Ответы на вопросы к ГЭ по ТГиП
Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, национальный, и
расовый, и иные подходы к сущности государства, в рамках которых
соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут
доминировать в политике конкретного государства.
Иначе говоря, сущность Г многоаспектна. Она не сводится только к классовым
и общесоциальным началам. Поэтому сущности Г в зависимости от исторических
условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.
9. Типы государства: различные подходы ***
Типология Г — это его специфическая классификация, проводимая в основном
с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.
В рамках первого главным критерием выступают социально-экономические
признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип
производственных отношений) является, по мнению представителей данного
подхода (Маркса, Энгельса), решающим фактором общественного развития,
который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: Г- во
и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие
типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный,
социалистический (в последнее время к ним добавляют у два: азиатский способ
производства и прафеодализм).
Достоинства данной типологии:
1) продуктивна сама идея делить Г на основе социально-экономических
факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;
2) она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития
государства.
Слабые стороны:
1) она во многом однолинейная, характеризуется излишней
запрограммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда
«вписывается» в начерченные для нее схемы;
2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные
и т.п.).
В рамках цивилизационного подхода основными критериями выступают духовные
признаки — культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. В
частности, по мнению одного из представителей данного подхода А. Тойнби,
цивилизация есть замытое и локальное состояние общества, отличающееся
общностью религиозных, национальных, географических и других признаков. В
зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую,
западную, православную и т.п.
достоинства данной типологии
1) выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях;
2) в связи с расширением количества духовных критериев, которые
характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более
«заземленная» типология государств.
Слабые стороны:
1) недооцениваются социально-экономические факторы;
2) по сути дела это типология не столько государства, сколько общества
10. Понятие и классификация функций Российского Г ***
Функции Г — это основные направления деятельности Г по решению стоящих
перед ним задач. Понятие функции Г не следует отождествлять с такими
понятиями, как
1) цели и задачи Г (если цель общества то, к чему стремится государство,
а задачи — цель и средства ее достижения, то функции лишь основные
направления деятельности Г по решению стоящих перед ним задач;
следовательно, цели и задачи определяют функции);
2) функции отдельных его органов (в отличие от функций многочисленных
государственных органов, специально предназначенных для определенного вида
деятельности, функции Г охватывают его деятельность в целом, в них находит
выражение социальная ценность и сущность государства, их осуществлению
подчинена работа всего государственного аппарата и каждого органа в
отдельности).
В зависимости от продолжительности действия функции Г классифицируются на
постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные
(прекращают свои действие с решением определенной задачи, как правило,
имеющей чрезвычайный характер); в зависимости от значения — на основные и
неосновные; в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они
осуществляются, — на внутренние и внешние.
К внутренним функциям современного Российского Г можно отнести следующие:
1. охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка;
2. Экономическая;
3. налогообложения;
4. социальной защиты;
5. Экологическая; 6)культурная.
К внешним функциям современного Российского Г mожho отнести следующие:
1. оборона страны;
2. поддержание мирового порядка;
3. сотрудничество с другими государствами и т.п.
11. Характеристика основных внутренних функций к Российского Г ***
Внутренние функции Г — это основные направления деятельности Г по
выполнению стоящих перед ним внутренних задач.
К внутренним функциям современного Российского Г можно отнести следующие:
1) функцию охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения
правопорядка (это деятельность государства, направленная на защиту
интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2
Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы являются
высшей ценностью»);
2) экономическую функцию (здесь весьма важен вопрос о пределах
вмешательства Г в экономическую сферу, о методах государственного
управления экономическими отношениями; если| в условиях административной
системы управления экономика регулируется преимущественно директивами, то в
условиях рыночных отношений — прежде всего экономическими методами, т.е.
посредством налогов, кредитов, льгот и т.д.);
3) функцию налогообложения (в современных условиях налог становится
главным методом новой системы управления, универсальным регулятором,
который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, и
в юридической, и во внешнеполитической и т.п.);
4) функцию социальной защиты (прежде всего речь идет об обеспечении
нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных
объективных причин не может полноценно трудиться — об инвалидах,
пенсионерах, студентах и др.; кроме тою. Г- во призвано поддерживать
жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт и т.п.);
5) экологическую функцию (с помощью законодательства Г- во устанавливает
правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими
гражданами по обеспечению нормальной среды обитания и т.д.);
6) культурную функцию (содержание ее сегодня составляет разносторонняя
государственная поддержка развития культуры — литературы, искусства,
театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и
пр., хотя и осуществляемая в недостаточном объеме).
12. Характеристика основных внешних функций Российского Г ***
Внешние функции Г — это основные направления деятельности Г по
выполнению стоящих перед ним внешних задач. Их выполнение обеспечивает
полноправное существование Г в современном мире, который все больше
становится взаимозависимым.
К внешним функциям современного Российского Г можно отнести следующие:
1) функцию обороны страны (базируется на принципе поддержания достаточного
уровня обороноспособности общества, отвечающего) требованиям его
национальной безопасности, предназначается защиты суверенитета и
территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным
интересам России вооруженных конфликтов);
2) функцию поддержания мирового порядка (это деятельность Российского Г
по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного
оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия
массового уничтожения и новейших военных технологий, участию в
урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов);
3) функцию сотрудничества с другими государствами (это разнообразная
деятельность государства, направленная на установление и развитие
экономических, политических, культурных и иных отношений, гармонично
сочетающих интересы данного Г с интересами других государств) и т.п.
Внешняя деятельность государств (в том числе и России) в современных
условиях будет эффективной и плодотворной лишь тогда, когда она будет
базироваться на международно-правовых актах с общеобязательным учетом
национальных, социально-экономических, культурных и иных особенностей и
интересов всех народов, входящих в мировое сообщество.
13. Формы и методы осуществления функций Г ***
Формы осуществления функций Г — это однородная деятельность органов
государства, посредством которой реализуются его функции.
Выделяют правовые и организационные формы. Первые в отличие от последних
есть однородная деятельность органов государства, связанная с принятием
правовых актов и влекущая юридические последствия.
К правовым формам относят:
1.Правотворческую (деятельность по подготовке и изданию нормативных
актов);
2. Правоприменительную (деятельность по реализации нормативных актов путем
принятия актов применения права, это повседневная работа по выполнению
законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера);
3.Правоохранительную (деятельность по защите прав и свобод человека и
гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической
ответственности виновных лиц и т.п.).
К организационным формам относят:
1) организационно-регламентирующую (текущая работа определенных структур
по обеспечению функционирования органов государства, связанная с
подготовкой проектов документов, организацией выборов и т.п.);
2) организационно-хозяйственную (оперативно-техническая и хозяйственная
работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением и т.д.);
3) организационно-идеологическую (повседневная воспитательная работа по
идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства,
связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием
общественного мнения
Методы осуществления функций Г — это способы и приемы, с помощью которых
органы Г реализуют его функции. Среди подобных методов выделяют: убеждение
и принуждение, поощрение и наказание и т.д.
14. Понятие и элементы формы Г ***
Форма Г — это способ организации политической власти, охватывающий форму
правления, форму государственного устройства и политический режим.
Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос: н чем
заключается главное, закономерное, определяющее в государстве, то категория
«форма государства» — кто и как правит в обществе, как устроены и действуют
в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной
территории, каким образом оно связано через различные территориальные и
политические образования с государством в целом, как осуществляется
политическая власть, с помощью каких методов, приемов.
Форма Г — это его строение, на которое влияют как социально-экономические
факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и
религиозные особенное ти, культурный уровень развития общества и т.п.
Элементами формы Г выступают:
1) форма правления (характеризует порядок образования и организации высших
органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и
населением; в зависимости от особенности формы правления Г подразделяются
на монархические и республиканские);
2) форма государственного устройства (отражает территориальную структуру
государства, соотношение между государством в целом и его составными
территориальными единицами; по форме государственного устройства Г делятся
на унитарные, федеративные и конфедеративные);
3) политический (государственный) режим (представляет собой систему
методов, способов и средств осуществления государственной власти; в
зависимости от особенностей набора данных приеме государственного
властвования различают демократический и антидемократический политические
(государственные) режимы).
15. Формы государственного правления ***
Форма государственного правления — это элемент формы государства,
характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок
образования ее органов и их взаимоотношения с населением.
По формам правления Г подразделяются на монархии и республики.
Признаки монархии:
1) власть передается по наследству;
2) Осуществляется бессрочно;
3) не зависит от населения.
Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные
учреждения народа и в которых единственным носителем суверенитета Г
является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи
феодализма, из современных — Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными, в
которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие
государственные органы, ограничивающие власть главы Г (речь идет, в
частности, об Англии, Японии, Испании, Швеции, Норвегии и т.п.).
Признаки республики:
1)выборность власти;
2)Прочность;
3)Зависимость от избирателей.
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и
подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и
смешанные. В президентских республиках (СШA, Сирия) именно президент
выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия) — парламент, в
смешанных (Франция, Финляндия) — совместно президент и парламент -
16. Соотношение тина и формы Г ***
Понятие «тип государства» будет использоваться с позиции формационного
подхода, под понятием же «форма государства» будет пониматься по сути дела
форма правления.
Тип Г — это совокупность существенных признаков, свойственных
государствам единой общественно-экономической формации.
С одной стороны, Г каждого типа облекаются во множество форм — в рамках
одного исторического типа встречаются различные формы государства. В
частности, для рабовладельческого типа были характерны монархии
(древневосточные деспотии -Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия;
древнеримская империя и республики (аристократические, например Римская в
период с VI по I в. до н.э., и демократические, например Афинское
государство). для феодального типа — монархии (раннефеодальная, монархия
периода феодальной раздробленности, сословно-представительная, абсолютная)
и городские республики (Венеция, Генуя, Новгород, Псков и др.); для
буржуазного типа — демократические республики. (парламентские,
президентские, смешанные) и конституционные (ограниченные) монархии, для
социалистического типа — Парижская Коммуна, советские республики и
республики народной демократии.
С другой стороны, Г определенного исторического типа имеют некоторые
формы, присущие только им. Так, например, сословно-представительная
монархия — принадлежность только феодального Г в известный период его
развития, а парламентская монархия и демократическая республика свойственны
буржуазному типу государства.
Г каждого данного типа не могут воплощаться в любые формы, т.е. и в
такие, которые явно противоречат их содержанию и не соответствуют их
экономической основе. Нельзя представить себе рабовладельческое Г- во в
форме ограниченной монархии или демократической республики с
общенациональными представительными учреждениями.
Конкретная форма Г предопределяется историческим типом государства. Но
кроме того, она зависит и от других уровней:
1) уровня экономического развития общества;
2) соотношения классовых сил;
3) Национальных и культурных традиций;
4) международной обстановки и т.п.
Следовательно, тип и форма Г соотносятся как содержание и форма, где
определяющую роль играет, естественно, содержание (т.е. тип государства).
17. Формы национально-государственного и административно-территориального
устройства ***
Форма национально-государственного и административно-территориального
устройства — это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю
структуру государства, способ его политического и территориального деления,
обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего Г с органами
его составных частей.
Различают следующие формы'.
1) унитарную (простое, единое государство, части которого являются
административно-территориальными единицами и не обладают признаками
государственного суверенитета; в нем существует единая система высших
органов и единая система законодательства, как, например, в Польше,
Франции);
2) федеративную (сложное, союзное государство, части которого являются
государственными образованиями и обладают в той или иной мере
государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем
наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством
существуют высшие органы и законодательство субъектов Федерации, как,
например, в России, США; федерации могут быть построены по территориальному
либо по национально-территориальному принципу);
3) конфедерацию (временный союз государств, образуемый для достижения
политических, военных, экономических и прочих целей). Конфедерация не
обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов
центральный государственный аппарат и отсутствует единая система
законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы,
но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь
координирующего свойства. Конфедерация представляет собой непрочные
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|