Административное право
до государственных предприятий.
Госслужба строится на принципах: 1) правовые: а) принцип верховенства КРФ и
ФЗ над иными НПА при исполнении государственными служащими должностных
обязанностей; б) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина; в)
принцип единства системы государственной власти и разграничения предметов
ведения и полномочий между РФ и субъектами; г) принцип разделения властей;
д) принцип равного доступа к государственной службе. 2) организационные: а)
принцип обязательности решений для государственных служащих, принятых
вышестоящими органами; б) принцип единства основных требований
предъявляемых к госслужбе; в) принцип профессиализма и компетенции
госслужащих; г) принцип гласности; д) принцип ответственности за
принимаемые решения и неисполнение служебных обязанностей; е) принцип
внепартийности госслужащих, отделение религиозных объединений от
государства; ж) принцип стабильности кадров государственных служащих.
Каждое государство заинтересовано, чтобы состав чиновников был стабилен,
поэтому во всех системах есть деление на политических служащих (которые
следуют судьбе своей политической деятельности) и карьерных (стабильный
круг служащих, не меняются при перемене власти).
Билет 7
1. Граждане как субъекты административного права
Для характеристики административно-правового статуса физических лиц важны
такие понятия, как административная правоспособность и административная
дееспособность.
Вступить в АПО может лишь лицо, обладающее административной
правоспособностью. Исходя из определения правоспособности вообще как
способности гражданина иметь права и нести обязанности, административную
правоспособность (АПС) можно определить, как способность гражданина иметь
административные права и нести административные обязанности. АПС возникает
с момента рождения гражданина и прекращается его смертью. В соответствии со
ст.19 КРФ все граждане обладают равным объёмом прав и обязанностей:
«Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина
независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к
религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также
других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по
признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной
принадлежности».
В отличие от АПС, административная дееспособность (АДС - способность
граждан приобретать административные права и обязанности), не может быть
одинакова у всех. Во-первых, она возникает с 18, а в некоторых случаях с 16
лет, а не с рождения, т.е. до 18 (16) лет граждане не обладают ДС, в т.ч. и
административной. Во-вторых, естественно, что ДС различна у разных лиц
(иностранцы, апатриды, больные психическими заболеваниями и т.д.). Кроме
того, определённые права могут быть приобретены гражданами в процессе
реализации своих конституционных прав: особой дееспособностью обладают
охотники, водители транспорта.
Правоспособность – это, прежде всего, права российских граждан: право на
участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих
представителей; право граждан на объединение (закон об общественных
объединениях - на принципах – добровольность, равноправие, самоуправление);
политические права граждан (на проведение митингов, демонстраций, шествий);
право граждан обращаться в государственные органы с заявлениями,
предложениями и жалобами; право на свободу и личную неприкосновенность
(ограничение возможно лишь по решению судебных органов); право на
неприкосновенность жилища; право на передвижение, выбор места проживания
(правила о регистрации – определённое ограничение); право иметь доступ,
передавать и производить информацию (ограничения этого права – закон от
23.07.93 г. «О государственной тайне»); право на возмещение вреда,
причинённого государственными органами и должностными лицами за счёт казны.
Обязанности: своевременно платить налоги; соблюдать закон; защищать
отечество, беречь историческое и культурное наследие и т.д. Т.о. баланс
прав и обязанностей с советских времён изменился в сторону прав.
Иностранные граждане и апатриды, по общему правилу, обладают теми же
правами, за некоторыми ограничениями (избирательное право, защита
отечества, поступление на государственную службу и т.д.).
Их правовой статус регулируется в основном НПА бывшего СССР (закон от
24.06.81 г. «О правовом положении иностранных граждан в СССР», «Правила
пребывания иностранных граждан в СССР», утверждённые СМ СССР в 1991 г.
Основные конституционные права и обязанности составляют фундамент
административно-правового статуса, в первую очередь, российских граждан.
2. Порядок наложения административных взысканий
Данный порядок регулируется главой 4 КобАП РСФСР «Наложение
административного взыскания». Эта глава закрепляет общие правила (принципы)
АВ: законность, целесообразность и своевременность (оперативность)
воздействия, сложение взысканий, налагаемых за совокупность нарушений
Законность - важнейший принцип юрисдикционной деятельности. Взыскание может
быть наложено только тогда, когда в деянии лица установлен состав
проступка. Проявления принципа целесообразности АВ - в индивидуализации
кары и экономии репрессии.
Обстоятельства, смягчающие ответственность: чистосердечное раскаяние
виновного; предотвращение виновным вредных последствий правонарушения или
добровольное возмещение вреда (устранение причиненного ущерба); совершение
правонарушения при сильном душевном волнении или при стечении тяжелых
обстоятельств; совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной
женщиной или женщиной имеющей ребенка до 1 года. Перечень является
открытым.
Перечень отягчающих обстоятельств (закрыт): продолжение противоправного
деяния, несмотря на требования прекратить его; повторное в течение 1 года
совершение однородного правонарушения (ПН); вовлечение несовершеннолетнего
в ПН; совершение правонарушения группой лиц; совершение ПН в условиях
стихийного бедствия; совершение ПН в состоянии опьянения.
КобАП предусматривает альтернативы АО: при малозначительности
правонарушения виновный может быть освобожден от АО; лицо может быть
освобождено от АО с передачей материалов на рассмотрение общественности;
материалы об АПН военнослужащих, работников ОВД и т.д. передаются их
командирам для привлечения к дисциплинарной ответственности; дела лиц до 18
лет передаются в комиссии по делам несовершеннолетних.
Сроки давности АВ по истечению которых производство может быть не начато.
Это одно из проявлений принципа оперативности (своевременности) действий
АВ. Правило «РОКИ»: Р - размер срока; О - откуда считать; К - конечный
момент срока; И - имеющиеся изъятия из срока. В соответствии со ст.38 КобАП
АВ может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня совершения
правонарушения. Начало срока - следующий день после совершения
правонарушения, конец срока - день, когда вынесено постановление о
наложении взыскания. Имеется 2 исключения: а) при неоконченном длящемся
правонарушении срок исчисляется со дня обнаружения; б) при отказе в
возбуждении уголовного дела, но при наличии признаков проступка - не позже
1 месяца со дня, следующего за днем отказа.
Наложение взысканий за множественность проступков: Признаки: а) наличие
нескольких самостоятельных составов нарушений; б) все противоправные деяния
совершаются одним лицом; в) каждое из деяний сохраняет свою юридическую
значимость на момент рассмотрения дела о последнем деликте.
Классификация: а) совокупность (новое нарушение до привлечения к
ответственности за другое нарушение); б) рецидив (новое нарушение после
привлечения к АО). Совокупность - идеальная и реальная. Идеальная
совокупность - это одновременное выполнение одним действием нескольких
составов нарушений. Реальная совокупность - система составов, выполненными
разными действиями, разновременно.
Билет 8
1. Иностранцы и лица без гражданства как субъекты административного права
По общему правилу они пользуются теми же правами и на них возлагаются те же
обязанности, что и на граждан РФ. Но есть и отличия в их правосубъектности,
т.к. гражданство является важнейшим компонентом административно-правового
статуса личности. Его наличие или отсутствие серьезно влияет на
совокупность прав и обязанностей граждан. Ч.3 ст.62 КРФ гласит:
«Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и
несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных ФЗ
или МНД РФ».
Основной формой закрепления особенностей правового статуса иностранцев и
апатридов является действующее законодательство РФ, а основной сферой, где
они устанавливаются, является сфера отношений граждан с ИВ.
Все особенности АП статуса иностранных граждан и апатридов можно разделить
по кругу лиц, на которых они распространяются, на общие, групповые и
индивидуальные. Для всех находящихся на территории РФ лиц, которые не
являются ее гражданами, законодательством установлены следующие общие
особенности ДС: а) они не могут быть государственными служащими, занимать
некоторые должности (Президента РФ, командира экипажа воздушного судна и
др.), работать в милиции; б) они не допускаются к деятельности, связанной с
государственной тайной; в) на них не распространяется воинская обязанность;
г) их административная деликтоспособность специфична (за ряд правонарушений
к ответственности могут привлекать только иностранцев и апатридов, только к
ним может применяться такое административное взыскание, как выдворение); д)
иностранные граждане и апатриды (за исключением граждан стран, с которыми
заключены соглашения о безвизовом въезде и выезде) могут въезжать в РФ при
наличии разрешения (визы); е) они проживают и осуществляют свою
деятельность на основании специальных документов (видов на жительство,
заграничных паспортов и др.); ж) для них могут быть установлены ограничения
в передвижении и выборе места жительства, когда это необходимо для
обеспечения государственной безопасности, общественного порядка, защиты
прав и законных интересов граждан; з) по территории, открытой для
иностранцев, они могут свободно передвигаться при условии уведомления об
этом ОВД или принимающей их организации, по прибытии в пункт назначения они
должны зарегистрировать свое временное пребывание в ОВД, гостинице или в
принимающей их российской организации; и) иностранные граждане могут
приобретать гражданское оружие по лицензиям, выданным ОВД на основании
ходатайств представительств государств, гражданами которых они являются,
при условии вывоза ими оружия из РФ в течение 5 дней со дня приобретения;
к) выезд из РФ им может быть не разрешен при наличии обстоятельств,
установленных законодательством (интересы государственной безопасности,
привлечение к УО).
В настоящее время правовое положение иностранцев и лиц без гражданства
регулируется Законами РФ «О гражданстве РФ» от 28.11.91 г., Законом СССР «О
правовом положении иностранных граждан в СССР» от 24.06.81 г.,
утвержденными Кабинетом Министров СССР 26.04.91 г. «Правилами пребывания
иностранных граждан в СССР», и рядом других российских и союзных актов.
Групповые особенности АП положения иностранных граждан и лиц без
гражданства обусловлены многими обстоятельствами: временем пребывания в РФ,
целью пребывания (туризм, учеба, служебные дела, поиски убежища и др.), из
какой страны прибыл иностранец и т.д.
По времени пребывания на территории России всех иностранных граждан и лиц
без гражданства можно поделить на: постоянно проживающих; временно
пребывающих; проезжающих через территорию РФ транзитом.
Для постоянного проживания требуется разрешение ОВД субъекта РФ. Лица,
желающие получить статус беженца, обязаны незамедлительно по прибытии
обратиться с ходатайством в орган миграционной службы субъекта РФ, а при
его отсутствии – в орган исполнительной власти. В случае регистрации
ходатайства лицо получает направление на временное поселение. Ст.19 Закона
РФ «О гражданстве РФ» закрепляет право лиц, постоянно проживающих в России
и не имеющих ее гражданства, ходатайствовать о приеме в гражданство РФ.
Временно прибывшие в РФ лица – проживают по своим заграничным паспортам. По
прибытии в пункт назначения заграничные паспорта в течение трех суток
представляются на регистрацию. От регистрации освобождены дипломаты,
туристы, совершающие круизы, члены экипажей морских и воздушных судов и ряд
иных лиц, названных в законе.
2. Судебное обжалование неправомерных действий должностных лиц, нарушающих
права граждан
Процедуры обжалования бывают 2 видов: судебное обжалование или специальная
жалоба.
Судебное обжалование: Судебный порядок обжалования основывается на
положениях КРФ (ст.63) и считается наиболее демократичным и надежным: судьи
свободны от ведомственных интересов и влияний, как правило, обладают
необходимой квалификацией для разбирательства дел и независимы от власти,
процедура судебного разбирательства наиболее приспособлена для выявления
истины, заявитель может лично участвовать в процессе, может защищать свои
интересы как равноправная сторона.
Ключевое значение имеет закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений,
нарушающих права и свободы граждан» № 4866-1 от 27.04.93 г.
Обжалуются действия, в результате которых: а) нарушены права и свободы; б)
созданы препятствия осуществления гражданином его прав и свобод; в) на
гражданина была незаконно возложена обязанность; г) гражданин был незаконно
привлечен к ответственности; д) гражданин вправе обжаловать бездействие
государственных органов и т.д. если возникли те же последствия. Закон
устанавливает альтернативу (ст.4): Гражданин вправе обратиться с жалобой к
вышестоящему ГО или ОМСУ.
По усмотрению гражданина жалоба подается в суд по месту его жительства,
либо в суд по местонахождению органа, объединения, должностного лица,
государственного служащего. Есть специфика для военнослужащих: они также
имеют право обратиться в порядке подчиненности; также вправе обратиться в
военный суд с жалобой на действия и решения органов военного управления и
воинских должностных лиц, нарушающих его права и свободы. Но в отличие от
общей жалобы, суд, приняв к рассмотрению жалобу, по просьбе
военнослужащего или по своей инициативе вправе приостановить действие
обжалуемого решения.
Сроки обращения с жалобой: Для обращения – 3 месяца со дня, когда
гражданину стало известно о нарушении его права или 1 месяц, со дня
получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего
органа. Пропущенные сроки могут быть восстановлены судом. Уважительные
причины для восстановления сроков: любые обстоятельства затруднившие
получение информации об обжалуемых действиях и решениях и их последствиях.
Процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых
действий или решений возлагается законом на ГО, ОМСУ, общественные
организации и должностные лица. Гражданин освобождается от обязанности
доказывать незаконность обжалуемых действий решений, но обязан доказать
факт нарушения своих прав (защита личных интересов). Суд может признать
обжалуемое действие или бездействие незаконным и обязать удовлетворить
требования гражданина, отменить применяемые к нему меры ответственности,
либо иным путем восстановить нарушенные права. Установив обоснованность
жалобы, суд определяет ответственность тех субъектов, действия которых
привели к нарушению прав. Убытки, причиненные гражданину возмещаются в
порядке, установленным ГК РФ. Если действие или решение суд признает
законным, он отказывает в удовлетворении жалобы. Решение суда обязательно
на всей территории РФ, направляется гражданину не позднее 10 дней после
вступления в законную силу. Об исполнении решения должно быть сообщено суду
и гражданину не позднее чем в месячный срок.
Специальная жалоба: Признаки специальной жалобы: наличие специальных норм,
устанавливающие особый порядок рассмотрения; специальные основания для
обжалования, прямо названные в законе; четкое определение субъектов права
обжалования; специальные сроки подачи жалоб; процедурные особенности;
специальные сроки рассмотрения. Порядок рассмотрения специальной жалобы
устанавливается: ГПК, УПК, трудовым законодательством. Например, глава 22
КобАП определяет порядок обжалования и опротестования АПН.
Особенности и отличия от общей жалобы: а) СЖ может быть подана только лицом
привлеченным к ответственности, потерпевшим или адвокатом; б) может быть
только письменной; в) адресатом СЖ выступают вышестоящие органы; г) СЖ
должна быть направлена адресату в течение 10 дней со дня вынесения
постановления о наложении АВ; д) подача в установленный срок СЖ
приостанавливает исполнение постановления о наложении АВ; е) СЖ подается
через орган, вынесший постановление, который обязан в течение 3 суток
направить ее вместе с делом по подведомственности; ж) СЖ рассматривается
уполномоченным органом в 10-тидневный срок.
Билет 9
1. Способы обеспечения законности в сфере деятельности исполнительной
власти
Законность – это режим взаимоотношений граждан и организаций с субъектами
власти, который благоприятствует обеспечению прав и законных интересов
личности, её всестороннему развитию, формированию и развитию гражданского
общества, успешной деятельности государственного механизма. Такой режим
необходим во всех областях социальной жизни, но особую значимость он имеет
в сфере деятельности ИВ. Принцип законности в АП состоит из двух
взаимосвязанных обязанностей: действовать в соответствии с законом и
проявлять инициативу для обеспечения выполнения закона.
Реализация законности предполагает наличие системы её гарантий. Среди них
различают:
1) Общие условия (предпосылки): а) политические предпосылки: режим
демократии, гласности, реального разделения властей, существования
независимых СМИ и партий, децентрализации государственных структур); б)
экономические предпосылки: уровень благосостояния населения, фактическую
гарантированность экономической свободы граждан и организаций,
существование рынков товаров, капитала, труда); в) организационные условия:
организационная структура ИВ, квалификация служащих, эффективность системы
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|