Административное право
(устанавливаются самими субъектами исполнительной власти, а не
законодательными органами) и правоустановительными (устанавливаются
законодательными органами и охраняются своими санкциями – КобАП).
Виды административно-правовой нормы: Существует несколько классификаций: а)
в зависимости от их функционального назначения нормы подразделяются на
нормы материальные и процессуальные (в АП, в отличие от гражданского,
процессуальные нормы не обособлены, кроме норм применения взысканий, а
значит, они ещё не сформировались в качестве самостоятельной части); б) в
зависимости от содержания их делят на обязывающие, уполномочивающие,
запрещающие, стимулирующие и рекомендательные; в) в зависимости от адресата
их делят на нормы, адресованные гражданам, органам исполнительной власти,
общественным объединениям; г) в зависимости от территориальной
принадлежности – на федеральные, субъектов федерации и органов местного
самоуправления; д) по характеру регулирования различают общие, отраслевые и
межотраслевые.
Реализация административно-правовых норм: Существует 3 формы: соблюдение
(не требует вмешательства государства – соблюдение незаметно, все граждане
их соблюдают), исполнение (знают и исполняют) и применение (знают и обязаны
выполнять, под угрозой принуждения).
Структура Административно-правовой номы: гипотеза, диспозиция и санкция.
Надо иметь в виду, что административно-правовая норма – это не есть статья
нормативного акта. Существует 4 формы изложения норм в статьях нормативных
актов: а) при установлении определённых норм в одной статье находятся и
гипотеза, и диспозиция, и санкция; б) санкция нескольких правовых норм
выделяется в отдельную часть и относится не к одной статье, а к нескольким
(правила однотипны); в) смешанно-выборочная - в одном акте устанавливается
несколько правил, за нарушение которых устанавливается несколько санкций
(Правила пользования транспортом); г) отсылочная - санкция изложена в
другом нормативном акте (АПН содержит дисциплинарные санкции).
Действие нормы во времени: Во времени - дата вступления нормы в силу (ФЗ “О
порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ, актов палат ФС” № 5-ФЗ
14.06.94 г.: НПА вступают в силу после 10 дней со дня опубликования, если
иное не оговорено; Указ Президента РФ “О порядке опубликования и вступления
в силу актов ПРФ, Правительства РФ, НПА ФОИВ” № 763 от 23.05.96 г.:
подлежат обязательному опубликованию в течение 10 дней, кроме содержащих
государственную тайну).
Прекращение действия нормы: а) отмена (издается акта, отменяющего действие
нормы); б) фактическая замена (принятие новой нормы, заменяющей старую); в)
истечение срока (срочная норма). Пределы прекращения действия старой нормы:
переживание нормы - старая норма продолжает регулировать отношения, которые
возникли на ее основе и после вступления в силу новой нормы; немедленное
прекращение - прекращает действия на все отношения ей регулируемые, с даты
утраты ею юридической силы; досрочное прекращение - прекращает действия на
правоотношения, впоследствии регулируемые нормой с обратной силы.
2. Производство по делам об административных правонарушениях: понятие,
доказательства, участники, сроки
Производство по делам об АПН тесно связано с гражданским процессом, т.к.
жалоба на постановление о привлечении к АО рассматривает по ГПК.
Доказательства: Ими в производстве по АПН являются фактические данные,
информация, которые устанавливаются основания дела. Доказательства могут
быть использованы в производстве, если они получены в порядке и из
источников, предусмотренных законом. Доказательства делят на прямые и
косвенные, обвинительные и оправдательные и т.д. Для административного
процесса доказательства делятся в зависимости от источника сведений:
показания или объяснения различных лиц, чаще участников производства;
вещественные доказательствава и документы (материальные носители
информации); непосредственные наблюдения лиц, уполномоченных расследовать
административные проступки.
Участники производства по делам об АПН: компетентные органы и должностные
лица, наделенные правом принимать властные акты, составлять правовые
документы, определяющие движение и судьбу дела; субъекты, имеющие личный
интерес в деле (потерпевший, привлекаемый к ответственности); лица и
органы, содействующие осуществлению производства (свидетели, эксперты и
т.д.).
Сроки производства об АПН: а) размер срока - в большинстве случаев КобАП
четко устанавливается сроки (час, сутки, неделя), иногда встречаются
неопределенные сроки (ст. 238 КобАП); б) с какого момента течет срок -
начало течения срока обычно связано с каким-нибудь юридическим фактом
(получение повестки), когда срок исчисляется днями и больше, его течение
начинается с 00.00, административный арест начинается с того часа, когда
виновный помещен под стражу; в) правила определения окончания сроков -
сроки определяют время, в которое должны быть совершены определенные
действия, если действие не завершено, в порядке исключения восстанавливают
сроки (ст. 268).
Общие и специальные сроки (ст. 257 КобАП): дела об АПН рассматриваются в 15-
дневный срок со дня получения протокола о совершении правонарушения. 2 и 3
части статьи устанавливают специальные сроки.
По юридическому значению сроки делятся на: а) процессуальные (совершение
строго определенных процессуальных действий); б) давностные сроки
(привлечение к АО, исполнение постановления, погашение наложенного
взыскания) если давность истекает, дело прекращают; в) принудительные сроки
(время осуществления отдельных мер административного принуждения),
устанавливаются законом или иным НПА.
Подведомственность дел по АП: Различают: а) общую подведомственность; б)
специальную подведомственность; в) видовую подведомственность (органа,
который рассматривает дело (инспекция и т.д.)); г) территориальная
подведомственность (конкретно орган данного вида либо по месту совершения
ПН, либо по месту жительства гражданина); д) должностная подведомственность
(ДЛ конкретного органа).
Стадии производства по делам: расследование дела; рассмотрение дела;
пересмотр постановления; исполнение постановления (при ускоренных
производствах все стадии “сливаются” в один процесс).
Дела об АП рассматриваются Административными комиссиями при местных
администрациях; главами поселковых и сельских администраций; районными,
городскими комиссиями по борьбе с пьянством; районными, городскими по делам
несовершеннолетних; районными городскими судами; ОВД; органами
государственных инспекций. Принятие постановления: Дается окончательная
оценка, определяется мера воздействия: о наложении административного
взыскания либо о прекращении делопроизводства. Решение - юридический
властный акт оформленный в соответствии с требованием закона и содержащий
определенные реквизиты (наименование органа и должностного лица принявшего
акт; время и место принятия; данные о нарушителе; время, место и сущность
нарушения; норма права, предусматривающая ответственность; характер решения
(вид и размер взыскания)).
Билет 5
1. Административно-правовые отношения
АПО - это отношения, возникающие в сфере деятельности органов
исполнительной власти по поводу выполнения её задач и функций, а также
некоторые внутриорганизационные отношения в других органах, урегулированные
нормами административного права. Все правовые отношения, в т.ч. и АПО,
переводят нормы права в реальную действительность, в силу чего они вторичны
по отношению к нормам права, т.к. они реализуют действия правовой нормы и
определяют права и обязанности субъектов АПО, которые должны быть
взаимоувязаны. Важно, что у одной стороны не могут быть только права, а у
другой – лишь обязанности.
Признаки АПО: а) АПО – это властные отношения; б) АПО отличаются публично-
правовым характером (государство и его органы); в) Один из субъектов АПО
обязательно является органом ИВ; г) АПО всегда являются организационными
отношениями (т.к. на органы ИВ возложена функция реализации закона); д)
АПО, как правило, возникают по велению одной из сторон, согласие второй
стороны необязательно; е) в АПО ответственность наступает не перед другой
стороной, как в гражданском праве, а перед государством в целом.
Виды административных правоотношений: а) по субъектам отношений их
подразделяют на отношения вышестоящего органа ИВ с нижестоящим органом,
отношения между органами ИВ и негосударственными объединениями, отношения
между органами ИВ и другими органами государства (прокуратура,
законодательные органы) и отношения между органами ИВ и органами МСУ; б) по
сфере действия их подразделяют на внутри- и внешнеорганизационные
отношения; в) по выполняемым функциям эти отношения могут быть
классифицированы на материальные и процессуальные; г) исходя из положения
субъектов правоотношений выделяют вертикальные и горизонтальные
(административно-правовой договор).
Основаниями возникновения АПО являются юридические факты – действия
(результат нашего волеизъявления) и события (независимо от нашей воли).
Состав АПО: а) субъекты (стороны) - государственные органы, органы МСУ
коммерческие организации, физические лица (граждане РФ, иностранные
граждане и апатриды); б) содержание (правах и обязанностях сторон); в)
объекты (право не воздействует на вещи, а может влиять лишь на наше
сознание и через сознание – единственным объектом АПО является поведение
людей(.
2. Понятие и виды государственных служащих
Государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке,
установленном законом, обязанности по государственной должности
государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет
средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта
РФ.
Признаки госслужащего: а) гражданин РФ; б) замещает государственную
должность в государственном органе (работа в ГУП и КП не является
государственной); в) замещает в таком органе должность государственной
службы; г) выполняет обязанности, определяемые данной должностью; д)
получает за их выполнение денежное вознаграждение за счет средств бюджета.
Существует несколько классификаций государственных служащих, ключевым
является деление в зависимости от характера полномочий: должностные лица,
оперативный состав (функциональные работники) и вспомогательный состав.
Должностные лица - государственные служащие, имеющие право совершать в
пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические
последствия (издавать правовые акты управления, подписывать денежные
документы, совершать регистрационные действия и т.д.). К ним относятся
также служащие, которые не совершают таких действий, но руководят
деятельностью подчиненных им работников и уполномочены предъявлять к ним
обязательные к исполнению требования (руководители многих структурных
подразделений органов управления). Должностные лица, совершающие
юридические действия властного характера, связанные с управлением людьми,
наделяются для этого разными по объему и характеру полномочиями. Наиболее
широкими властными полномочиями обладают руководители государственных
органов, предприятий, учреждений и организаций, которые принимают решения
по различным вопросам их деятельности, а также меры поощрения и
дисциплинарной ответственности к подчиненным им работникам:
а) представители административной власти - должностные лица, имеющие право
предъявлять юридически властные требования (давать предписания, указания) и
применять меры административного воздействия к органам и лицам, не
находящимся в их подчинении (главные санитарные врачи, работники милиции и
др.);
б) особую группу должностных лиц составляют граждане, не состоящие на
государственной службе, но уполномоченные совершать действия, влекущие
юридические последствия нотариусы.
Оперативный состав (функциональные работники) - это государственные
служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного
органа, в качестве специалистов. Сюда входят специалисты государственных
органов, наделенные полномочиями в сфере осуществления государственно-
властных функций, но не имеющие права совершать служебные юридически
властные акты в качестве средства управления людьми. Полномочия этой группы
служащих позволяют им выполнять работу, связанную с подготовкой решений,
проработкой вопросов, требующих специальных знаний, опыта. К ним относятся
экономисты, юрисконсульты и др.
К должностным лицам по рассматриваемому признаку относятся государственные
служащие, замещающие высшие, главные, ведущие, старшие государственные
должности, а также руководители учреждений и организаций; к оперативному
составу – занимающие младшие государственные должности (референты 1, 2 и 3
класса). Оперативный состав служебного аппарата необходимо отличать от
аналогичных категорий служащих, к нему не относящихся (врачей,
преподавателей и др.). Отдельные служащие этой категории уполномочены, на
основе специальных знаний, совершать действия, влекущие юридические
последствия (например, врачи, поскольку они имеют право выдавать листки
нетрудоспособности, рецепты на бесплатное получение лекарств).
Вспомогательный состав - государственные служащие, служебная деятельность
которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические
последствия, влияющих на содержание решений данного органа. Их обязанности
и права определяются задачами обеспечения служебной деятельности
должностных лиц, оперативного состава путем создания условий, необходимых
для выполнения ими служебных функций (технические секретари и т.д.). В
обязанности служащих данной группы может входить совершение действий,
имеющих юридическое значение (регистрация поступающих жалоб).
Билет 6
1. Источники административного права
Источники АП – акты государственных органов, в которых содержатся
административно-правовые нормы. Существует значительное количество чисто
административно-правовых источников, но много и смешанных, многоотраслевых
актов, которые одновременно содержат нормы разных отраслей права
(административного и уголовного, административного и гражданского).
Источники АП можно поделить на несколько типов:
1) Законодательные акты федеральных органов:
1. Конституция (Основной закон) РФ - Определяет основы формирования и дает
понятие об административно-правовом законодательстве и формировании
административных органов (ст. 71, 73, 77, 110, 117);
2. Кодексы РФ;
3. Федеральные конституционные законы РФ;
4. Федеральные законы РФ;
5. Декларации, положения, постановления и другие акты Федерального Собрания
РФ.
2) Подзаконные федеральные акты:
1. Указы, распоряжения Президента РФ («Указ о системе федеральных органах
исполнительной власти», «Указ о структуре органов исполнительной власти»,
Указами президента утверждаются положения о министерствах);
2. Постановления, распоряжения Правительства РФ (ключевой вид источников
административного права – «О лицензировании отдельных видов деятельности»
от 24.12.94 г., Постановлениями утверждаются положения о министерствах,
подчиняющихся правительству, а также правила и положения, являющиеся
административными источниками);
3. Приказы, постановления министерств и других центральных федеральных
органов;
4. Приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов
исполнительной власти и руководителей федеральных предприятий, учреждений.
3) Законодательные акты субъектов РФ:
1. Конституции, уставы субъектов РФ;
2. Законы субъектов РФ.
4) Подзаконные акты субъектов Федерации:
1. Указы, распоряжения Президентов (губернаторов);
2. Постановления, распоряжения правительств субъектов РФ;
3. Приказы, постановления министерств субъектов РФ;
4. Приказы, постановления иных органов субъектов РФ, руководителей
предприятий, учреждений субъектов РФ.
5) Акты местного самоуправления.
6) Союзные акты (акты органов бывшего СССР):
1. Кодексы и законодательство СССР (Воздушный кодекс, Кодекс торгового
мореплавания и др.);
2. Указы Президиума Верховного Совета СССР («О порядке рассмотрения
предложений, заявлений и жалоб граждан» от 12.04.68 г., «Об утверждении
Положения об административном надзоре органов милиции за лицами,
освобожденными из мест лишения свободы» от 26.07.66 г. и др.);
3. Постановления и распоряжения Совета Министров СССР;
4. Приказы, постановления, инструкции министерств, государственных
комитетов и других центральных органов СССР.
7) Международные акты, которые в соответствии со ст. 15 КРФ «Общепризнанные
принципы и нормы международного права и международные договоры Российской
Федерации являются составной частью ее правовой системы». Международными
актами регулируются, некоторые вопросы безвизового пересечения границ,
таможенного контроля, дорожного движения.
2. Понятие государственной службы
Государственная служба - профессиональная деятельность государственных
служащих по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Это
центральный институт АП.
В РФ правовой основой государственной службы является: Конституция РФ; КЗОТ
РСФСР; ФЗ «Об основах государственной службы РФ» от 31.07.95 г. № 119-ФЗ;
Указ Президента РФ «О государственных должностях в РФ» от 11.01.95 г. №
32; Указ Президента РФ «О реестре государственных должностей федеральных
государственных служащих» от 11.01.95 г. № 33; ФЗ «О воинской обязанности и
воинской службе» от 28.03.98 г. № 53-ФЗ; ФЗ «О статусе военнослужащих» от
27.05.98 г. № 76-ФЗ; Закон РФ «О федеральных органах налоговой полиции» от
24.06.93 г. № 5238-1.
Виды государственной службы (в зависимости от нескольких критериев):
Принцип федерализма - вся государственная служба делится на: а) федеральную
государственную службу (ст.71 КРФ); б) государственная служба субъектов
РФ. В совместном ведении РФ и субъектов находится только кадры судебных и
правоохранительных органов (утверждение судей - прерогатива президента РФ);
Принцип разделения властей: служба в органах представительной,
исполнительной и судебной власти; Иногда ГС делят на: гражданскую и
милитаризованную.
Существует два понимания ГС: госслужба - аппарат; госслужба - все, вплоть
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|