Ответы на вопросы к ГЭ по ТГиП
обеспечиваются компетентными (прежде всего гос. органами); - они выступают
властными по своему характеру документами.
В отличие от нормативного акта правоприменительный акт 1) применяется на
основе нормативного 2) конкретизирует норму права, содержащуюся в
нормативном акте, применительно к инд. ситуациям, отношениям 3) носит
персонифицированный (индивидуально-определенный) характер 4) не является
источником (формой) права и рассчитан только на однократное применение 5)
выступает юридическим фактом для возникновения, изменения и прекращения
соответствующих правоотношений.
80. Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и преодоления
Пробел в праве — это полное или частичное отсутствие в действующем
законодательстве необходимых юридических норм. Важно учитывать два условия
пробельности: 1) фактические обстоятельства должны находиться в сфере
правового регулирования; 2)должна отсутствовать конкретная норма права,
призванная регулировать данные фактические обстоятельства.
Существуют объективные и субъективные причины пробелов в праве. Они должны
своевременно устраняться и преодолеваться. Устранить пробел можно лишь с
помощью правотворческого процесса путем принятия новой нормы права.
Преодолеть пробел можно с помощью правоприменительного процесса, так как
здесь новых норм права не создается и правоприменитель вынужден всякий раз
восполнять отсутствующее нормативное предписание посредством аналогии
закона и аналогии права.
Аналогия закона — это решение конкретного юридического дела правовой
нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.
Аналогия права — это решение конкретного юридического дела на основе общих
принципов и смысла права. Данный способ преодоления пробелов возможен лишь
тогда, когда нет конкретной нормы, которая бы регулировала сходный случай.
Причем ее нет ни в данной отрасли, ни в смежной. При таком применении
важное значение приобретают принципы права (справедливость, равенство перед
законом дом и т.п.), которые, как правило, устанавливаются в конституции.
Поэтому правоприменитель, ориентируясь во многом на собственное
правосознание и мотивируя решение по делу, может ссылаться на конкретные
конституционные статьи. В уголовном и административном праве аналогия
исключается.
81. Юридические коллизии и способы их разрешения
Юридические коллизии — это противоречия между правовыми актами,
регулирующими одни и те же общественные отношения. Они вносят в правовую
систему несогласованность, дефектность, создают неудобства в
правоприменительной практике, затрудняют и пользование законодательством.
Можно выделить объективные причины коллизий (например, в условиях
отставания права от более динамичных общественных отношений одни нормы
устаревают, другие появляются, не всегда отменяя прежние и действуя
зачастую одновременно с ними) и субъективные (недостаток опыта
законодателя, низкое качество законов, непоследовательная систематизация
нормативных актов).
Виды коллизий: 1) между Конституцией и всеми иными актами (разрешается в
пользу Конституции); 2) между законами и подзаконными актами (разрешается в
пользу законов как актов большей юридической силы); 3) между
общефедеральными актами и актами субъектов Федерации:( — если последний
принят в пределах ведения, то в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ
действует именно он, — если последний принят вне пределов своего ведения,
то действует общефедеральный акт;) 4) между актами одного и того же органа,
но изданные в разное время (применяется акт позже принятый); 5) между
актами, принятыми разными органами (применяется акт, обладающий более
высокой юридической силой); 6) между общим и специальным актом: (— если они
приняты одним органом, то применяется последний; — если они приняты разными
органами, то действует первый.)
Возможные способы разрешения коллизий: 1) принятие нового акта; 2)
отмена старого акта;3) внесение изменений в действующие акты;4)
систематизация законодательства;5) референдумы; 6) деятельность судов
(прежде всего Конституционного Суда РФ); 7) переговорный процесс через
согласительные комиссии; 8) толкование и др.
82. Толкование норм права: понятие и виды по субъектам
Толкование норм права — это деятельность, направленная на выявление
содержания юридических норм. В процессе толкования уясняются смысл
нормативного предписания, его социальная направленность, место в системе
правового регулирования и т.п. Толкование необходимо в связи с
абстрактностью юридических норм, специальной терминологией, дефектностью
Деятельность по толкованию правовых норм имеет своей целью правильное и
единообразное понимание юридических предписаний, правильное и единообразное
применение.
Толкование состоит из двух сторон: 1) — уяснение (для себя);2) —
разъяснение (для других).
В зависимости от субъектов толкование подразделяют:1)— на официальное
(дается уполномоченными на то субъектами, держится в специальном акте,
влечет юридические последствия); 2)— на неофициальное (не имеет юридически
обязательного значения и лишено властной силы).
Официальное толкование бывает нормативным (распространяется на большой
круг лиц и случаев) и казуальным (обязательно только для данного
конкретного случая). В свою очередь нормативное толкование классифицируется
на аутентичное (дается тем же органом, который издал нормативный акт) и
легальное (исходит от уполномоченных на то субъектов).
Неофициальное толкование бывает: 1) обыденным (не требует специальных
познаний и дается любым гражданином) 2) профессиональным (дают юристы); 3)
доктринальным (научное разъяснение юридических норм).
Толкование-уяснение достигается при помощи определенных способов:
грамматического (филологического); логического; систематического; историко-
политического; специально-юридического; функционального.
Грамматический состоит прежде всего в определении смысла отдельных слов,
установлении лексической связи между ними. Историко-политический
(толкование с помощью анализа конкретных исторических и политических
условий) состоит в выяснении общественных условий, экономических,
социальных, политических и иных факторов, вызвавших к жизни данную правовую
норму, а также анализе целей и задач, которые решает государство
посредством введения ее в действие. Систематический способ предполагает
сопоставление правовой нормы с иными нормами данной отрасли права, а также
с нормами других отраслей, регулирующих это общественное отношение.
Идеологический (толкование с помощью установления целей принятия
нормативного акта); Специально-юридический (толкование с помощью раскрытия
содержания юридических терминов, используемых в законодательством).
Результаты толкования могут быть различными в зависимости от »щения текста
и действительного содержания юридических Исходя из этого соотношения
различают три вида толкования: 1)буквальное (возможно тогда, когда
действительный смысл права и ее текстуальное выражение совпадают);2)
ограничительное (применяется тогда, когда действительный нормы права уже ее
текстуального выражения); 3) распространительное (применяется тогда, когда
действительный смысл нормы права шире ее текстуального выражения).
83. Способы и объем, толкования правовых норм
Способы толкования — это совокупность приемов и средств, направленных на
установление содержания правовых норм. Толкование-уяснение достигается при
помощи определенных способов: грамматического (филологического);
логического; систематического; историко-политического; специально-
юридического; функционального.
Грамматический состоит прежде всего в определении смысла отдельных слов,
установлении лексической связи между ними. Историко-политический
(толкование с помощью анализа конкретных исторических и политических
условий) состоит в выяснении общественных условий, экономических,
социальных, политических и иных факторов, вызвавших к жизни данную правовую
норму, а также анализе целей и задач, которые решает государство
посредством введения ее в действие. Систематический способ предполагает
сопоставление правовой нормы с иными нормами данной отрасли права, а также
с нормами других отраслей, регулирующих это общественное отношение.
Идеологический (толкование с помощью установления целей принятия
нормативного акта); Специально-юридический (толкование с помощью раскрытия
содержания юридических терминов, используемых в законодательством).
84. Акты толкования права: понятие, особенности, виды
Акт толкования права — это такой правовой акт, который состоит в
разъяснение смысла юридических норм. Особенности актов толкования права:1)
представляют собой разъяснение смысла юридических норм;2) содержат
конкретизирующие, а не нормативные предписания;3) не имеют самостоятельного
значения и действуют в единстве с теми нормами, которые толкуют; 4) не
являются формой и источником права.
В юридической литературе различают следующие виды актов толкования права:
1) в зависимости от типов официального толкования они подразделяются на
акты нормативного (аутентичные и легальные) и казуального толкования; 2) в
зависимости от органов, дающих толкование, — на акты органов
государственной власти, управления, судебных и прокурорских органов и т.п.;
3) в зависимости от предмета правового регулирования — на акты толкования
уголовного права, административного, гражданского и т.д.; 4) в зависимости
от характера — на материальные и процессуальные акты; 5) в зависимости от
формы — на указы, постановления, приказы, инструкции и т.п.; 6) в
зависимости от юридической природы различают интерпретационные акты
правотворчества и интерпретационные акты правоприменения.
85. Юридическая практика
Юридическая практика — это деятельность компетентных субъектов по принятию
(толкованию, применению и т.д.) юридических предписаний, взятая в единстве
с накопленным социально-правовым опытом.
Выделяют три точки зрения на понятие «юридическая практики:1) это
юридическая деятельность; 2) — это социально-правовой опыт; 3) это
юридическая деятельность с социально-правовым опытом.. Признаки юридической
практики:1) строится на основе норм права;2) представляет собой составную
часть правовой культуры общества 3) интегрирует правовую систему; 4)
порождает соответствующие юридические последствия.
Структура юридической практики:
1)юридическая деятельность (динамическая сторона), элементом удержания
которой выступают ее объекты, субъекты и участники; 2) юридические действия
и операции, средства и способы их осуществления, принятые решения и
результаты действий; 3) социально-правовой опыт (статическая сторона),
который в качестве элемента включает правоположения, выработанные в ходе
многолетней практики предписания общего характера, аккумулирующие социально
ценные и стабильные стороны конкретной юридической деятельности.
Функциями юридической практики являются сигнально-информационная и
конкретизирующая. стороны юридической практики:
В зависимости от характера, способа преобразования общественных отношений
она бывает:1) правотворческой; 2)правоприменительной;3)интерпретационной;
В зависимости от субъектов: 1) законодательной; 2) исполнительной;3)
судебной; 4) следственной;5) нотариальной и т.п.
В зависимости от функциональной роли: 1)регулятивной;2)охранительной.
86. Правомерное поведение: понятие и виды
Правомерное поведение — это деяние субъектов, соответствующее нормам права
и социально полезным целям. Признаки правомерного поведения:1) находится в
установленных законодательством рамках (формальный аспект); 2) социально
полезно, не противоречит общественным интересам и целям, что составляет его
объективную сторону (содержательный аспект); 3) является осознанным, что
составляет его субъективную сторону.
Правомерное поведение по степени социальной значимости подразделяется: 1)
на необходимое (служба в армии); 2) желательное (научное художественное
творчества); 3) допустимое (отправление религиозных культов).
Наиболее распространена классификация правомерного поведения в зависимости
от его мотивов (субъективной стороны), в соответствии с которыми оно
подразделяется: 1) на социально-активное (это высшая форма правомерного
поведения, выражающаяся в высоком уровне правосознания и правовой культуры,
ответственности и добровольности. Здесь субъект действует не из-за страха
перед наказанием и не из-за поощрения, а на основе убеждения в
необходимости и целесообразности правомерного поведения. Этот вид поведения
наиболее социально значим, ибо связан с реализацией не только личного, но и
общественного прогресса, с борьбой за реальное утверждение в жизни
принципов права, законности, порядка); 2)униформистское (это деяние,
основанное на подчинении правовым предписаниям без их глубокого и
всестороннего осознания); 3) маргинальное (это деяние, которое тоже
соответствует правовым предписаниям, но совершается под воздействием
государственного принуждения, из-за страха перед наказанием).
87. Понятие, признаки и виды правонарушений
Правонарушение — это виновное, противоправное, общественно опасное деяние
лица, причиняющее вред интересам общества, гос-ва и личности. Признаки
правонарушения:1) деяние (действие или бездействие);2) вина; 3)
противоправность;4) вредный результат;5) причинная связь между деянием и
вредным результатом; 6) юридическая ответственность.
В зависимости от их социальной опасности (вредности) все правонарушения
подразделяются на преступления и проступки. Преступления (уголовные
правонарушения) отличаются максимальной степенью общественной вредности,
посягают на наиболее социально значимые интересы, охраняемые от
посягательств уголовным законодательством. В отличие от иных видов
правонарушений перечень преступных деяний, предусмотренных уголовным
законом, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Проступки отличаются меньшей степенью социальной опасности (вредности),
совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты
посягательства и юридические последствия.
В свою очередь проступки классифицируются: на гражданские
(правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и личных неимущественных
отношений, выражающиеся в нанесении организациям или отдельным гражданам
имущественного вреда, состоящего в неисполнении обязательств по договору, в
распространении сведений, порочащих честь и достоинство гражданина);
административные (правонарушения, посягающие на установленный законом
общественный порядок, на отношения в области исполнительно-распорядительной
деятельности органов государства, не связанные с осуществлением служебных
обязанностей); дисциплинарные (правонарушения, которые совершаются в сфере
трудовых отношений и посягают на внутренний распорядок деятельности
предприятий, учреждений и организаций); процессуальные (правонарушения,
посягающие на установленные законом процедуры осуществления правосудия,
например неявка свидетеля в суд).
88. Юридический состав правонарушения
Юридический состав правонарушения — это система признаков правонарушения,
необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности. В
юридический состав входят:1) субъект правонарушения (праводееспособное
физическое лицо или социальная организация, совершившие данное деяние); 2)
обьект правонарушения (это то, на что посягает правонарушение , родовым
объектом выступают общественные отношения, видовым -жизнь, здоровье, честь,
имущество и т.п.); 3) субъективная сторона правонарушения (совокупность
признаков, характеризующих субъективное отношение лица к своему деянию и
его последствиям. Здесь главной категорией выступает вина, - психическое
отношение лица к совершенно-противоправному деянию. Выделяют две формы вины
— умысел и неосторожность . Умысел может быть прямым, когда лицо сознает
общественно опасный характер своих деяний, предвидит возможность или
неизбежность наступления вредных последствий, желает их наступления; и
косвенным, когда лицо сознает общественно опасный характер деяний,
предвидит возможность наступления вредных последствий,-не желает, но
сознательно допускает наступление указанных последствий либо относится к
ним безразлично. Неосторожность тоже имеет две формы — легкомыслие, когда
лицо предвидит общественно вредные последствия своего поведения, но без
достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на возможность его
предотвращения; и небрежность, когда лицо не предвидит общественно вредные
последствия своего поведения, хотя при необходимой внимательности и
предусмотрительности должно и могло их предвидеть); 4) объективная сторона
правонарушения — это совокупность внешних признаков, характеризующих данное
правонарушение, к которым относят: 1)деяние;2) противоправность (формальный
аспект); 3) |вредный результат (содержательный аспект); 4) |причинная связь
между деянием и вредным результатом (вредный результат должен быть
следствием, а само поведение — причиной именно этого результата).
89. Понятие, признаки и основания юридической ответственности
Юридическая ответственность есть необходимость лица подвергнуться мерам
государственного принуждения за совершенное им правонарушение
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|