рефераты бесплатно

МЕНЮ


Билеты по теории государства и права 100

свободы граждан, т. е. исключается двоевластие и признается единственная

легитимность и высшая юридическая сила законов, издаваемых высшими органами

государственной власти.

Независимость государственной власти означает, что она сама и только

сама вправе принимать нормативные акты и обеспечивать конституционный

правопорядок. Никакие политические и иные силы не могут вмешиваться в

исключительное право каждого государственного органа действовать в пределах

своей конституционной компетенции. Эта самостоятельность государственной

власти обеспечивается отсутствием зависимости (политической, финансовой и

др.) государственных органов от кого бы то ни было внутри и вне пределов

государства.

Суверенитет государства — неотъемлемое свойство каждого государства.

Россия, находясь с 1922 г. в составе СССР, фактически утратила свой

суверенитет. Восстановление суверенитета РСФСР (это государство было

суверенным с 1917 г. по 1922 г.) было осуществлено 12 июня 1990 г., когда I

Съезд народных депутатов принял Декларацию о государственном суверенитете

РСФСР. Хотя в Декларации выражалась решимость создать демократическое

государство в составе обновленного СССР, очевидный смысл провозглашенного

суверенитета состоял в стремлении обеспечить свою независимость в первую

очередь по отношению к СССР. Подтверждение государственного суверенитета

было внесено в преамбулу действовавшей Конституции РСФСР.

Конституция 1993 г. содержит новые подходы к суверенитету государства.

За лаконичностью ст. 4 чувствуется обеспокоенность в связи с возникновением

центробежных тенденций и стремление обеспечить территориальную целостность

государства. Положение о государственном суверенитете следует сразу же за

статьей, в которой закреплен суверенитет народа, — этим подчеркивается их

неразрывная связь и исходное значение суверенитета народа. Суверенитет

Российской Федерации закрепляется в следующих трех положениях:

— суверенитет Российской Федерации распространяется на всю территорию;

— Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют

верховенство на всей территории России;

— Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность

всей территории.

Важный аспект суверенитета — неприкосновенность территории. Это

положение Конституции обращено вовне государства, оно призвано подчеркнуть

неприемлемость чьих бы то ни было притязаний на территорию России и

решимость защищать ее в случае нападения или демографической экспансии.

Сочетание принципов неприкосновенности и целостности означает, что

нарушение или притязание на территорию любого региона является тем самым

нарушением суверенитета Российской Федерации и влечет соответствующие меры

с ее стороны. Понятие территории Российской Федерации содержится в ст. 67

Конституции и включает территорию субъектов Федерации, внутренние воды и

территориальное море, воздушное пространство над ними. Суверенитет России

также распространяется на континентальный шельф и на исключительную

экономическую зону, однако, права и юрисдикция здесь определяются законом и

международным правом.

События 1990 - 1991 годов привели к распаду СССР и созданию

нового суверенного государства - Российской Федерации. Одна из

многочисленных сложных проблем, вставших перед новой Россией, - проблема

урегулирования отношений по поводу границ с некоторыми другими независимыми

государствами, которые прежде были членами Союза ССР. Сложность ее

порождается как некоторыми особенностями правового регулирования в

отношении границ, унаследованного Россией от СССР, так и довольно

значительной неопределенностью международно-правового института

правопреемства в том, что касается границ.

Гораздо сложнее обстоит дело с той частью границ, которая до распада

СССР была границей между союзными республиками. Ни населением, ни

руководством стран СНГ и России эта часть не воспринимается как «настоящая»

государственная граница, которая в восприятии советских людей всегда

должна быть «на замке». Появление такой границы между группами населения,

традиционно жившего одной жизнью, воспринимается как несправедливость.

Понятие справедливости играет в проблеме границ большую, чем в какой-

либо другой области, роль. Никакая граница не будет стабильной, если

народы, живущие по обе стороны, не считают границу справедливой.

В случае с границами независимых государств - бывших республик СССР -

справедливым может быть только такое решение, которое делает наличие

границы почти незаметным, то есть максимально сохраняет статус-кво.

Общепризнанный принцип нерушимости границ в данном случае предъявляет

определенные требования не только к делимитации границы, но и к ее режиму.

Относительно членства РСФСР в СССР в Декларации было сказано, что

Россия объединяется с другими республиками в Союз на основе договора (п.

6) и сохраняет за собой право свободного выхода из СССР (п. 7).

Очень важен пункт 11, где сказано, что на всей территории РСФСР

устанавливается республиканское гражданство РСФСР, причем за каждым

гражданином РСФСР сохраняется гражданство СССР.

Итак, налицо объявление о создании нового государства, обладающего

правами суверенитета на всей территории РСФСР и за ее пределами, со своим

населением и своим правопорядком.

Суверенное государство РСФСР не отрекается от прежней союзной

республики РСФСР, а берет на себя ее права - осуществлять суверенитет

многонационального народа, а также обязанности - обеспечить надлежащее

государственное управление на территории РСФСР, гарантировать права и

свободы проживающим на ней людям и т.д.

В то же время РСФСР дистанцируется от СССР и собирается или строить

свои отношения с Союзом на новой основе, или вовсе заменить его другой

организацией: Союз должен быть обновлен и действовать на основе союзного

договора и разработанного на его основе законодательства; от России ему

будут переданы лишь некоторые полномочия. Значит, «обновленный Союз» - это

уже будет не государство, поскольку он должен быть образован суверенными

государствами на основе договора.

Декларация о государственном суверенитете РСФСР стала актом

определения новой личности Российского государства, идентичной личности

союзной республики РСФСР и отдельной от личности СССР. Таким образом, по

отношению к РСФСР новая Россия является государством-продолжателем, а по

отношению к СССР - правопреемником, таким же как и остальные 14 республик.

Решение же Совета глав государств СИТО продолжении Россией членства СССР в

ООН н других международных организациях - это акт согласия других

правопреемников СССР на правопреемство России в отношении места СССР в

международных организациях.

Положение о том, что республики, входящие в состав Федерации, заявили

о своем суверенитете признано в Федеративном Договоре 1992 года,

декларировано в конституциях республик, других принципиальных документах.

Так, в Договоре о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании

полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и

органами государственной власти Республики Башкортостан (3 августа 1994 г.)

в первой же статье записано: "Республика Башкортостан — суверенное

государство в составе Российской Федерации".

В России, таким образом, сложилась ситуация, характерная сочетанием

двух суверенитетов в рамках одного государства. Это сочетание проявляется в

том, что суверенитет федеративного государства охватывает, покрывает собой

суверенитет входящих в него республик, тоже объявивших о своем

суверенитете. Иной раз такой подход напоминает известную русскую матрешку,

внутри которой помещается еще несколько матрешек меньшего размера. Сам по

себе такой подход вполне приемлем при условии, что им не нарушаются

исторически сложившееся государственное единство народов Российской

Федерации, целостность ее территорий.

Оставаясь суверенным государством, Российская Федерация в то же время

может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть

своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не

влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит

основам конституционного строя РФ.

После развала СССР, звучало немало красивых и романтичных слов:

свобода, демократия, а в автономных республиках – суверенитет. Последнее

слово чаще всего связывали с культурой, историей, восстановлением

исторической справедливости, воссозданием государственности.

Неореформаторы уверяли нас, что на базе РСФСР будет создано не

формальное, как было прежде, а реальное федеративное государство. Однако

действительность не внушает оптимизма и, скорее, убеждает в обратном.

Считается, что в РФ 89 субъектов. В это число входят и 9 национальных

округов, которые являются частью других субъектов Федерации – одного края и

семи областей.

Невольно возникает вопрос: а как же может быть так, чтобы часть

субъекта Федерации была равной этому и другим субъектам Федерации в

политических, экономических и юридических взаимоотношениях с федеральными

органами власти? Разве может быть часть целого равной целому? Обыкновенный

здравый смысл, как указывает Гаврилов В.П., автор статьи «Что разрушает

Россию?» (НГ-Регионы №11, 1998) подсказывает, что один субъект федерации не

может входить в состав другого и быть одновременно равным ему по статусу.

«Недостатки структуры РФ можно сгладить, если республики и автономные

округа будут иметь одинаковые права с другими субъектами Федерации – краями

и областями. Для этого у республик в составе РФ необходимо ограничить ряд

неправомерно переданных им прав и привилегий. Этот популярный шаг

обуславливается жизненной необходимостью, если мы действительно хотим

сохранить федерацию в нынешнем ее составе. В частности, необходимо отменить

право двойного гражданства – республики и РФ; право заниматься

внешнеэкономической деятельностью со странами, находящимися за пределами

Федерации; право распоряжения землей и другими природными ресурсами,

сохраняя право владения и пользования ими.

В развитых государствах с федеративным устройством основу

взаимоотношений федеральных властей с регионами определяют федеральная

Конституция и федеральное законодательство.

В связи с этим необходимо пересмотреть условия Федеративного договора

и двусторонних договоров и соглашений, заключенных между РФ и республиками.

А правильнее было бы вообще отказаться от практики заключения РФ договоров

и соглашений с регионами, так как они способствуют созданию ассимитричной

Федерации, которая не может быть прочной».

Взаимоотношения федеральных органов с регионами, как указывает В.П.

Гаврилов, необходимо строить на основе федеральной Конституции и специально

принимаемых Федеральным собранием законов.

По свидетельству Сергея Шахрая, инициаторами заключения договоров и

соглашений являются регионы. Однако, эта инициатива возникла из-за

непоследовательности и непредсказуемости поведения федерального Центра в

политической и социально-экономической сферах деятельности. Иначе говоря,

договоры и соглашения с регионами возникли как результат нестабильности,

провальности многих акций, предпринимавшихся федеральной исполнительной

властью, прежде всего, во внутренней политике, финансировании экономики

страны, социальной сфере, взаимодействии с регионами.

Суверенизация регионов, получившая начало в Федеративном договоре,

породила и другое негативное явление – множество законодательных актов

субъектов Федерации, которые противоречат и федеральным законам, и

Конституции.

В едином государстве верховенство федеральных законов и Конституции

должно быть незыблемым. Для его обеспечения имеется широкое поле

деятельности Конституционному суду РФ. Субъекты Федерации во избежание

развала страны просто обязаны привести свое законодательство в соответствие

с федеральным.

Между тем, исполнительные органы власти РФ сами нарушают федеральную

Конституцию и федеральные законы, не выполняют своих обязательств перед

регионами.

Установление степени государственного контроля над регионами является

необходимостью для функционирования стабильного, относительно однородного

государства. Модернизация России невозможна без учета составляющих ее

регионов. В модели безопасности региона, безусловно, важной является

проблема расширенной самостоятельности административно-территориальных

образований в решении местных вопросов при разумном сочетании интересов

региона и государства.

28. Конфедерация и иные государственные устройства: содружества,

сообщества, союзы.

Конфедерация — это союз суверенных государств, образуемый для

достижения определенных целей (военных экономических и др.). Здесь союзные

органы лишь координируют деятельность государств — членов конфедерации и

только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Значит,

конфедерация не обладает суверенитетом.

Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют

нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в

федерации. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г. были

объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против

британского владычества. Конфедерация стала ступенькой на пути создания

федеративного государства — США. А созданная в 1952 г. конфедерация Египта

и Сирии (Объединенная Арабская республика) распалась.

Мы считаем, что у данной формы все же есть будущее:

в конфедерацию могут объединиться бывшие республики СССР, Югославии,

Северная и Южная Корея.

В последние десятилетия появилась особая форма ассоциированного

государственного объединения. Примером тому является Европейское

Сообщество, уже вполне доказавшее свою жизнеспособность. Представляется,

что процесс современной европейской интеграции может привести от

содружества к конфедеративному государственному устройству, а от него — и к

федеративному всеевропейскому государству.

Содружество - весьма редкое, чем конфедерация, но тем не менее

организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих

признаков, определенной степенью однородности.. Объединяющие их признаки

могут касаться, во-первых, экономики (одинаковая форма собственности,

единая денежная единица и др.), права (уголовного, гражданского и пр.), в-

третьих, языка (например, у славянских стран СНГ), в-четвертых – культуры,

в-пятых – религии. Однако содружество – это не государство, а своеобразное

объединение независимых государств. В основе содружества могут лежать

межгосударственный договор, устав, декларация, иные юридические акты..

В этой связи следует отметить, что содружество как объединение

государств может иметь переходный характер. Оно может развиться в

конфедерацию и даже в федерацию, либо, наоборот, при нерешенности,

противоречивости интересов, целей государств, образовавших его, послужить

этапом окончательной дезинтеграции специфического союза государств.

Межгосударственные образования знают и такую форму, как сообщество

государств. В основе сообщества, как правило, лежит "межгосударственный

договор. Сообщество является еще одной своеобразной переходной формой к

государственной организации общества. Оно в большинстве случаев усиливает

интеграционные связи государств, входящих в сообщество, и эволюционирует в

сторону конфедеративного объединения (например, Европейские сообщества).

В сообщество могут входить ассоциированные члены — государства,

принимающие те или иные правила, действующиё в сообществе. Порядок

вступления в сообщество и выхода из него устанавливается членами

сообщества.

В сообществе может быть свой бюджет (формируемый из отчислений членов-

государств), надгосударственные органы.

Сообщество может иметь цель выровнять экономический и научно-

технический потенциал государств, входящих в него, объединить усилия этих

государств для достижения глобальных цепей, упростить таможенные, визовые и

иные барьеры, (вплоть до их отмены) и.т. д.

Надо подчеркнуть, что не следует федеративные и межгосударственные

объединения - конфедеративные, содружественные формы - понимать

догматически. В реальной жизни эти формы могут иметь самый широкий спектр,

давать, например, такие сочетания, как конфедеративно-федеративные, когда в

одних областях между государствами осуществляются федеративные, а в других

- конфедеративные связи. Или, например, давать сочетание унитарно-

федеративных государственных образований (например, Россия).

29. Форма государственного устройства современной России.

Территориальная организация государственной власти в России — одна из

острейших проблем государственного строительства. Она заключается в

нахождении и поддержании оптимального соотношения между деятельностью

федеральной власти по обеспечению территориальной целостности, единства

государства и стремлением регионов к большей самостоятельности.

Всякие перекосы здесь достаточно опасны. Безмерное усиление

федеральной власти, неправомерность ее действий в данной сфере — путь к

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.