рефераты бесплатно

МЕНЮ


Авторский договор как основание правомерного использования произведения

характер “в признании того, что только сам обладатель авторского права

(т.е. автор или его правопреемник) может решать вопрос об осуществлении

авторских правомочий и прежде всего связанных с использованием

произведения”[46]. При этом А.П. Сергеев, ратуя за исключительность

авторских прав, в общепринятом в цивилизованных странах смысле”, допускает

некоторую гиперобобщенность, говоря об “извращенном значении” термина

“исключительность авторского права”, отмеченную им “в трудах большинства

советских специалистов по авторскому праву” (в том числе В.П. Грибанова,

Н.В. Савельевой)[47].

Законом “Об авторском праве и смежных правах” предусмотрено несколько

иное, более узкое наполнение термина “исключительные права”.

П. 2 ст. 30 ЗоАП предусматривает, что авторский договор о передаче

исключительных прав разрешает использование произведения определенным

способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти

права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование

произведения другим лицом”. С реализацией этого положения можно

познакомиться на примере книга М. Гогулан “Попрощайтесь с болезнями”, где

сказано, что исключительное право ее публикации принадлежит издательству

“Советский спорт” (Москва) и что издание произведения без разрешения

издательства считается противоправным и преследуется по закону.

В данном случае издательство известило о своих исключительных правах,

которые оно получило. Вместе с тем сам автор вправе запрещать использование

произведения другими лицами, если лицо, которому были переданы

исключительные права, не осуществляет защиту этого права.

Исключительное право не включает в себя право переуступки полученных

прав третьими лицам (сублицензирование) В праве интеллектуальной

собственности сублицензия рассматривается как передача прав лицензиатом

третьему лицу, которая ограничена условиями действительности и истечения

срока действия основного договора[48].

Согласно п. 4 ст. 31 ЗоАП “права, переданные по авторскому договору,

могут передаваться полностью или частично другим лицам лишь в случаях, если

это прямо предусмотрено договором”, т.е. понятие исключительности прав не

включает в себя в силу прямого указания приведенной статьи право передачи

третьим лицом (сублицензирования) прав, полученных по авторскому договору.

Таким образом, приобретение исключительных прав на использование

произведения не означает возможности их последующей переуступки третьим

лицам.

Названная норма закона, по всей видимости, относится лишь к

правопреемникам (физическим или юридическим лицам) автора. Сам автор на

основании ст. 16 ЗоАП имеет исключительное право на использование

произведения в любой форме и любым способом, включая право осуществлять

самому или разрешать третьим лицам, все указанные в п. 2 ст. 16 ЗоАП

действия. При этом следует учитывать, что перечень п. 2 ст. 16 не является

исчерпывающим.

Объем исключительных прав автора и объем исключительных прав

правопреемника, правообладателя, наследника (используя множественность

терминологии закона) явно не совпадает. Автор имеет право разрешать третьим

лицам использование произведения, а правообладатель лишь право запрещать

использование другими лицами (п. 2 ст. 30 ЗоАП).

Из всего вышеизложенного следует вывод о необходимости учета реалий

современного законодательства и дальнейшей теоретической проработке

проблемы исключительных прав в законодательстве, т.к. не вызывает сомнений,

что один и тот же термин “исключительное право” не может быть разным по

содержанию для третьих лиц, в зависимости от объема переданных по договору

прав, которым таковое право передается.

Другим видом авторского договор является договор о передаче

неисключительных прав. Этот договор разрешает пользователю использовать

произведение наравне с обладателем исключительных прав передавшим такие

права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого

произведения таким же способом.

Для данного договора характерно, что использование произведения

допускается наравне с самим автором и другими лицами, получившими от него

разрешение на использование произведения аналогичным способом. В п. 4

ст. 30 Закона 1993 г. подчеркивается, что права, передаваемые по авторскому

договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не

предусмотрено иное. Данное положение вызвало положительную оценку

А.П. Сергеева, который считает, что такое решение вопроса заслуживает

поддержки как повышающее уровень авторско-правовой охраны[49].

1.5. Договоры заказа и договоры на готовое произведение

Договор заказа предусмотрен ст. 33 ЗоАП. По этому договору автор

обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и

передать его заказчику.

Исходя из понятия договора заказа, данное авторским

законодательством, из термина “автор” исключаются наследники и иные

правопреемники.

К авторским договорам заказа применяются общие условия, касающиеся

авторских договоров, а также дополнительное условие о выплате аванса

указанного в п. 2 ст. 33 ЗоАП.

При заключении договора заказа следует учитывать норму, содержащуюся

в п. 5 ст. 31 ЗоАП, в соответствии с которой предметом авторского договора

не могут быть права на использование произведений, которые автор может

создать в будущем.

Между тем в договоре заказа как раз и определяются права Организации

на произведение, которое автор обязуется создать в будущем.

Для того, чтобы произведение, создаваемое по договору заказа, не

подпадало под п. 5 ст. 31 ЗоАП, его следует указывать как можно более точно

и конкретно: объем, вид, жанр, сфера применения, название и т.п. Иначе

говоря, объектом договора заказа должно быть произведение, уже задуманное

автором, а может быть, даже уже сложившееся в голове автора, но еще не

получившее объективную форму, не объектированное.

Если условие о точном и конкретном обозначении заказываемого

произведения будет соблюдено, то нет препятствий к тому, чтобы предметом

договора заказа было не одно, а несколько произведений и чтобы договор

заказа заключался на длительный срок.

П. 2 ст. 33 ЗоАП устанавливает обязанность заказчика выплатить автору

аванс в счет установленного договором вознаграждения.

При этом размер аванса, порядок и сроки его выплаты законом не

регулируются, а определяются соглашением сторон. Исходя из смысла п. 3

ст. 31 ЗоАП, которым установлено, что вознаграждение по авторскому договору

определяется в виде процента от дохода, полученного от использования

произведения, авансом следует считать сумму, которая выплачивается до того,

как у пользователя образовался этот доход. Поэтому по договору заказа

авансом должен считаться не только платеж, который выплачивается до

образования дохода у пользователя.

В п. 2 ст. 33 ЗоАП указывается на аванс, который уплачивается “в счет

обусловленного договором вознаграждения”. Отсюда должен быть сделан вывод,

что аванс вычитается из основного вознаграждения, а также что аванс

является возвратным. Однако стороны договора могут предусмотреть выплату

безвозвратного аванса.

В договоре заказа могут быть предусмотрены неоднократные или

периодические авансовые платежи, оплата командировочных расходов автора, а

также других его расходов, связанных с созданием произведения. Следует,

однако, учитывать, что в этих случаях такой договор может рассматриваться

как трудовой договор, а созданное произведение будет считаться служебным в

соответствии со ст. 14 ЗоАП.

В ст. 33 Закона 1993 г. говорится об одном виде авторского договора —

о договоре заказа, который заключается в тот момент, когда произведение еще

не создано автором.

Однако, закрепление в законе авторского договора заказа не исключает

того, что автор самостоятельно может обратиться в организацию

(издательство, театр, студию), предложив ей свое готовое произведение.

Поскольку рукопись произведения в этом случае передается без

заключенного договора, автор подвергается большому риску. Организация не

связана обязательством по соблюдению срока рассмотрения поступившей

рукописи и выполнения решения по ней.

Глава 2. Условия авторского договора и вытекающие из них

права и обязанности сторон

2.1. Условия авторского договора

Провозглашенная ст. 421 ГК РФ свобода договора отразилась и на

авторских договорах. Так, ст. 31 ЗоАП устанавливает, что договор должен

предусматривать: способы использования произведения, срок и территорию, на

которые передается право, размер вознаграждения и (или) порядок определения

размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, а также

порядок и сроки выплаты вознаграждения. Предусмотрена также возможность

включения в договор “и других условий. которые стороны сочтут существенными

для данного договора”.

В абз. 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ констатируется: “существенными являются

условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных

правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида,

а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон

должно быть достигнуто соглашение”[50].

Как видно из вышеизложенного, законодательство достаточно условно

определяет существенные условия, принимая во внимание принцип свободы

договора, соответствии с которым стороны сами определяют свои обязанности.

Думается, что вопрос о существенных условиях следует рассматривать с

позиции диспозитивности и императивности правовых норм. Так, если стороны

не предусмотрели такие условия, закрепленные законом как срок и территория,

то данный пробел устраняется самим законодательством. А вот условия о

вознаграждении и передаваемых по договору правах являются существенными,

отсутствие которых в договоре влечет признание его недействительным.

В прежнем законодательстве об авторском праве содержалось положение о

том, что условия заключенного с автором договора, ухудшающие его положение

по сравнению с положением. установленным в законе или в типовом договоре,

недействительны и заменяются условиями установленными законом или типовым

договором (ст. 506 ГК РСФСР 1964 г.).

Закон 1993 г. дает более содержащую формулировку (п. 7 ст. 31):

условия авторского договора, противоречащие положениям настоящего закона,

являются недействительными. Здесь речь не идет об ухудшении положения

автора, о замене недействительного условия условием, установленным законом.

Пример из практики прежних лет, когда в договор включались условия,

ухудшающие положение автора, может быть показательным и для нынешней

ситуации.

Автор Э. и издательство “Искусство” заключили договор на издание

статьи “Б. Иофан” объемом один авторский лист. Кроме условия об издании

статьи в сборнике, договор устанавливал, что статья считается одобренной

после одобрения издательством сборника в целом.

Статья была представлена в установленный срок. Издательство не

предъявило к Э. никаких претензий по качеству рукописи, ее комплектности и

другим параметрам. Однако издание сборника длительное время откладывалось,

а в марте 1983 г. издательство поставило Э. в известность о расторжении

заключенного с ним договора на том основании, что выпустить сборник

невозможно из-за непредставления другими авторами своих статей и

иллюстративного материала.

Представитель интересов автора в народном суде Краснопресненского

района г. Москвы занял правовую позицию, суть которой сводилась к тому, что

Э. заключил самостоятельный договор. Автор выполнил свои обязательства,

вытекающие из этого договора, а издательство не заявило никаких претензий к

качеству представленной рукописи. Включение в договор условия о том, что

одобрение статьи связывается с одобрением сборника в целом, неправомерно,

так как ухудшает положение автора по сравнению с положением, установленным

законом. По мнению ВААП, в договор должно было быть включено условие о том,

что срок издания статьи начинает течь с момента одобрения всего сборника.

Непредставление материалов для сборника другими лицами в данной

ситуации не влияет на отношения Э. и издательства. Солидарная

ответственность наступает, если она предусмотрена договором или установлена

законом. Поскольку в договоре не устанавливалась солидарная

ответственность, а автор добросовестно выполнил свои обязательства.

народный суд удовлетворил его требование и взыскал с издательства

причитающееся ему вознаграждение[51].

2.2. Права передаваемые по авторскому договору пользователю

Закон 1993 г. существенно изменил подход к определению предмета

договора. В ч. 1 п. 1 ст. 31 ЗоАП указывается, что в договоре должны быть

указаны “конкретные права”, передаваемые по договору. Слово “конкретный” не

значит, что в договоре обязательно должны быть перечислены все правомочия,

отмеченные в ст. 16, а также все обычные составные части этих правомочий:

договор следует считать состоявшимся и соответствующим закону даже в том

случае, если авторские правомочия будут указаны в нем лишь общим

образом[52]. Допустим, что в договоре указано: “Предметом настоящего

договора являются все права, указанные в ст. 16” либо “Продавец передает по

договору все принадлежащие ему имущественные права. кроме права на

перевод”.

В п. 2 ст. 31 ЗоАП говорится, что предметом авторского договора не

могут быть права на использование произведения, неизвестные на момент

заключения договора, а в п. 5 этой же статьи говорится, что предметом

авторского договора не могут быть права на использование произведений,

которые автор может создать в будущем. Эти положения свидетельствуют о том,

что законодатель считает предметом авторского договора права на

использование произведения, а само произведение отодвинуто на задний план.

Смещение акцента с результата творческого труда автора на его права

вряд ли оправдан. На практике может быть несколько ситуаций, которые ставят

под сомнение вопрос о предмете договора. Например, автор заключает договор

литературного или художественного заказа. Еще нет произведения и нет прав,

которые возникают у автора в отношении произведения. Автор создал

произведение и передал его своему контрагенту, но последний считает его

непригодным к использованию. Наконец, произведение может быть повреждено,

утрачено во время экстремальных ситуаций (война, пожар и т.д.). Во всех

таких случаях авторы, заключая договор, по закону передают права, но эти

права не могут быть реализованы из-за отсутствия произведения. Как бы то ни

было, при заключении авторского договора должны быть конкретно согласованы

и вопрос о видах и характере передаваемых по договору прав, и вопрос о том

произведении, в отношении которого действуют эти права.

Важно также подчеркнуть, что авторское право как совокупность

субъективных прав лица возникает в силу факта создания произведения науки,

литературы и искусства (ст. 9 ЗоАП). Результат творческого труда автора

может быть предметом отношений между автором и другими лицами. Пока нет

произведения, нет прав, которые вытекают из факта его создания.

Однако в действующем законодательства нет указаний о требованиях к

произведению как предмету авторского договора. Думаю это обусловлено тем,

что закон предоставляет сторонам согласование требований, относящихся к

произведению.

2.3. Срок действия договора

В отличие от ГК РСФСР, ЗоАП не возлагает на пользователя главной

обязанности, ради которой заключается договор — приступить в установленные

сроки к использованию одобренного им произведения. Срок, на который

передается авторское право по договору, может значительно варьироваться:

закон не устанавливает никаких предельных сроков. На практике некоторые

авторские договоры исполняются в момент их заключения и сразу же

прекращаются (“живое”публичное исполнение). С другой стороны, договор может

быть заключен на весь срок действия авторского права.

Допустимы и авторские договоры с неопределенным сроком.

Ч. 2 п. 1 ст. 31 ЗоАП вводит дополнительное правило для авторских

договоров, которые заключены без указания на срок действия. В этом случае

автор может в любой момент по истечении пяти лет с даты заключения договора

односторонне расторгнуть договор. Однако сделать это можно при условии,

если пользователь будет письменно предупрежден об этом за шесть месяцев до

расторжения договора.

Данное правило применяется и в том случае, когда договор заключен на

неопределенный срок.

Если договор заключен “без ограничения сроком”, он должен действовать

в течение всего срока действия авторского права.

На стадии исполнения договора стороны часто не соблюдают сроки. Это

порождает нарушение условий договора. Чтобы это избежать, необходимо

выполнение сторонами своих обязательств в сроки, предусмотренные договором.

Здесь следует учитывать, что сроки выполнения автором своих обязательств

охватывают: а) срок представления произведения организации; б) срок

повторной сдачи произведения после внесения изменений или доработки, а

также технического оформления представленного произведения. Другие сроки,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.