рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Предложения по совершенствованию применения лизинга в компании

Среди “технических” препятствий можно выделить следующие.

1) Остаются недоработанными или не соответствуют практике лизинговой деятельности положения в Законе “О финансовой аренде (лизинге) ” в части вторичного использования в целях предоставления в лизинг изъятого имущества, в части однозначного толкования порядка завершения договора лизинга и передачи имущества в собственность лизингополучателю, в части порядка исчисления налогов (НДС) и возмещения НДС и др. Проблемным является регулирование случаев дефолтов лизингополучателей. Законодательство предписывает решать вопрос об изъятии объекта лизинга у неисправного лизингополучателя через суд, но не регламентирует условия, кем, на каких условиях и где будет храниться это имущество во время судебной процедуры. Эта ситуация может очень негативно сказаться на сохранности имущества, при том, что судебные процедуры могут длиться неопределенно долго. Остаются некоторые взаимные противоречия и сложности действующего законодательства и нормативных актов в области лизинга, налогообложения, бухучета, таможенной службы и др.

Однако, на мой взгляд, законодательство в целом достаточно эффективно, и его стабильность и неизменность будут даже в большей степени способствовать развитию лизинга, чем дальнейшее совершенствование.

2) Норматив ЦБ РФ, устанавливающий предельный лимит риска на одного заемщика, препятствует кредитованию банками лизинговых компаний в необходимом объеме. Необходимость повышения этого лимита для лизинговых компаний является весьма актуальным вопросом, поскольку большинство лизинговых компаний создано при банках и кредитуется в банках. Банк, желающий расширить объем лизинговых операций, фактически вынужден создавать еще одну или несколько лизинговых компаний, что ведет к дополнительным издержкам вследствие организационных затруднений и возможного “рассеивания” бренда.

3) Проблема в области лизинга высокотехнологичного оборудования и программных продуктов. Современное высокотехнологичное оборудование, использующееся в различных отраслях экономики, включает в себя как важнейшую составную часть программное обеспечение (по соответствующему законодательству применяется термин “программы для ЭВМ и баз данных”). Зачастую стоимость ПО даже превышает стоимость оборудования, в составе которого используется. Но это же оборудование, которое без программного продукта является просто “грудой железа”, необходимо предоставлять в лизинг. Более того, часто возникает необходимость комплексного участия в лизинговом проекте правообладателей отдельных программных продуктов, которые являются прикладными программами для необходимых лизингополучателям аппаратно-программных комплексов и часто приобретаются отдельно от оборудования. При этом из-за специфики отношений собственности возникают почти непреодолимые законодательные препятствия или, по крайней мере, большие сложности в оформлении договорных документов и необходимость самостоятельного поиска путей обхода законодательных тупиков.

На мой взгляд, следует законодательно разрешить передавать в лизинг программное обеспечение.

Среди “системных” препятствий развитию лизинга можно выделить следующие.

1) Фактически отсутствует система страхования коммерческих рисков в лизинговых сделках, случаи страхования коммерческих рисков лизинговых сделок имеют пока экспериментальный характер, причем формулировки страховых компаний при страховании финансовых рисков весьма расплывчатые, а ставки высокие.

2) Существующая арбитражная практика препятствует быстрому изъятию объекта лизинга в случае неплатежей лизингополучателя. К счастью, пока это скорее потенциальная, чем насущная проблема для лизинговых компаний. Тем не менее, в условиях замедления экономического роста вопрос регулирования взаимоотношений с неисправным лизингополучателем может стать очень болезненным для многих лизинговых компаний.

Следует четко закрепить за лизингодателем бесспорное право изымать объект лизинга у лизингополучателя в случае существенного нарушения последним условий договора лизинга, поскольку лизингодатель в любом случае заинтересован в благоприятном исходе ввиду имеющихся обязательств по сделке.

3) Вторичные рынки оборудования все еще слабо развиты, что не позволяет в полной мере рассматривать объект лизинга в качестве обеспечения.

4) Для большинства лизинговых компаний “длинное и дешевое" финансирование крайне труднодоступно из-за остающихся высокими рисков отечественных лизингополучателей. На мой взгляд, по крайней мере в Удмуртской республике банки неправильно подходят к кредитованию лизинговых проектов - лизинговая компания, как правило, бывает полностью изучена банком, однако главное направление анализа банка концентрируется на лизингополучателе. Что приводит к тому, что по объему бумажной работы нет разницы - брать кредит клиенту на себя напрямую, либо брать оборудование в лизинг. Лизинговая компания может и должна восприниматься банком как неоспоримый фактор, способствующий положительному решению по инвестиционному проекту по приобретению имущества клиентом в лизинг. Еще одна причина заключается в неразвитости в России источников долгосрочной ликвидности: банковского, пенсионного рынков и рынка страхования.

5) Отсутствует система общероссийских кредитных бюро и кредитных рейтингов. Наличие таковых позволило бы снизить издержки и риски лизингового бизнеса, сделать лизинг более широкодоступным инструментом.

Препятствия, обусловленные “юностью” российского рынка лизинга, выглядят следующим образом.

1) Отсутствуют готовые решения в области комплексной автоматизации лизинговой компании. Несколько лизинговых компаний самостоятельно разработали необходимое программное обеспечение.

2) Лизинговые компании испытывают трудности с подбором кадров. Квалифицированных лизинговых специалистов пока немного, а опыт специалистов в области кредитования довольно сильно отличается от опыта в области лизингового финансирования. Однако уже сейчас заметна активность в области подготовки лизинговых специалистов: в ВУЗах появились соответствующие специальности, Северо-Западная лизинговая ассоциация реализует специальную программу по сертификации лизинговых специалистов.

3) Российскому рынку лизинга необходимо развитие информационной инфраструктуры. Для этого необходимы усилия всех участников лизингового рынка. Пока же усилия по развитию лизинговой культуры в России, хотя и существуют, но крайне разобщены. Практика координации усилий лизинговых компаний давно и эффективно применяется на Западе - во многих странах такие ассоциации имеют мощные лоббистские возможности.

Таблица 14 - Проблемы, препятствующие развитию лизинга в России, и пути их решения

№ п/п Проблемы лизинга Пути их решения
Пробелы в законодательстве: Создание всероссийской ассоциации лизинговых компаний для внесения законодательных инициатив в Государственную Думу, для лоббирования интересов рынка лизинга России
порядок завершения договора лизинга и передачи имущества в собственность лизингополучателю Право собственности должно переходить лизингополучателю по окончании срока договора лизинга при погашении лизинговых платежей в полном объеме

 

вторичное использование в целях предоставления в лизинг изъятого имущества Разрешить вторичное использование в целях предоставления в лизинг изъятого имущества

 

в части дефолтов лизингополучателей Необходимо закрепить положение о том, что во время судебной процедуры объект лизинга должен находится у лизингодателя

 

2 Норматив ЦБ РФ, устанавливающий предельный лимит риска на одного заемщика, препятствует кредитованию банками лизинговых компаний в необходимом объеме Увеличить норматив ЦБ РФ, устанавливающий предельный лимит риска на одного заемщика, либо устанавливать его на конечных лизингополучателей, минуя лизинговые компании
3 Запрет на лизинг программного обеспечения Следует законодательно разрешить передавать в лизинг программное обеспечение в составе оборудования
4 Отсутствует система страхования коммерческих рисков в лизинговых сделках Необходимо перенести зарубежный опыт страхования финансовых рисков на российскую почву
5 Существующая арбитражная практика препятствует быстрому изъятию объекта лизинга в случае неплатежей лизингополучателя Необходимо законодательно закрепить безусловное право изъятия объекта лизинга без судебных процедур
6 Неразвитость вторичных рынков оборудования Развитие вторичных рынков оборудования
7 Ограниченный доступ лизинговых компаний к "длинным и дешевым" инвестиционным ресурсам Переход к кредитованию в западных банках, снижение в России ставки рефинансирования, развитие банковской системы
8 Отсутствует система общероссийских кредитных бюро и кредитных рейтингов Создание системы общероссийских кредитных бюро и кредитных рейтингов, принятие закона о кредитных бюро
9 Отсутствуют готовые решения в области комплексной автоматизации лизинговой компании Разработка специализированными компаниями программ по автоматизации лизинга
10 Недостаток квалифицированных кадров в области лизинга Введение министерством образования специальности "Лизинг", либо предмета "Лизинг" в учебный план

3. Лизинг как инструмент инвестиционной политики компании 3.1 Характеристика основных лизинговых проектов компании

Одним из основных клиентов МЛК с самого начала деятельности и по сегодняшний день является ОАО "Удмуртнефтепродукт" (далее - УНП).

ОАО "Удмуртнефтепродукт" - это крупнейшая в республике компания, занимающаяся реализацией всех видов нефтепродуктов. Производственная база ОАО "Удмуртнефтепродукт" включает в себя более 97 автозаправочных станций, расположенных по всей территории Удмуртии, а также 10 нефтебаз, которые осуществляют хранение, перевалку и оптовую торговлю нефтепродуктами по России и на экспорт.

Динамика доли имущества, приобретаемого для передачи в лизинг УНП, приведена в таблице 15.

Таблица 15-Динамика и доля имущества, приобретенного для передачи в лизинг одному из основных клиентов лизинговой компании ОАО "УНП"

2004 2005 2006
сумма, млн. руб. доля, % сумма, млн. руб. доля, % сумма, млн. руб. доля, %
Приобретено имущества для ОАО "УНП", без НДС 15,46 28,6% 16,70 51,7% 7,65 19,6%
Балансовая стоимость имущества, приобретенного для передачи в лизинг ОАО "УНП" с учетом выбытия и прибытия 15,46 28,6% 31,79 37,0% 34,25 30,6%

Из таблицы видно, что в среднем доля УНП составляет порядка 23-25%, причем, следует отметить снижение данного показателя в 2006 г. до 30,6% г. - снижение зависимости лизинговой компании от одного клиента, при увеличении объемов лизинговых сделок УНП снижается его доля, растет диверсификация лизингового портфеля. В целом, следует отметить снижение величины приобретаемого имущества для передачи в лизинг с 15-16 млн. руб. в среднем за 2004 и 2005 гг. до 7,6 млн. руб. в 2006 г. С одной стороны, это может быть показателем "насыщения" УНП - приобретено достаточно имущества для оптимального функционирования предприятия. Однако, на самом деле, данный факт, прежде всего, связан с активной инвестиционной политикой УНП по другим направлениям - в частности, это инвестиции в уставные капиталы других предприятий. В ближайшее же время объем лизинговых сделок с УНП должен значительно возрасти. В плане стоит реконструкция старых и постройка новых автозаправочных станций. Рост объемов, должен составить как минимум 220%.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.