рефераты бесплатно

МЕНЮ


Авторский договор как основание правомерного использования произведения

только одну статью об ответственности по авторскому договору (ст. 34). Так,

п. 1 ст. 34 Закона устанавливает. что сторона не исполнившая или

ненадлежащим образом исполнившая обязательства по авторскому договору,

обязана возместить убытки, причиненные другой стороне. включая упущенную

выгоду.

Поскольку закон является частью гражданского законодательства.

толкование понятий убытков, упущенной выгоды и правил их возмещения можно

найти в ГК РФ (п. 2 ст. 15.)

Отсюда очевидно, что обязательства из авторских договоров не отнесены

к тем обязательствам, размер ответственности по которым ограничен (п. 1

ст. 400 ГК).

Вместе с тем, исходя из общих норм ГК, следует отметить, что в

конкретном авторском договоре стороны могут ограничить размер

ответственности. Исключение составляют некоторые особые случаи, когда

размер ответственности по договору не может быть ограничен (п. 2 ст. 400;

п. 4 ст. 401 ГК).

П. 2 ст. 34 ЗоАП содержит норму, ограничивающую ответственность

автора в случае непредставления им заказанного произведения в соответствии

с условиями договора: он обязан возместить лишь реальный ущерб, причиненный

заказчику, но не его упущенную выгоду.

Формулировка ст. 34 Закона общ и мало что дает лицам, вступающим в

договорные отношения. стоящиеся в настоящее время по принципу свободы,

когда стороны сами согласовывают условия, в рамках которых они будут

взаимодействовать, а также обязательства, которые принимает на себя каждая

из них. Казалось бы, при таком подходе обеспечивается равноправие сторон

договора, ибо им предоставлена возможность свободного волеизъявления. И

судя по всему, именно свобода волеизъявления является субстратом

возникновения абсурдных ситуаций: в заключаемых ныне авторских договорах

можно встретить парадоксальные записи вроде того, что ответственность по

авторскому договору наступает в случае непреодолимой силы. Думается, что во

избежании подобных недоразумений, следует включить в авторское

законодательство диспозитивную норму об обязательствах, определяющую

условия взаимодействия сторон.

Глава IV. Основания изменения и прекращения авторского договора

4.1. Основания, порядок и последствия изменения

условий авторского договора

Возможность изменять условия договора является важным правомочием,

принадлежащим сторонам. Это правомочие обусловлено правом лиц, участвующих

в договоре, на свободу договора (ст.ст. 1; 421 ГК РФ), реализуя которое

стороны вправе как заключать договоры, так и изменять их.

Однако для обеспечения стабильности гражданского оборота важно

защитить каждую из сторон от произвольного изменения договора другой

стороной. В связи с этим общие условия и порядок изменения договора

регламентируется законом, оставляя в соответствии с общим принципом

гражданского права о диспозитивности правового регулирования гражданского

оборота решение ряда вопросов на усмотрение сторон.

Регулированию данного вопроса посвящена гл. 29 ГК РФ.

Следует отметить, что ГК РСФСР основаниями для изменения условий

договора считал: основания, предусмотренные законом, соглашением сторон или

решением суда (ст. 233).

А ст. 450 ГК РФ гласит: “изменение ... договора возможно по

соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими

законами или договором”. В основе изменения договора по соглашению сторон

находится совместное волеизъявление его участников, соответствующее воле

каждого из них и направленное на изменение договора на согласованных между

ними условиях.

Изменить договор, если соглашение об этом не достигнуто, можно по

требованию заинтересованной стороны, причем только в судебном порядке и

лишь при наличии определенных оснований. В соответствии с п. 2 ст. 450 ГК

РФ, суд вправе принять такое решение об изменении условий договора только:

“1) при существенном нарушении договора другой стороной”, признавая

существенным “нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой

стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что

была вправе рассчитывать при заключении договора”; “2) в иных случаях,

предусмотренных Кодексом, другими законами или договором”.

Помимо вышеизложенного, в качестве основания изменения договора

ст. 451 ГК РФ называет существенное изменение обстоятельств. Целью данной

статьи является общее урегулирование отношений сторон договора, когда

существенное изменение обстоятельств приводит к значительно большей

обременительности исполнения, но не вызывает полную или частичную

невозможность исполнения договорных обязательств.

Само по себе существенное изменение обстоятельств не служит

основанием для изменения договора, если им предусмотрено или из него

вытекает иное.

Следует учитывать, что изменение условий не прекращает договора, а

вносит в его содержание новые элементы. Изменение условий фиксируется в

дополнительном соглашении, которое, по существу, меняет некоторые условия

ранее заключенного договора. Процедура оформления дополнительного

соглашения такая же, как и при заключении договора (ст. 452 ГК РФ). Только

в случае надлежащего оформления, дополнительное соглашение становится

неотъемлемой составной частью договора. Оно может касаться продления срока

представления произведения организации, уточнения объема произведения,

изменения его жанра, ставки вознаграждения[74].

Ст. 453 ГК РФ определяет в качестве последствий изменения договора

следующее: “1) ... обязательств сторон сохраняются в измененном виде;

2) обязательства считаются измененными с момента заключения соглашения

сторон об изменении ... договора ..., а при изменении договора в судебном

порядке — с момента вступления в законную силу решения суда”.

4.2. Основания, порядок и последствия прекращения договора

Авторские договоры могут прекращаться по разным основаниям. Одни из

них наступают независимо от воли сторон, другие, напротив, предполагают

проявления воли сторон, каждая из которых пользуется предоставленным ей

правом.

Следует отметить, что ЗоАП не содержит никаких норм о прекращении

авторских договоров, поэтому этот вопрос регламентируется в основном главой

29 ГК РФ “Изменение и расторжение договора”.

Наиболее частным основанием для прекращения действия авторских

договоров является истечение срока их действия. Поскольку чаще всего за

этот период стороны исполняют свои обязанности по договору, то это является

самостоятельным основанием прекращения договора. Однако как отмечает

А.П. Сергеев “стороны своим дополнительным соглашением могут продлить срок

действия договора, но если автор против этого возражает, договор

прекращается”[75].

На практике возможны случаи, когда издательство, опубликовавшее

произведение, может быть не заинтересовано в его переиздании, несмотря на

то, что согласно договору могло делать это неограниченно число раз в

пределах срока его действия. В этом случае авторский договор может

предусматривать возможность досрочного прекращения его действия.

В качестве основания прекращения договора может выступать

невозможность его исполнения. А это возможно по причине смерти автора;

соблюдение государственной тайны, за нарушение которой в соответствии со

ст. 283 УК РФ “Разглашение государственной тайны”, предусмотрена уголовная

ответственность; ликвидация юридического лица и т.д.

Необходимо отметить, что смерть автора влечет различные последствия.

Так, договор литературного, художественного, сценарного заказа

прекращается, так как обязательства создать произведение в будущем носят

личный характер и не могут быть переданы другим лицам. Договор на готовое

произведение может быть прекращен в связи со смертью автора только при

отсутствии наследников. В этом случае вступает в действие ст. 29 ЗоАП, в

соответствии с которой при отсутствии наследников автора защиту прав

последнего осуществляет специально уполномоченный орган РФ.

Как уже было отмечено, авторский договор прекращает свое действие в

случае ликвидации организации, в этом случае взаимные претензии сторон (по

возврату выплаченного автору аванса и т.д.) принимаются в определенные

сроки.

Прекращение авторского договора возможно путем его расторжения по

инициативе сторон. Однако ни прежнее законодательство, ни ныне действующее

не содержат указаний на этот счет. хотя вопрос о праве расторгнуть договор

является существенным для сторон. “Свобода” договора, видимо, говорит сама

за себя, позволяя сторонам самим решать и этот вопрос. Думается, что

расторжение договор должно быть связано с поведением сторон. Существенное

нарушение условий договора, связанное с невыполнением или ненадлежащим

выполнением условий договора, является основанием для его расторжения. Так,

например, отклонение произведения по непригодности, отказ автора от

доработки представленного произведения, нарушение выполнения других

обязательств по договору приводит к его расторжению.

Говоря о порядке расторжения договора, то согласно ст. 452 ГК

“соглашение ... о расторжении договора совершается в той же форме, что и

договора...”. Таким образом, ГК РФ предусматривает прекращение договора

путем оформления соглашения. Хотя иногда прекращение договора происходит

автоматически, например, по заявлению одной из сторон.

До сих пор был рассмотрен вопрос с учетом волеизъявления сторон,

однако возможны случаи, когда налицо установленное в законе основание для

одностороннего расторжения договора. При этом не упомянута необходимость

обращения в суд. В такого рода ситуациях за стороной признается

определенное право, которым она может самостоятельно распорядиться. Для

этого сторона не нуждается в решении суда, предусмотренного ст. 450 ГК РФ

при расторжении договора по требованию одной из сторон, если иное не

предусмотрено в Законе или договоре.

Так, согласно ст. 31 ЗоАП: “при отсутствии в авторском договоре

условия о сроке, на который передается право, договор может быть расторгнут

автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь

будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения

договора”.

Определяя момент, с которого следует считать договор прекращенным, по

общему правилу следует руководствоваться нормой, закрепленной в ст. 453 ГК

РФ, согласно которой “обязательства считаются прекращенными с момента

заключения соглашения сторон о расторжении договора ..., а при расторжении

договора в судебном порядке — с момента вступления в законную силу решения

суда о расторжении договора”.

Другое дело. когда речь идет о расторжении договора в порядке ст. 31

ЗоАП: договор следует считать прекращенным с момента, когда автор довел до

сведения пользователя о своем желании расторгнуть договор.

Если договор был расторгнут в следствие существенного нарушения его

условий одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения

убытков, причиненных расторжением договора (п. 5 ст. 453 ГК РФ).

Глава 5. Защита прав автора

Понятие интеллектуальной собственности возникло в Европе 150 лет

назад, когда писатели стали создавать специальные общества для

выколачивания гонораров из издателей. В России закон об охране авторского

права был принят в 1911 году. Однако просуществовал он недолго, так как

революция, сделавшая отношения между людьми противоестественными,

упразднила его вплоть до 1964 г. ГК РСФСР, впервые “вспомнивший” об

интеллектуальной собственности, существенно отличался от зарубежных

законодательств. Кабинеты Всесоюзного агентства авторских прав (ЗААП)

заполонили переодетые в штатское сотрудники Лубянки, для которых главным и

единственным автором было государство[76]. К общечеловеческим стандартам

Россия вернулась 3.08.93 г., с принятием Закона об авторском праве и

смежных правах, когда интеллектуальная собственность оказалась под защитой

нового закона. Но достаточна ли эта защита, в этом предстоит разобраться в

настоящей главе.

Ч. 1 ст. 48 ЗоАП предусматривает гражданскую. уголовную и

административную ответственность за нарушение авторских прав.

Обращаясь к ранее действовавшему уголовному законодательству, можно

отметить. что в нем определенное место отводилось защите авторских прав.

Нарушение авторских прав связывалось с выпуском под своим именем чужого

научного, литературного, музыкального художественного произведения или с

иным присвоением авторства на такое произведение; с незаконным

воспроизведением или распространением такого произведения; с принуждением к

соавторству[77]. Данное положение содержала ст. 141 УК РСФСР 1960 г.,

которая по сравнению со ст. 177 УК РСФСР 1926 г. с аналогичным составом

преступления предусматривала более суровое наказание за нарушение авторских

прав. Так, к примеру, если по УК РСФСР 1926 г. самовольное использование

литературных, музыкальных, художественных и научных произведений

наказывалось исправительно-трудовыми работами на срок до трех месяцев или

штрафом, то УК РСФСР 1960 г. предусматривал наказание в виде лишения

свободы на срок до одного года или штрафа. Новый УК РФ, принятый

24.05.96 г. продолжает линию на пресечение действий. направленных против

автора и результатов его труда. Так, согласно ст. 146 УК РФ предусмотрены

различные наказания за незаконное использование объектов авторского права

или смежных прав, а равно присвоение авторства, если эти деяния причинили

крупный ущерб.

В отличие от уголовно-правового способа защиты авторских прав,

предусматривающего осуждение и наказание правонарушителя, гражданско-

правовой способ позволяет достичь восстановления нарушенных прав. Однако,

если прежнее законодательство — ГК РСФСР 1964 г. — содержало перечень

нарушений личных неимущественных и имущественных прав авторов, то ЗоАП

отказался от конкретизации нарушений прав авторов. И все же ст. 48 ЗоАП

выделяет один из видов нарушения авторских прав: контрафакцию,

представляющую собой самовольное и противозаконное изготовление и вольное и

противозаконное изготовление и распространение чужого произведения.

Контрафактными признаются экземпляры охраняемых в РФ произведений и

фонограмм, импортируемые без согласия обладателей авторских и смежных прав

в РФ из государства, в котором эти произведения и фонограммы никогда не

охранялись или перестали охраняться. И все же, как показывает практика,

российское авторское законодательство, а в частности, норма закрепленная в

ст. 48, несовершенно, гарантии правомерного использования интеллектуальной

собственности в России, в особенности прав иностранных авторов отсутствуют,

а коль нет гарантий — не будет и инвестиций. Так, в 1995 году США включили

Россию в список стран с неблагополучной ситуацией в сфере охраны

интеллектуальной собственности и теперь претензии по поводу пиратства могут

повлечь за собой торговые санкции по отношению к России (по крайней мере

это допускается американским законом)[78].

Пытаясь решить возникшую проблему, 5.12.98 г. был принят Указ

Президента РФ № 1471 “О мерах по реализации прав авторов произведений,

исполнителей и производителей на вознаграждение за воспроизведение в личных

целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения”[79]. В

Указе речь, прежде всего, идет о защите прав авторов, ввозимых на

территорию Российской Федерации произведений, оставляя таким образом в

стороне защиту прав отечественных авторов. И хотя законодательно закреплен

порядок защиты автора программы ЭВМ, этого тем не менее недостаточно.

Так, в соответствии с Законом РФ “О правовой охране программ для

электронных вычислительных машин и баз данных” от 23.09.92 г.[80], в

гражданско-правовом порядке автор программы ЭВМ при нарушении своих прав

вправе требовать: признания прав; восстановления положения, существовавшего

до нарушения прав, а также ликвидацию угрозы нарушения прав, возмещения

причиненных убытков. в размер которых включаются суммы неправомерно

полученных нарушителем доходов; выплаты нарушителем компенсации в размере

от 5.000-кратного до 50.000-кратного законодательно установленного размера

минимальной месячной заработной платы. Кроме того, автор может требовать

компенсации от нарушителя его прав за понесенный моральный ущерб.

Говоря об административно-правовом порядке защиты прав авторов, то в

соответствии со ст. 1504 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях,

ответственность предусмотрена за незаконное использование в коммерческих

целях экземпляров произведения: если они являются контрафактными

(изготовленными или используемыми с нарушением авторского права); если на

экземплярах произведений указана ложная информация об их изготовителях и о

местах производства, а также иная информация, которая может ввести в

заблуждение потребителей, если на экземплярах произведений уничтожен либо

изменен знак охраны авторского права, предоставленных их обладателем. Здесь

следует отметить, что авторы, правообладатели при составлении авторских

договоров заинтересованы в максимальном ограничении прав пользователей,

чтобы сохранить монополию правообладателя на экземпляры произведения,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.