие статус органов, проходят регистрацию в

Минюсте. Действие нормы - немедленно, т. е. норма распространяется на

вновь возникшие и на ранее возникшие правоотношения с момента вступления

нормы в силу. С обратной силой - на возникшие правоотношения до

вступления нормы в силу . Перспективное действие нормы - отношения,

возникшие после вступления нормы в силу.

Прекращение действия нормы: Отмена - издается акт, отменяющий действие

нормы. Фактическая замена - принятие новой нормы, заменяющей старую.

Истечение срока - срочная норма. Пределы прекращения действия старой

нормы:

1.Переживание нормы, старая норма продолжает регулировать отношения,

которые возникли на ее основе и после вступления в силу новой нормы;

2.Немедленное прекращение - немедленно прекращает действия на все

отношения ей регулируемые с даты утраты ею юридической силы;

3.досрочное прекращение - прекращает действия на правоотношения,

впоследствии регулируемые нормой с обратной силы.

2. Производство по делам об административных правонарушениях:

понятие, доказательства, участники, сроки.

Административный процесс - самый большой по объему, и он обладает всеми

признаками юрид. процесса. Особенности: - АП представляет собой

разновидность властной деятельности субъектов исполнительной власти:

n АП направлен на решение определенных управленческих дел.

n АП урегулирован нормами административного права.

В зависимости от содержания делится на:

n Процесс административного правотворчества.

n Оперативно-распорядительный процесс — непосредственная управленческая

деятельность.

n Административно-юрисдикционный процесс.

Каждую из частей процесса можно разделить на производство;

административное производство отличается содержанием решаемых проблем.

Также можно отметить стадийность. Под стадией следует понимать

сравнительно самостоятельную часть производства, которая наряду с общими

задачами имеет свойственные только ей задачи, документы и особенности.

Общими для административного правонарушения являются следующие стадии:

1.Условная - анализ ситуации, адм. расследование, проверка жалобы,

обсуждение правового акта.

2.Стадия принятия решения - фиксируется воля субъекта власти (приказ и

.т.д.).

3.Исполнение решения.

Иногда выделяют стадии: стадия возбуждения дела, стадия пересмотра

постановлений.

В зависимости от сложности можно выделить:

n Ускоренное;

n Обычное;

n Усложненное производство.

Кодифицировать административный процесс очень сложно, он регулируется

множеством актов. Чисто процессуальных актов единицы. Как правило, в

законе есть как материальные, так и процессуальные нормы.

Административный юрисдикционный процесс. Состоит из ряда производств:

1.По делам об административных правонарушениях (важнейший);

2.По применению мер адм. пресечения и восстановления;

3.По применению мер дисциплинарного принуждения на основе норм

административного права.

Особенности производства устанавливаются специальными нормами. КоАП

содержит основу. Производство по делам об административных

правонарушениях тесно связан с гражданским процессом. Жалоба на

постановление о привлечении к адм. ответственности рассматривает по ГПК.

Доказательства. Ими в производстве по адм. правонарушениях являются

фактические данные, информация, а основе которых устанавливаются

основания дела. Док-ва могут быть использованы в производстве если они

получены в порядке и из источников, предусмотренных законом. Док-ва делят

на прямые и косвенные, обвинительные и оправдательные и т.д.

Для административного процесса делят док-ва в зависимости от источника

сведений:

1.показания или объяснения различных лиц, чаще участников производства.

2.Вещественные док-ва и документы - материальные носители информации;

3.Непосредственные наблюдения лиц, уполномоченных расследовать

административные проступки (исключительно для административного

процесса).

Участники производства по делам об адм. правонарушениях:

1.компетентные органы и должностные лица, наделенные правом принимать

властные акты, составлять правовые документы, определяющие движение и

судьбу дела;

2.субъекты, имеющие личный интерес в деле (потерпевший, привлекаемый к

ответственности);

3.лица и органы, содействующие осуществлению производства (свидетели,

эксперты и т.д.).

Сроки производства об административных правонарушениях. Для

административного процесса:

1.размер срока - в КоАП, в большинстве случаев четко устанавливается

сроки (час, сутки, неделя), иногда встречаются неопределенные сроки (ст.

238).

2.С какого момента течет срок. Часто - начало течения срока связано с

каким-нибудь юридическим фактом (получение повестки и т.д). Когда срок

исчисляется днями и больше, его течение начинается с 00.00.

Административный арест начинается с того часа, когда виновный помещен под

стражу.

3.Правила определения окончания сроков - сроки определяют время, в

которое должны быть совершены определенные действия. Срок прекращается

тогда, когда завершено действие. Если действие не завершено, в порядке

исключения восстанавливают сроки (ст. 268).

Общие и специальные сроки (ст. 257 КоАП). Дела об административных

правонарушениях рассматриваются в 15-дневный срок со дня получения

протокола о совершении правонарушения. 2, 3, части статей устанавливают

специальные сроки.

По юридическому значению сроки делятся на:

1.процессуальные - когда уполномоченные органы обязаны совершить

определенные процессуальные действия.

2.давностные сроки — привлечение к ответственности, исполнение

постановления, погашение наложенного взыскания. Если давность истекает,

дело прекращают.

3.Принудительные сроки — время осуществления отдельных мер

административного принуждения. Устанавливаются законом или иным

правоприменительным актом.

Подведомственность дел по АП. Различают:

n общую подведомственность;

n специальную подведомственность;

n кроме этого: видовую подведомственность — вид органа, который

рассматривает дело (инспекция и т.д.);

n территориальная подведомственность — какой конкретно орган данного вида

будет заниматься этим делом. По общему правилу по месту совершения

правонарушения, граждане обращаются по месту жительства).

n Должностная подведомственность - кто в данном конкретном органе должен

заниматься этим делом.

Стадии производства по делам: расследование дела; рассмотрение дела;

пересмотр постановления; исполнение постановления. При ускоренных

производствах все стадии “сливаются” в один процесс.

Дела об АП рассматриваются: Административными комиссиями при местных

администрациях; главами поселковых и сельских администраций; районными,

городскими комиссиями по борьбе с пьянством; районными, городскими по

делам несовершеннолетних; районными городскими судами; ОВД; органами

государственных инспекций.

Принятие постановления. Дается окончательная оценка, определяется мера

воздействия: о наложении адм. взыскания либо о прекращении

делопроизводства. Решение - юрид. властный акт, должно быть оформлен и

содержать реквизиты. В решении указывается: наименование органа и

должностного лица, принявшего акт, время и место принятия, данные о

нарушителе, время, место и сущность нарушения, норма права,

предусматривающая ответственность; характер решения (вид и размер

взыскания).

Билет №5

1. Административно-правовые отношения.

Обычно их определяют как отношения, возникающие в сфере деятельности

органов исполнительной власти по поводу выполнения её задач и функций, а

также некоторые внутриорганизационные отношения в других органах,

урегулированные нормами административного права.

Для административно-правовых отношений характерно следующее: все

правовые отношения, в т.ч. и административно-правовые, переводят нормы

права в реальную действительность, в силу чего административно-правовые

отношения, также, как и все остальные, вторичны по отношению к нормам

права, т.к. они реализуют действия правовой нормы. Они определяют права и

обязанности субъектов правоотношений, которые должны быть

взаимокорреспондированны что вовсе не означает, что у одной стороны

должны быть только права, а у другой – лишь обязанности.

Признаки административно-правовых отношений.

1) Административно-правовые отношения – это властеотношения (хотя есть

и те, которые к таким причислены быть не могут, ZB., отношения между

двумя министерствами(.

2) Административно-правовые отношения отличаются публично-правовым

характером (государство и его органы выступают органами публичной

власти).

3) Один из субъектов административно-правовых отношений является

органом исполнительной власти (хотя во внутриорганизационных отношениях,

ZB., прокурора со своим секретарём присутствия органа исполнительной

власти не наблюдается(.

4) Административно-правовые отношения всегда являются организационными

отношениями (т.к. на органы исполнительной власти возложена функция

реализации закона и т.д. (хотя в наших органах отношения скорее

дезорганизационные ( акцент здесь надо делать на внешне-, а не

внутриорганизационные отношения().

5) Административно-правовые отношения могут возникать, как правило, по

велению одной из сторон, согласие второй стороны необязательно (ZB., при

правонарушении) (хотя и не всегда: есть отношения, когда вторая сторона

будет противником таких отношений и они не состоятся, ZB., Минздрав

субъекта федерации обратился к Минздраву РФ с просьбой соответствующим

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.