Билеты по административному праву
чиновники, заслышав о грядущих изменениях в системе и структуре
исполнительной власти, перестают работать, больше опасаясь за свои
задницы, не желая расставаться с нагретым местом, или даже надеясь
добиться повышения, а продолжается всё это в течение нескольких месяцев;
затем полгода уходит на то, чтоб новая система начала работать, а там
появляются слухи о возможности новой смены системы ( эта функция не
выполняется ( реорганизация очень вредна для управленческой деятельности:
реформы необходимы лишь в той мере, в которой они необходимы, т.е. не
надо сначала разрушать старое, а лишь потом пытаться построить
новое....(;
4) А/П-е нормы обеспечивают прочный правовой режим в деятельности
органов исполнительной власти и, вообще... (должны, по крайней мере;
однако, у нас такого факта не наблюдается – это из области желаемого;
ZB., стремление Лужкова навести порядок в Москве вместе с его эвакуацией
автомобилей (в Питере и по сей день можно на улицах можно встретить
таблички под знаками, запрещающими остановку, предупреждающие о возможных
последствиях оставления транспортного средства в неположенном месте)!...
но то – Лужков, однако, ведь и ГДФСРФ может принять закон, противоречащий
К РФ; кроме того, посчитать, сколько из УПРФ ей не соответствуют, вообще,
не представляется возможным(;
5) А/П-е нормы несут двойную нагрузку и бывают правоисполнительными (а)
и правоустановительными (б):
а) устанавливаются самими субъектами исполнительной власти, а не
законодательными органами;
б) устанавливаются законодательными органами и охраняются своими
санкциями – КоАП.
Механизм реализации административно-правовых норм.
(Механизм этот – забавная игрушка для депутатов, ZB., выступления
депутатов о том, что закон принят, а механизма его реализации нет! В
результате принимаются законы декларативного характера, т.е. основная
задача законодателя выполняется лишь формально, что очень выгодно
чиновникам, пишущим подзаконные акты, урегулирующие наши права в их
интересах, в то ( как все законы должны быть прямого действия. ZB., закон
о безопасности: даёт и основные принципы безопасности, и др. не менее
общие определения, но ничего не говорит о том, кто несёт за неё
ответственность ( появились другие законы – о безопасности дорожного
движения, о пожарной безопасности и т.д. – также не менее общие — а всё
по декларативности характера закона(
Нужно при законодательской деятельности иметь ввиду определённые
критерии соотношения законов с различными подзаконными актами: можно,
ZB., правительству делегировать определённый контроль за исполнением
законов, но под чётким контролем, чтобы права частных лиц не нарушались.
Виды административно-правовой нормы.
Существует несколько классификаций, но всё же стоит выбирать критерии
из одной плоскости. Примеры:
1) В зависимости от их функционального назначения нормы подразделяются
на нормы материальные и процессуальные (В административном праве, в
отличие от гражданского, процессуальные нормы не обособлены, кроме норм
применения взысканий, а значит, они ещё не сформировались в качестве
самостоятельной части, хотя попытка систематизировать административно-
правовые нормы ведётся.
2) В зависимости от содержания их делят на обязывающие,
уполномочивающие, запрещающие, стимулирующие и рекомендательные.
3) В зависимости от адресата их делят на нормы, адресованные гражданам,
органам исполнительной власти, общественным объединениям и т.д.
4) В зависимости от территориальной принадлежности – на федеральные,
субъектов федерации и органов местного самоуправления. (Здесь возникает
множество проблем: ~70% Конституций и уставов субъектов федерации не
соответствуют или прямо противоречат К РФ – и это проблема сохранения
России как целостного государства!(
5) По характеру регулирования различают общие, отраслевые и
межотраслевые.
(Можно найти и другие критерии, но Веремеенко их не поймёт(
Реализация административно-правовых норм.
Существует 3 её формы: соблюдение (1), исполнение (2) и применение (3).
1) Для сферы деятельности исполнительной власти наиболее удобной
является именно эта форма, т.к. она не требует вмешательства государства
– соблюдение незаметно. Все граждане, незаметно для себя, их соблюдают,
хотя если бы они об этом знали, то уж постарались бы их не соблюсти.
3) Это наиболее дорогостоящая для государства и наиболее неприятная для
нарушителя нормы форма её реализации.
Структура Административно-правовой номы.
В целом нормы административного права ничем не отличаются от норм
других отраслей права – их структура заключается в гипотезе, диспозиции и
санкции (условие, правило, мера государственного принуждения(.
Уровень административно-правового регулирования с точки зрения
структуры норм не всегда отвечает требованиям, потому как интеллект имеет
свои пределы, и лишь глупость безгранична (ZB., в одном из американских
штатов была установлена такая норма: если случилось ДТП, в результате
которого один из его участников погиб, то другой обязан незамедлительно
сообщить первому своё имя, адрес, номер водительского удостоверения и
т.д. (это означает, что не только у нас так всё прекрасно с глупостью)(.
Надо иметь в виду, что административно-правовая норма – это не есть
статья нормативного акта.
Существует 4 формы изложения норм в статьях нормативных актов:
1) (наиболее эффективная( При установлении определённых норм в одной
статье находятся и гипотеза, и диспозиция, и санкция.
2) Санкция нескольких правовых норм выделяется в отдельную часть и
относится не к одной статье, а к нескольким (такой порядок тж. допустим,
т.к. если правила однотипны, то не имеет смысла загромождать нормативный
акт. Но здесь есть определённая опасность: правила поведения обычно
устанавливаются ведомством, а санкции – законодательным органом (УК):
есть правила, за их нарушение определённые санкции; но ведомство
придумывает новое правило, хотя это и недопустимо по логике, но не
противоречит закону – а в 60-е гг. такого не допускалось....(
3) (смешанно-выборочная( В одном акте устанавливается несколько правил,
за нарушение которых устанавливается несколько санкций, ZB., Правила
пользования Метрополитеном (наиб. сложная и неудачная форма, т.к. требует
от правоприменителя наибольшего опыта и внимания).
4) Санкция изложена в другом нормативном акте (отсылочная форма(: ZB.,
административно-правовые нормы часто охраняются дисциплинарными
санкциями.
Кодификация и систематезация административного права.
Оптимальный случай – когда законодательство страны в целом представляет
собой единую систему, все отрасли увязаны между собой и друг друга
дополняют. У нас же – «законодательная вермишель».
Кодифицировать административное право в силу его разнообразия
невозможно; ZB, какой смысл записывать все внутриорганизационные нормы
отдельных учреждений. (ЕБН, имея в виду создание КоАПа, издал указ
кодифицировать АП: его не поняли( Можно лишь систематизировать отдельные
его части, примером чего может явиться КоАП.
Действие нормы во времени
Во времени - дата вступления нормы в силу (ФЗ “о порядке опубликования
и вступления в силу фед. законов, актов палат ФС” 14 июня 1994 г.): зак.
акты вступают в силу после 10 дней со дня опубликования, если иное не
оговорено. Указ ПРФ с изменениями на 18 августа 1998 г. “О порядке
опубликования и вступления в силу актов ПРФ Пр-ва РФ, нормативных актов
ФОИВ”): подлежат обязательному опубликованию в течение 10 дней, кроме
гос. тайны. Указы ПРФ вступ. в силу в течение 7 дней, иные - с момента
подписания. Нормативы, затрагивающие права граждан вступают в силу после
7 дней. Акты, устанавливающие статус органов, проходят регистрацию в
Минюсте. Действие нормы - немедленно, т. е. норма распространяется на
вновь возникшие и на ранее возникшие правоотношения с момента вступления
нормы в силу. С обратной силой - на возникшие правоотношения до
вступления нормы в силу . Перспективное действие нормы - отношения,
возникшие после вступления нормы в силу.
Прекращение действия нормы: Отмена - издается акт, отменяющий действие
нормы. Фактическая замена - принятие новой нормы, заменяющей старую.
Истечение срока - срочная норма. Пределы прекращения действия старой
нормы:
1.Переживание нормы, старая норма продолжает регулировать отношения,
которые возникли на ее основе и после вступления в силу новой нормы;
2.Немедленное прекращение - немедленно прекращает действия на все
отношения ей регулируемые с даты утраты ею юридической силы;
3.досрочное прекращение - прекращает действия на правоотношения,
впоследствии регулируемые нормой с обратной силы.
2. Производство по делам об административных правонарушениях:
понятие, доказательства, участники, сроки.
Административный процесс - самый большой по объему, и он обладает всеми
признаками юрид. процесса. Особенности: - АП представляет собой
разновидность властной деятельности субъектов исполнительной власти:
n АП направлен на решение определенных управленческих дел.
n АП урегулирован нормами административного права.
В зависимости от содержания делится на:
n Процесс административного правотворчества.
n Оперативно-распорядительный процесс — непосредственная управленческая
деятельность.
n Административно-юрисдикционный процесс.
Каждую из частей процесса можно разделить на производство;
административное производство отличается содержанием решаемых проблем.
Также можно отметить стадийность. Под стадией следует понимать
сравнительно самостоятельную часть производства, которая наряду с общими
задачами имеет свойственные только ей задачи, документы и особенности.
Общими для административного правонарушения являются следующие стадии:
1.Условная - анализ ситуации, адм. расследование, проверка жалобы,
обсуждение правового акта.
2.Стадия принятия решения - фиксируется воля субъекта власти (приказ и
.т.д.).
3.Исполнение решения.
Иногда выделяют стадии: стадия возбуждения дела, стадия пересмотра
постановлений.
В зависимости от сложности можно выделить:
n Ускоренное;
n Обычное;
n Усложненное производство.
Кодифицировать административный процесс очень сложно, он регулируется
множеством актов. Чисто процессуальных актов единицы. Как правило, в
законе есть как материальные, так и процессуальные нормы.
Административный юрисдикционный процесс. Состоит из ряда производств:
1.По делам об административных правонарушениях (важнейший);
2.По применению мер адм. пресечения и восстановления;
3.По применению мер дисциплинарного принуждения на основе норм
административного права.
Особенности производства устанавливаются специальными нормами. КоАП
содержит основу. Производство по делам об административных
правонарушениях тесно связан с гражданским процессом. Жалоба на
постановление о привлечении к адм. ответственности рассматривает по ГПК.
Доказательства. Ими в производстве по адм. правонарушениях являются
фактические данные, информация, а основе которых устанавливаются
основания дела. Док-ва могут быть использованы в производстве если они
получены в порядке и из источников, предусмотренных законом. Док-ва делят
на прямые и косвенные, обвинительные и оправдательные и т.д.
Для административного процесса делят док-ва в зависимости от источника
сведений:
1.показания или объяснения различных лиц, чаще участников производства.
2.Вещественные док-ва и документы - материальные носители информации;
3.Непосредственные наблюдения лиц, уполномоченных расследовать
административные проступки (исключительно для административного
процесса).
Участники производства по делам об адм. правонарушениях:
1.компетентные органы и должностные лица, наделенные правом принимать
властные акты, составлять правовые документы, определяющие движение и
судьбу дела;
2.субъекты, имеющие личный интерес в деле (потерпевший, привлекаемый к
ответственности);
3.лица и органы, содействующие осуществлению производства (свидетели,
эксперты и т.д.).
Сроки производства об административных правонарушениях. Для
административного процесса:
1.размер срока - в КоАП, в большинстве случаев четко устанавливается
сроки (час, сутки, неделя), иногда встречаются неопределенные сроки (ст.
238).
2.С какого момента течет срок. Часто - начало течения срока связано с
каким-нибудь юридическим фактом (получение повестки и т.д). Когда срок
исчисляется днями и больше, его течение начинается с 00.00.
Административный арест начинается с того часа, когда виновный помещен под
стражу.
3.Правила определения окончания сроков - сроки определяют время, в
которое должны быть совершены определенные действия. Срок прекращается
тогда, когда завершено действие. Если действие не завершено, в порядке
исключения восстанавливают сроки (ст. 268).
Общие и специальные сроки (ст. 257 КоАП). Дела об административных
правонарушениях рассматриваются в 15-дневный срок со дня получения
протокола о совершении правонарушения. 2, 3, части статей устанавливают
специальные сроки.
По юридическому значению сроки делятся на:
1.процессуальные - когда уполномоченные органы обязаны совершить
определенные процессуальные действия.
2.давностные сроки — привлечение к ответственности, исполнение
постановления, погашение наложенного взыскания. Если давность истекает,
дело прекращают.
3.Принудительные сроки — время осуществления отдельных мер
административного принуждения. Устанавливаются законом или иным
правоприменительным актом.
Подведомственность дел по АП. Различают:
n общую подведомственность;
n специальную подведомственность;
n кроме этого: видовую подведомственность — вид органа, который
рассматривает дело (инспекция и т.д.);
n территориальная подведомственность — какой конкретно орган данного вида
будет заниматься этим делом. По общему правилу по месту совершения
правонарушения, граждане обращаются по месту жительства).
n Должностная подведомственность - кто в данном конкретном органе должен
заниматься этим делом.
Стадии производства по делам: расследование дела; рассмотрение дела;
пересмотр постановления; исполнение постановления. При ускоренных
производствах все стадии “сливаются” в один процесс.
Дела об АП рассматриваются: Административными комиссиями при местных
администрациях; главами поселковых и сельских администраций; районными,
городскими комиссиями по борьбе с пьянством; районными, городскими по
делам несовершеннолетних; районными городскими судами; ОВД; органами
государственных инспекций.
Принятие постановления. Дается окончательная оценка, определяется мера
воздействия: о наложении адм. взыскания либо о прекращении
делопроизводства. Решение - юрид. властный акт, должно быть оформлен и
содержать реквизиты. В решении указывается: наименование органа и
должностного лица, принявшего акт, время и место принятия, данные о
нарушителе, время, место и сущность нарушения, норма права,
предусматривающая ответственность; характер решения (вид и размер
взыскания).
Билет №5
1. Административно-правовые отношения.
Обычно их определяют как отношения, возникающие в сфере деятельности
органов исполнительной власти по поводу выполнения её задач и функций, а
также некоторые внутриорганизационные отношения в других органах,
урегулированные нормами административного права.
Для административно-правовых отношений характерно следующее: все
правовые отношения, в т.ч. и административно-правовые, переводят нормы
права в реальную действительность, в силу чего административно-правовые
отношения, также, как и все остальные, вторичны по отношению к нормам
права, т.к. они реализуют действия правовой нормы. Они определяют права и
обязанности субъектов правоотношений, которые должны быть
взаимокорреспондированны что вовсе не означает, что у одной стороны
должны быть только права, а у другой – лишь обязанности.
Признаки административно-правовых отношений.
1) Административно-правовые отношения – это властеотношения (хотя есть
и те, которые к таким причислены быть не могут, ZB., отношения между
двумя министерствами(.
2) Административно-правовые отношения отличаются публично-правовым
характером (государство и его органы выступают органами публичной
власти).
3) Один из субъектов административно-правовых отношений является
органом исполнительной власти (хотя во внутриорганизационных отношениях,
ZB., прокурора со своим секретарём присутствия органа исполнительной
власти не наблюдается(.
4) Административно-правовые отношения всегда являются организационными
отношениями (т.к. на органы исполнительной власти возложена функция
реализации закона и т.д. (хотя в наших органах отношения скорее
дезорганизационные ( акцент здесь надо делать на внешне-, а не
внутриорганизационные отношения().
5) Административно-правовые отношения могут возникать, как правило, по
велению одной из сторон, согласие второй стороны необязательно (ZB., при
правонарушении) (хотя и не всегда: есть отношения, когда вторая сторона
будет противником таких отношений и они не состоятся, ZB., Минздрав
субъекта федерации обратился к Минздраву РФ с просьбой соответствующим
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|