Билеты по теории государства и права 100
все же практически и фактически важный элемент политической системы
общества, хотя в либерально-демократических системах такое положение
открыто не признается, а конституционно даже отвергается. (Например, ч.2
ст. 14 Конституции Российской Федерации гласит: «Религиозные объединения
отделены от государства и равны перед законом». Статья 1 Билля о правах США
гласит: «Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к
установлению религии или запрещающего свободное исповедание оной...».)
Вместе с тем и в таких системах отдельные политические контакты между
государством и церковью в конкретно-исторической обстановке являются
весьма интенсивными и значимыми.
45. Политическая система современного российского государства:
основные черты
Политическая система — это совокупность взаимодействующих между собой
норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и
действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и
государства. Основным назначением этого многомерного образования является
обеспечение целостности, единства действий людей в политике.
В литературе отмечается, что политическая система представляет собой
диалектическое единство четырех сторон:
1) институциональной (государство, политические партии, социально-
экономические и другие организации, образующие в совокупности политическую
организацию общества);
2) регулятивной (право, политические нормы и традиции, некоторые нормы
морали и т.д.);
3) функциональной (методы политической деятельности, составляющие
основу политического режима);
4) идеологической (политическое сознание, прежде всего господствующая
в данном обществе идеология).
Поддерживая такой подход к представлению о составе политической
системы, мы исходим из целесообразности выделения ее основных компонентов:
политических и правовых норм, политической структуры, политической
деятельности, политического сознания и политической культуры.
1. Политические и правовые нормы — сложившиеся или установленные
правила поведения, способы регуляции политических отношений, существующие и
действующие в виде конституций, кодексов, уставов, программ партий,
политических традиций и процедур. Политические нормы и возникающие на их
основе отношения называются политическими институтами.
2. Политическая структура — совокупность политических, государственных
организаций, институтов, учреждений и отношений между ними. Она выражает
собой стабильную, устойчивую сторону отношений, которые устанавливаются
между людьми в сфере политики. Это многообразие связей в принципе может
быть связано к двум основным типам: 1) сами действия, упорядоченные
отношения, регулируемые правовыми и иными правилами (гражданство, воинская
повинность, принадлежность к политическим партиям); 2) учреждения,
организации, которые характеризуются постоянством структуры и участия своих
членов, четко определенными задачами, для реализации которых они и
создаются (органы управления, политические партии, учебные заведения).
Ясно, что не все учреждения входят в политическую систему, и только
такие, которые берут на себя выполнение ее специфических функций в
сообществе. Если учреждение осуществляет властные функции, использует
механизм принуждения, то это учреждение называется органом. Особенность
государства именно в том и состоит, что оно представляет собой прежде всего
совокупность органов, осуществляющих властные управленческие функции в
обществе с четко выраженной иерархией, соподчинением, регламентацией своих
действий на основе правовых актов.
3. Политическая деятельность — разнообразные виды действий людей,
направленных на обеспечение функционирования, преобразование и защиту
системы осуществления политической власти в обществе.
4. Политическое сознание и политическая культура. Под политическим
сознанием имеется в виду многообразие проявлений духовности, отражающих
деятельность механизмов политической власти и направляющих поведение людей
в сфере политических отношении. В политическом сознании выделяются два
уровня организации: концептуальный— политические теории, доктрины,
программы, учения; обыденный — несистематизированные представления о
политике, традициях, нормах поведения.
Политическая культура — это система ценностей, политических идей,
символов, убеждений, принятых членами политической общности и используемых
для регуляции их деятельности и отношений. Единство, интеграция в сфере
политики возможны только при наличии духовной связи, благодаря которой люди
могут хотя бы просто понять друг друга.
46. Происхождение права.
Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны
причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного
общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем
между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые,
проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше,
правильные и справедливые и нередко назывались "право", "правда". Наиболее
ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками
права (обычным правом).
Цари (правители) ранних государств, продолжая общесоциальные традиции
обычного права, в своих законах пытались поддерживать начала социальной
справедливости:
ограничивали богатство, ростовщичество, закрепляли справедливые цены и
т.д. Это нашло отражение в древнейших правовых актах — законах Хаммурапи,
XII таблиц, реформах Солона. Правда, несомненно и то, что право с ранних
этапов своего развития наряду с выполнением общесоциальных функций играло
важную роль нормативно-классового регулятора, т.е. регламентировало
общественные отношения в интересах экономически господствующего класса.
Возникновение права — закономерное следствие усложнения общественных
взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов.
Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит,
появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах
общественных отношений.
В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных
источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания,
ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения
реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их
выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его
общественные лидеры, то в условиях государства это полиция, армия. Споры
разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями:
значительно ужесточаются меры наказания за посягательства против личности,
которые дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего —
свободного, раба, мужчины, женщины.
Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что
процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно,
при взаимном их влиянии друг на друга. Так, на Востоке, где очень велика
роль традиций, право возникает и развивается под воздействием религии и
нравственности, а основными его источниками становятся религиозные
положения (поучения) — Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и
т.д. В европейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное,
отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и
определенности законодательство и прецедентное право.
47. Общая характеристика социальных норм первобытного общества.
Социальные нормы, как отмечалось, были направлены на обеспечение
присваивающей экономики, гармоничного существования и воспроизводства
конкретных общин в природной среде. Так, одним из важных факторов такого
существования было закрепление той или иной территории, на которой они
перемещались, за соответствующей группой, кланом. Однако, если какая-либо
другая, как правило, родственная группа в силу природных условий не могла
пользоваться своей территорией (например, пересыхали источники), то ей
представлялась возможность жить и на территории другой группы.
В социальных нормах закреплялась и тотемная система (тотем —
идеализированное существо — покровитель отдельного члена группы или
Всей группы, как правило, вид животного или растения, которых нельзя
убивать и употреблять в пищу). Эта система выполняла функции экологического
регулятора, была, как упоминалось, своеобразной «Красной книгой».
Важнейшим вопросом существования человечества является его
воспроизводство как биологического вида. Для воспроизводства конкретных
групп, кланов необходимо было наличие в них определенного количества
женщин, детей. Социальные нормы регулировали в этой связи брачно-семейные
отношения, способы приобретения женщин в других группах, в том числе в
некоторых ситуациях и их похищение.
Словом, по содержанию нормы первобытного общества обеспечивали
социализацию жизни общин, кланов, групп, экологическое состояние и ряд
других необходимых условий жизнедеятельности присваивающих обществ.
Можно выделить три основных способа — запреты, дозволения и позитивное
обязывание (в зачаточной форме).
Запреты существовали главным образом в виде табу, т. е. в виде
подкрепленной религиозными верованиями недопустимости совершать те или иные
поступки. Например, недопустимость браков между кровными родственниками.
Люди очень давно догадались о биологическом, а следовательно и социальном
вреде кровнородственных связей и запрещали их под страхом тягчайших
наказаний уже на самых древних этапах своего существования. Эти запреты
инцестов (кровнородственных браков) «работали» на нормальное
воспроизводство общин, кланов, других групп. Вместе с тем следует
предостеречь от гиперболизации запретов инцестов как основной предпосылки
происхождения права — такие взгляды неожиданно появились в работах
некоторых отечественных философов и были затем подхвачены (а как же — новый
взгляд!) в работах и ряда теоретиков права.
Дело в том, что вред инцестов стихийно, а затем сознательно
человечество действительно осознало уже в глубокой древности, десятки тысяч
лет назад. Но право появилось лишь относительно недавно, на рубеже IV-111
тыс.до н.э.
Кроме того, известно, что существовали и правила, но уже в
раннеклассовых обществах, прямо предписывающие инцесты — например, в
государстве инков (инка вступал в брак с сестрой). По-видимому, в этих
правилах-исключениях реализовывалась идея сосредоточения и сохранения
государственной власти в руках одного семейства.
Дозволения (или разрешения) также определяли поведение человека или
объединений людей в присваивающей экономике, указывая^ например, на виды
животных и время охоты на них, на виды растений и сроки их сбора, а также
их плодов, выкапывания корней, на пользование той или иной территорией,
источниками воды, на допустимость добрачных половых связей (в некоторых
обществах) и т. д.
Дозволялось также охотиться и собирать пищу на отведенных участках;
отдавать для распределения среди членов общины и для подарков членам других
общин туши больших животных; распределять туши самим добытчикам согласно
установленному порядку; участвовать в коллективных акциях мщения за вред,
причиненный члену общины.
Запрещалось нарушать разделение функций в общине между мужчинами и
женщинами, взрослыми и детьми; запрещались убийства: телесные повреждения;
каннибализм; кровосмешение; колдовство (им могли
заниматься лишь специальные лица — колдуны); запрещалось похищение
женщин и детей; недозволенное применение оружия на стоянках; воровство;
нарушение правил супружеского союза, в том числе эквивалентности между
общинами при обмене женщинами для брака; систематическая ложь; нарушение
супружеской верности; соблазнение чужих жен и т. п.
Позитивное обязывание имело своей целью организовать необходимое
поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания
костров и поддержания огня, изготовления орудий, средств передвижения,
например лодок.
Однако все эти способы регулирования не были направлены на изменение
природных условий, на выделение человека из природы, а обеспечивали лишь
наиболее эффективные формы присвоения предметов природы и их переработки,
их приспособления для удовлетворения потребностей человека.
Социальные нормы присваивающей экономики находили свое выражения в
мифологических системах, в традициях, обычаях, ритуалах, обрядах и иных
формах.
48. Право в системе социального регулирования.
В самом общем плане социальное регулирование понимается как
имманентный обществу и определяющий социальный порядок процесс.
Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия
множества самых разнообразных факторов. В их числе выделяют следующие.
1. Так называемые стихийные регуляторы как непосредственное проявление
естественных законов природы общества. Факторы стихийного регулирования
носят естественный характер и могут выражаться в виде конкретных событий
общесоциального масштаба, явлений экономического порядка, феноменов
массового поведения и т.п. Это, например, увеличение продолжительности
жизни людей массовые сезонные заболевания, демографические процессы,
миграция населения, инфляционные ожидания и т.д. В своем стремлении к
порядку общество и государство стремятся взять под свой контроль данные
факторы, однако это удается далеко не всегда.
2. Социальные нормы как регуляторы, связанные с волей и сознанием
людей.
3. Акты индивидуального регулирования, выступающие в виде целевого,
адресного воздействия субъектов друг на друга.
Указанные факторы могут играть в обществе как стабилизирующую, так и
дестабилизирующую роль. Правда, в юридической литературе принято считать,
что стабилизация, упорядочение общественных отношений обеспечиваются
действием социальных норм и актов индивидуального регулирования, а действие
стихийных регуляторов выступает фактором дестабилизирующего влияния.
Однако, если в качестве основания оценки принять критерий устойчивого
функционирования общества, то все регулятивные факторы могут иметь и
позитивное, и негативное влияние. Вместе с тем функциональная
характеристика стабилизации, упорядочения общественных отношений должна
быть отнесена прежде всего к социальным нормам.
Для понимания природы действующих в обществе норм, оснований и правил
социального нормирования необходимо различать два смысла термина "норма".
Во-первых, норма есть естественное состояние некоторого объекта (процесса,
отношения, системы и т.д.), конституируемое его природой, — естественная
норма. Во-вторых, норма — это руководящее начало, правило поведения,
связанное с сознанием и волей людей, возникающее в процессе культурного
развития и социальной организации общества, — социальная норма.
Реально действующие в жизни людей нормы нельзя однозначно отнести к
естественным или социальным. Так, естественные нормы могут быть переведены
в систему технических правил (правила работы с техническими или природными
объектами), стать основанием социального нормирования (например,
установление срока признания отцовства после смерти супруга), а социальные
нормы — сформировать характер объекта, его качественное состояние.
3. Правила поведения, базирующиеся на естественных нормах или
складывающиеся в связи с их действием. Сюда относится большинство
социальных норм.
4. Правила поведения, содержание которых определяется не столько
естественной нормативностью, сколько целями и задачами, стоящими перед
обществом, или потребностями конкретной его сферы. Это некоторые
юридические процессуальные нормы, ритуалы и т.п.
При обсуждении роли права в системе социального нормативного
регулирования значение имеют нормы третьей и четвертой группы, в литературе
именно их принято квалифицировать как социальные нормы. Они не просто
существуют и действуют в обществе, а регулируют общественные отношения,
поведение людей, нормируют жизнь общества.
Социальным нормам присущи следующие признаки.
1. Они являются общими правилами. Это означает, что социальные нормы
устанавливают правила поведения в обществе, т. е. определяют, каким может
или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества. При
этом социальные нормы действуют непрерывно во времени, обладают
многократностью действия и обращены к неопределенному кругу лиц (не имеют
конкретного адресата).
2. Данные нормы возникают в связи с волевой, сознательной
деятельностью людей. Одни социальные нормы создаются в процессе целевой
деятельности, другие возникают в многократно повторяющихся актах поведения,
не отделяются от самого поведения и выступают как его образцы и стереотипы,
третьи формируются в виде принципов, закрепляющихся в общественном сознании
и т.д.
3. Названные нормы регламентируют формы социального взаимодействия
людей, т.е. направлены на регулирование общественных отношений, поведения в
обществе.
4. Они возникают в процессе исторического развития (как его фактор и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28
|