Административное право
ограничения: запрещение выхода из дома в опр. время; посещение опр.
пунктов; поездок по личным нуждам; обязанность явки в ОВД.
Принудительное лечение - эта мера административного принуждения применяется
при отсутствии ПН. Применяется в отношении алкоголиков, психических и иных
больных. Закон РСФСР от 02.06.82 г. «О психической помощи и гарантии
граждан при ее оказании». Психиатрическое освидетельствование может быть
произведено без согласия лица и его законного представителя, если по
имеющимся данным обследуемый совершает действия, дающие основание
предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства, которое
обусловливает: его опасность для окружающих; беспомощность; существенный
вред здоровью; если обследуемый находится под диспансерным наблюдением в
связи с психическим расстройством.
Допустима госпитализация в стационар в недобровольном порядке, на что
требуется постановление судьи. Лицо, помещенное в стационар, подлежит
освидетельствованию в течении 48 часов, заключение в течении 24 часов
направляются в суд для решения вопроса о дальнейшем пребывании. В суде
вопроса должен быть рассмотрен в течении 5 дней. Гражданин имеет право
участвовать в решении вопроса о госпитализации.
Билет 15
1. Аппарат Правительства РФ.
Аппарат правительства РФ создан для обеспечения деятельности правительства.
Аппарат - это рабочий орган правительства, осуществляющий следующие
полномочия: а) прорабатывает и докладывает председателю и заместителю
поступающие документы и обращения; б) готовит по этим документам
аналитические справочные и другие материалы, а также проекты поручений
правительства; в) осуществляет подготовку внесенных в установленном порядке
проектов постановлений и распоряжений правительства; г) готовит
аналитические, справочные и иные материалы, необходимые для рассмотрения
вопросов; д) осуществляет организационное обеспечение заседаний
правительства и его президиума; е) обеспечивает проверку исполнения
министерствами, ведомствами и другими органами ИВ актов президента,
относящихся к сфере деятельности правительства и актов правительства; ж)
изучает фактическое положение дел и разрабатывает предложения по принятию
необходимых решений; з) работает с письмами и обращениями граждан; и)
ведение делопроизводства, соблюдение режима секретности и государственной
тайны.
Аппарат возглавляет руководитель аппарата, имеет заместителей в т.ч. 1-го
заместителя. В составе аппарата есть секретариат председателя
правительства, секретариаты заместителей председателя правительства и
отделы аппарата, которые наделены определенными функциями.
2. Принуждение по административному праву.
Методы управления можно подразделить на: убеждение (различные
разъяснительные, воспитательные и организационные меры, направленные на то,
чтобы подвластные сами поняли выраженную в правовых актах волю
законодателя) и принуждение (отрицание воли подвластного и внешнее
воздействие на его поведение).
По вопросам принуждения АП закрепляет: административные санкции; санкции
дисциплинарные; общественно-правовые санкции (властные правомочия
инспекторов). Административное принуждение полностью регулируется нормами
АП, ее разновидность выступает административная ответственность.
Виды ответственности: АО граждан; АО организаций; дисциплинарная
ответственность по АП (членов административных коллективов –
военнослужащие, сотрудники МВД и т.д.); материальная ответственность по АП.
Понятие и виды административно-правового принуждения: Административное
принуждение обладает всеми родовыми признаками принуждения, вместе с тем,
имеет ряд особенностей: меры АП применяются в связи с антиобщественными
деяниями, нарушающими правовые нормы, охраняемые административно-
принудительными средствами; АП осуществляется в рамках внеслужебного
подчинения, при отсутствии организационного подчинения между сторонами;
множественность сторон, осуществляющих административную юрисдикцию; АП
регулируется нормами АП.
Административно-правовое принуждение - это особый вид государственного
принуждения, состоящий в применении субъектами исполнительной власти
установленных нормами АП принудительных мер в связи с не правовыми
действиями.
Роль административного принуждения: а) именно субъекты исполнительной
власти систематически осуществляют контроль за соблюдением соответствующих
правил (ОВД, ГИБДД); меры пресечения АП прекращают антиобщественные
действия и предотвращают наступление вредных последствий; административно-
принудительные средства применяются до совершения преступления, оказывая
воспитательное воздействие.
В АП науке авторы классифицируют административное принуждение на виды:
меры предупреждения; меры пресечения; меры взыскания (наказания);
восстановительные меры.
Билет 16
1. Система органов исполнительной власти республики в составе РФ
В соответствии со ст.77 КРФ, система государственной власти в субъектах
устанавливается субъектами самостоятельно в соответствии с основами
конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных
и исполнительных органов. Закона об общих принципах не существует.
Существуют две системы органов исполнительной власти: а) составляющие с
ФОИВ единую систему и решающие вопросы по совместным полномочиям предметов
ведения РФ; б) ОИВ субъектов РФ, образуемые по предметам исключительного
ведения субъектов.
В республиках существует несколько разновидностей систем ИВ:
а) система ИВ, возглавляемая главой республики (президентом), который
одновременно является председателем правительства (Бурятия, Коми);
б) СИВ, при которой правительство республики является ИО государственной
власти республики, подчиняющимся президенту, который не является главой
правительства (Башкортостан, Татарстан), при этом Президент может назначить
премьер-министра (Башкортостан);
в) СИВ, возглавляемая президентом республики, который является в ней
должностным лицом (Саха-Якутия, Чувашия), в этой системе Президент:
назначает председателя правительства, его заместителей, министров финансов,
внешних связей и некоторых других ДЛ (Саха); возглавляет систему органов
государственного управления, обеспечивает их взаимодействие с органами
высшей государственной власти; руководит правительством, организует его
работу;
г) СИВ, особенность которой - наделение президента республики, который
является главой государства, полномочиями главы исполнительной власти
(Тува, Северная Осетия-Алания);
д) СИВ, при которой главой исполнительной власти и высшим должностным лицом
республики становится избираемый всем населением председатель правительства
(Карелия);
е) коллегиальная система формирования и организации ИВ (Удмуртия,
Дагестан); в Удмуртии ИВ формируется непосредственно представительными
органами; в Дагестане ИВ возглавляет коллегиальный орган (государственный
Совет), который обеспечивает взаимодействие ОГВ, а по составу отражает
национальный состав нации: по принципу равного представительства народов,
населяющих республику - не больше одного представителя каждой
национальности (всего 14);
з) СИВ, когда президент республики является главой республики, ее высшим
должностным лицом (Кабардино-Балкария, Калмыкия), в данном случае
наблюдается жесткая вертикаль власти, вплоть до предприятий.
2. Виды административных взысканий
АВ по КобАП характеризуются как мера ответственности за АПН. КобАП
предусматривает: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета,
являвшегося орудием совершенного правонарушения или непосредственно
объектом АП; конфискация такого предмета; лишение специального права,
предоставленного гражданину; исправительные работы; административный арест.
Кроме того, законодательством РФ могут быть установлены иные взыскания (ТК
- отзыв лицензии или квалификационного аттестата; взыскание стоимости
товаров и транспортных средств). АВ делятся на: основные и дополнительные.
Возмездное изъятие и конфискация могут быть основными и дополнительными,
все остальные - только основными.
Предупреждение - относится к числу санкций морального характера, выносится
в письменной форме и носит предупредительный характер.
Штраф (основная мера АВ) - денежное взыскание налагаемое за АП в случаях и
пределах установленных законодательством. Штрафы устанавливаются: в
размерах соотношения с МРОТ (удваивается при повторном совершении); в
зависимости от цены предмета, ставшим объектом правонарушения; в процентом
отношении. Максимальный размер - 100 МРОТ, для организаций - 25 000 МРОТ.
Возмездное изъятие - состоит в принудительном изъятии только того предмета,
который являлся орудием совершения или непосредственным объектом
правонарушения, который реализуется с передачей вырученной суммы бывшему
собственнику за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета.
Применяется в 3 случаях: нарушение правил хранения и перевозки оружия и
боеприпасов (ст.173); уклонение от реализации оружия и боеприпасов
(применяется в качестве дополнительного, но обязательного (ст.175));
нарушения правил перевозки опасных веществ и предметов на воздушном
транспорте (дополнительное, (ст.106)).
Конфискация - принудительное безвозмездное обращение предмета, находящегося
в личном пользовании, являющегося орудием или объектом правонарушения, в
собственность государства. Конфискация в АП специальная и используется как
основной вид по ст.176, обязательный дополнительный вид по ст.107 и ст.137,
как дополнительный вид - по усмотрению ДЛ.
Лишение специального права - применяется на срок не менее 15 дней и не
более 3 лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования
этим правом. В КобАП предусмотрено 2 вида лишения прав: право управления
транспортным средством и охота, со следующими ограничениями наложения: а)
лишение права управления транспортом не может применяться к лицам,
пользующимися ими по инвалидности (исключение: алкогольного опьянения,
невыполнение указа работника ГИБДД, оставления места происшествия); б)
лишение охоты (исключение - профессиональным охотникам).
Исправительные работы - применяются к лицу совершившему ПН, на срок не
менее 15 дней и не более 2 месяцев с отбыванием их по месту работы и с
удержанием 20% зарплаты в государство.
Административный арест – до 15 суток, применятся в ограниченном числе
случаев (исключения – беременные женщины, женщины имеющие детей до 12 лет,
к лицам до 18, инвалидам 1 и 2 группы). ИР и АА применяются за
правонарушения, близкие по своим составам к УП, либо за повторные АПН,
часто используются в качестве альтернативных АВ по ст.163 ч.3, ст.158,
ст.165.
Выдворение за пределы РФ иностранных граждан и апатридов регламентируются
особыми нормами.
Дополнительные взыскания (ТК): Отзыв лицензии и квалификационного
аттестата, которые выдаются на определенный срок с целью предоставить право
заниматься определенной деятельностью, их отзыв рассматривается как
разновидность лишения специального права (различия: ФЛ и ЮЛ, навсегда).
Взыскание стоимости товара и транспортных средств – это принудительное
изъятие денежной суммы, составляющей свободную цену таких товаров и
транспортных средств на день обнаружения нарушения (есть случаи взыскания
300 % от стоимости товаров и средств – объектов нарушения правил
оборудованных тайниками).
Билет 17
1. Система органов исполнительной власти края, области в составе РФ
В положении «О главе администрации края, области, города федерального
значения, автономной области, автономного округа» от 03.10.94 г. было
установлено, что главы администраций назначается президентом по
представлению главы правительства. В ст.77 КРФ определено, что субъекты
самостоятельно устраивают свои органы ИВ, а в Уставах субъектов
устанавливается, что губернаторы избираются всенародно. Президент РФ стал
издавать указы о разрешении проведения выборов.
СОИВ возглавляется краевой (областной) администрацией. Краевая (областная)
администрация – это родовое понятие (можно назвать правительством). Глава
администрации не обязательно является главой субъекта (Курганская область).
Администрация края (области) состоит из главы администрации, его замов и
подчиненных структур, все строится в соответствии с принципом единоначалия.
Глава администрации издает постановления, распоряжения.
ОИВ краев и областей образуют 3 группы: а) органы, составляющие аппарат
главы администрации края (области); б) управления, комитеты, отделы и
другие службы краевой (областной) администрации, которые находятся в
двойной подчиненности с преобладанием подчинения главе администрации; в)
территориальные органы федеральных министерств и ведомств, входящие в
систему областных (краевых) ОИВ, которые имеют вертикальную подчиненность.
Аппарат главы администрации края, области состоит из: замов (в т.ч.
первого); управлений делами (отделы, секретариаты, секторы). В структуру
аппарата входит ряд отраслевых отделов: промышленности, транспорта, связи,
энергетики, строительства, промышленных и строительных материалов, торговли
и услуг, науки и учебных заведений. Они работают под руководством замов
главы администрации, их взаимодействие организует управляющий делами,
который в том числе руководит ЗАГС, пресс-центром и т.д.
Функции аппарата главы администрации: организационно-методическое
руководство; анализ деятельности администрации (ее отделов); помощь в
организации работы администраций городов, районов; обеспечение
взаимодействия администрации края (области) со СМИ, общественно-
политическими движениями; информирует население о работе администрации,
состоянии дел края; контроль за исполнением постановлений главы
администрации; подготовка к изданию постановлений и распоряжений главы
администрации; работа с письмами, обращениями граждан.
Управления, комитеты, отделы администрации осуществляют непосредственное
управление подответственными отраслями, по горизонтали подчиняются главе
администрации и организационно входят в систему. Имеют подчиненные и
неподчиненные органы в районах. Некоторые управления, комитеты и отделы
могут иметь межотраслевую компетенцию.
Органы, которые формально входят в систему, но их статус определяется на
федеральном уровне - управления внутренних дел, управления федеральной
налоговой службы, комитеты по управлению имуществом – их функции и
структура определяется подчиненность.
2. Способы замещения государственных должностей.
Государственная служба проходит на государственных должностях.
Государственная должность - должность в федеральных органах государственной
власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных
государственных органах, образуемых в соответствии с КРФ, с установленными
кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа,
денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей
(ст.1 ФЗ «Об основах государственной службы РФ» от 31.07.95 г. № 119-ФЗ).
Гражданин поступает на государственную службу на неопределенный срок, либо
на условиях трудового договора на срок не более пяти лет.
В РФ существует 4 основных способа замещения должностей:
Назначение — понимается: юридический акт компетентного государственного
органа или должностного лица, определяющий момент возникновения или
официального возложения функций, прав и обязанностей, определяемых
должностью. Это основной способ замещения большинства ГД.
Выборы — предполагают согласие лица на избрание, обязательную процедуру
выдвижения кандидата и саму процедуру избрания. Сложный, дорогой способ.
Конкурс — один из способов замещения должности по выбору, проводится среди
лиц, подавших заявления об участии в конкурсе, обычно так замещаются
научные и творческие должности. Конкурс объявляется на вакантную должность,
а должности замещаются на определенный срок (до 5 лет). Обязательно
объявление в печати, причем в этом объявлении содержатся основные
требования к должности. Могут участвовать несколько кандидатов. Конкурс
проводится конкурсной комиссией. Комиссия принимает решение, которым
рекомендует лицо на должность, либо признает избранным, но назначение на
должность производится приказом руководителя.
Контракт — предполагает срочное замещение службы, заключается договор на
определенный срок, применяется в МВД и иных «милитаризованных» службах.
Заключению контракта может предшествовать конкурс. Контракт подписывается,
но также необходим приказ на замещение должностей. Права и обязанности,
ответственность наступает с момента подписания приказа.
Билет 18
1. Административно-правовой статус общественных объединений
Правовая база: КРФ, ГК РФ, ФЗ «Об общественных объединениях» от 19.05.95 г.
№ 82-ФЗ и ФЗ «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.96
г. № 10-ФЗ.
Ст. 30 КРФ: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать
профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности
общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к
вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем». Конституционные
положения конкретизируется в законодательстве, которое регламентирует
содержание права на объединение, его основные государственные гарантии,
статус ОО, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации.
Общественное объединение - добровольное, самоуправляемое некоммерческое
формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе
общности интересов, для реализации общих целей, указанных в уставе
общественного объединения. ОО создаются в нескольких формах: общественная
организация; общественное движение; общественный фонд; общественное
учреждение; орган общественной самодеятельности.
КРФ запрещает создание и деятельность ОО, цели или действия, которых
направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и
нарушения целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание
вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и
религиозной розни. В случае нарушения КРФ, конституций и уставов субъектов
РФ, законодательства, совершения действий, противоречащих уставным целям и
не устранения этих нарушений после представления прокурора или после двух
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|