Административное право
Административное право
ВОПРОСЫ
Для подготовки к экзамену по курсу «Административное право»
Билет 1:
1. Исполнительная власть и государственное управление
2. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
Билет 2:
1. Предмет и метод административного права
2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере ВЭД
Билет 3:
1. Система административного права
2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере иностранных дел
Билет 4:
1. Нормы административного права
2. Производство по делам об административных правонарушениях: понятие,
доказательство, участники, сроки
Билет 5:
1. Административно-правовые отношения
2. Понятие и виды государственных служащих
Билет 6:
1. Источники административного права
2. Понятие государственной службы
Билет 7:
1. Граждане, как субъекты административного права
2. Порядок наложения административных взысканий
Билет 8:
1. Иностранцы и лица без гражданства, как субъекты административного права
2. Судебное обжалование неправомерных действий должностных лиц, нарушающих
права граждан
Билет 9:
1. Способы обеспечения законности в сфере деятельности исполнительной
власти
2. Дисциплинарная и материальная ответственность по административному праву
Билет 10:
1. Понятие и виды органов исполнительной власти
2. Прохождение государственной службы
Билет 11:
1. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти
2. Понятие и виды методов управления
Билет 12:
1. Система федеральных органов исполнительной власти
2. Требования, предъявляемые к актам органов исполнительной власти
Билет 13:
1. Администрация Президента РФ
2. Правовые акт управления
Билет 14:
1. Правительство РФ
2. Пресечение по административному праву
Билет 15:
1. Аппарат Правительства РФ
2. Принуждение по административному праву
Билет 16:
1. Система органов исполнительной власти республик в составе РФ
2. Виды административных взысканий
Билет 17:
1. Система органов исполнительной власти края, области в составе РФ
2. Способы замещения государственных должностей
Билет 18:
1. Административно-правовой статус общественных объединений
2. Государственная должность
Билет 19:
1. Основы правового положения государственного служащего
2. Административный договор
Билет 20:
1. Формы управления
2. Административно-предупредительные меры
Билет 21:
1. Виды правовых актов управления
2. Административный проступок
Билет 22:
1. Понятие и особенности административной ответственности
2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в области народного
хозяйства
Билет 23:
1. Система административного права
2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере административно-
политической деятельности
Билет 24:
1. Принципы административного права
2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в культурной сфере
Билет 25:
1. Административный процесс
2. Субъекты органов исполнительной власти и их полномочия в сфере
управления наукой
Билет 26:
1. Субъекты органов исполнительной власти и их полномочия в сфере
социальной защиты населения, труда и занятости
2. Субъекты органов исполнительной власти и их полномочия в сфере
управления здравоохранением и образованием
Билет 1
1. Исполнительная власть и государственное управление
В соответствии с принципом разделения властей, единая государственная
власть организационно и институционально подразделяется на три относительно
самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. В
соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые
взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно
действующий контроль друг за другом. Однако среди них должен быть
лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая
может ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в целом.
Лидирующая роль принадлежит представительным органам.
Исполнительная власть должна быть подзаконной. Её главное предназначение –
исполнение законов, их реализация. В подчинении исполнительной власти
находится большая сила – чиновничий аппарат, силовые министерства и
ведомства. Всё это составляет объективную основу для возможной узурпации
всей полноты государственной власти как раз органами исполнительной власти.
Поэтому в демократическом государстве формирование и порядок деятельности
административной (исполнительной) ветви государственной власти должны быть
чётко урегулированы юридическими нормами. Административное законодательство
является правовой основой построения и эффективного функционирования самой
большой, самой активной, самой мощной подсистемы государственного аппарата
– исполнительной власти.
В законодательстве и юридической литературе как очень близкие используются
понятия: исполнительная власть, государственное управление, государственная
администрация, административная власть. Эти понятия связаны с властной
деятельностью, которая осуществляется под руководством более высокой власти
(парламента, монарха и т.д.). Но их смысл не совпадает полностью.
Управление – это деятельность, администрация – основной субъект этой
деятельности, власть – главный способ её (деятельности) осуществления.
Понятие «государственное управление» прежде всего, раскрывает содержание
властной деятельности, понятие «государственная администрация» связано с её
субъектом. Понятия «административная власть» и «исполнительная власть» не
идентичны, но оба соединяют субъектов, деятельность и методы воздействия,
часто под ними понимают только власть. Все эти названия связаны с понятием,
которое включает в себя три основных признака: управленческий
(исполнительный, административный) аппарат (совокупность служащих,
органов), выполняемую им деятельность (управленческую, исполнительную,
административную) и используемую им при этом управленческую (исполнительно-
распорядительную, административную) власть.
2. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
Под стадией следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть
производства, которая, наряду с его общими задачами, имеет свойственные
только ей задачи, документы и другие особенности.
Производство состоит из 4 частей (стадий), а на каждой стадии существуют
этапы - группы взаимосвязанных действий:
1)Административное расследование (формальные моменты процедуры): а)
возбуждение дела; б) установление фактических обстоятельств; в)
процессуальное оформление результатов расследования; г) направление
материалов для рассмотрения по подведомственности.
2)Рассмотрение дела (сбор и анализ информации): а) подготовка дела к
рассмотрению и слушанию;
анализ собранных материалов, обстоятельств дела; б) принятие постановления;
в) доведение постановления до сведения.
3)Пересмотр постановления (проделанная работа фиксируется в документе): а)
обжалование (опротестовывание) решения; б) проверка законности
постановления; в) вынесение решения; г) реализация решения.
4)Исполнение постановления: (материалам дается ход): а) обращение
постановления к исполнению; б) фактическое исполнение; в) окончание
исполнения (дела).
Билет 2
1. Предмет и метод административного права
АП – самостоятельная отрасль правовой системы РФ, которая опутывает
человека с момента его рождения вплоть до его смерти на протяжении всей
жизни. В советское время право систематизировалось по предмету и методу, на
Западе в развитых странах первоначальное деление права имело иной характер
(от римских юристов – на частное и публичное). В СССР всё право считалось
публичным. Сейчас нами перенят западный способ деления права, и АП в
соответствии с ним относится к публичному и только следующая ступень
деления права (внутри подсистемы публичного права) по предмету и методу.
Предмет данной отрасли права – это совокупность однородных общественных
отношений, т.к. в самом общем виде можно сказать, что АП – это
управленческое право, то регулирует оно отношения, возникающие в ходе
формирования и функционирования государственной администрации, обслуживает
сферу государственного управления, т.е. регулирует управленческие
отношения.
Признаки управленческих отношений: а) управление рассматривается как
функция всех систем, в т.ч. и социальных; б) управление обеспечивает
взаимодействие элементов в системе (оказывает упорядочивающее воздействие
на эти элементы); в) наличие 2-х элементов – субъекта и объекта управления;
г) управление может быть как внутрисистемным, так и внесистемным, различают
внутри- и внешнеорганизационные отношения в АП и, соответственно, в
управлении (социальном управлении объект воздействия – поведение людей); г)
властные полномочия субъекта управления; д) наличие специального субъекта –
органа государства, осуществляющего управленческую деятельность.
В СССР государство вмешивалось во все стороны жизни общества, и не было
органов власти – только органы управления. В РФ нет органов
государственного управления, есть 3 ветви власти, хотя все они занимаются
управлением. Изменились отношения между властью и гражданами (если в
советское время основным приоритетом была действующая идеология и её
институты, то сейчас, основной охраняемый приоритет – наши права, и
гражданин вправе предъявить иск даже государству в случае ущемления его
прав). Изменились экономические отношения, появились различные формы
собственности: т.о., поменялся субъект управления, сократилась сфера
управления, поменялось содержание управления и появились новые правовые
отношения.
АП – отрасль права, регулирующая отношения, возникающие в сфере
деятельности органов исполнительной власти по поводу реализации их задач и
функций, а также внутриорганизационные управленческие отношения,
возникающие в остальных органах государства. Предмет правового воздействия
определяет специфику метода регулирования. Человек – существо общественное.
Совместная деятельность предполагает управление. Управленческие отношения
существуют постольку, поскольку существует человеческое общество.
Управление предполагает доминирование, преобладание одной воли над другой,
а часто и подчинение одного лица другому, юридически оформляется
неравенство, этим объясняются особенности административно-правового метода.
Главные признаки метода АП: а) юридическое положение сторон: юридическое
неравенство, асимметрия субъектов управленческих отношений, что связано с
подчинением одной стороны другой, которое может быть а) линейным
(«начальник – подчиненный»), б) функциональным («инспектор –
контролируемый»); б) юридические факты: АП отношения чаще всего возникают в
связи с событиями, односторонними волеизъявлениями; в) права и обязанности
субъектов административных правоотношений: нормами точно определяются права
и обязанности сторон; г) защита прав и интересов субъектов правоотношений:
в основном права участников, споры между ними решаются: в административном
порядке ( управляющим субъектом) или в судебном порядке.
В АП возникает административно-правовой режим регулирования. Правовой режим
ориентирован на способы правового регулирования: дозволение (гражданское
право), запрещение (уголовное право), обязывание (АП строится на нём).
2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере
внешнеэкономической деятельности
Общая компетенция: Статья 71 КРФ: «В ведении Российской Федерации
находятся: … к) внешняя политика и международные отношения Российской
Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и
мира; л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации; …».
Полномочия Президента РФ: Статья 86 КРФ: «Президент Российской Федерации:
а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; б)
ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;
в) подписывает ратификационные грамоты; г) принимает верительные и отзывные
грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей».
Полномочия Правительства РФ: Статья 114 КРФ: «1. Правительство Российской
Федерации: … д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны,
государственной безопасности, реализации внешней политики Российской
Федерации; …».
Разграничение компетенции: Статья 72 КРФ: «1. В совместном ведении
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: … о)
координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской
Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации».
Смысл государственного управления в сфере ВЭД регулируется ФЗ “О
государственном регулировании внешнеторговой деятельности” № 157-ФЗ от
13.10.95 г.
Механизмы функционирования органов ИВ: Министерство иностранных дел РФ
(Указ Президента РФ № 271 от 14.03.95 г.) и Министерство экономического
развития и торговли РФ (переданы функции Министерства РФ по делам СНГ),
Министерство ЭРиТ РФ (переданы функции Министерство торговли РФ и
Федеральной служба России по валютному и экспортному контролю). Положение о
Министерстве ЭРиТ РФ не принято.
Билет 3
1. Система административного права
АП – целостная система правовых норм и институтов, объединенные общим
предметом, целью, принципами и методом регулирования, согласованные друг с
другом, опирающиеся на единые определения, использующие единую
терминологию. Внутри отрасли существует субординация норм разной
юридической силы (общих и специальных) и в целом отрасль создает
специфический (административно-правовой) режим регулирования, который
строится на обязывание как способе правового регулирования.
Система АП делится на общую и особенную части. Общая – нормы, охватывающие
управление в целом, а особенная состоит из норм, действующих в пределах
отдельных сфер деятельности исполнительной власти (образование, охрана
общественного порядка и др.).
В общую часть входят пять групп институтов (подотраслей): а) регулирующих
административно-правовые статусы граждан (индивидуальных субъектов права);
б) регулирующих основы организации и деятельности исполнительной власти
(аппарата государственного управления); в) регулирующих административно-
правовой статус негосударственных организаций; г) обеспечивающих законность
деятельности исполнительной власти; д) регулирующих принуждение по
административному праву.
В особенной части АП четыре подотрасли, объединяющие нормы: а) регулирующие
обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-
политическую деятельность; б) регулирующие организационно-хозяйственную
деятельность государственной администрации; в) регулирующие ее социально-
культурную деятельность; г) регулирующие деятельность государственной
администрации по организации и осуществлению политических, экономических и
иных связей с другими странами (внешних связей).
АП – одна из самых сложных отраслей правовой системы России, что
предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений. АП
– самая массивная отрасль права. Нет ни одной сферы жизни общества, в
которой не участвовала бы государственная администрация.
Вокруг АП группируются финансовое, земельное, экологическое право, т.е. оно
стоит во главе целой семьи отраслей, многие нормы которых тоже закрепляют
управленческие отношения и в которых широко используется административно-
правовой метод регулирования.
2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере иностранных дел
Общая компетенция: Статья 71 КРФ: «В ведении Российской Федерации
находятся: … к) внешняя политика и международные отношения Российской
Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и
мира; л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации; …».
Полномочия Президента РФ: Статья 86 КРФ: «Президент Российской Федерации:
а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; б)
ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;
в) подписывает ратификационные грамоты; г) принимает верительные и отзывные
грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей».
Полномочия Правительства РФ: Статья 114 КРФ: «1. Правительство Российской
Федерации: … д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны,
государственной безопасности, реализации внешней политики Российской
Федерации; …».
Разграничение компетенции: Статья 72 КРФ: «1. В совместном ведении
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: … о)
координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской
Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации».
Смысл государственного управления в сфере ВЭД регулируется Положением о
Министерстве иностранных дел РФ (Указ Президента РФ № 271 от 14.03.95 г.) и
Положением о консульском учреждении РФ (Указ Президента РФ № 1330 от
05.11.98 г.).
Билет 4
1. Нормы административного права
Административно-правовая норма – это правило поведения, устанавливаемое и
охраняемое государством и регулирующее отношения, возникающие в сфере
функционирования исполнительной власти по поводу реализации её задач и
функций, а так же внутриорганизационные отношения, возникающие в сфере
деятельности других органов. Норма права, в т.ч. и административного, – это
сердцевина механизма правового, в т.ч. и административно-правового,
регулирования. Механизм правового регулирования есть совокупность
соответствующих правовых средств, с помощью которых государство
воздействует на общественно-правовые отношения (законы, НПА, индивидуальные
акты, правоотношения, правовая культура и правосознание).
Функции административно-правовой нормы: а) АПН обеспечивает организацию и
упорядоченность общественно-правовых отношений; б) АПН определяют вариант
должного поведения субъекта правоотношений; в) АПН предназначены для
эффективного функционирования органов исполнительной власти; г) АПН
обеспечивают прочный правовой режим в деятельности органов исполнительной
власти; д) АПН несут двойную нагрузку и бывают: правоисполнительными
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|