рефераты бесплатно

МЕНЮ


Административное право

(устанавливаются самими субъектами исполнительной власти, а не

законодательными органами) и правоустановительными (устанавливаются

законодательными органами и охраняются своими санкциями – КобАП).

Виды административно-правовой нормы: Существует несколько классификаций: а)

в зависимости от их функционального назначения нормы подразделяются на

нормы материальные и процессуальные (в АП, в отличие от гражданского,

процессуальные нормы не обособлены, кроме норм применения взысканий, а

значит, они ещё не сформировались в качестве самостоятельной части); б) в

зависимости от содержания их делят на обязывающие, уполномочивающие,

запрещающие, стимулирующие и рекомендательные; в) в зависимости от адресата

их делят на нормы, адресованные гражданам, органам исполнительной власти,

общественным объединениям; г) в зависимости от территориальной

принадлежности – на федеральные, субъектов федерации и органов местного

самоуправления; д) по характеру регулирования различают общие, отраслевые и

межотраслевые.

Реализация административно-правовых норм: Существует 3 формы: соблюдение

(не требует вмешательства государства – соблюдение незаметно, все граждане

их соблюдают), исполнение (знают и исполняют) и применение (знают и обязаны

выполнять, под угрозой принуждения).

Структура Административно-правовой номы: гипотеза, диспозиция и санкция.

Надо иметь в виду, что административно-правовая норма – это не есть статья

нормативного акта. Существует 4 формы изложения норм в статьях нормативных

актов: а) при установлении определённых норм в одной статье находятся и

гипотеза, и диспозиция, и санкция; б) санкция нескольких правовых норм

выделяется в отдельную часть и относится не к одной статье, а к нескольким

(правила однотипны); в) смешанно-выборочная - в одном акте устанавливается

несколько правил, за нарушение которых устанавливается несколько санкций

(Правила пользования транспортом); г) отсылочная - санкция изложена в

другом нормативном акте (АПН содержит дисциплинарные санкции).

Действие нормы во времени: Во времени - дата вступления нормы в силу (ФЗ “О

порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ, актов палат ФС” № 5-ФЗ

14.06.94 г.: НПА вступают в силу после 10 дней со дня опубликования, если

иное не оговорено; Указ Президента РФ “О порядке опубликования и вступления

в силу актов ПРФ, Правительства РФ, НПА ФОИВ” № 763 от 23.05.96 г.:

подлежат обязательному опубликованию в течение 10 дней, кроме содержащих

государственную тайну).

Прекращение действия нормы: а) отмена (издается акта, отменяющего действие

нормы); б) фактическая замена (принятие новой нормы, заменяющей старую); в)

истечение срока (срочная норма). Пределы прекращения действия старой нормы:

переживание нормы - старая норма продолжает регулировать отношения, которые

возникли на ее основе и после вступления в силу новой нормы; немедленное

прекращение - прекращает действия на все отношения ей регулируемые, с даты

утраты ею юридической силы; досрочное прекращение - прекращает действия на

правоотношения, впоследствии регулируемые нормой с обратной силы.

2. Производство по делам об административных правонарушениях: понятие,

доказательства, участники, сроки

Производство по делам об АПН тесно связано с гражданским процессом, т.к.

жалоба на постановление о привлечении к АО рассматривает по ГПК.

Доказательства: Ими в производстве по АПН являются фактические данные,

информация, которые устанавливаются основания дела. Доказательства могут

быть использованы в производстве, если они получены в порядке и из

источников, предусмотренных законом. Доказательства делят на прямые и

косвенные, обвинительные и оправдательные и т.д. Для административного

процесса доказательства делятся в зависимости от источника сведений:

показания или объяснения различных лиц, чаще участников производства;

вещественные доказательствава и документы (материальные носители

информации); непосредственные наблюдения лиц, уполномоченных расследовать

административные проступки.

Участники производства по делам об АПН: компетентные органы и должностные

лица, наделенные правом принимать властные акты, составлять правовые

документы, определяющие движение и судьбу дела; субъекты, имеющие личный

интерес в деле (потерпевший, привлекаемый к ответственности); лица и

органы, содействующие осуществлению производства (свидетели, эксперты и

т.д.).

Сроки производства об АПН: а) размер срока - в большинстве случаев КобАП

четко устанавливается сроки (час, сутки, неделя), иногда встречаются

неопределенные сроки (ст. 238 КобАП); б) с какого момента течет срок -

начало течения срока обычно связано с каким-нибудь юридическим фактом

(получение повестки), когда срок исчисляется днями и больше, его течение

начинается с 00.00, административный арест начинается с того часа, когда

виновный помещен под стражу; в) правила определения окончания сроков -

сроки определяют время, в которое должны быть совершены определенные

действия, если действие не завершено, в порядке исключения восстанавливают

сроки (ст. 268).

Общие и специальные сроки (ст. 257 КобАП): дела об АПН рассматриваются в 15-

дневный срок со дня получения протокола о совершении правонарушения. 2 и 3

части статьи устанавливают специальные сроки.

По юридическому значению сроки делятся на: а) процессуальные (совершение

строго определенных процессуальных действий); б) давностные сроки

(привлечение к АО, исполнение постановления, погашение наложенного

взыскания) если давность истекает, дело прекращают; в) принудительные сроки

(время осуществления отдельных мер административного принуждения),

устанавливаются законом или иным НПА.

Подведомственность дел по АП: Различают: а) общую подведомственность; б)

специальную подведомственность; в) видовую подведомственность (органа,

который рассматривает дело (инспекция и т.д.)); г) территориальная

подведомственность (конкретно орган данного вида либо по месту совершения

ПН, либо по месту жительства гражданина); д) должностная подведомственность

(ДЛ конкретного органа).

Стадии производства по делам: расследование дела; рассмотрение дела;

пересмотр постановления; исполнение постановления (при ускоренных

производствах все стадии “сливаются” в один процесс).

Дела об АП рассматриваются Административными комиссиями при местных

администрациях; главами поселковых и сельских администраций; районными,

городскими комиссиями по борьбе с пьянством; районными, городскими по делам

несовершеннолетних; районными городскими судами; ОВД; органами

государственных инспекций. Принятие постановления: Дается окончательная

оценка, определяется мера воздействия: о наложении административного

взыскания либо о прекращении делопроизводства. Решение - юридический

властный акт оформленный в соответствии с требованием закона и содержащий

определенные реквизиты (наименование органа и должностного лица принявшего

акт; время и место принятия; данные о нарушителе; время, место и сущность

нарушения; норма права, предусматривающая ответственность; характер решения

(вид и размер взыскания)).

Билет 5

1. Административно-правовые отношения

АПО - это отношения, возникающие в сфере деятельности органов

исполнительной власти по поводу выполнения её задач и функций, а также

некоторые внутриорганизационные отношения в других органах, урегулированные

нормами административного права. Все правовые отношения, в т.ч. и АПО,

переводят нормы права в реальную действительность, в силу чего они вторичны

по отношению к нормам права, т.к. они реализуют действия правовой нормы и

определяют права и обязанности субъектов АПО, которые должны быть

взаимоувязаны. Важно, что у одной стороны не могут быть только права, а у

другой – лишь обязанности.

Признаки АПО: а) АПО – это властные отношения; б) АПО отличаются публично-

правовым характером (государство и его органы); в) Один из субъектов АПО

обязательно является органом ИВ; г) АПО всегда являются организационными

отношениями (т.к. на органы ИВ возложена функция реализации закона); д)

АПО, как правило, возникают по велению одной из сторон, согласие второй

стороны необязательно; е) в АПО ответственность наступает не перед другой

стороной, как в гражданском праве, а перед государством в целом.

Виды административных правоотношений: а) по субъектам отношений их

подразделяют на отношения вышестоящего органа ИВ с нижестоящим органом,

отношения между органами ИВ и негосударственными объединениями, отношения

между органами ИВ и другими органами государства (прокуратура,

законодательные органы) и отношения между органами ИВ и органами МСУ; б) по

сфере действия их подразделяют на внутри- и внешнеорганизационные

отношения; в) по выполняемым функциям эти отношения могут быть

классифицированы на материальные и процессуальные; г) исходя из положения

субъектов правоотношений выделяют вертикальные и горизонтальные

(административно-правовой договор).

Основаниями возникновения АПО являются юридические факты – действия

(результат нашего волеизъявления) и события (независимо от нашей воли).

Состав АПО: а) субъекты (стороны) - государственные органы, органы МСУ

коммерческие организации, физические лица (граждане РФ, иностранные

граждане и апатриды); б) содержание (правах и обязанностях сторон); в)

объекты (право не воздействует на вещи, а может влиять лишь на наше

сознание и через сознание – единственным объектом АПО является поведение

людей(.

2. Понятие и виды государственных служащих

Государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке,

установленном законом, обязанности по государственной должности

государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет

средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта

РФ.

Признаки госслужащего: а) гражданин РФ; б) замещает государственную

должность в государственном органе (работа в ГУП и КП не является

государственной); в) замещает в таком органе должность государственной

службы; г) выполняет обязанности, определяемые данной должностью; д)

получает за их выполнение денежное вознаграждение за счет средств бюджета.

Существует несколько классификаций государственных служащих, ключевым

является деление в зависимости от характера полномочий: должностные лица,

оперативный состав (функциональные работники) и вспомогательный состав.

Должностные лица - государственные служащие, имеющие право совершать в

пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические

последствия (издавать правовые акты управления, подписывать денежные

документы, совершать регистрационные действия и т.д.). К ним относятся

также служащие, которые не совершают таких действий, но руководят

деятельностью подчиненных им работников и уполномочены предъявлять к ним

обязательные к исполнению требования (руководители многих структурных

подразделений органов управления). Должностные лица, совершающие

юридические действия властного характера, связанные с управлением людьми,

наделяются для этого разными по объему и характеру полномочиями. Наиболее

широкими властными полномочиями обладают руководители государственных

органов, предприятий, учреждений и организаций, которые принимают решения

по различным вопросам их деятельности, а также меры поощрения и

дисциплинарной ответственности к подчиненным им работникам:

а) представители административной власти - должностные лица, имеющие право

предъявлять юридически властные требования (давать предписания, указания) и

применять меры административного воздействия к органам и лицам, не

находящимся в их подчинении (главные санитарные врачи, работники милиции и

др.);

б) особую группу должностных лиц составляют граждане, не состоящие на

государственной службе, но уполномоченные совершать действия, влекущие

юридические последствия нотариусы.

Оперативный состав (функциональные работники) - это государственные

служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного

органа, в качестве специалистов. Сюда входят специалисты государственных

органов, наделенные полномочиями в сфере осуществления государственно-

властных функций, но не имеющие права совершать служебные юридически

властные акты в качестве средства управления людьми. Полномочия этой группы

служащих позволяют им выполнять работу, связанную с подготовкой решений,

проработкой вопросов, требующих специальных знаний, опыта. К ним относятся

экономисты, юрисконсульты и др.

К должностным лицам по рассматриваемому признаку относятся государственные

служащие, замещающие высшие, главные, ведущие, старшие государственные

должности, а также руководители учреждений и организаций; к оперативному

составу – занимающие младшие государственные должности (референты 1, 2 и 3

класса). Оперативный состав служебного аппарата необходимо отличать от

аналогичных категорий служащих, к нему не относящихся (врачей,

преподавателей и др.). Отдельные служащие этой категории уполномочены, на

основе специальных знаний, совершать действия, влекущие юридические

последствия (например, врачи, поскольку они имеют право выдавать листки

нетрудоспособности, рецепты на бесплатное получение лекарств).

Вспомогательный состав - государственные служащие, служебная деятельность

которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические

последствия, влияющих на содержание решений данного органа. Их обязанности

и права определяются задачами обеспечения служебной деятельности

должностных лиц, оперативного состава путем создания условий, необходимых

для выполнения ими служебных функций (технические секретари и т.д.). В

обязанности служащих данной группы может входить совершение действий,

имеющих юридическое значение (регистрация поступающих жалоб).

Билет 6

1. Источники административного права

Источники АП – акты государственных органов, в которых содержатся

административно-правовые нормы. Существует значительное количество чисто

административно-правовых источников, но много и смешанных, многоотраслевых

актов, которые одновременно содержат нормы разных отраслей права

(административного и уголовного, административного и гражданского).

Источники АП можно поделить на несколько типов:

1) Законодательные акты федеральных органов:

1. Конституция (Основной закон) РФ - Определяет основы формирования и дает

понятие об административно-правовом законодательстве и формировании

административных органов (ст. 71, 73, 77, 110, 117);

2. Кодексы РФ;

3. Федеральные конституционные законы РФ;

4. Федеральные законы РФ;

5. Декларации, положения, постановления и другие акты Федерального Собрания

РФ.

2) Подзаконные федеральные акты:

1. Указы, распоряжения Президента РФ («Указ о системе федеральных органах

исполнительной власти», «Указ о структуре органов исполнительной власти»,

Указами президента утверждаются положения о министерствах);

2. Постановления, распоряжения Правительства РФ (ключевой вид источников

административного права – «О лицензировании отдельных видов деятельности»

от 24.12.94 г., Постановлениями утверждаются положения о министерствах,

подчиняющихся правительству, а также правила и положения, являющиеся

административными источниками);

3. Приказы, постановления министерств и других центральных федеральных

органов;

4. Приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов

исполнительной власти и руководителей федеральных предприятий, учреждений.

3) Законодательные акты субъектов РФ:

1. Конституции, уставы субъектов РФ;

2. Законы субъектов РФ.

4) Подзаконные акты субъектов Федерации:

1. Указы, распоряжения Президентов (губернаторов);

2. Постановления, распоряжения правительств субъектов РФ;

3. Приказы, постановления министерств субъектов РФ;

4. Приказы, постановления иных органов субъектов РФ, руководителей

предприятий, учреждений субъектов РФ.

5) Акты местного самоуправления.

6) Союзные акты (акты органов бывшего СССР):

1. Кодексы и законодательство СССР (Воздушный кодекс, Кодекс торгового

мореплавания и др.);

2. Указы Президиума Верховного Совета СССР («О порядке рассмотрения

предложений, заявлений и жалоб граждан» от 12.04.68 г., «Об утверждении

Положения об административном надзоре органов милиции за лицами,

освобожденными из мест лишения свободы» от 26.07.66 г. и др.);

3. Постановления и распоряжения Совета Министров СССР;

4. Приказы, постановления, инструкции министерств, государственных

комитетов и других центральных органов СССР.

7) Международные акты, которые в соответствии со ст. 15 КРФ «Общепризнанные

принципы и нормы международного права и международные договоры Российской

Федерации являются составной частью ее правовой системы». Международными

актами регулируются, некоторые вопросы безвизового пересечения границ,

таможенного контроля, дорожного движения.

2. Понятие государственной службы

Государственная служба - профессиональная деятельность государственных

служащих по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Это

центральный институт АП.

В РФ правовой основой государственной службы является: Конституция РФ; КЗОТ

РСФСР; ФЗ «Об основах государственной службы РФ» от 31.07.95 г. № 119-ФЗ;

Указ Президента РФ «О государственных должностях в РФ» от 11.01.95 г. №

32; Указ Президента РФ «О реестре государственных должностей федеральных

государственных служащих» от 11.01.95 г. № 33; ФЗ «О воинской обязанности и

воинской службе» от 28.03.98 г. № 53-ФЗ; ФЗ «О статусе военнослужащих» от

27.05.98 г. № 76-ФЗ; Закон РФ «О федеральных органах налоговой полиции» от

24.06.93 г. № 5238-1.

Виды государственной службы (в зависимости от нескольких критериев):

Принцип федерализма - вся государственная служба делится на: а) федеральную

государственную службу (ст.71 КРФ); б) государственная служба субъектов

РФ. В совместном ведении РФ и субъектов находится только кадры судебных и

правоохранительных органов (утверждение судей - прерогатива президента РФ);

Принцип разделения властей: служба в органах представительной,

исполнительной и судебной власти; Иногда ГС делят на: гражданскую и

милитаризованную.

Существует два понимания ГС: госслужба - аппарат; госслужба - все, вплоть

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.