рефераты бесплатно

МЕНЮ


Билеты по административному праву

что неправомерными действиями или решениями государственных органов,

органов местного самоуправления, предприятий, общественных объединений

или должностных лиц, нарушены его права. Могут быть обжалованы как

коллегиальные так единоличные решения. В т.ч. обжалуется предоставление

официальной информации. Это правило было установлено позже, в 1995 году.

Обжалуются действия, в результате которых:

1) нарушены права и свободы,

2) созданы препятствия осуществления гражданином его прав и свобод,

3) на гражданина была незаконно возложена обязанность,

4) гражданин был незаконно привлечен к ответственности.

() гражданин вправе обжаловать бездействие государственных органов и

т.д. если возникли те же последствия.

Закон устанавливает альтернативу: Ст. 4. Жалоба подается: гражданин

вправе обратиться либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему

государственному органу, местного самоуправления. Вышестоящие, в порядке

подчиненности, органы обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если

орган отказывает в удовлетворении жалобы или гражданин не получает ответ

в течение месяца, то гражданин вправе обратиться в суд.

Жалоба подается гражданином, права которого нарушены, или его

представителем, а также уполномоченным представителем общественной

организации трудового коллектива. По усмотрению гражданина жалоба

подается в суд по месту его жительства , либо в суд по местонахождению

органа, объединения, должностного лица, государственного служащего. Есть

специфика для военнослужащих. Также, имеют право обратиться в порядке

подчиненности, также вправе обратиться в военный суд с жалобой на

действия и решения органов военного управления и воинских должностных

лиц, нарушающих его права и свободы. В отличие от общей жалобы, суд,

приняв к рассмотрению жалобу, по просьбе гражданина или по своей

инициативе вправе приостановить действие решения.

Сроки обращения с жалобой. Для обращения – 3 месяца со дня, когда

гражданину стало известно о нарушении его права или один месяц, со дня

получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего

органа. Пропущенные сроки могут быть восстановлены судом. Уважительной

причиной для восстановления сроков, – любые обстоятельства затруднившие

получение информации об обжалуемых действиях и решениях и их

последствиях.

Процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых

действий или решений возлагается законом на государственные органы,

органы местного самоуправления, общественные организации и должностные

лица. Гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность

обжалуемых действий решений, но обязан доказать факт нарушения своих

прав. С помощью этого закона можно защитить только личные интересы.

Суд может признать обжалуемое действие или бездействие незаконным и

обязать удовлетворить требования гражданина, отменить применяемые к нему

меры ответственности, либо иным путем восстановить нарушенные права.

Установив обоснованность жалобы суд определяет ответственность тех

субъектов, действия которых привели к нарушению прав. Убытки, причиненные

гражданину возмещаются в порядке, установленным ГК РФ. Если действие или

решение суд признает законным, он отказывает в удовлетворении жалобы.

Решение суда обязательно на всей территории РФ, направляется гражданину

не позднее 10 дней после вступления в законную силу. Об исполнении

решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный

срок.

2. Специальная жалоба – позволяет учитывать особенности правового

статуса граждан как лиц выполняющих те или иные функции, как участников

трудовых или юрисдикционных отношений. Порядок рассмотрения специальной

жалобы устанавливается: ГПК, УПК, трудовым законодательством, группа

актов устанавливающая административное наказание.

Признаки специальной жалобы: наличие специальных норм, устанавливающие

особый порядок рассмотрения; специальные основания для обжалования, прямо

названные в законе; четкое определение субъектов права обжалования;

специальные сроки подачи жалоб; процедурные особенности; специальные

сроки рассмотрения. КОАП глава 22 Определяет порядок обжалования и

опротестования административных правонарушений.

Особенности и отличия от общей жалобы:

1) специальная жалоба может быть подана только лицом привлеченным к

ответственности, потерпевшим или адвокатом ст. 250, 256 КоАП.

2) Может быть только письменной. Для общей жалобы форма не

установлена.

3) Адресатом специальной административной жалобы выступают вышестоящие

органы. Круг общей жалобы значительно шире.

4) специальная жалоба должна быть направлена адресату в течение 10

дней со дня вынесения постановления о наложении административного

взыскания.

5) подача в установленный срок специальной жалобы приостанавливает

исполнение постановления о наложении административного взыскания. Ст.

270 КоАП.

6) Специальная жалоба подается через орган, вынесший постановление,

который обязан в течение 3 суток направить ее вместе с делом по

подведомственности. ч2 ст. 267.

7) Жалоба рассматривается уполномоченным органом в 10-тидневный срок.

Для общей - иные сроки.

Т.о. право на специальную жалобу уже права на общую жалобу. Цель

состоит в том, чтоб в более сжатые сроки рассматривать жалобы

постановлений о наложении административного взыскания, чтобы усилить

контроль за правами граждан.

Билет №9

1. Способы обеспечения законности в сфере деятельности исполнительной

власти.

Законность – это режим взаимоотношений граждан и организаций с

субъектами власти который благоприятствует обеспечению прав и законных

интересов личности, её всестороннему развитию, формированию и развитию

гражданского общества, успешной деятельности государственного механизма.

Такой режим необходим во всех областях социальной жизни, но особую

значимость он имеет в сфере деятельности исполнительной власти. Принцип

законности в административном праве состоит из двух взаимосвязанных

обязанностей: действовать в соответствии с законом и проявлять инициативу

для обеспечения выполнения закона. Исполнительная власть связана законом,

и соблюдение ею законов контролируется как законодательной, так и

судебной властями. Уровень законности в государстве прежде всего зависит

от её состояния в исполнительно-распорядительной деятельности. Когда он

здесь низок, то даже если иные ветви государственного механизма

неукоснительно выполняют юридические предписания, есть основания говорить

о разрушении, кризисе режима законности. Юридическая правомерность

деятельности исполнительной власти – стержень всего режима законности в

стране.

Реализация законности предполагает наличие системы её гарантий. Среди

них различают:

1) Общие условия (предпосылки). Среди них можно различить:

а) Политические предпосылки: ими являются режим демократии, гласности,

которые (из опыта многих стран) становятся возможными лишь в условиях

реального разделения властей, существования независимых от правящей

партии и/или государства СМИ, партий, децентрализации государственных

структур.

б) Экономические предпосылки: к ним можно отнести как достигнутый

страной уровень благосостояния, наличие у государства необходимых

ресурсов, так и фактическую гарантированность прав граждан, организаций,

их экономическую свободу, многоукладность экономики, существование

рынков товаров, капитала, труда.

в) Организационные условия: организационная структура аппарата,

квалификация служащих, эффективность деятельности системы правовой

подготовки кадров, чёткое и рациональное разделение полномочий и др.

г) Идеологические условия: велико значение хорошо осуществляемого

убеждения, а также умело организованного поощрения. Огромное значение

для существования правопорядка имеет правовая культура должностных лиц и

граждан, правосознание, основанное на признании абсолютной ценности

основных прав человека.

2) Специальные юридические, организационно-правовые средства:

а) Контроль: состоит в:

() наблюдении за функционированием подконтрольных объектов, получении

объективной информации о выполнении ими правил и поручений, их

состоянии посредством изучения данных учёта, отчётов, проверки

документов на месте, инвентаризаций, ревизий, получения объяснений;

() анализе собранной информации, выявлении тенденций, причин,

разработке прогнозов;

() принятии мер по предотвращению нарушений законности и дисциплины,

вредных последствий, ущерба, несчастных случаев, нецелесообразных

действий и расходов;

() учёте конкретных нарушений, выявлении их причин и условий;

() пресечении противоправной деятельности с целью недопущения вредных

последствий, новых нарушений;

() выявлении виновных, привлечении их к ответственности в одних

случаях – по решению контролирующих органов, в других – по решению

соответствующего компетентного органа.

(Сбор информации ( анализ информации ( прогнозирование возможных

нарушений законности ( предотвращение нарушений законности ( учёт

нарушений законности ( пресечение противоправной деятельности (

выявление виновных ( привлечение виновных к ответственности.(

В зависимости от объёма контроля различают собственно контроль (I),

когда проверяется и законность, и целесообразность действий, и надзор

(II), ограничивающийся проверкой законности.

I. Извне контроль за аппаратом исполнительной власти осуществляется:

- Президентом РФ (К РФ, ст. 117: право принимать решения об отставке

Правительства РФ, ст. 115: право отменять акты Правительства РФ, ст.

85: право приостанавливать действие актов органов исполнительной

власти субъектов Федерации);

- законодательными органами (соответствующие конституции

предоставляют соответствующим законодательным органам соответствующие

контрольные полномочия: ФСРФ контролирует федеральные исполнительные

органы, а законодательные органы субъектов Федерации – исполнительные

органы соответствующих республик, краёв, областей, округов, городов;

ГДФСРФ: даёт согласие Президенту РФ на назначение Председателя

Правительства РФ, право выражения вотума недоверия, даёт оценку

представляемому Правительством РФ проекту бюджета, выслушивает

ежегодные отчёты Правительства РФ об исполнении бюджета за прошедший

год);

- судами (судебный надзор за законностью осуществления

административной власти);

- прокуратурой;

- профсоюзами и иными общественными формированиями.

В самом аппарате контроль осуществляется в различных организационно-

правовых формах:

- осуществление соответствующих полномочий субъектами линейной

власти (органы общей компетенции в отношении подведомственных им

органов и внутриведомственный контроль);

- осуществление соответствующих полномочий субъектами функциональной

власти (финансовый контроль и др. виды надведомственного контроля).

II. В настоящее время сложилось 4 вида надзора за исполнительно-

распорядительной деятельностью:

- прокурорский;

- судебный;

- административный;

- в определённой мере на неё распространяется и конституционный

надзор.

Усиление судебной власти, правосудия прежде всего должно расширяться

путём судебного контроля за законностью управленческих действий,

дальнейшего развития административной юстиции.

б) Побуждение к правомерному поведению:

() Поощрение.

() Принуждение: дисциплинарное, административное, гражданско-правовое

и уголовное –эти виды принуждения различаются основаниями и

процедурами, но все используются для защиты законности в сфере

деятельности исполнительной власти, и при этом государственной

администрации принадлежит ведущая роль. Только в процессе исполнительно-

распорядительной деятельности используется дисциплинарное и

административное (т.е. внесудебное) принуждение, которое можно считать

особым видом принуждения административной власти. Она же инициирует,

расследует, направляет в суды уголовные дела, обеспечивает исполнение

уголовных наказаний. Принудительные меры применяются как к

индивидуальным, так и к коллективным субъектам права; как к тем,

которые являются элементами государственного аппарата, так и к тем,

которые не включены в него.

2. Дисциплинарная и материальная ответственность по административному

праву

Дисциплинарная ответственность - это наложение дисциплинарных взысканий

субъектами дисциплинарной власти на основе правовых норм на подчиненных

им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные

правонарушения.

Особенности:

1)наступает за дисциплинарный проступок, но может наступить и за

совершение иных правонарушений и даже порочащих действий;

2)состоит в применении карательных санкций - дисциплинарных взысканий;

3)право не ее осуществление принадлежит субъектам линейной власти;

4)основания и порядок наступления дисциплинарной ответственности

регулируются различными отраслями права, в данном случае - АП.

Среди дисциплинарных взысканий много морально-правовых санкций. Набор

дисциплинарных санкций различен для разных категорий субъектов постоянных

организационных связей.

Дисциплинарное взыскание налагается приказом компетентного должностного

лица или решением коллегии. Приказ о наложении с указанием применения

объявляется виновному под расписку. Вступает в силу немедленно.

Дисциплинарное взыскание считается снятым, если:

1)истек 1 год давности;

2)лицо не было повторно привлечено к дисциплинарной ответственности.

Материальная ответственность - это применение восстановительных санкций

для того, чтобы возместить причиненный имущественный ущерб.

Наступает, если:

1)гос-ву причинен прямой, реальный ущерб;

2)при исполнении служебных обязанностей;

3)противоправным деянием;

4)виновно;

5)между противоправным деянием и наступившим ущербом имеется причинная

связь.

АП регулирует только матер. Ответственность военнослужащих и

аттестованных работников МВД (Положение о материальной ответственности

военнослужащих за ущерб, причиненный гос-ву).

От дисциплинарной отличает:

n размер применяемых санкций зависит не от степени вины, а от размера

наступившего вреда;

n виновный может добровольно возместить причиненный вред;

n санкция не м.б. заменена мерами общественного воздействия.

Согласно Положения ущерб, если он причинен при исполнении, м.б. взыскан

с:

1)любых военнослужащих;

2)призванных на сборы военнообязанных;

3)курсантов военно-учебных заведений;

4)лиц рядового и начальствующего состава МВД.

3 вида материальной ответственности;

n ограниченная;

n повышенная;

n полная.

Билет №10

1. Понятие и виды органов исполнительной власти.

Органы исполнительной власти:

1) осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность;

2) наделены оперативной самостоятельностью;

3) как правило имеют постоянные штаты;

4) образуются вышестоящими органами;

5) подотчётны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной

власти;

6) их образование, структура, порядок деятельности в основном

регламентируются нормами административного права.

Орган исполнительной власти – это организационный коллектив,

осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность, наделённый

оперативной самостоятельностью, имеющий постоянный штат, образующийся

вышестоящим органом, подотчётный и подконтрольный вышестоящему органу

исполнительной власти, образование, структура и порядок деятельности

которых регламентируется в основном нормами административного права.

[Отличие органов исполнительной власти от предприятий (учреждений). У

органа может быть довольно большой по численности обслуживающий аппарат.

Но он существует для того, чтобы орган мог своевременно и качественно

выполнять свои функции, аппарат работает на орган, обслуживает его,

создаёт ему условия для нормального функционирования. А, ZB., на

предприятии мы видим иную картину: производственные подразделения

производят необходимые для общества материальные блага, а администрация

создаёт условия для их нормального функционирования. Предприятие

(учреждение) в целом не выполняет управленческих функций, ими занята

специально организованная группа людей – администрация. Её нужно

рассматривать как субъект управления, как орган предприятия (учреждения),

который изнутри руководит им, но не как орган государства. ( Всегда нужно

различать два вида управления: управление вышестоящими органами (внешнее)

и внутреннее управление, осуществляемое администрацией органа,

предприятия, учреждения, т.е. его самоуправление]

Административно-правовой статус органа исполнительной власти как статус

коллективного субъекта состоит из трёх блоков:

1) Целевого, включающего нормы о целях, задачах, функциях, принципах

деятельности. Являясь инструментом, средством осуществления публичных

дел, орган исполнительной власти всегда должен действовать ради системы,

элементом которой он является, в «чужих» интересах.

2) Организационно-структурного, включающего в себя правовые

предписания, регламентирующие:

а) порядок образования, реорганизации, ликвидации органа;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.