рефераты бесплатно

МЕНЮ


Административная ответственность юридических лиц

дозволенные законом действия, обладает свойствами авторитетного и глубокого

воздействия на личность правонарушителя. При этом компетентный орган не

ограничивается тем, что негативно оценивает совершенное деяние.

Одновременно отрицательная оценка в виде порицания, осуждения, личного

упрека адресуется правонарушителю. Однако последний не только несет бремя

обязанности претерпевания, выслушивания данной оценки, он является

субъектом права на справедливую и объективную оценку с учетом всех

обстоятельств дела и того, что им самим было сказано по поводу случившегося

противоправного деяния.

В литературе по административному праву при характеристике

административной ответственности как формы реагирования государства на

противоправное деяние часто используется набор выражений типа: "юридическая

оценка проступка и личности правонарушителя" (А.В. Серегин), "отрицательная

оценка содеянного государством" (Д.Н. Бахрах, Л.Л. Попов, А.П. Шергин),

"осуждение соответствующих действий" (М. С. Студеникина) и т.д. K

сожалению, большинство авторов не выделяют "осуждение", "отрицательную

оценку" в самостоятельную форму реагирования компетентных органов на

деяние, запрещенное законом. Например, по мнению И. А. Галагана, Л. Л.

Попова и А.П. Шергина, в самом административном наказании содержится

государственное осуждение, порицание противоправного деяния и личности

правонарушителя[15].

На самостоятельный характер оценки в структуре ответственности в

отечественной юриспруденции указали в основном представители науки

уголовного права: в 20-х годах - А. А. Жижиленко, в 60-80-х годах - Б. В.

Здравомыслов, К.Ф. Тихонов, Н. А. Огурцов. В частности, А. А. Жижиленко

писал: "всякий акт возмездия выражает собой эту оценку. Самая же оценка

учиненного должна логически предшествовать такому воздействию, в котором

она выражается. Раньше, чем человек накажет или наградит кого-нибудь за что-

либо им учиненное, он должен оценить учиненное…[16]"

В производстве по делам об административных правонарушениях

"отрицательная оценка", выражаемая компетентным органом, реализуется

посредством ряда процессуальных действий, осуществляется непрерывно с

момента совершения правонарушения вплоть до прекращения принудительного

воздействия и находит отражение на всех стадиях производства. Наиболее

высокими "точками" оценивающего воздействия, возникающими в ходе развития

административно-процессуальных отношений, являются две: составление

протокола об административном правонарушении и вынесение постановления о

применении к виновному лицу административного взыскания.

Протокол (акт) об административном правонарушении является важнейшим

процессуальным документом, не только закрепляющим факт правонарушения и

служащим основанием для его рассмотрения компетентным органом, но и

содержащим предварительную отрицательную оценку деяния. Поэтому Д. Н.

Бахрах в известной степени справедливо называет протокол об

административном правонарушении обвинительным документом: он содержит

результаты проведенного расследования, а именно- личные данные о сущности

правонарушения и нарушителя[17]. Иначе говоря, содержание протокола должно

давать ясное представление о характере административного проступка и по

возможности правильно оценивать его с точки зрения закона. Виновное

(отвечающее) лицо знакомится с протоколом, т.е. с предъявленным ему

обвинением и дает объяснение по существу дела.

Постановление по делу представляет собой итог всей предшествующей

работы и содержит окончательную отрицательную оценку лица, привлеченного к

административной ответственности. В нем устанавливается виновность

правонарушителя и определяется административное наказание, которое

предусмотрено конкретной нормой за данное правонарушение. При определении

меры взыскания учитывается тяжесть совершенного проступка, положительные и

отрицательные стороны личности нарушителя, степень вины, смягчающие и

отягчающие обстоятельства, а также имущественное положение виновного.

Названные реквизиты свидетельствуют о том значении, какое имеет

отрицательная оценка, содержащаяся в постановлении по делу. Она

представляет собой резюме тех оценивающих воздействий, которым подвергался

правонарушитель с момента совершения правонарушения. Сила и глубина

воздействия данной отрицательной оценки возрастает в связи с тем, что

постановление по делу об административном правонарушении представляет собой

юридически властный акт, обязательный как для нарушителя, так и для

государственных органов, призванных его исполнять.

Назначение административного наказания. "Отрицательная оценка"

компетентного органа, содержащаяся в постановлении по делу об

административном правонарушении, материализуется в административном

наказании. Применение административного наказания к лицу, совершившему

административное правонарушение, образует завершающий элемент в структуре

административной ответственности.

Актом, на основании которого применяется административное наказание

является постановление по делу об административном правонарушении.

Постановление выносится по результатам рассмотрения компетентным органом

дела об административном правонарушении.

Ранее, Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (ст. 278)

устанавливалось, что постановление о наложении административного взыскания

подлежит исоплнению с моменты его вынесения.

В соответствии со ст. 31.1 КоАП постановление подлежит исполнению с

момента его вынесения, если специальными нормами не установлено иное.

Говоря по-другому, применение административного взыскания осуществляется

сразу после принятия постановления компетентным органом и вручения его

нарушителю. Суть этого заключается в практической реализации

административного взыскания, назначенного правонарушителю. Виновный субъект

подвергается штрафу, административному аресту, лишению специальных прав и

т.д.

В литературе по административному праву принято считать, что только в

процессе применения административного наказания лицо, совершившее

административный проступок, претерпевает "неблагоприятные последствия",

т.е. лишения и ограничения личного, морального или материального

характера[18]. Думается, что такой взгляд несколько вульгаризирует

процессуальную схему административной ответственности. Санкция (взыскание)

по объему - понятие более узкое, чем неблагоприятные последствия.

Определенные лишения и ограничения, а вместе с ними и "нормативные

переживания" начинаются для правонарушителя с момента совершения проступка

в процессе реализации первых структурных элементов административной

ответственности, ибо их реализация вносит некоторые изменения в его

правовые положения.

В применении административного наказания и в претерпевании его

виновным лицом ограничения и лишения принимают другие масштабы и

качественно иной характер: они выражаются в потере правонарушителем

конкретного социального блага (свободы, денежных средств, права управлять

транспортом и т.д.).

Орган, осуществляющий административную юрисдикцию, обладает не только

правом, но и обязанностью применять к административное наказание в

пределах, установленных нормами права, в точном соответствии с КоАП,

Налоговым кодексами и другими нормативными актами об административных

правонарушениях. Правонарушитель обязан претерпеть предусмотренное

законодательством и указанное в постановлении по делу административное

взыскание, однако имеет право на его корректное применение в соответствии с

установленными правилами и процедурами.

Резюмируя изложенное о структуре административной ответственности,

важно сказать следующее.

Административная ответственность не может быть понята только через

реакцию государства на административное правонарушение или только через

обязанности правонарушителя. Она является, как впрочем любая другая

ответственность, специфической совокупностью субъективных обязанностей и

правомочий правонарушителя. Наряду с конкретными ущербными обязанностями

эту совокупность составляет установленный объем особых процессуальных и

материальных правомочий, которые предусмотрены государством как гарантии в

процессе применения административного принуждения.

С учетом сказанного административную ответственность можно определить

как специфическое положение правонарушителя, который наряду с

претерпеванием административно-принудительных средств воздействия реализует

процессуальные права на дачу объяснения по существу нарушения, справедливую

и объективную оценку компетентным органом совершенного деяния и корректное

с правовой и моральной точек зрения применение к нему административного

наказания.

1.2. сравнительный анализ административной ответственности с другими видами

юридической отвественности

Как уже говорилось выше административная ответственность является

одним из видов юридической ответственности. При этом юридическую

ответственность можно определить с одной стороны как вид государственного

принуждения к исполнению требований права, связанный с возможностью

применения принудительной силы государства и выраженный в санкциях правовых

норм, а с другой стороны как предусмотренную нормами права обязанность

субъекта правонарушения претерпевать неблагоприятные последствия,

выраженные в лишении его определенных благ, таких как свобода,

имущественная независимость и т.д.

Понятие юридической ответственности может быть раскрыто посредстовм

анализа ее существенных признаков. Во-первых, юридическая ответственность –

это особое политико-правовое состояние. Именно понятие «состояние)

выступает родовым по отношению к этому понятию. Во-вторых, юридическая

овтетственность – это вид и мера государственного принуждения. Это

своеобразная негативная осуждающая реакци государства в отношении

противоправного поведения лица. Государство применяет к правонарушителю

указанные в законе лишения или ограничения личного или имущественного

характера, не считаясь с его желанием, принуждая его тем самым к исполнению

требований закона. Также, юридическая ответственность – это состояние, при

котором правонарушитель претерпевает неблагоприятные последствия, поскольку

она влечет за собой ограничения личного, организационного либо

имущественного характера. Признание субъекта права правонарушителем всегда

изменяет в сторону ухудшения его юридический статус (ограничение свободы,

издержки в материальном плане и др.).[19] Юридическая ответственность

возникает и реализуется только на основе и в пределах норм права и

определяется санкциями правовых норм, осуществляется в специальных

процессуальных формах, с соблюдением как национального

(внутригосударственного) права, так и международных норм.

По общему правилу юридическую ответственность разделяют по отраслевой

принадлежности. Таким образом, выделяют 4 вида юридической ответственности:

уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую.

Все перечисленные выше признаки юридической ответственности характерны

для всех ее разновидностей. Однако названные виды юридической

ответственности имеют свои особенности.

Административная ответственность – это вид юридической

ответственности, который заключается в применении уполномоченным органом

или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему

правонарушение. Административная ответственность наступает в том случае,

если правонарушение не влечет за собой уголовной ответственности в

соответствии с действующим законодательством. Этим административная

ответственность отличается, например, от дисциплинарной и гражданско-

правовой.

Административная ответственность обладает рядом характерных черт,

которые заключаются в следующем.

Во-первых, основанием административной ответственности является только

то правонарушение, за совершение которого предусмотрено административное

наказание. Порядок и основания применения административной ответственности

установлены КоАП.

Во-вторых, субъектами административной ответственности могут быть

физические (частные) и юридические лица, которые привлекаются к

ответственности за такие проступки как невыполнение или нарушение правил

дорожного движения, охраны природы и т.п. К административной

ответственности привлекаются также и должностные лица за противоправные

деяния, издание приказов, нарушающих законодательство, непринятие мер по

обеспечению выполнения правил подчиненными лицами и др. Вышеперечисленные

субъекты являются субъектами применения мер административных наказаний.

Физические лица привлекаются к административной ответственности по

достижении 16-летнего возраста.

Субъектом привлечения к ответственности выступает государство в лице

специально уполномоченных на то органов исполнительной власти и судов

(судей).

В третьих, административным законодательством за совершение

административных проступков предусмотрен исчерпывающий перечень наказаний

(ст. 3.2 КоАП).

Административное наказание применяется к правонарушителю в

соответствии с нормами, регламентирующими производство по делам об

административных правонарушениях, и устанавливается законом или подзаконным

актом.

В-четвертых, применение мер административной ответственности не влечет

за собой судимости и увольнения с работы.

В отличие от администратвиной дисциплинарная ответственность связана с

нарушением правил поведения, установленных различными положениями,

уставами, правилами, и заключается в наложении на лицо, совершившее

проступок, мер дисциплинарного взыскания властью руководителя, начальника.

В свою очередь дисциплинарная ответственность делится на два вида:

1 – общая дисциплинарная ответственность, которая устанавливается в

соответствии с нормами Трудового кодекса РФ и правилами внутреннего

трудового распорядка на предприятии или в учреждении;

2 – специальная дисциплинарная ответственность – в дисциплинарных уставах,

положениях и инструкциях.

Общая дисциплинарная ответственность предусматривает следующие виды

дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение (является крайней

мерой дисциплинарной ответственности) – ст. 192 Трудового кодекса РФ.

Трудовым кодексом также установлено, что федеральными законами, уставами и

положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть

предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.[20] Это уже будут

специальные меры дисциплинарной ответственности.

Специальная дисциплинарная ответственность применяется в сфере

деятельности таких структур как вооруженные силы, железнодорожный,

воздушный, водный транспорт, внутренние войска и др. Мерами данной

ответственности могут выступать: назначение вне очереди в наряд по службе,

понижение в воинском звании, лишение свидетельства на управление

определенным видом железнодорожного, водного транспорта и т.п. Например,

ст. 14 ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации»

установлены следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий

выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение.

Главной особенностью дисциплинарной ответственности является то, что

ее субъекты находятся в отношениях подчиненности. Лицо, совершившее

проступок, подчинено органу или лицу, применяющему меру дисциплинарного

воздействия. При этом субъектами дисциплинарной ответственности могут быть

только физические лица.

Гражданско-правовая ответственность, являясь разновидностью

юридической ответственности, вытекает из нарушения имущественных и личных

неимущественных прав граждан и организаций и состоит в применении к

правонарушителю невыгодных, отрицательных для него мер воздействия,

предусмотренных нормами гражданского, семейного законодательства.

В зависимости от оснований возникновения обязательств, в результате

которых возникает гражданская ответственность, выделяют 2 ее вида:

1) договорная ответственность – это ответственность должника перед

кредитором по обязательству, вытекающему из договора, вследствие

невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий данного договора;

2) внедоговорная ответственность, которая возникает в силу обязательств,

установленных нормами права.

Субъектами данного вида ответственности являются участники гражданских

правоотношений. Это могут быть индивидуальные субъекты: граждане РФ,

иностранные граждане, лица без гражданства (апатриды),- и коллективные

субъекты: юридические лица, муниципальные образования, субъекты РФ и др.

Гражданско-правовая ответственность наступает за нарушение гражданских

прав и преследует компенсационную цель и заключается в восстановлении

нарушенного права. Она носит, как правило, имущественный характер, т.е.

влечет за собой возмещение правонарушителем причиненного имущественного или

морального вреда. За гражданско-правовые деликты законом предусматриваются

следующие виды наказаний: возмещение убытков (реального ущерба,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.