рефераты бесплатно

МЕНЮ


Административная ответственность юридических лиц

способствует то обстоятельство, что административно-правовые санкции, как

правило, являются относительно-определенными.

Например, штраф за продажу подлежащих маркировке товаров и продукции

без маркировки составляет в отношении юридических лиц — от 400 до 500 МРОТ

(ст. 15.12 КоАП).

Таким образом, уполномоченные органы и их должностные лица имеют

возможность выбора размера наказания с учетом содеянного, личности

виновного и характера правонарушения, допущенного юридическим лицом.

Согласно действующему законодательству административные наказания

характеризуются той особенностью, что их назначает широкий круг

государственных органов и должностных лиц. Административные наказания

применяются в единолично должностными лицами органов исполнительной власти

и судами (судьями).

С рассмотренной особенностью административного наказания тесно связан

и другой признак этой санкции. Она применяется в процессе специальной

деятельности соответствующих юрисдикционных органов и их должностных лиц по

разбирательству и разрешению дела об административном правонарушении.

Причем осуществляется это разбирательство в относительно простом порядке,

что обусловливается самой сущностью административного правонарушения.

Административные правонарушения часто настолько бесспорны и очевидны, что

одно и то же должностное лицо согласно закону и констатирует факт

нарушения, и принимает решение о назначении наказания, и даже тут же

приводит его в исполнение (например, взимая штраф на месте).

Но, несмотря на относительную простоту, порядок производства по делам

об административных правонарушениях призван обеспечить достижение истины по

каждому делу, законное и справедливое его решение. Применительно к

административному наказанию этот порядок его назначения является

административно-процессуальным, в рамках которого административные

наказания могут быть назначены полномочным органом виновному в совершении

административного правонарушения юридическому лицу, не находящемуся в его

непосредственном подчинении.

Применение административного наказания влечет для лица состояние

административной наказанности. Это обстоятельство приобретает особое

значение при решении вопроса о назначении административного наказания при

повторном, неоднократном, злостном, систематическом совершении

административного правонарушения в этот период.

Применение административного наказания в случае рецидива

административного правонарушения влечет наступление юридических последствий

двух видов:

1) рецидив может служить обстоятельством, отягчающим ответственность;

2) рецидив может выступать в качестве квалифицирующего признака

административного правонарушения.

КоАП (ст. 4.6) устанавливает, что состояние административной

наказанности продолжается в течение года со дня окончания исполнения

наказания и аннулируется по его истечении автоматически, т.е. без

специального решения или санкционирования какого-либо государственного

органа или должностного лица. Лицо после истечения этого срока считается не

подвергавшимся административному наказанию.

Назначение административных наказаний

Порядок назначения административного наказания лицу, виновному в

совершении административного правонарушения, урегулирован разделом IV КоАП.

Названный раздел посвящен основным правилам назначения административных

наказаний. В нем также, кроме общих правил назначения административных

наказаний, регламентируются обстоятельства, смягчающие и отягчающие

ответственность за административные правонарушения; исчисление сроков

административного наказания и сроков давности привлечения к

административной ответственности; порядок возмещения причиненного

административным правонарушением имущественного ущерба и морального вреда.

Наказание за административное правонарушение назначается в пределах,

установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за

совершенное правонарушение, в точном соответствии с КоАП, законодательными

актами субъектов РФ.

Общие правила наложения административных наказаний конкретизируют

принципы равенства перед законом, презумпции невиновности, законности,

индивидуализации ответственности с учетом характера правонарушения и

личности нарушителя.

Принцип равенства перед законом, означает, что лица, совершившие

административные правонарушения, равны перед законом. Юридические лица

подлежат административной ответственности независимо от места нахождения,

организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Из принципа презумпции невиновности следует, что лицо подлежит

административной ответственности только за те административные

правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении

которого ведется производство по делу об административном правонарушении,

считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке,

предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу

постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо,

привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою

невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к

административной ответственности, толкуются в его пользу.

Законность применительно к назначению административных наказаний

заключается в том, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающий дело

об административном правонарушении, может назначить виновному только то

наказание, которое установлено законодательным актом и только в пределах их

компетенции и санкции конкретной правовой нормы, предусматривающей

ответственность за административное правонарушение. При этом законность

назначения административного наказания обеспечивается рядом правовых

гарантий:

а) в КоАП закреплена система административных наказаний, за пределы

которой не может выйти ни один правоприменитель;

б) в каждой правовой норме (статье Кодекса) закреплены вид и размеры

наказаний;

в) за административное правонарушение может быть наложено из

предусмотренного санкцией правовой нормы ряда альтернативных наказаний

только одно основное административное наказание;

г) назначение административного наказания в рамках санкции

определяется компетенцией органа и должностным положением правоприменителя.

Законом устанавливается, какой орган и какого ранга должностное лицо

(руководитель, инспектор и т.д.) может назначить за определенное

правонарушение указанное наказание;

д) законом установлено правило, согласно которому за одно и то же

административное правонарушение на виновного может быть наложено только

одно основное либо основное и дополнительное наказания, установленные за

данное правонарушение. При этом не исключается сочетание мер

административной, дисциплинарной, материальной ответственности, если они

предусмотрены нормативными актами.

При применении мер административного принуждения не допускаются

решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

При назначении административного наказания юридическому лицу

учитываются характер совершенного им административного правонарушения,

имущественное и финансовое положение юридического лица, а также

обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административном

правонарушении, избирает прежде всего вид наказания, указанный в санкции

нормы. Особенно это важно при альтернативных санкциях, предусматривающих

возможность применения различных видов наказаний. Затем он определяет его

размер, но при этом не вправе превысить установленный санкцией нормы предел

или снизить его ниже минимума. Если же орган (должностное лицо) приходит к

выводу о нецелесообразности назначения наказания даже в минимальном в

рамках санкции размере, то при наличии установленных законом условий он

вправе освободить нарушителя от административной ответственности.

Особую роль при назначении обоснованного и справедливого

административного наказания играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие

ответственность за административные правонарушения.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность,

признаются: раскаяние виновного; предотвращение виновным вредных

последствий правонарушения; добровольное возмещение ущерба или устранение

причиненного вреда.

Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное

правонарушение, признаются: продолжение противоправного поведения, несмотря

на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное в течение

года совершение однородного правонарушения, за которое юридическое лицо уже

подвергалось административному наказанию; совершение правонарушения в

условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах.

Данные обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в случае,

если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака

административного правонарушения соответствующими нормами об

административной ответственности за совершение административного

правонарушения.

Перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность,

не может быть расширен юрисдикционными органами и их должностными лицами:

он является исчерпывающим, в отличие от перечня смягчающих обстоятельств.

При совершении одним юридическим лицом нескольких административных

правонарушений наказание назначается за каждое правонарушение в

отдельности. В то же время, если юридическое лицо совершило несколько

административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем

же органом (должностным лицом), наказание назначается в пределах только

одной санкции, установленной за более серьезное нарушение. В этом случае к

основному наказанию может быть присоединено одно из дополнительных

наказаний, предусмотренных статьями об ответственности за любое из

совершенных правонарушений.

При решении вопроса о привлечении правонарушителя к административной

ответственности учитываются давностные сроки назначения административного

наказания. Оно не может быть назначено позднее двух месяцев со дня

совершения проступка, а при длящихся правонарушениях — двух месяцев со дня

его обнаружения.

В соответствии со ст. 4.5 КоАП эти сроки не распространяются на

нарушения налогового, валютного, антимонопольного, экологического, о защите

прав потребителей, таможенного законодательства и на некоторые другие

случаи, когда предусмотрен годичный срок давности со дня совершения либо

обнаружения административного правонарушения.

КоАП определяет срок погашения административного наказания, т.е.

прекращения состояния административной наказанности нарушителя. Юридическое

лицо считается не подвергавшимся административному наказанию, если в

течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении

административного наказания не совершило нового административного

правонарушения со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями.

Следовательно, совершение этим лицом административного правонарушения за

пределами истекшего давностного срока для погашения административного

наказания не может рассматриваться как повторное и выступать отягчающим

ответственность обстоятельством.

Правила назначения административных наказаний предусматривают

обязательность для правонарушителя возместить причиненный или имущественный

ущерб и моральный вред.

Если в результате совершения административного правонарушения причинен

имущественный ущерб гражданину, предприятию, учреждению или организации, то

судья при решении вопроса о назначении наказания за административное

правонарушение при отсутствии спора вправе одновременно решить вопрос о

возмещении виновным имущественного ущерба.

Споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке

гражданского судопроизводства.

В случаях рассмотрения дела иным уполномоченным органом или

должностным лицом вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного

административным правонарушением, решается судом в порядке гражданского

судопроизводства.

2.3. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ,

ПРИМЕНЯЕМЫХ К ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ

Статья 3.2. КоАП устанавливает восемь видом наказаник, применяемых за

совершение административных правонарушений. Но, в силу специфики

ответственности юридических лиц, не все из содержащихся в названной статье

видов наказаний могут быть применены к юридическим лицам.

В отношении юридических лиц административное законодательство

устанавливает следующие виды административных наказаний:

1) предупреждение (п. 1 ч. 1 ст. 3.2.; ст. 3.4. КоАП);

2) административный штраф (п. 2 ч. 1 ст. 3.2., ст. 3.5. КоАП);

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного

правонарушения (п. 3 ч. 1 ст. 3.2., ст. 3.6. КоАП);

4) конфискация орудия совершения или предмета административного

правонарушения (п. 4 ч. 1 ст. 3.2., ст. 3.7. КоАП).

Административные наказания, названной выше статьи, устанавливаются

только КоАП. Однако законодательство предусматривает, такие виды

административных наказаний, как предупреждение и административный штраф,

могут вводиться и применяться на основании законов субъектов РФ об

административной ответственности, с соблюдением органичений, установленных

КоАП.

Данная система административных наказаний характеризуется рядом

особенностей.

Bo-первых, эта система является единственным законодательно

установленным перечнем административных наказаний, что позволяет обеспечить

единообразное понимание и применение данных средств правоохраны.

Во-вторых, иные виды административных наказаний, кроме указанных выше,

могут быть установлены только законодательными актами РФ и лишь в

соответствии с общими положениями и принципами законодательства об

административных правонарушениях.

В-третьих, она дифференцирует административные наказания на основные и

дополнительные (возмездное изъятие, конфискация), причем последние могут

устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и

дополнительного наказания; другие административные наказания могут

устанавливаться и применяться только в качестве основных.

Дополнительные наказания могут назначаться самостоятельно, а могут

только присоединяться к основным мерам наказания. За конкретное

административное правонарушение может быть назначено основное либо основное

и одно из дополнительных наказаний, указанных в санкции применяемой статьи

КоАП. Одновременное применение двух основных либо двух дополнительных

наказаний не допускается.

В-четвертых, эта система для юридических лиц включает наказания

морального характера (предупреждение) и денежные и имущественные наказания

(штраф, конфискация).

Рассмотрим подробнее перечисленые выше виды административных

наказаний, применяемых к юридическим лицам.

Предупреждение

Предупреждение применяется в отношении юридических лиц, совершивших

незначительные нарушения установленных правил, когда они не носят резко

выраженного антиобщественного характера.

Предупреждение может налагаться, если оно предусмотрено

соответствующей статьей КоАП или нормативного акта субъекта РФ,

устанавливающего административную ответственность.

Применение предупреждения к правонарушителю влечет для него

наступление определенных отрицательных последствий, обычно морального

характера. Вместе с тем КоАП (ст. 4.3) связывает с фактом повторного или

неоднократного применения к нарушителю предупреждения привлечение его к

более строгой ответственности.

Предупреждение является административным наказанием и может повлечь

наступление определенных правовых последствий только тогда, когда оно

вынесено в письменной форме или зафиксировано иным установленным способом в

решении должностного лица, привлекающего нарушителя к административной

ответственности.

От предупреждения как меры административного наказания нужно отличать

устные замечания, которые представляют собой средства убеждения и,

естественно, не являются административными наказаниями.

Административный штраф

Административный штраф — денежное наказание, назначаемое нарушителям

административно-правовых норм юрисдикционными органами или их полномочными

представителями в пределах, предусмотренных законодательством. Он

выражается в получении с нарушителя в доход государства определенной суммы

денежных средств.

Нормы административного права предусматривают штраф в двух формах:

1. с указанием пределов штрафа (относительно-определенная санкция);

2. с точным указанием размера штрафа (абсолютно-определенная санкция).

В подавляющем большинстве случаев нормативные акты устанавливают

относительно-определенные штрафные санкции, что позволяет при наложении

штрафа учитывать характер совершенного правонарушения, личность нарушителя,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.