рефераты бесплатно

МЕНЮ


Авторский договор как основание правомерного использования произведения

которые стороны сочтут существенными для данного договора, они

устанавливают сами.

Волеизъявление сторон при согласовании всех условий договора, в том

числе и сроков, является основополагающим. Но оно не всегда фиксируется

письменно, что приводит к конфликту.

Например, рассмотрим следующую ситуацию. Издательство предъявило иск

в суде о возврате автором К. выплаченного ему аванса. Свои исковые

требования оно основывало на том, что автор нарушил срок представления

рукописи после доработки. Издательство представило копию письма.

подписанного заведующим редакцией, в котором устанавливался срок

представления рукописи. Автор отрицал получение такого письма.

Суд не принял во внимание письмо издательства в подтверждение своих

исковых требований по двум причинам. Во-первых. оно было подписано

заведующим редакцией, который не является управомоченным лицом. Во-вторых,

предоставленное письмо было волеизъявлением лишь одной стороны, тогда как

требовалось согласование срока обеими сторонами. Суд отказал в иске

издательству, поскольку срок предоставления рукописи после одобрения не был

согласован. в чем не было вины автора[53].

Обязанность автора представить произведение согласно условиям

договора связана с обязанностью организации принять представленное ей

произведение, рассмотреть его, решив при этом вопрос о возможности или

невозможности использования. Срок рассмотрения представленного произведения

должен устанавливаться сторонами и письменно фиксироваться как

подтверждение надлежащего выполнения обязательства по договору.

Если при рассмотрении представленного произведения организация придет

к выводу о необходимости его доработки, стороны согласовывают время,

которое на нее отводится.

По издательскому договору автору для чтения корректуры

предоставляется срок, согласованный сторонами. Задержка автором корректуры,

а следовательно, нарушение срока дает право издательству выпустить в свет

произведение без авторской корректуры или отсрочить выпуск на время

задержки.

Обязательства организации также связаны с соблюдением определенных

сроков. К ним относятся: а) срок рассмотрения произведения при его

представлении автором; б) срок повторного рассмотрения произведения после

доработки; в) срок использования произведения, права на которое переданы

организации; г) срок выплаты авторского вознаграждения.

Нарушение указанных сроков организацией затрудняет своевременное и

надлежащее исполнение договорных обязательств вообще и автора как стороны

договора, в частности.

2.4. Размер, порядок и сроки выплаты вознаграждения

Право на авторское вознаграждение — одно из правомочий автора наряду

с правом на имя, на неприкосновенность и др.[54]

Существовавшая долгие года процедура полистной оплаты труда автора,

теперь не имеет столь широкого распространения: вознаграждение определяется

в авторском договоре в виде процента от дохода за соответствующий способ

использования произведения. Если этот способ исчисления вознаграждения

невозможен в связи с характером произведения или особенностями его

использования, вознаграждение устанавливается в виде фиксированной суммы

(п. 3 ст. 31 ЗоАП).

Ранее во времена Советского Союза существовал достаточно отлаженный

механизм сбора авторского вознаграждения за публичное исполнение

произведений. Постановлением Совета Министров РСФСР от 19.12.88 г. № 531 “О

ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений

литературы и искусства” был определен порядок сбора авторского гонорара,

утверждены минимальные ставки авторского вознаграждения за создание и

использование произведений[55].

Определение максимальных ставок авторского вознаграждения не входит в

обязанности Правительства РФ. 21.03.94 г. оно приняло Постановление № 218

“О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды

использования произведений литературы и искусства”. В нем речь идет о

минимальных ставках вознаграждения за некоторые виды использования

произведений литературы и искусства[56].

Определяя значение минимальных ставок, следует выделить следующее: во-

первых, пользователи не вправе выплачивать вознаграждение по ставкам ниже

минимальных, предусмотренных Постановлением, а, во-вторых, установление

минимальных ставок является гарантом обеспечения прав и интересов автора.

Согласование размера вознаграждения призвано установить баланс

интересов авторов и пользователей. Этому способствует деятельность

организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе,

выступающих в качестве посредников. Причем, как отмечает Н.В. Махагонова,

посреднический вариант решения вопроса авторских прав не предполагает

коммерческих интересов организаций, управляющих имущественными правами на

коллективной основе, т.к. подобного рода организации не вправе заниматься

коммерческой деятельностью, согласно ст. 45 ЗоАП[57].

Финансовые условия, на которых пользователям предлагается заключить

соглашение с организациями, управляющими имущественными правами на

коллективной основе, зачастую никак не связаны с установленными

минимальными ставками авторского вознаграждения, расчет сумм соглашения,

как правило, не приводится. Общепринятые в мировой практике методики

исчисления авторского вознаграждения, в частности, за публичное исполнение

на телевидении и радио, значительно упрощаются, приводя к дисбалансу

интересов участников данных правоотношений в пользу своекорыстных интересов

организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе.

Проблема монополии авторско-правовых обществ не нова для мирового

сообщества. Общепризнанным является положение о том, что деятельность

авторско-правовых обществ как абсолютных монополистов должна быть под

адекватным контролем. В ряде стран (например, Франция) применяется всеобщий

антитрестовский закон. В тех странах, где авторско-правовые общества не

подпадают под антитрестовское законодательство (например, Германия)

предусмотрена арбитражная процедура. Так, в Германии, в случае спора между

авторско-правовыми обществами и пользователями о размере вознаграждения

соответствующая лицензия будет выдана, если запрошенное вознаграждение

уплачено или положено на депозит до судебного решения о судебной

уплате[58].

В законе вознаграждение, выплачиваемое по авторскому договору, иногда

именуется “авторским вознаграждением” (п. 4 ст. 16; п. 2 ст. 28 ЗоАП). Это

выражение означает, что речь идет о вознаграждении, выплачиваемом по

авторскому праву. Но это вознаграждение выплачивается не обязательно

автору: оно выплачивается и другим владельцам авторских прав, передающим

права по авторским договорам[59].

Как уже отмечалось ранее, в качестве обычного способа определения

размера вознаграждения выступает определение его в виде процента от дохода,

полученного от использования произведения (ч. 1 п. 3 ст. 31 ЗоАП).

Например, если переданы права на прокат кинофильма — это процент от

сумм, собранных при прокате и т.д.

Каков должен быть этот процент (1%, 5%, 20%), в Законе не определено.

Решение данного вопроса оставлено на усмотрение сторон договора.

Стороны договора могут установить либо один определенный процент за

весь объем использования, например, 5% от продажной цены книги независимо

от тиража, либо изменение этого процента в зависимости от объема

использования, например, за первые 10.000 экз. книги — 5%, за последующие

10.000 экз. книги — 7% и т.д. При этом логично предположить, что при

увеличении объема использования процент, уплачиваемый в виде авторского

вознаграждения, должен повышаться, а не понижаться, как было установлено в

советском авторском праве.

Условие о том, что вознаграждение должно определяться в авторском

договоре в виде определенного процента от дохода, является рекомендательным

— законодатель как бы №подталкивает” стороны к установлению вознаграждения

таким способом.

Вместе с тем, Закон допускает возможность определения вознаграждения

иным образом, если определить вознаграждение в виде процента от дохода

“невозможно ... в связи с характером произведения или особенностями его

использования” (п. 3 ст. 31).

Следует считать, что если стороны подписали авторский договор, по

которому вознаграждение определено “иным образом”, ни одна из сторон — ни

автор, ни пользователь уже не может ссылаться на то, что вознаграждение

можно было определить в виде процента от дохода.

На практике в краткосрочных авторских договорах авторское

вознаграждение часто определяется как разовое вознаграждение за весь объем

использования (фиксированная или паушальная сумма) а в договорах носящих

длительный характер, вознаграждение часто устанавливается в минимальных

размерах оплаты труда (МРОТ) или в иностранной валюте (обычно в долларах

США), разумеется, с выплатой его в рублях по официальному курсу обмена

валют на день платежа. Эти приемы определения размера авторского

вознаграждения защищают автора в условиях инфляции.

В некоторых случаях размер вознаграждения определяется в виде

процента от прибыли, которая должна быть получена от использования

произведения.

Авторский договор может предусматривать выплату аванса (ст. 33 ЗоАП).

Авансом считаются любые суммы, выплачиваемые до того, как у

пользователя образуется доход от использования произведения.

Обязанность выплаты аванса устанавливается лишь для договоров заказа

(см. п. 2 ст. 33 ЗоАП).

Договор может предусматривать различные сроки выплаты вознаграждения.

Если срок выплаты вознаграждения в договоре не указан, вознаграждение

должно выплачиваться сразу же после образования дохода у покупателя.

Ч. 2 п. 3 ст. 31 ЗоАП вводит правило об индексации минимальных ставок

авторского вознаграждения одновременно с повышением (или понижением)

минимальных размеров оплаты труда.

Это правило об индексации применяется только к тем минимальным

ставкам вознаграждения, которые утверждены (или будут утверждены)

Правительством РФ.

Правило об индексации не должно применяться к размерам и суммам

авторского вознаграждения, которые установлены в отдельном авторском

договоре (если договор исполняется своевременно).

Правило об индексации должно применяться лишь к тем случаям, когда

минимальная ставка авторского вознаграждения определена не в виде процента

от дохода, а иным образом, например в твердой сумме.

Поскольку все утвержденные минимальные ставки выражены в виде

процента, необходимости в применении правил об индексации к этим ставкам не

возникает.

ЗоАП предусматривает также выплату вознаграждения в виде

фиксированной суммы, т.е. не зависит от тиража выпущенных книг, журналов,

компакт-кассет и т.п.

В договорах подобного рода должно быть указано максимальное

количество копий, которое пользователь вправе изготовить и распространить.

Превышение этого числа копий требует заключения нового договора.

Автор или иной правообладатель может отказаться от авторского

вознаграждения и уступить имущественные права безвозмездно[60].

Глава 3. Исполнение обязанностей по авторскому договору

Как уже неоднократно отмечалось, законодательство РФ об авторском

праве и смежных правах является частью гражданского законодательства. Таким

образом, авторский договор является гражданско-правовым и соответственно к

нему применяются нормы общей части обязательственного права.

Устанавливая договорные правоотношения, стороны стремятся к

определенному результату, например, создать и передать пользователю

произведение. Это достигается реализацией автором и пользователем прав и

обязанностей, составляющих содержание договорного обязательства.

Стороны авторского договора принимают на себя взаимные обязательства,

которые они должны исполнять надлежащим образом в соответствии с условиями

обязательства и требованиями законодательства (ст. 309 ГК РФ). Требование о

надлежащем исполнении обязательств относится к авторским договорам, как и к

другим гражданско-правовым соглашениям. Эти обязательства связаны с

выполнением условий авторского договора, его предмета, места и сроков, а

также объема использования произведения.

3.1. Исполнение обязанностей автором

Участники договорного процесса согласовывают условия, которые

характерны для разных стадий договора: заключения, исполнения и

прекращения. Каждая из этих стадий порождает для обеих сторон договора

определенные права и обязанности.

Когда автор и организация договариваются о создании произведения, на

автора возлагается обязанность выполнить заказанное ему произведение в

соответствии с условиями договора и передать произведение организации в

установленный срок и в обусловленном порядке. Издательство получит

произведение для издания и переиздание, театр — для публичного исполнения,

телекомпания — для постановки по литературному сценарию телефильма и т.д.

Обязанности автора по созданию произведения должна сочетаться с

другой его обязанностью — по выполнению требований, которые заявляет

организация к различного рода произведениям. Вряд ли организации при

заключении договора откажутся от годами складывавшейся практики, когда,

например, литературное произведение должно соответствовать определенному

виду литературы, жанру, прилагаемому к договору проспекту (заявке, плану,

учебной программе). При этом должен соблюдаться объем произведения. Помимо

этого автор обязывается выполнить условия о внешнем оформлении рукописи

литературного произведения: она должна подписываться автором или всеми

соавторами (если создается коллективное произведение), представляться

комплектно и в годном для печати виде (компактность рукописи означает

наличие всех частей, которые по условиям договора и приложенному к нему

плану-проспекту должны войти в издание).

В прежние годы при передаче рукописи издательству проверялось также

качество оформления авторского оригинала, которое включало комплектность,

выполнение требований ГОСТ 7.3.-77 “Оригиналы текстовые авторские и

издательские”, соответствие объема представленного оригинала

договорному[61]. Нарушение требований к внешнему оформлению рукописи

приводило к тому, что издательство возвращало автору рукопись для внесения

соответствующих поправок. При повторной сдаче оригинал рассматривался

издательством (с точки зрения сроков) как поступивший впервые[62]. Рукопись

считалась сданной в надлежащем виде, если издательство после ее получения

не предъявляло автору требований о доукомплектовании или дооформлении

рукописи.

К произведению, заказанному автору театром, существуют свои

требования. Оно должно соответствовать творческой заявке автора,

утвержденной театром. При заключении договора-заказа фрагменты будущего

произведения могут признаваться равнозначными творческой заявке.

При достижении согласия о создании произведения для театра стороны

определяют жанр произведения, число актов, уставное название. Сроки и

порядок представления законченного произведения театр согласовывает с

автором. При подготовке литературного сценария для художественного

телевизионного фильма автор должен исходить из творческой заявки,

утвержденной телекомпанией. В ней излагаются основная идея, сюжетный

замысел, характеристика главных действующих лиц будущего сценария. Сценарий

должен содержать полное и последовательное описание действия, диалоги,

титры, т.е. представлять собой законченное драматургическое произведение.

При написании сценария автор не может превышать объем, который исчисляется

количеством страниц машинописного текста на каждую часть телефильма, и

должен учитывать производственно-экономические показатели при постановке

данного фильма (число объектов, съемок на натуре и т.д.).

Требования к сценарию фильма аналогичны вышеописанным.

Общим требованием к произведениям всех видов литературы и искусства

должно быть надлежащее качество. Однако ни законодательство об авторском

праве прошлых лет, ни ныне действующее не содержит понятия “надлежащее

качество произведения”.

С точки зрения С.А. Чернышевой, это понятие охватывает: актуальность

темы, проблемность работы, новизну информации, которую несет работа,

глубину разработки темы или проблемы, подачу материала (стиль

изложения)[63].

Считаю, что целесообразно было бы включить в авторское

законодательство норму, закрепляющую надлежаще исполненное произведение.

Она дополнила бы требования, предъявляемые к произведениям, и

способствовала бы защите прав и интересов автора.

Исполнение авторского договора связано с передачей автором созданного

им произведения организации и со всеми последующими действиями по

подготовке к выходу в свет.

Организация по авторскому договору заинтересована в получении

результата творческой деятельности автора, использование которого позволяет

получить определенную экономическую выгоду. Возложение на автора такой

обязанности, как лично выполнить заказанную работу, отвечает не только

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.