Дипломная работа: Прямые налоги
Наибольшее значение в
формировании доходов бюджетной системы США в настоящее время имеют прямые
налоги: налоги на личные доходы (индивидуальный подоходный налог), целевые
отчисления в фонды социального обеспечения, налоги на прибыль корпораций.
Персональный (личный)
подоходный налог был введен в США в середине XIX века. В 1990-е годы выплаты
личного подоходного налога составляли примерно 8% ВВП страны. Применяется
широкий перечень налоговых вычетов и четырехразрядная шкала ставок – 10, 15, 25
и 33%. Принцип прогрессивности при установлении ставки этого налога приводит к
перераспределению и относительному уравниванию социального блага.
Налоговые отчисления в
фонды социального обеспечения являются второй по величине статьей бюджетных
доходов, которые составляют около 34%. Отчисления в фонды социального
обеспечения осуществляются как работодателями так и работниками. В отличие от
европейских стран (в том числе от России), где основную часть данного взноса
делает работодатель, в США он делится пополам. Ставка меняется ежегодно при
формировании бюджета. Но облагается не весь фонд заработной платы, а только
первые 48,6% тыс.дол. в год в расчете на каждого занятого. Отчисления имеют
строго целевое назначение.
Налог на доходы
корпораций занимают третье место в доходах федерального бюджета США (10%). Он
претерпел изменения в ходе реформ 80-90-х гг. Правительство использует данный
налог для влияния на соотношения и пропорции в экономике с целью обеспечения
стабильных темпов ее развития. Ставки налога ступенчатые, в зависимости от
суммы дохода корпораций.
Налоги на доходы
корпораций взимаются также и в бюджеты штатов. Ставка обычно стабильна, хотя
встречается и градуированная шкала штатного налога. Наиболее высок этот налог в
штатах Айова — 12%, Коннектикут — И,5, округе Колумбия (центр Вашингтон) —
10,25%. Наиболее низкие налоги в штатах Миссисипи — от 3 до 5%, Юта — 5%.
В налоговых доходах
штатов прямых налогам отводится также значительная роль, поскольку составляют
более 40% налоговых доходов: примерно 30% приходится на подоходный налог с
физических лиц и налог с доходов корпораций; налог на добычу полезных
ископаемых и отчисления в социальные фонды приносят около 15% доходов штатов
[57, с.42].
Одним из самых значимых
налоговых поступлений в доходы местных бюджетов является имущественный налог,
процентная ставка которого составляет от 1 до 3%.
Активно использует
возможности прямого налогообложения и Германия, когда с 90-х годов XIX века, когда были введены гербовые
сборы на ценные бумаги, векселя, игральные карты, с 1906 года – налог с
наследства, с 1913 года – налог на имущество и налог на прирост имущества.
В настоящее время две
трети налоговых поступлений в федеральный бюджет Германии обеспечивают прямые
налоги – подоходный, корпорационный и промысловый. Эти налоги относятся к
совместным поступлениям, так как они направляются в бюджеты разных уровней.
Совместные налоги являются примером реализации механизма вертикального
финансового выравнивания. Так, в федеральный бюджет направляются: 42,5% сборов
подоходного налога; 50% налога на корпорации и 9% сборов промыслового налога.
В первую очередь доходы
государственного бюджета Германии обеспечивает подоходный налог – более трети
общей суммы налоговых поступлений. Минимальная ставка подоходного налога
составляет 15%, максимальная – 45% [41, с.112].
Налогом на доходы,
уплачиваемым юридическими лицами, является корпорационный налог. Он взимается с
годового дохода юридического лица. Если прибыль корпорации не распределяется,
то ставка равна 25%. В общей сумме налоговых поступлений федерального бюджета
корпорационный налог составляет около 4,5% [41, с.113].
Основным налогом земель
является налог на имущество, которым облагается суммарная стоимость всех
элементов имущества исходя из его доходности. Недвижимое имущество фирмы
включается в суммарный показатель по цене его реализации на момент оценки,
движимое имущество – по остаточной стоимости, ценные бумаги – по курсовой
стоимости. Налоговая ставка на совокупное имущество физического лица составляет
1%, для промышленных предприятий и компаний – 0,6%.
Главным налогом общин,
который является совместным с федерацией и землями, является промысловый налог.
В муниципальные бюджеты поступает около 82% общего сбора этого налога. Общинам
перечисляется также 15% подоходного налога. Доля промыслового налога в
консолидированном бюджете всего 5%, но он является важнейшим источником доходов
местных органов власти. Налогом облагаются предприятия, общества, физические
лица, которые занимаются промысловой, торговой и другими видами деятельности.
Базой начисления промыслового налога являются прибыль от занятий промыслом
(ставка 5%) и размер промыслового капитала (ставка 0,2% стоимости
производственных фондов, подлежащих налогообложению).
Особенностью формирования
доходов бюджета Франции является преобладание косвенных налогов – налогов на
потребление. В группе налогов на доходы важное место отводится подоходному
налогу с физических лиц, который приносит бюджету около 20% налоговых доходов.
Ставка подоходного налога прогрессивная и изменяется от 0 до 56,8% в
зависимости от доходов.
Акционерные общества
уплачивают налог на прибыль, общая ставка которого равна 34%. Более низкие
ставки применяются для прибыли от землепользования и от вкладов в ценные бумаги
– от 10 до 24% [41, с.124].
Следующая группа
государственных прямых налогов – налоги на собственность, которыми облагаются
имущество (здания, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, движимое
имущество), имущественные права и ценные бумаги. Ставка налога на собственность
зависит от стоимости имущества и изменяется от 0 до 1,5%. Сумма подоходного
налога и налога на собственность не может превышать 85% дохода [41, с.125].
К налогам на
собственность относят социальный налог на заработную плату, который уплачивают
работодатели из фонда заработной платы. Ставка налога прогрессивная и
изменяется от 4,5 до 13,6 % в зависимости от размера фонда заработной платы.
В Великобритании из
налогов общегосударственного значения наибольшее распространение получили
прямые налоги – подоходный налог, налог на капитал и налог на наследство,
составляющие более 50% всех налоговых поступлений государственного бюджета.
Подоходный налог
окончательно утвердился в английской налоговой практике с 1842 года. Для
расчета налога доход делится на части (шедулы) в зависимости от источников
дохода (жалованье, имущество, дивиденды, рента и пр.), при этом каждая часть
облагается по-своему. Минимальная ставка подоходного налога, 20%,
распространяется на доходы от 0 до 4300 ф.ст., основная ставка, 23% - на доходы
от 4301 до 27100 ф.ст. Максимальная ставка налога составляет 40% [41, с.138].
Долгое время подоходный
налог платили физические и юридические лица, в том числе корпорации. С
введением налога на прибыль корпораций сфера действия подоходного налога
сузилась до личных доходов граждан, включая занимающихся предпринимательской
деятельностью. Ставка налога на прибыль корпораций равна 33%.
Налог на капитал (или
прирост капитала) взимается при реализации некоторых видов капитальных активов,
которая приносит прибыль (частные автомобили, жилье, облигации и пр.).
Плательщиками налога являются частные предприниматели, трастовые фонды и др.
Налогом на наследство
облагается имущество, полученное по завещанию, а также завещанные дары,
переданные в течение семи лет после смерти. Ставка налога на наследство равна
40%.
Главную часть доходов
федерального бюджета Канады составляет подоходный налог с населения. Налог на
доходы с обязательными отчислениями в фонд страхования занятости и пенсионный
фонд составляет около 60% всех поступлений федерального бюджета. Плательщиками
подоходного налога являются физические лица и некорпорированный бизнес. В
налоговую базу включается заработная плата, предпринимательский доход,
дивиденды, проценты на вклады, доходы от собственности. Шкала налога выглядит
следующим образом: 17% - на годовой доход в размере до 29590 долл., 26% - на
доходы от 29590 до 59180 долл., 29% - на доходы свыше 59180 долларов [41,
с.156].
К числу федеральных
прямых налогов относится налог на прирост капитальных активов. Объектом
обложения является доход, полученный от различных операций с имуществом –
продажи или обмена земельных участков, строений, ценных бумаг и пр.
Важным источников доходов
федерального бюджета являются налоги на доходы юридических лиц, включающие
налог на прибыль корпораций и налог на капитал крупных корпораций. В сумме они
дают почти 15,5% доходов федерального бюджета. Налоговая база состоит из
прибыли, полученной владельцами и акционерами. Базовая ставка налога равна 28%.
Льготным режимом налогообложения пользуются две категории компаний: предприятия
обрабатывающей промышленности – для них установлена ставка 21% и предприятия
малого бизнеса любой отрасли – 12%.
Налоговая система Японии,
как и бюджетная, является двухуровневой в связи с унитарным устройством
государства. Основу доходов бюджета центрального правительства составляют
прямые налоги. Наибольшие поступления в государственный бюджет приносит
подоходный налог с юридических и физических лиц – 65% всех налогов. Подоходный
налог с юридических лиц взимается с чистой прибыли компаний. Ставка налога
составляет 33,48% с распределяемой прибыли. Льготами при уплате налога
пользуются медицинские учреждения с особым статусом, кооперативы, общественные
организации – они вносят суммарный налог в размере 27%. Особая ставка налога на
прибыль – 28%, распространяется на мелкие и средние предприятия.
Для подоходного налога с
физических лиц применяются пять ставок, установленных по прогрессивной шкале –
10, 20, 30, 40 и 50% [25, с.151].
Вторая по значимости в
бюджете центрального правительства группа доходов – налоги на имущество.
Плательщиками налога являются физические и юридические лица, ставка налога
одинакова – 1,4% стоимости имущества.
Налоги, поступающие в
бюджеты местных органов власти, аналогичны поступающим в бюджет центрального
правительства. Из общей суммы доходов более половины приходится на подоходные
налоги, на втором месте – имущественные, на третьем – потребительские налоги.
Помимо общенационального
подоходного налога с юридических лиц, перераспределяемого через центральный
бюджет и взимаемого налоговыми управлениями, компании в Японии платят три вида
местных налогов, взимаемых муниципалитетами – предпринимательский,
корпоративный муниципальный и уравнительный. Предпринимательский налог
начисляется на облагаемую налогами прибыль и взимается по трем ставкам,
величина которой незначительно колеблется в зависимости от префектуры. К примеру,
для Токио он установлен в пределах от 6 до 12,6% прибыли в зависимости от
уставного капитала компании и величины прибыли.
Корпоративный
муниципальный налог представляет собой совокупность двух налогов: префектурного
и городского или городского и районного. Налоговые ставки могут различаться в
зависимости от места, но предельная ставка для префектурного (для Токио –
городского налога – 6%, районного – 4,7%) рассчитывается от суммы
общенационального налога [25, с.153]. Уравнительный налог представляет собой
подлежащую уплате фиксированную сумму, величина которой (от 50000 иен до 3750
тыс. иен) определяется по специальной таблице, зависит от размера капитала
юридического лица и числа работающих, и распределяется между городом и
префектурой в соотношении 4:1.
Подоходный префектурный
налог с физических лиц взимается по трем ставкам: 5, 10 и 15%. Действуют также
местные подоходные налоги.
В целом подоходные
налоги, поступающие в местные бюджеты, составляют около 35% от налоговых
поступлений юридических и физических лиц в консолидированный бюджет. Аналогично
имущественные налоги составляют около 40% [25, с.154]. Таким образом,
проведенный анализ зарубежного опыта построения эффективной налоговой системы
показал, что основой рациональной налоговой системы, обеспечивающей потребности
государства и интересы налогоплательщиков является экономически обоснованное
сочетание прямого и косвенного налогообложения. В большинстве стран сложилась
вполне сопоставимая структура налоговых поступлений, которая остается достаточно
устойчивой на протяжении десятилетий. В одних странах, к примеру, во Франции,
Италии, Ирландии, Греции и Испании, предпочтение отдается косвенным налогам. В
других государствах, например, в Голландии, Дании, Люксембурге и Австрии,
преобладают прямые налоги. Примерное равное соотношение прямых и косвенных
налогов можно встретить в Финляндии и Германии. В США акцент в системе
налогообложения делается на взимание налогов с граждан. Аналогичная ситуация
наблюдается и в Канаде, Австралии. Противоположная ситуация сложилась в Японии,
где бремя налогов сосредоточено на корпорациях. В Дании и Швеции преобладает
обложение доходов граждан
Исходя из
зарубежной практики, можно констатировать, что однозначного копирования опыта
какой-то отдельной страны быть не может, т. к. на создание любой системы, в том
числе и налоговой, влияет огромное количество факторов. Поэтому можно говорить
только об адаптации опыта зарубежных стран в условиях российской
действительности.
3.2 Совершенствование прямого налогообложения
в РФ как фактор увеличения доходов бюджета
Необходимость
реформирования сложившейся в настоящее время налоговой системы России
представляется очевидной. Однако, принимая во внимание, что основные налоги
(НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц,
ресурсные налоги), формирующие российскую налоговую систему, в большей степени
выполняют свою основную функцию, что такие налоги апробированы как в развитых,
так и в развивающихся государствах и различных экономических режимах, а также учитывая
определенную адаптированность налогоплательщиков и налоговых органов к этим
налогам, предполагается не кардинальное изменение действующей налоговой
системы, а ее эволюционное преобразование, устранение имеющихся недостатков,
ликвидация перекосов внутри налоговой системы, и в итоге - на основе
формирования единой налоговой правовой базы и установления в России единого
налогового правового порядка - создание рациональной и справедливой налоговой
системы, обеспечение ее стабильности и предсказуемости.
В настоящее время
налоговая система Российской Федерации находится на завершающем этапе своего
реформирования. Основные меры по совершенствованию действующей налоговой
системы были осуществлены в 2001-2007 гг., они были направлены на ее упрощение,
повышение справедливости и экономической обоснованности взимаемых налогов и
сборов, а также на снижение налоговой нагрузки на население. Именно в эти годы
были приняты и вступили в действие 20 глав второй части налогового кодекса
Российской Федерации, которые регулируют порядок уплаты конкретных федеральных,
региональных и местных налогов и сборов, а также специальных налоговых режимов.
Окончательно оформилась структура налоговой системы России. Реформирование
налоговой системы осуществлялось в тесной увязке с проведением бюджетной
реформы и существенными изменениями в системе межбюджетных отношений. Несмотря
на то, что в последние годы были проведены существенные преобразования в ходе
реформирования налоговой системы Российской Федерации, остаются проблемы,
требующие решения. Одними из основных являются проблемы мобилизации прямых
налогов в бюджетную систему РФ. Рассмотрим основные меры, направленные на
мобилизации прямых налогов и совершенствование законодательства о прямых
налогах на перспективу.
Одним из направлений
совершенствования налоговой системы является реформирование налога на добычу
полезных ископаемых (НДПИ). Существенным недостатком данного налога является
недифференцированность относительно условий залегания и добычи полезных
ископаемых - налоговые ставки установлены фиксировано от стоимости добытых
полезных ископаемых по их видам без учета горно-геологических, экономических и
географических условий отработки месторождений.
Несовершенный механизм
налогообложения добычи полезных ископаемых стимулирует выборочную отработку
запасов, выводит из эксплуатации низкорентабельные участки, что в свою очередь
влечет за собой потери запасов в недрах, а следовательно и потери доходов
бюджетов разных уровней.
Введение
дифференцированных ставок налога на добычу полезных ископаемых по нефти
обеспечило бы более справедливое (с экономической точки зрения) изъятие у
недропользователей дифференциальной платы, обусловленной объективными
различиями природных факторов, влияющими на себестоимость добычи.
Для достижения поставленной
цели при дифференциации ставок НДПИ необходимоешить следующие задачи:
- создание стимулов по
повышению экономической эффективности добычи нефти на действующих
месторождениях;
- создание стимулов для
активного освоения новых месторождений [Смолин, c.8].
С введением в 2001 г.
пониженной плоской ставки налога на доходы физических лиц, началась и до
настоящего времени продолжается дискуссия о целесообразности возврата к
прогрессивной шкале исчисления налога, поскольку она способна обеспечить
перераспределение крайне поляризованных доходов населения. Нельзя отрицать, что
сохранение единой ставки налога и низкий необлагаемый минимум противоречат
принципу справедливости налогообложения, а также пункту 1 статьи 3 Налогового
кодекса Российской Федерации, согласно которому при установлении налогов должна
учитываться «фактическая способность налогоплательщика к уплате налога» [О
бюджете мун образ, с.50]
На наш взгляд, пониженную
единую ставку подоходного налога величиной в 10 процентов следует ввести в
отношении тех видов деятельности, где происходит укрытие от налогообложения
значительной части доходов, и затруднен или вообще невозможен налоговый
контроль за ними. Это касается доходов от сдачи гражданами в наем жилых и
нежилых помещений, а также доходов автоперевозчиков, преподавателей-репетиторов
и других субъектов индивидуальной трудовой деятельности. Перечень
«льготируемых» подобным образом видов деятельности должен быть регламентирован
законодательно (а соответствующие налоговые поступления стоило бы полностью
оставлять в бюджетах органов местного самоуправления).
В отношении же других
видов деятельности следовало бы восстановить прогрессивную шкалу ставок налога
на доходы физических лиц. При этом прогрессия должна быть сложной,
предполагающей деление облагаемого дохода на определенные части и обложение
каждой последующей части по повышенной ставке. Социально справедливым было бы
введение следующей дифференциации ставок по налогу на доходы физических лиц:
для лиц, имеющих совокупный годовой доход в пределах 150 тыс. рублей (то есть
получающих среднюю по стране заработную плату или другие совокупные доходы на
ее уровне) 10-процентную ставку. Годовая сумма доходов свыше этого предела, но
не превышающая 500 тыс. рублей, могла бы облагаться по 15-процентной, а более
высокие суммы – по 20-процентной ставкам.[ [О бюджете мун образ, с.51]
Поступления от налога на
доходы физических лиц, являющегося основным источником формирования доходной
базы территориальных бюджетов. Существующая проблема субъектов Российской
Федерации в части налога на доходы физических лиц связана с затруднением
планирования поступлений по данному налогу, так как отсутствует оперативная
бухгалтерская отчетность, по которой можно было бы видеть какая сумма налога на
доходы физических лиц начислена и уплачена, в настоящее время есть данные
только по перечисленным суммам.
Изменения по налогу на
прибыль организаций должны касаться в основном уточнения отдельных моментов,
вытекающих из практики применения этого налога. Например, необходимо решить
вопрос о не включении в состав доходов, учитываемых при налогообложении, сумм
штрафных санкций, списанных организациям, досрочно выполнившим условия
реструктуризации налоговой задолженности, осуществленной в соответствии с
решениями Правительства Российской Федерации. На сегодняшний день большую роль
должна играть проводимая государством амортизационная политика, выступающая в
качестве инструмента стимулирования роста объемов производства и инвестиций в
приоритетных отраслях экономики. Так, путем включения тех или иных конкретных
видов основных средств (например, оборудования, используемого в авиационной
промышленности или в нефтедобыче) в группы с меньшими сроками полезного
использования можно непосредственно влиять на объемы амортизации, учитываемые
при расчете налоговой базы, а значит и на суммы самого налога на прибыль
организаций. Следует также рассмотреть вопрос о совершенствовании
налогообложения дивидендов, получаемых российскими юридическими лицами от
инвестиций в дочерние общества, с целью стимулирования размещения холдинговых
компаний в Российской Федерации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|