Билеты по теории государства и права 100
регулирования общественных связей и установления единого для всей страны
правопорядка. На этой почве сложились ранние концепции юридического
позитивизма (далее ЮП), для которых были характерны идеи верховенства
закона как источника права, отождествление правовых норм с предписаниями
государственной власти. ЮП пришел на смену доктринам естественного права,
господствовавшим в правовой мысли Западной Европы XVII — XVIII вв.
Начало теоретическому обоснованию ЮП положил английский юрист Джон
Остин (1790—1859), последователь утилитаризма И. Бентама. В 1832 г. он
опубликовал книгу «Определение предмета юриспруденции» — первую часть своих
лекций, прочитанных в Лондонском университете. Полностью его «Лекции по
юриспруденции. или философии позитивного права» были изданы посмертно, в
1863 г. Под влиянием работ Остина в правовой науке Англии и США
сформировалась школа. получившая название аналитической юриспруденции. К
ней принадлежали Э.Ч. Кларк, Т. Холланд, В. Маркой, Дж. Сальмонд, М. Амос и
др.
Предметом юриспруденции, по Остину. является позитивное право. Остин
не отрицал естественное право и оценочный подход к законам, действующим в
государстве, но вывел эти проблемы за рамки юридической науки. Согласно его
взглядам, существует несколько видов законов: а) божественные законы
(данный термин представлялся ему более точным, чем естественное право); б)
законы позитивной морали, основанные на мнениях (например, законы чести):
в) позитивные законы, установленные политической властью. Эти законы,
соответственно, изучают такие науки, как этика или деонтология (к ее
ведению относятся вопросы критики позитивных законов с точки зрения
божественного права), наука морали и юриспруденция. Задачу юридической
науки Остин видел в том, чтобы построить систему взаимосвязанных правовых
понятий — источника права, юридической обязанности, правонарушения, санкции
и т.д. — путем анализа их содержания и логического объема.
Остин стремился отделить правоведение от смежных областей знания,
исключить из юридической науки проблемы этико-философского порядка.
Юриспруденция, писал он, «имеет дело с позитивными законами, или законами в
строгом смысле слова, без рассмотрения того, хороши они или плохи».
Впоследствии эти идеи широко использовались сторонниками ЮП, выступавшими
за разграничение теории права и науки политики права как самостоятельных
юридических дисциплин.
По учению Остина. позитивное право состоит из императивных велений или
приказов суверенной государственной власти. Право есть «совокупность норм,
установленных политическими верхами». Его источник — воля суверена (в
Англии суверенитет принадлежит королю, пэрам и электорату палаты общин).
Как подчеркивал Остин. суверен не связан принятыми законами, так как в
любой момент может их изменить — в противном случае он не суверен.
Ограничениями государственной власти в действительности служат божественное
право и мораль. В концепции Остина были разработаны основы императивной
теории права, согласно которой законы государства обращены исключительно к
подвластным и не способны ограничить волю суверена. Международное право, по
этой теории, содержит лишь нормы морали, поскольку в нем нет императивных
предписаний.
В первой половине XIX в. идеи ЮП получили распространение во Франции,
где была проведена наиболее полная для того времени кодификация права.
Господствующее положение во французском правоведении занимали тогда
концепции экзегезов — комментаторов Кодекса Наполеона (А. Дюрантон. Ш.
Тулье, Ф. Лоран, Ш. Демоломб и др.). Отождествив право с законом, экзегезы
свели задачи юридической науки к формально-догматическому описанию и
комментированию действующего законодательства. Результатом их творчества
явились многотомные постатейные комментарии к Гражданскому кодексу (А.
Дюрантон написал «Курс французского права в последовательности статей
Гражданского кодекса» в 19 томах; I Ш. Демоломб — «Курс Кодекса
Наполеона» — 31 том). Экзегезы уделяли много внимания анализу правовых норм
приемам и способам толкования законов, но крайне редко обращались к
общетеоретическим и методологическим) проблемам правовой науки.
Сфера распространения ЮП значительно расширилась во второй половине
XIX в., когда позитивистские доктрины утвердились в правоведении
европейских стран. К тому же времени относится зарождение ЮП в России.
Виднейшими его представителями являлись: в Германии — Карл Бергбом
(1849—1927). во Франции — Аремар Эсмен (1848— 1913). в России— Габриэль
Феликсович Шершеневич (1863—1912).
ЮП претерпел в этот период ряд изменений. Во-первых, позитивисты конца
XIX — начала XX в. стремились расширить философско-методологическое
обоснование своих концепций, в том числе за счет положений, воспринятых из
позитивистской философии и социологии (например. Г.Ф. Шершеневич
социологические методы исследования ставил в один ряд с догмой права). Это
обстоятельство породило непрекращающуюся до сих пор дискуссию о соотношении
ЮП с философским позитивизмом О. Конта. Г. Спенсера и др. (ранний ЮП не
имел связей с позитивистской философией — ее влияние на догматическую
юриспруденцию прослеживается лишь с конца XIX в.). Во-вторых, на рубеже
XIX—XX вв. последователи ЮП отказались от многих положений императивной
теории права и разработали концепцию правового самоограничения государства.
Согласно последней, нормы "позитивного права обращены к самому государству.
ЮП. приобрел тем самым более последовательный характер. В нем появляются
доктрины, полностью отрицающие естественное право (К. Бергбом), выделяются
идеи создания «чистой теории права» (Э. Рогэн, Бельгия}. В связи с этим
наметилась тенденция к сближению ЮП с концепциями правового государства и
господства права. В-третьих. принципы ЮП с конца XIX в. получают
распространение в науке международного права, что приводит к отказу от
прежних учений, отождествлявших право с законами государства. Со временем в
ЮП утверждаются идеи так называемого монистического подхода к праву, т.е.
трактовка международного права и национальных правовых систем как
структурных элементов единого правопорядка.
Развитие ЮП в XX в. главным образом было связано с такими доктринами,
как нормативизм и лингвистическая теория Г. Харта.
52. Социологическая школа права: основные направления.
Предтечей этой теории явилась «школа свободного права»,
представители которой (Эрлих и др.) выступали за «живое право народа»,
основанное не на законе, а на свободном усмотрении судей.
Социологическая школа права, как одно из основных направлений
буржуазной правовой науки, внешне противоположное абстрактно-нормативному и
выступающее с его критикой, сложилась в первой трети XX в. первоначально в
Европе, а затем получила наибольшее распространение в США. Представители
этого направления, пронизанного философией прагматизма и распадающегося на
ряд течений (Дж. Дьюи, Р. Паунд, Д. Фрэнк, Левеллин и др.), эклектически
охватывают собирательным понятием «право» административные акты, судебные
решения и приговоры, обычаи, правосознание судей и иных должностных лиц,
правоотношения, а также и юридические нормы, значение которых среди
названных правовых средств воздействия на поведение людей всячески
принижается.
В представлениях сторонников социологической теории право должно
рассматриваться не иначе, как в «действии», в процессе применения. «Право,
— по утверждению Джона Дьюи, — есть деятельность, посредством которой можно
осуществлять вмешательство в другую деятельность». Что касается правовой
нормы, то она лишена сколько-нибудь активной роли: «глас вопиющего в
пустыне», «клочок бумаги», «голый стандарт», наполняемый содержанием в
каждом конкретном случае посредством издания индивидуальных
административных или судебных актов. Способностью творить право наделяются
судьи: «право состоит из норм, которые устанавливает суд, определяя права и
обязанности сторон». При этом подчеркивается значение психического
переживания судьей того, что есть право, при разрешении конкретного дела.
Несмотря на различные модификации, общее во взглядах юристов-
«социологов» на право состоит в том, что все они, так или иначе, понимают
под ним совокупность «правовых» отношений, возникающих и существующих
независимо от норм; сложившийся в жизни «социальный порядок» или
«правопорядок», а в конечном счете «фактический образ деятельности
правительства, судов и других государственных органов и его должностных
лиц».
Не трудно заметить, что подобное понимание права, с одной стороны,
приближает его к реальной жизни, юридической практике, на что ссылаются
представители социологической школы права, а с другой — теоретически
обосновывает и оправдывает административный и судебный произвол.
53. Сущность права.
Сущность— главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее
уяснение представляет особую ценность в процессе познания. Однако к
правильному выводу о сущности какого-либо явления можно прийти лишь в
случае, когда оно получило достаточное развитие, в основном сформировалось.
Применительно к праву это положение имеет первостепенное значение. По
мнению С. С. Алексеева, "на первых фазах развития человеческого общества (в
азиатских теократических монархиях, в рабовладельческих и феодальных
государствах) существовали, как правило, неразвитые правовые системы'". С
этим мнением следует согласиться. Действительно, в период
рабовладельческого и феодального строя право было традиционным, или обычным
(исключение — древнеримское частное право). Неразвитость традиционного
права, прежде всего, состояла в том, что оно выполняло лишь охранительную
функцию и выступало частью единой системы социального регулирования, в
которой регулирующую функцию осуществляли религия, нравственность и обычаи.
Сейчас уже можно констатировать, что государство и право возникли
намного раньше, чем общество разделилось на классы. Возникшее вместе с
государством право длительное время лишь дополняло укоренившуюся систему
социального регулирования. Определяющей чертой появившегося традиционного
права была государственная принудительность, а не классовость.
Дальнейший ход экономического и социального развития повлек за собой
классовое деление общества, вызвал к жизни антагонистические противоречия.
Однако и при рабовладельческом строе, и при феодализме право по-прежнему
оставалось традиционным, обычным и не играло существенной роли в системе
социального регулирования. Следовательно, классовую сущность имела
регулятивная система в целом, в которой право было еще чужеродным и
слаборазвитым образованием.
Только с утверждением буржуазного экономического и социального строя и
соответствующей ему системы духовных ценностей право как регулятор
общественных отношений вышло на первый план. Появившееся и ставшее во
многих развитых странах господствующим юридическое мировоззрение не имеет
ничего общего с классовой идеологией, основывается на идеях равенства,
свободы, разума, прав человека.
Право построено на трех "китах". Это нравственность, государство,
экономика. Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод
регулирования; государство придает ему официальность, гарантированность,
силу;
экономика — основной предмет регулирования, первопричина возникновения
права, ибо это та сфера, где нравственность как регулятор обнаружила свою
несостоятельность.
Нравственность, государство и экономика — внешние условия, вызвавшие
право к жизни как новое социальное явление. Специфика права состоит в том,
что в центре его находятся отдельный человек с его интересами и
потребностями, его свобода. Конечно, свобода человека исторически
подготавливается всесторонним развитием общества, важнейших его сфер —
духовной, экономической, политической. Однако именно в праве и через право
свобода закрепляется и доводится до каждого человека, до каждой
организации.
Изложенное позволяет сделать вывод, что право имеет общесоциальную
сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает
организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных
связей.
Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это
значит, что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут
действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном
плане.
Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как
меры свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях,
общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом,
право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств,
защищенная свобода. Добро защищено от зла. Благодаря праву добро становится
нормой, жизни, зло — нарушением этой нормы.
54. Принципы права: понятие и классификация, роль в правовом
регулировании.
Принципы права — это руководящие идеи, характеризующие содержание
права, его сущность и назначение в обществе. С одной стороны, они выражают
закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы,
которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются
на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо
выводятся из общего смысла законов.
Принципы права определяют пути совершенствования правовых норм,
выступая в качестве руководящих идей для законодателя. Они являются
связующим звеном между основными закономерностями развития и
функционирования общества и правовой системой. Благодаря принципам правовая
система адаптируется к важнейшим интересам и потребностям человека и
общества, становится совместимой с ними.
Правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом
(общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных
отраслей (межотраслевые). Например, к отраслевым относится принцип
индивидуализации наказания в уголовном праве, к межотраслевым - принцип
состязательности в гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном
праве.
К числу принципов, прямо не сформулированных в законе, относятся
принципы ответственности за вину, неразрывной связи прав и обязанностей.
Рассмотрим некоторые общеправовые принципы более подробно.
Принцип справедливости имеет особую значимость. Он в наибольшей
степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску
компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом,
гражданином и государством. Справедливость требует соответствия между
действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и
его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание.
Законы отражают эту соразмерность, если отвечают принципу справедливости.
Принцип уважения прав человека отражает тот факт, что естественные,
прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы
государства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и
свободы являются высшей ценностью.
Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус всех граждан,
т.е. равные конституционные права и единую для всех правосубъектность. В ч.
2 ст. 19 Конституции Российской Федерации говорится: "Государство
гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от
пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и
должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений,
принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной,
расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности".
Содержание принципа законности заключается в том, что, как гласит ст.
15 Конституции РФ, "Конституция Российской Федерации имеет высшую
юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории
Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской
Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы
государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане
и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и
законы".
Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в
судебной порядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: "Каждому
гарантируется судебная защита его прав и свобод".
55. Функции права: понятие и классификация.
Сущность и социальное значение права проявляются в его функциях. Они
отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и
поведение людей, позволяют дать обобщающую характеристику "работы"
юридических норм.
Прежде всего, право воздействует на различные сферы жизни общества —
экономику, политику, духовные отношения, а значит, выполняет общесоциальные
функции — экономическую, политическую и воспитательную. Здесь оно действует
вместе с другими социальными институтами, но своими, специфическими
средствами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28
|