рефераты бесплатно

МЕНЮ


Ответы на вопросы к ГЭ по ТГиП

Ответы на вопросы к ГЭ по ТГиП

l. Предмет и метод ТГиП**

Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается

изучаемая ею сторона объективной действительности. Предметом ТГиПвыступают

наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования Г

и права, а также система основных понятий юриспруденции.

Данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не

конкретного Г и права, а государственности вообще, а также понятия,

которые пронизывают собой всю юриспруденцию (норма права, правоотношение,

субъект права, юридический факт и т.д.).

Специфика предмета ТГиПзаключается в том, что Г- во и право исследуются

во взаимосвязи как дополняющие друг друга социальные институты. Под

методом науки понимается совокупность приемов и способов, с помощью которых

постигается предмет, получаются знания. Все многообразие методов ТГиПможно

представить в виде следующей системы..

Всеобщие методы — это философские, мировоззренческие методы, выражающие

наиболее универсальные принципы мышления. Среди всеобщих можно выделить

метафизику (рассматривающую Г- во и право как вечные и неизменные

институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными

явлениями) и диалектику — материалистическую и идеалистическую; Последняя в

свою очередь может выступать как объективный либо субъективный идеализм.

Так, причины возникновения и сам факт существования Г и права объективный

идеализм связывают с божественной силой либо объективным разумом;

субъективный реализм — с сознанием человека, с согласованием воли людей,

материалистическая же диалектика — с социально-экономическими изменениями в

обществе (появлением частной собственности и и разделением общества на

антагонистические классы). С позиций материалистической диалектики всякое

явление (в том числе Г- во и право) рассматривается в развитии, в

конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями.

2. Общенаучные методы — это приемы, которые не охватывают всего научного

познания, а применяются лишь на отдельных его пах в отличие от всеобщих

методов. К числу общенаучных методов относят:

- анализ (условное разделение сложного государственно-правого явления на

отдельные части);

— синтез (изучение явления путем условного объединения его составных

частей);

— системный подход (ориентирует на раскрытие целостности объекта, на

выявление многообразных типов связей в нем);

— функциональный подход (ориентирует на выяснение функций одних социальных

явлений по отношению к другим) и др.

3. Частнонаучные методы — это приемы, которые выступают следствием

усвоения теорией Г и права научных достижений технических, естественных и

гуманитарных наук.

К ним относят:

— конкретно-социологический (позволяет с помощью анкетирования,

интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом

поведении субъектов в государственно-правовой сфере);

— статистический (позволяет получить количественные показатели того или

иного государственно-правового явления);

— кибернетический (позволяет с помощью системы понятий, законов и

технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления) и

другие методы.

Среди частнонаучных следует выделить два метода, которые относятся к

частноправовым, являющимся сугубо юридическими:

— формально-юридический (позволяет определить юридические понятия,

выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание

правовых предписаний и т.п.);

— сравнительно-правовой (позволяет сопоставить различные правовые системы

либо их отдельные элементы — законы, юридическую практику и т.д. в целях

выявления их общих и особенных свойств).

2. ТГиП в системе юридических и гуманитарных наук***

Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом,

весьма условно можно подразделить на три большие группы:

1) технические; 2) естественные; 3) гуманитарные.

Гуманитарные науки изучают общество, человека, социальные отношения и

институты.

Юридические науки — часть гуманитарных наук, поскольку Г- во и право

выступают социальными институтами. В свою очередь юридические науки можно

подразделить на следующие виды:

— теория Г и права;

— историко-правовые науки (история Г и права, история политических и

правовых учений);

— отраслевые юридические науки (конституционное, гражданское,

административное и другие отрасли права);

— прикладные науки (криминалистика, судебная медицина, судебная

психиатрия, правовая кибернетика и т.п.).

Теория Г и права, находясь в системе гуманитарных наyк, тесно

взаимодействует с философией, социологией, политологией и т.д. Так, с

помощью философии вырабатываются мировоззренческие позиции теории Г и

права, в результате чего последняя вооружается общей методологией познания

государственно-правовой действительности. В свою очередь ТГиПдает

конкретный материал для широких философских обобщений.

Место в системе юридических наук. Общность ТгиП и историко-правовых наук

состоит в том, что они рассматривают Г- во и право в целом, ЦВХбы не имеют

границ во времени в познавательной деятельности. Отличие выражается в том,

что историко-правовые науки изучают |процесс развития государственно-

правовых форм в хронологическом порядке (т.е. применяют преимущественно

исторический метод), теория же дает обобщение этих процессов, исследует

сущность Г и права, закономерности их функционирования и т.п. (т.е.

применяет преимущественно логический метод).

По отношению к отраслевым юридическим наукам ТгиП выступает как

обобщающая.: 1) изучает наиболее общие закономерности развития и

функционирования Г и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь

с определенной сферой общественных отношений с рамками соответствующей

отрасли права.2) ТгиП исследует общие для всех отраслевых наук проблемы

(нормы права, правоотношения, юридическую ответственность и т.д.).3) она

играет методологическую роль для юриспруденции.

Вместе с тем ТгиП формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми

науками, исходит из фактического материала, содержащегося в них.

Взаимодействие же ТгиП с прикладные науками в значительной мере является

опосредованным, осуществляемым через отраслевые науки.

Таким образом, особенности ТГиП науки состоят в том, что она является:

— гуманитарной, предмет которой составляют общественные явления — Г- во и

право (этим она отличается от технических и естественных наук);

— политико-юридической, изучающей такие социальные институты, которые

непосредственно относятся к государственно-правовой сфере общественной

жизни (этим она отличается от Других гуманитарных наук);

— теоретической, изучающей наиболее общие закономерности Г и права (этим

она отличается от других юридических наук).

4. Причины и формы возникновения государства***

Вопрос о происхождении Г является дискуссионным, ибо этнографическая и

историческая науки дают все новые знания об этих причинах. Причины

обсуждаются в различных теориях возникновения государства: в теологической

(божественная сила); в договорной (сила разума, сознания); в

психологической (факторы психики человека); в органической (биологические

факторы); в материалистической (социально-экономические факторы); в теории

насилия (военно-политические факторы) и т.д.

Формирование Г — длительный процесс, который у различных народов мира

протекал по-разному.

На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как «азиатский

способ производства» (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т.п.). Здесь

устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя —

земельная община, коллективная собственность и др. Первые государства,

возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, которые одновременно и

эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т.е. выступали

организаторами производства.

По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме,

рабовладельческое Г- во возникло в результате появления частной

собственности и раскола общества на классы.

Афины — это самая чистая, классическая форма возникновения государства,

поскольку Г- во возникает непосредственно из классовых противоположностей,

развивающихся внутри родового строя.

В Риме образование Г ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских

родов плебеев против римской родовой аристократии (патрициев).

Возникновение древнегерманского Г в значительной степени связано с

завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая

организация не была приспособлена. Ряд ученых придерживается такой точки

зрения, что Германия, Россия и некоторые другие Г возникли не как

феодальные (с классическими признаками подобной государственности—

закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как

прафеодальные (с соответствующими признаками — знать еще не имела крупной

частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и

собственность на землю).

5. Договорная теория происхождения Г ***

Договорная теория происхождения Г получила распространение в наиболее

логически завершенном виде в XVII— XVIII вв. в трудах Греция, Руссо,

Радищева и др.

По мнению представителей данной доктрины, Г- во возникает как продукт

сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди,

находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Г- во — это

рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу

которого они передают часть своей свободы, своей власти государству.

Изолированные же до происхождения Г индивиды превращаются в единый парод.

В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и

обязанностей и соответственно — ответственность за невыполнение последних.

Так, Г- во имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать

преступников и т.п., но обязано защищать свою территорию, права граждан, их

собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и

пр., в свою очередь они имеют право на защиту свободы и собственности, а в

случае злоупотребления правителями властью расторгнуть договор с ними даже

путем свержения. С одной стороны, договорная теория была крупным шагом

вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями

о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция

имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право

парода на свержение власти негодного правителя, вплоть до восстания.

С другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное,

идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе,

которое якобы па определенном этапе своего развития осознает необходимость

соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка в происхождении

государственности Объективных факторов (прежде всего социально-

экономических, военно-политических и пр.) и преувеличение в этом процессе

факторов субъективных.

6. Теория насилия по вопросу о происхождении Г ***

Теория насилия в наиболее логически завершенном виде возникла в XIX в. в

трудах Дюринга, Гумпловича, Каутского и др.

Причину происхождения государственности они видели не в экономических

отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-

политических факторах — насилии, порабощении одних племен другими. Для

управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения,

которым и стало государство.

По мнению представителей данной доктрины, Г- во — «естественно» (т.е.

путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над

другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных являются основой

возникновения экономического господства. В результате войн племена

перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных

в рабов.

Следовательно, Г- во — не итог внутреннего развития общества, а

навязанная ему извне сила.

С одной стороны, военно-политические факторы в образовании

государственности отвергать полностью нельзя. Исторический опыт

подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения

многих государств (например, древнегерманского).

С другой стороны, важно помнить, что степень использования насилия в этом

процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве

одной из причин возникновения Г наряду с иными. К тому же военно-

политические факторы в ряде регионов играли в основном вторичные роли,

уступая первенство социально-экономическим.

3. Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового

строя ***

Г- во — это организация политической власти, содействующая

преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых,

общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной

территории.

Г- во характеризуется следующими признаками, позволяющими отличить его от

социальной власти родового строя:

1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с

населением страны ( Г- во обязательно обладает аппаратом управления и

принуждения, ибо публичная власть — это чиновники, армия, полиция, а также

тюрьмы и другие учреждения);

2) система налогов, податей, займов (необходимы для содержания

государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и

занятых только управленческой деятельностью);

3) территориальное деление населения ( Г- во объединяет своей властью и

защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности

к какому-либо роду или племени);

4) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и

независимость в международных отношениях);

5) право ( Г- во не может существовать без права, так как последнее

юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее

легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций Г и

т.п.).

7. Государственная власть как особая разновидность социальной власти ***

Прежде чем характеризовать власть государственную, необходимо дать

определение социальной власти, под которой понимают присущее всякой

общности людей отношение господства и подчинения между субъектами,

опирающееся на принуждение. Социальная власть неотъемлема от любой

организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности

людей (рода, племени, семьи, общественной организации, партии, государства,

общества и т.п.); она — важнейшее средство функционирования социальных

структур и институтов.

Государственная власть представляет собой особую разновидность социальной

власти. Согласно одной точке зрения, государственная власть — более узкая

категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только

государством, но и другими звеньями политической системы общества:

партиями, общественными организациями и т.н. Согласно другой точке зрения,

понятие «политическая власть» тождественно понятию «государственная

власть», так как первая исходит от Г и реализуется не иначе, как при его

(прямом или косвенном) участии.

Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и

подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Характерные черты государственной власти:

1. распространяется на все общество;

2. носит публично-политический характер;

3. опирается на государственное принуждение;

4. осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.)

5. система налогов;

6. деление населения по территориальному признаку и др.

8. Понятие и сущность Г ***

Г- во — это организация политической власти, содействующая

преимущественному осуществлению конкретных интересов классовых,

общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной

территории. При рассмотрении сущности Г важно учитывать два аспекта

1) то, что любое Г- во есть организация политической власти (формальная

сторона);

2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

Можно выделить следующие подходы к сущности государства:

классовый, в рамках которого Г- во можно определить как организацию

политической власти экономически господствующего класса. (Здесь Г- во

используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом

интересов господствующегo класса. В этом случае первоочередное

удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать

сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном «снятии»

данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры. Общечеловеческие

интересы тоже присутствуют, но они отходят на второй план.);

— общесоциальный, в рамках которого Г- во можно определить как

организацию политической власти, создающую условия для компромисса

интересов различных классов и социальных групп (Здесь Г- во уже

используется в более широких целях как средство для обеспечения главным

образом общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов

и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой

метод, как компромисс.)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.