рефераты бесплатно

МЕНЮ


Административное право

до государственных предприятий.

Госслужба строится на принципах: 1) правовые: а) принцип верховенства КРФ и

ФЗ над иными НПА при исполнении государственными служащими должностных

обязанностей; б) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина; в)

принцип единства системы государственной власти и разграничения предметов

ведения и полномочий между РФ и субъектами; г) принцип разделения властей;

д) принцип равного доступа к государственной службе. 2) организационные: а)

принцип обязательности решений для государственных служащих, принятых

вышестоящими органами; б) принцип единства основных требований

предъявляемых к госслужбе; в) принцип профессиализма и компетенции

госслужащих; г) принцип гласности; д) принцип ответственности за

принимаемые решения и неисполнение служебных обязанностей; е) принцип

внепартийности госслужащих, отделение религиозных объединений от

государства; ж) принцип стабильности кадров государственных служащих.

Каждое государство заинтересовано, чтобы состав чиновников был стабилен,

поэтому во всех системах есть деление на политических служащих (которые

следуют судьбе своей политической деятельности) и карьерных (стабильный

круг служащих, не меняются при перемене власти).

Билет 7

1. Граждане как субъекты административного права

Для характеристики административно-правового статуса физических лиц важны

такие понятия, как административная правоспособность и административная

дееспособность.

Вступить в АПО может лишь лицо, обладающее административной

правоспособностью. Исходя из определения правоспособности вообще как

способности гражданина иметь права и нести обязанности, административную

правоспособность (АПС) можно определить, как способность гражданина иметь

административные права и нести административные обязанности. АПС возникает

с момента рождения гражданина и прекращается его смертью. В соответствии со

ст.19 КРФ все граждане обладают равным объёмом прав и обязанностей:

«Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина

независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,

имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к

религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также

других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по

признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной

принадлежности».

В отличие от АПС, административная дееспособность (АДС - способность

граждан приобретать административные права и обязанности), не может быть

одинакова у всех. Во-первых, она возникает с 18, а в некоторых случаях с 16

лет, а не с рождения, т.е. до 18 (16) лет граждане не обладают ДС, в т.ч. и

административной. Во-вторых, естественно, что ДС различна у разных лиц

(иностранцы, апатриды, больные психическими заболеваниями и т.д.). Кроме

того, определённые права могут быть приобретены гражданами в процессе

реализации своих конституционных прав: особой дееспособностью обладают

охотники, водители транспорта.

Правоспособность – это, прежде всего, права российских граждан: право на

участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих

представителей; право граждан на объединение (закон об общественных

объединениях - на принципах – добровольность, равноправие, самоуправление);

политические права граждан (на проведение митингов, демонстраций, шествий);

право граждан обращаться в государственные органы с заявлениями,

предложениями и жалобами; право на свободу и личную неприкосновенность

(ограничение возможно лишь по решению судебных органов); право на

неприкосновенность жилища; право на передвижение, выбор места проживания

(правила о регистрации – определённое ограничение); право иметь доступ,

передавать и производить информацию (ограничения этого права – закон от

23.07.93 г. «О государственной тайне»); право на возмещение вреда,

причинённого государственными органами и должностными лицами за счёт казны.

Обязанности: своевременно платить налоги; соблюдать закон; защищать

отечество, беречь историческое и культурное наследие и т.д. Т.о. баланс

прав и обязанностей с советских времён изменился в сторону прав.

Иностранные граждане и апатриды, по общему правилу, обладают теми же

правами, за некоторыми ограничениями (избирательное право, защита

отечества, поступление на государственную службу и т.д.).

Их правовой статус регулируется в основном НПА бывшего СССР (закон от

24.06.81 г. «О правовом положении иностранных граждан в СССР», «Правила

пребывания иностранных граждан в СССР», утверждённые СМ СССР в 1991 г.

Основные конституционные права и обязанности составляют фундамент

административно-правового статуса, в первую очередь, российских граждан.

2. Порядок наложения административных взысканий

Данный порядок регулируется главой 4 КобАП РСФСР «Наложение

административного взыскания». Эта глава закрепляет общие правила (принципы)

АВ: законность, целесообразность и своевременность (оперативность)

воздействия, сложение взысканий, налагаемых за совокупность нарушений

Законность - важнейший принцип юрисдикционной деятельности. Взыскание может

быть наложено только тогда, когда в деянии лица установлен состав

проступка. Проявления принципа целесообразности АВ - в индивидуализации

кары и экономии репрессии.

Обстоятельства, смягчающие ответственность: чистосердечное раскаяние

виновного; предотвращение виновным вредных последствий правонарушения или

добровольное возмещение вреда (устранение причиненного ущерба); совершение

правонарушения при сильном душевном волнении или при стечении тяжелых

обстоятельств; совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной

женщиной или женщиной имеющей ребенка до 1 года. Перечень является

открытым.

Перечень отягчающих обстоятельств (закрыт): продолжение противоправного

деяния, несмотря на требования прекратить его; повторное в течение 1 года

совершение однородного правонарушения (ПН); вовлечение несовершеннолетнего

в ПН; совершение правонарушения группой лиц; совершение ПН в условиях

стихийного бедствия; совершение ПН в состоянии опьянения.

КобАП предусматривает альтернативы АО: при малозначительности

правонарушения виновный может быть освобожден от АО; лицо может быть

освобождено от АО с передачей материалов на рассмотрение общественности;

материалы об АПН военнослужащих, работников ОВД и т.д. передаются их

командирам для привлечения к дисциплинарной ответственности; дела лиц до 18

лет передаются в комиссии по делам несовершеннолетних.

Сроки давности АВ по истечению которых производство может быть не начато.

Это одно из проявлений принципа оперативности (своевременности) действий

АВ. Правило «РОКИ»: Р - размер срока; О - откуда считать; К - конечный

момент срока; И - имеющиеся изъятия из срока. В соответствии со ст.38 КобАП

АВ может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня совершения

правонарушения. Начало срока - следующий день после совершения

правонарушения, конец срока - день, когда вынесено постановление о

наложении взыскания. Имеется 2 исключения: а) при неоконченном длящемся

правонарушении срок исчисляется со дня обнаружения; б) при отказе в

возбуждении уголовного дела, но при наличии признаков проступка - не позже

1 месяца со дня, следующего за днем отказа.

Наложение взысканий за множественность проступков: Признаки: а) наличие

нескольких самостоятельных составов нарушений; б) все противоправные деяния

совершаются одним лицом; в) каждое из деяний сохраняет свою юридическую

значимость на момент рассмотрения дела о последнем деликте.

Классификация: а) совокупность (новое нарушение до привлечения к

ответственности за другое нарушение); б) рецидив (новое нарушение после

привлечения к АО). Совокупность - идеальная и реальная. Идеальная

совокупность - это одновременное выполнение одним действием нескольких

составов нарушений. Реальная совокупность - система составов, выполненными

разными действиями, разновременно.

Билет 8

1. Иностранцы и лица без гражданства как субъекты административного права

По общему правилу они пользуются теми же правами и на них возлагаются те же

обязанности, что и на граждан РФ. Но есть и отличия в их правосубъектности,

т.к. гражданство является важнейшим компонентом административно-правового

статуса личности. Его наличие или отсутствие серьезно влияет на

совокупность прав и обязанностей граждан. Ч.3 ст.62 КРФ гласит:

«Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и

несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных ФЗ

или МНД РФ».

Основной формой закрепления особенностей правового статуса иностранцев и

апатридов является действующее законодательство РФ, а основной сферой, где

они устанавливаются, является сфера отношений граждан с ИВ.

Все особенности АП статуса иностранных граждан и апатридов можно разделить

по кругу лиц, на которых они распространяются, на общие, групповые и

индивидуальные. Для всех находящихся на территории РФ лиц, которые не

являются ее гражданами, законодательством установлены следующие общие

особенности ДС: а) они не могут быть государственными служащими, занимать

некоторые должности (Президента РФ, командира экипажа воздушного судна и

др.), работать в милиции; б) они не допускаются к деятельности, связанной с

государственной тайной; в) на них не распространяется воинская обязанность;

г) их административная деликтоспособность специфична (за ряд правонарушений

к ответственности могут привлекать только иностранцев и апатридов, только к

ним может применяться такое административное взыскание, как выдворение); д)

иностранные граждане и апатриды (за исключением граждан стран, с которыми

заключены соглашения о безвизовом въезде и выезде) могут въезжать в РФ при

наличии разрешения (визы); е) они проживают и осуществляют свою

деятельность на основании специальных документов (видов на жительство,

заграничных паспортов и др.); ж) для них могут быть установлены ограничения

в передвижении и выборе места жительства, когда это необходимо для

обеспечения государственной безопасности, общественного порядка, защиты

прав и законных интересов граждан; з) по территории, открытой для

иностранцев, они могут свободно передвигаться при условии уведомления об

этом ОВД или принимающей их организации, по прибытии в пункт назначения они

должны зарегистрировать свое временное пребывание в ОВД, гостинице или в

принимающей их российской организации; и) иностранные граждане могут

приобретать гражданское оружие по лицензиям, выданным ОВД на основании

ходатайств представительств государств, гражданами которых они являются,

при условии вывоза ими оружия из РФ в течение 5 дней со дня приобретения;

к) выезд из РФ им может быть не разрешен при наличии обстоятельств,

установленных законодательством (интересы государственной безопасности,

привлечение к УО).

В настоящее время правовое положение иностранцев и лиц без гражданства

регулируется Законами РФ «О гражданстве РФ» от 28.11.91 г., Законом СССР «О

правовом положении иностранных граждан в СССР» от 24.06.81 г.,

утвержденными Кабинетом Министров СССР 26.04.91 г. «Правилами пребывания

иностранных граждан в СССР», и рядом других российских и союзных актов.

Групповые особенности АП положения иностранных граждан и лиц без

гражданства обусловлены многими обстоятельствами: временем пребывания в РФ,

целью пребывания (туризм, учеба, служебные дела, поиски убежища и др.), из

какой страны прибыл иностранец и т.д.

По времени пребывания на территории России всех иностранных граждан и лиц

без гражданства можно поделить на: постоянно проживающих; временно

пребывающих; проезжающих через территорию РФ транзитом.

Для постоянного проживания требуется разрешение ОВД субъекта РФ. Лица,

желающие получить статус беженца, обязаны незамедлительно по прибытии

обратиться с ходатайством в орган миграционной службы субъекта РФ, а при

его отсутствии – в орган исполнительной власти. В случае регистрации

ходатайства лицо получает направление на временное поселение. Ст.19 Закона

РФ «О гражданстве РФ» закрепляет право лиц, постоянно проживающих в России

и не имеющих ее гражданства, ходатайствовать о приеме в гражданство РФ.

Временно прибывшие в РФ лица – проживают по своим заграничным паспортам. По

прибытии в пункт назначения заграничные паспорта в течение трех суток

представляются на регистрацию. От регистрации освобождены дипломаты,

туристы, совершающие круизы, члены экипажей морских и воздушных судов и ряд

иных лиц, названных в законе.

2. Судебное обжалование неправомерных действий должностных лиц, нарушающих

права граждан

Процедуры обжалования бывают 2 видов: судебное обжалование или специальная

жалоба.

Судебное обжалование: Судебный порядок обжалования основывается на

положениях КРФ (ст.63) и считается наиболее демократичным и надежным: судьи

свободны от ведомственных интересов и влияний, как правило, обладают

необходимой квалификацией для разбирательства дел и независимы от власти,

процедура судебного разбирательства наиболее приспособлена для выявления

истины, заявитель может лично участвовать в процессе, может защищать свои

интересы как равноправная сторона.

Ключевое значение имеет закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений,

нарушающих права и свободы граждан» № 4866-1 от 27.04.93 г.

Обжалуются действия, в результате которых: а) нарушены права и свободы; б)

созданы препятствия осуществления гражданином его прав и свобод; в) на

гражданина была незаконно возложена обязанность; г) гражданин был незаконно

привлечен к ответственности; д) гражданин вправе обжаловать бездействие

государственных органов и т.д. если возникли те же последствия. Закон

устанавливает альтернативу (ст.4): Гражданин вправе обратиться с жалобой к

вышестоящему ГО или ОМСУ.

По усмотрению гражданина жалоба подается в суд по месту его жительства,

либо в суд по местонахождению органа, объединения, должностного лица,

государственного служащего. Есть специфика для военнослужащих: они также

имеют право обратиться в порядке подчиненности; также вправе обратиться в

военный суд с жалобой на действия и решения органов военного управления и

воинских должностных лиц, нарушающих его права и свободы. Но в отличие от

общей жалобы, суд, приняв к рассмотрению жалобу, по просьбе

военнослужащего или по своей инициативе вправе приостановить действие

обжалуемого решения.

Сроки обращения с жалобой: Для обращения – 3 месяца со дня, когда

гражданину стало известно о нарушении его права или 1 месяц, со дня

получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего

органа. Пропущенные сроки могут быть восстановлены судом. Уважительные

причины для восстановления сроков: любые обстоятельства затруднившие

получение информации об обжалуемых действиях и решениях и их последствиях.

Процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых

действий или решений возлагается законом на ГО, ОМСУ, общественные

организации и должностные лица. Гражданин освобождается от обязанности

доказывать незаконность обжалуемых действий решений, но обязан доказать

факт нарушения своих прав (защита личных интересов). Суд может признать

обжалуемое действие или бездействие незаконным и обязать удовлетворить

требования гражданина, отменить применяемые к нему меры ответственности,

либо иным путем восстановить нарушенные права. Установив обоснованность

жалобы, суд определяет ответственность тех субъектов, действия которых

привели к нарушению прав. Убытки, причиненные гражданину возмещаются в

порядке, установленным ГК РФ. Если действие или решение суд признает

законным, он отказывает в удовлетворении жалобы. Решение суда обязательно

на всей территории РФ, направляется гражданину не позднее 10 дней после

вступления в законную силу. Об исполнении решения должно быть сообщено суду

и гражданину не позднее чем в месячный срок.

Специальная жалоба: Признаки специальной жалобы: наличие специальных норм,

устанавливающие особый порядок рассмотрения; специальные основания для

обжалования, прямо названные в законе; четкое определение субъектов права

обжалования; специальные сроки подачи жалоб; процедурные особенности;

специальные сроки рассмотрения. Порядок рассмотрения специальной жалобы

устанавливается: ГПК, УПК, трудовым законодательством. Например, глава 22

КобАП определяет порядок обжалования и опротестования АПН.

Особенности и отличия от общей жалобы: а) СЖ может быть подана только лицом

привлеченным к ответственности, потерпевшим или адвокатом; б) может быть

только письменной; в) адресатом СЖ выступают вышестоящие органы; г) СЖ

должна быть направлена адресату в течение 10 дней со дня вынесения

постановления о наложении АВ; д) подача в установленный срок СЖ

приостанавливает исполнение постановления о наложении АВ; е) СЖ подается

через орган, вынесший постановление, который обязан в течение 3 суток

направить ее вместе с делом по подведомственности; ж) СЖ рассматривается

уполномоченным органом в 10-тидневный срок.

Билет 9

1. Способы обеспечения законности в сфере деятельности исполнительной

власти

Законность – это режим взаимоотношений граждан и организаций с субъектами

власти, который благоприятствует обеспечению прав и законных интересов

личности, её всестороннему развитию, формированию и развитию гражданского

общества, успешной деятельности государственного механизма. Такой режим

необходим во всех областях социальной жизни, но особую значимость он имеет

в сфере деятельности ИВ. Принцип законности в АП состоит из двух

взаимосвязанных обязанностей: действовать в соответствии с законом и

проявлять инициативу для обеспечения выполнения закона.

Реализация законности предполагает наличие системы её гарантий. Среди них

различают:

1) Общие условия (предпосылки): а) политические предпосылки: режим

демократии, гласности, реального разделения властей, существования

независимых СМИ и партий, децентрализации государственных структур); б)

экономические предпосылки: уровень благосостояния населения, фактическую

гарантированность экономической свободы граждан и организаций,

существование рынков товаров, капитала, труда); в) организационные условия:

организационная структура ИВ, квалификация служащих, эффективность системы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.