Дипломная работа: Прямые налоги
Итак,
под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж,
взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на
праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления
денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства.
Налоги
делятся на прямые и косвенные. К прямым относятся налоги на собственность или доход; к косвенным –
налоги на обращение или потребление, окончательным плательщиком которых
является потребитель товара, оплачивая надбавку к цене.
Прямые налоги, в свою
очередь, подразделяются на реальные и личные. Реальные налоги взимаются с
отдельных видов имущества (земли, строений) налогоплательщика на основе
перечня, учитывающего среднюю, а не действительную доходность плательщика.
Личные налоги – налоги на доход или имущество физических и юридических лиц,
взимаемые с источника дохода или по декларации, при личном обложении, в отличие
от реального, объекты (доход, имущество) учитываются индивидуально для каждого
плательщика, принимается во внимание и его финансовое положение.
Социально-экономическая
сущность прямых налогов раскрывается через его функции. Основными функциями
присущими прямым налогам относятся:
- фискальная;
- регулирующая;
- социальная.
1.2 Исторический опыт мобилизации
прямых налогов в доходы бюджетов различных уровней
История налогообложения
является неотъемлемой частью истории Российского государства. Нужда в налогах
возникает с момента образования государства, ибо без финансового обеспечения
оно не может функционировать. Постепенно функции государства расширяются и
усложняются, возникает потребность в увеличении налогов, в создании и
постепенном совершенствовании налоговой системы.
История развития налогов
в Русском государстве начинается с конца IX века, то есть в эпоху объединения древнерусского государства
как одного из условий возникновения налогов. Первоначальным источником казны
была дань – это прямой налог (подать), собираемый с населения, который
изначально ассоциировался с военной контрибуцией. По мере роста и усиления
Киевского государства, дань превращалась в подать, уплачиваемую населением
государству. Качур, с 25
Первоначально дань
собиралась при личном участии князя и его дружины (полюдье), позднее
устанавливались места сбора и дани и лица, ответственные за ее сбор.
Дань как прямая подать
существовала на протяжении XI-XII веков и первой половины XIII века. Тедеев А.А. с16
На протяжении XIV – XV веков не существовало так таковых росписей всех налогов,
поступавших в казну и их последующего распределения на определенные
государственные нужды. Основные прямые налоги типа дани, различные оброки (один
из видов феодальной ренты, уплачиваемой зависимыми крестьянами феодалам), подати
поступавшие в казну, князь использовал по своему усмотрению, и в большинстве
случаев для удовлетворения своих нужд. Однако в этот период зарождаются налоги,
собираемые на конкретные потребности государства - прямые налоги специального
назначения.
К моменту распада
Древнерусского государства на отдельные княжества объектом обложения становится
земля. В большинстве княжеств в качестве основы обложения выступает соха.
Хозяйство, включенное в соху, несло коллективную ответственность за полноту и
своевременную уплату подати. Однако в этот период отсутствовало единообразие в
податной системе, в пределах каждого княжества существовали свои виды податей.
Качур с. 26
Н.А. Рожков, русский
историк конца прошлого и начала нынешнего века, проследил динамику роста прямых
налогов за весь XVI век. По его
подсчетам, в 1513 году с сохи поступало в казну 7 руб., в 1525 году – 10 руб.,
в 50-е - начале 80-х годов – 42 руб., в 80 - 90-е годы - 151 руб. Данные
современных исследований в целом подтверждают те же тенденции. Подсчеты
свидетельствуют, что в течение первой половины XVI века государственные подати увеличились в 16 раз. Это
в значительной мере связано с переводом на деньги ряда основных натуральных
повинностей [Пушкарева2002, с.16].
В XVI веке проводилась общая перепись
земель в государстве, и на этой основе окончательно складывалась посошная
система обложения. Посошный (поземельный) налог был основным прямым налогом в
Русском государстве. [Петухова, с21] В начале XVII века стоимость рубля резко падает. Чтобы сохранить доходы
на прежнем уровне, нужно было либо существенно повышать ставки налогов, либо
вводить новые. Правительство использует и тот, и другой метод.
Основным фактором,
определявшим рост налогового бремени, был неуклонный рост финансовых
потребностей государства, а именно: расширялась его территория, возрастали
расходы на содержание царского двора, больших затрат требовали содержание армии
и ведение войн.
В XVII веке прослеживалась тенденция слияния
нескольких близких по своему характеру податей в единый налог - данские деньги.
Этот налог включил в себя собственно дань, взимавшуюся с незапамятных времен, а
также ряд прямых податей специального назначения, введенных в XVI веке в связи с военными
потребностями – пищальные деньги и стрелецкую подать, Впоследствии стрелецкая
подать становится главным и наиболее существенным из прямых налогов. Это
явилось значительным шагом к установлению повсеместного и однородного налога.
Подходит к завершению
процесс перехода к подворному обложению, начатый еще в 40-х годах XVII века. В сентябре 1679 года выходит
указ о переводе всех основных прямых налогов на подворный принцип обложения.
Подворная система
налогообложения не обеспечивала возросшие потребности армии и флота, т.к. число
дворов неуклонно убывало. В связи с этим в годы правления Петра I происходит замена подворного обложения на подушную подать.
Это связано с тем, что подворная система не давала возможности воспользоваться
при сборе налогов приростом населения, а обложение по душам гарантировало
привлечение к уплате всех податных лиц. [Петухова, с. 46]
Сильнее всего от введения
подушной подати пострадали помещичьи крестьяне, платежи которых возросли в 3-4
раза. Одновременно помещики увеличили оброк со своих крестьян до 10-12 руб.
После введения подушной
подати доходы бюджета резко возросли: с 6,5 млн.руб. в 1723 г. до 8,5 млн. руб.
А с 1680 г. по 1724 г. сумма доходов бюджета выросла в 5,8 раза. [Петухова, с.
49]
В времена правления Екатерины II происходит замена подушной подати на купечество гильдейским
налогом. Гильдейский налог был по сути дела промысловым налогом, который
покончил со старой раскладочной системой, ввел индивидуальные оклады и поставил
каждого плательщика «лицом к лицу» с государством.
Рассматривая место прямых
налогов в доходах казны, проследим структуру доходов бюджета Российской империи
в XVIII веке.
Соотношение основных
налогов в доходах казны в XVIII
веке представлено в таблице 1.2.1. [Паскачев А.Б, с.65].
Таблица 1.2.1 Поступления
налоговых доходов государства в XVIII
веке
Виды |
1724 г. |
1749 г. |
1763 г. |
1785 г. |
1796 г. |
|
сум
ма, тыс. руб
|
доля общеобъемедоходов% |
сум
ма
тыс.
руб
|
доля в общем объеме доходов,% |
сумма тыс. руб |
доля в общем объеме доходов,% |
сумма тыс. руб |
доля
обще
объе
доходов
%
|
сумма тыс. руб |
доля общеобъеме доходов,% |
|
Всего налогов, в т.ч. |
7405 |
100 |
8329 |
100 |
13550 |
100 |
35327 |
100 |
46158 |
100 |
|
Подушная подать |
4615 |
62,3 |
5213 |
62,6 |
5667 |
41,9 |
20184 |
57,1 |
24721 |
53,6 |
|
|
косвенные налоги, из них |
2790 |
37,7 |
3116 |
37,4 |
7883 |
58,1 |
15143 |
42,9 |
21437 |
46,4 |
|
|
винные |
969 |
13,1 |
1263 |
15,2 |
4376 |
32,3 |
9051 |
25,6 |
15000 |
32,4 |
|
|
соляные |
662 |
8,9 |
801 |
9,6 |
1510 |
11,1 |
1267 |
3,6 |
- |
|
|
|
таможенные |
1159 |
15,7 |
1052 |
12,6 |
1997 |
14,7 |
4825 |
13,7 |
6470 |
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Как мы видим, на
протяжении 1724-1796 гг. большую часть доходов казны мы получаем за счет прямых
налогов. Данные наглядно показывают, что в 1724 году соотношение прямых и
косвенных налогов в общих доходах бюджета Российского государства составляло 62,3
процентов прямые налоги и 37,3 процентов косвенные. К 1796 году соотношение изменилось
в сторону увеличения косвенных, которые составили 53,6 процентов. Такая
структура государственных доходов была характерной чертой российских финансов XVIII века. В ряде других европейских
стран она была иной. Например, во Франции большую часть доходов давали косвенные
налоги и, прежде всего, соляной сбор, в Пруссии - передел монеты и прибыль от
эксплуатации государственного имущества и владений: лесов, горных разработок,
фарфоровых фабрик. Наиболее близка к российской структура доходов Австрийской
империи, где на долю прямого поголовного налога приходилось более половины всех
поступлений. Это можно объяснить схожестью экономических систем обеих стран. В
Австрии до конца XVIII века массы
крестьянского населения жили еще в условиях крепостного права.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|