Административное право
письменных предупреждений органа, регистрирующего ОО, деятельность ОО
приостанавливается судом на срок до 6 месяцев. Если нарушения не будут
устранены и в этот период, то ОО может быть приостановлено или
ликвидировано. Статус ОО - вмешательство органов государственной власти и
их должностных лиц в деятельность ОО, равно как и вмешательство ОО в
деятельность ОГВ и ОМСУ не допускается.
Государство: обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных
объединений; оказывает поддержку их деятельности; законодательно регулирует
предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ (целевое
финансирование отдельных общественно-полезных программ, заключение любых
видов договоров).
Государственная регистрация общероссийского и международного объединений
производится Минюстом РФ, а межрегиональных, региональных и местных ОО
производится соответствующими органами юстиции. Для регистрации подается
ряд документов: заявление в регистрирующий орган; Устав; выписка из
протокола съезда; сведения об учредителях; документ об уплате
регистрационного сбора; документ о предоставлении юридического адреса; для
отдельных видов ОО существуют дополнения. Документы подаются на регистрацию
в течение 3 месяцев со дня проведения учредительного съезда. Изменения и
дополнения к уставу подлежат регистрации в том же порядке, что и само ОО.
Орган, регистрирующий ОО в месячный срок обязан рассмотреть заявление ОО и
принять одно из следующих решений: зарегистрировать ОО и выдать
свидетельство о государственной регистрации; отказать в государственной
регистрации (выдается письменный мотивированный отказ). Отказ может быть
обжалован в судебном порядке, зарегистрированные ОО включают их в реестр
юридических лиц
Основания для отказа: Устав ОО противоречит КРФ, Конституциям или уставам
субъектов РФ и законодательству; не представлен полный перечень документов
или они не оформлены в надлежащем порядке; ранее было зарегистрировано ОО с
тем же названием, на территории в пределах которой данное ОО осуществляет
свою деятельность; регистрирующим органом установлено, что в представленных
документах содержится недостоверная информация; название ОО оскорбляет
нравственность, национальные и религиозные чувства граждан. Отказ в
регистрации по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.
Религиозные объединения имеют сходную конструкцию АП статуса. Статус
определяется КРФ и Законом от 25.10.90 г. «О свободе вероисповедания».
2. Государственная должность
Государственная служба проходит на государственных должностях.
Государственная должность - должность в федеральных органов государственной
власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных
государственных органах, образуемых в соответствии с КРФ, с установленными
кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа,
денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей
(ст.1 ФЗ «Об основах госслужбы» от 31.07.95 г.)
Государственные должности согласно закону, подразделяются на:
Политико-судебные - должности, устанавливаемые КРФ, федеральными законами,
конституциями и уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения
полномочий государственных органов. Высший уровень руководителей
(Президент, председатель правительства, председатель палат парламента,
руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов и
т.д. ).
Патронатные - должности, учреждаемые в установленном законодательством РФ в
порядке, для обеспечения непосредственных полномочий лиц, замещающих
должности категории А.
Административные - должности, учреждаемые государственными органами для
исполнения и обеспечения их полномочий.
Все эти должности должны быть перечислены в Реестре государственных
должностей РФ. Реестр состоит из перечня политических должностей (категория
А) и Реестра государственных должностей государственной службы (категории Б
и В). Утверждается Президентом РФ.
Строго говоря, в настоящее время, понятие государственной службы относится
к группе Б и В, т.е. Президент РФ - не государственный служащий. Группа Б
- политические чиновники. По закону, государственная служба на
государственных должностях категории Б ограничена сроком, на который
назначаются или избираются соответствующие лица, замещающие государственные
должности категории А.
Классификация должностей: высшие; главные; ведущие государственные
должности, службы; старшие; младшие. Должности соответствует определенный
квалификационный разряд. Граждане претендующих на занятие 2 и 3 группы
должностей обязаны иметь высшее профессиональное образование по профилю
госслужбы или то, которое считается равноценным. Квалификационные разряды
должны присваиваться по результатам квалификационного экзамена:
действительный государственный советник 1, 2, 3 класса (для высших
государственных служащих); государственный советник РФ 1, 2, 3, класса (для
государственных служащих замещающих главные должности); советник РФ 1,2,3
класса (для служащих, замещающих ведущие должности); советник
государственной службы 1, 2, 3, класса (для служащих старших
государственных должностей); референт 1, 2, 3, класса (для младших
государственных должностей). Квалификационные чины 1, 2 класса
присваиваются Президентом РФ, остальные начальником заведения.
Билет 19
1. Основы правового положения государственного служащего
Права государственного служащего (Глава III статья 9 ФЗ): ознакомление с
документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой
государственной должности государственной службы, критерии оценки качества
работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-
технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей;
получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для
исполнения должностных обязанностей; посещение в установленном порядке для
исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и
организаций независимо от форм собственности; принятие решений и участие
в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями; участие по
своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной
должности государственной службы; продвижение по службе, увеличение
денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня
квалификации; и др.
Основные обязанности государственного служащего (Ст.10): обеспечивать
поддержку конституционного строя и соблюдение КРФ, реализацию ФЗ и
законов субъектов; добросовестно исполнять должностные обязанности;
обеспечивать соблюдение и защиту прав граждан; исполнять приказы,
распоряжения и указания вышестоящих, за исключением незаконных;
своевременно рассматривать обращения граждан, ОО, предприятий, учреждений и
организаций, ОГВ и ОМСУ, принимать по ним решения; соблюдать правила
внутреннего трудового распорядка, инструкции, порядок работы со служебной
информацией; поддерживать уровень квалификации; хранить тайну, а не
разглашать сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство
граждан.
Ограничения, связанные с государственной службой (Ст.11): заниматься
другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной
творческой деятельности; быть депутатом законодательного
(представительного) органа РФ или субъектов, ОМСУ; заниматься
предпринимательской деятельностью; состоять членом органа управления
коммерческой организацией, если иное не предусмотрено ФЗ, ему не поручено
участвовать в управлении этой организацией; быть поверенным или
представителем по делам третьих лиц в ОГВ, в котором он работает, либо
который подчинен или подконтролен ему; использовать в неслужебных целях
средства обеспечения, другое имущество и информацию; получать гонорары
за публикации и выступления в качестве служащего; получать вознаграждения,
связанные с исполнением должностных обязанностей и после выхода на
пенсию; принимать без разрешения ПРФ награды, звания зарубежных стран,
международных и иностранных организаций; выезжать в служебные командировки
за границу за чужой, за исключением осуществляемых в соответствии с
договорами и договоренностями РФ; принимать участие в забастовках;
использовать служебное положение в интересах политических партий,
общественных, религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В
государственных органах не могут образовываться структуры политических
партий, религиозных, общественных объединений, за исключением
профессиональных союзов.
Ответственность государственного служащего: За неисполнение или
ненадлежащее исполнение ГС обязанностей (должностной проступок) на него
могут налагаться органом или руководителем, имеющим право назначать
государственного служащего на государственную должность государственной
службы, следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий
выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение. ГС,
допустивший должностной проступок, может быть временно (до месяца), до
решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от
исполнения с сохранением денежного содержания.
Гарантия для государственного служащего: условия работы, обеспечивающие
исполнение им должностных обязанностей; денежное содержание и иные выплаты;
ежегодный оплачиваемый отпуск; медицинское обслуживание его и семьи, в том
числе после выхода его на пенсию; переподготовка и повышение
квалификации с сохранением содержания; обязательность получения его
согласия на перевод на другую должность государственной службы, за
исключением случаев предусмотренных; пенсионное обеспечение за выслугу
лет и членов семьи в случае его смерти, в связи с исполнением обязанностей;
обязательное государственное страхование на случай причинения вреда в
связи с исполнением; обязательное государственное социальное страхование на
случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения
службы; защита его и семьи от насилия, угроз, других неправомерных
действий в связи с исполнением в порядке, установленном ФЗ.
2. Административный договор
В законодательстве этот термин не употребляется. В правовой науке
существует две точки зрения: а) АД - реальность, они уже применяются, это
перспективная форма; б) АД предшествуют юридически властной форме
реализации исполнительной власти, а сами такой деятельностью не являются.
АД непосредственно не порождает конкретных административных правоотношений,
но как бы входит в процесс формирования сложного юридического факта, на
основании которого возникнет административное правоотношение.
Административный договор - вид сделок, в которых равноправие сторон, так
или иначе связано с властными полномочиями одной из них. Конкретный пример
- Закон «О воинской обязанности» (раздел 5): заключение контракта. Договор
предшествует возникновению административных правоотношений.
Черты АД: имеют организационное содержание; одной из сторон договора
всегда является субъект ИВ; в РФ не обеспечен судебной защитой, т.е. при
неисполнении условий договора не влечет имущественных санкций; как
управленческой формы, связан с административно-правовым актом и в этом
плане предшествует принятию акта; нормативной базой являются нормы АП.
Виды договоров: а) по содержанию: АД о компетенции (разграничение,
делегирование полномочий); АД о совместной деятельности (между субъектами,
один из которых АП субъект); АД о выполнении государственных заказов; б) по
субъектам АП договоры могут быть: между 2 субъектами, между субъектом ИВ и
государственными организациями, между государственными и негосударственными
организациями, между субъектами управления и гражданами; в) по
взаимоотношению сторон договора: АД субъектов, не обладающих властными
полномочиями друг к другу и АД субъектов, один из которых обладает
властными полномочиями по отношению к контрагенту (вертикальные договоры).
Вертикальные договоры — при договорной практике все-таки у подчиненной
стороны есть возможность обосновать свою позицию и требовать финансового
равновесия, а также право обосновать свою позицию, закрепить в условиях
договора. Вертикальный договор позволяет предать стабильность отношениям и
гласность иерархическим отношениям.
Билет 20
1. Формы управления
Под формой управления понимается внешне выраженное действие исполнительного
органа (должностного лица), осуществленное в рамках его компетенции.
Виды форм управления: а) правовые - деятельность, которая непосредственно
влечет определенные правовые последствия и осуществляется на основе
довольно полного юридического оформления: принятие актов, заключение
договоров, совершение иных юридически значимых действий; б) неправовые -
эти действия непосредственно юридических последствий не влекут. Неправовые
формы делят на: а) организационные действия; б) материально-технические
операции.
Формы управленческой деятельности могут быть отнесены к числу правовых,
если в действиях, совершаемых субъектами исполнительной власти, отчетливо
проявляется характерное юридическое волеизъявление данного субъекта. Иные
действия, повседневно осуществляемые исполнительными органами и
должностными лицами и связанные с процессом непосредственно реализации
власти - относятся к неправовым. Эффективность управления достигается при
балансе правовых и неправовых форм. Реализация исполнительной власти
возможна только в административно-правовой форме, государственно-
управленческая деятельность может осуществляться в обеих формах.
Административно-правовая форма может быть представлена многообразно,
образуя своеобразную систему действий исполнительных органов (должностных
лиц):
а) по степени юридического выражения: основные (издание правовых актов) и
базирующиеся на них, т.е. различные действия, влекущие определенные
юридические последствия или имеющие определенную юридическую направленность
(регистрационные, разрешительные, надзорные, предупредительные,
пресекательные, обеспечительные действия, лицензирование, санкционирование
и т.п.);
б) по достигаемым результатам: позитивное регулирование (утверждение
программ социально-экономическою развития и т.п.) либо реакция на
негативные явления в сфере государственного управления;
в) по направленности: воздействующие на общественные отношения в сфере
государственного управления (внешняя направленность) либо на деятельность
нижестоящего управленческого аппарата (внутренняя направленность);
г) по объему: общеобязательные либо адресованные конкретным объектам;
д) по адресату: вся система ИВ (государственного управления) либо
организация работы внутри аппарата данного ИО (самоорганизация);
е) по характеру и методам решения вопросов компетенции: процедурные
(например, подготовка и принятие управленческого решения) и процессуальные
(например, в рамках административного производства);
ж) по субъектному выражению: односторонне выраженные либо двух- и
многосторонние (административно-правовые договоры);
з) по инициативности: используемые субъектами исполнительной власти по
собственной инициативе в силу требований закрепленной за ними компетенции
либо являющиеся реакцией на инициативу других участников управленческих
отношений (например, по жалобам граждан);
и) по условиям применения: нормальная общественная жизнь либо режим
чрезвычайною или военного положения;
к) по отношению к другим субъектам государственной власти: используемые в
отношениях с законодательными (представительными) либо судебными органами;
л) по особенностям объекта управляющего воздействия: в зависимости от формы
собственности (государственные, кооперативные, акционерные, коммерческие,
коллективные, частные, индивидуальные объекты);
м) по юридическому содержанию: дозволительные, запретительные либо
предписывающие.
2. Административно-предупредительные меры.
Административно-предупредительные меры применяются с целью предупреждения
возможных правонарушений в государственной деятельности. Меры подобного
рода осуществляются в принудительном порядке, т.е. в результате
односторонней властной деятельности. АПМ не связаны с совершением
правонарушения, они предотвращают его совершения и поэтому предшествуют
применению иных мер принуждения. Они многообразны и используются различными
субъектами, имеющими компетенцию контрольно-надзорного характера.
АПМ: контрольно-надзорные проверки; досмотр вещей и личный досмотр;
проверка документов; административное задержание; введение карантина;
прекращение движения транспорта и пешеходов при угрозе аварии;
освидетельствование медицинского состояния лиц; освидетельствование
санитарного состояние предприятий общепита; закрытие участков госграницы и
т.д.
Билет 21
1. Виды правовых актов управления.
Понятие правового акта управления - основанное на законе одностороннее
юридически властное волеизъявление субъекта исполнительной власти,
направленное на установление административно-правовых норм или
возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений
в целях реализации задач и функций государственной управленческой
деятельности.
Виды правовых актов управления:
1) по юридическому содержанию: нормативные или правоустановительные
(содержат общие правила, не имеющие конкретного адресата, не обращенные к
конкретным лицам, и рассчитаны на многократное применение);
2) по кругу лиц: а) акты общего значения: межведомственные акты и
внутриведомственные; б) индивидуальные правоприменительные акты - решения
субъектов административной власти по конкретным вопросам, обращенные к
конкретным лицам (порождают, изменяют и прекращают конкретные ПО); в) общие
акты, которые содержат общие кратковременные предписания либо общие
требования (акт о переносе выходного дня); г) смешанные акты, которые
одновременно содержат нормы права и правоприменительные решения.
Индивидуальные акты могут быть: правонаделительные, оперативно-
распорядительные, правоохранительные или юрисдикционные;
3) по субъектам, принимающим акты: а) ОИВ и ДЛ (все субъекты ИВ); б) акты
субъектов, которые не находятся в составе исполнительной власти (Указы и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|