Дипломная работа: Основные направления оптимизации налогообложения на малом предприятии ООО "Аудит-Профи"
Мировой опыт подтверждает: малый бизнес — важный элемент рыночной
экономики, без которого она не может гармонично развиваться.
Малое предпринимательство представляет самый
многочисленный слой мелких собственников, которые уже в силу своей массовости в
значительной мере определяют социально-экономический облик страны. Этот сектор
предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий, работающих в
основном на массового потребителя товаров и услуг.
По
данным территориального раздела статистического регистра, в 2008 г. официально
зарегистрировано 8,5 тысяч субъектов малого предпринимательства, что составляет
более 70 процентов от общего количества хозяйствующих субъектов Республики
Тува. При этом следует отметить, что в Туве малое предпринимательство не
оказывает существенного влияния на развитие экономики республики в целом.
Если,
по различным оценкам, доля малого бизнеса в валовом внутреннем продукте России
составляет 10-12 процентов, то в Туве - около полутора процентов. Но, несмотря
на относительно слабые позиции этого сектора экономики, в регионе с низкими
доходами и высокой безработицей он находится на «переднем крае» в решении
острых социальных проблем и имеет большое значение для формирования
устойчивости рынка труда.
Малый
бизнес становится подчас единственным способом для части населения обеспечить
себе занятость и приемлемый уровень существования, а также способ реализовать
свой предпринимательский потенциал. По данным выборочных обследований занятости
населения и баланса затрат труда за 2006 год в малой экономике республики
трудятся 35 тыс. человек (предпринимателей и наемных работников). Это третья
часть от всего занятого населения республики. На малых предприятиях работают
более 4 тыс. человек, в сфере предпринимательской деятельности без образования
юридического лица - 30 тыс. человек, в крестьянских фермерских хозяйствах -
более 900 человек.
Немаловажно,
что для 4-х тысяч человек работа в сфере малого бизнеса является дополнительным
видом заработка. Самую массовую часть субъектов малого предпринимательства
составляют индивидуальные предприниматели. В качестве индивидуальных
предпринимателей (как официально зарегистрированных, так и без регистрации
деятельности) работают 14 тысяч человек, 15 процентов из них являются
работодателями, то есть обеспечивают работой не только себя, но и других
граждан. У каждого из этих предпринимателей трудится в среднем по 7 наемных
работников (для сравнения, в Красноярском крае 40 процентов бизнесменов
предоставляет рабочие места для 9 человек).
У 272
крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к
производству сельскохозяйственной продукции, кроме помогающих им членов семей,
привлекается около 300 наемных работников.
Среди
организаций - юридических лиц в сфере малого предпринимательства различными
видами экономической деятельности занимаются более 700 малых предприятий. В
отличие от крупных и средних организаций, эти предприятия имеют законодательное
ограничение на количество наемных работников. Удельный вес работающих на малых
предприятиях в общей численности занятых в организациях в 2006 году составил 6
процентов (в среднем по России - 18 процентов). Однако на их оборот (общий
объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг
собственными силами и проданных товаров несобственного производства) приходится
почти 40 процентов от оборота всех организаций - юридических лиц,
осуществляющих экономическую деятельность на территории республики.
В
большей мере малые формы хозяйствования проявляют себя в торговле, на
транспорте и в сфере услуг. Малым бизнесом почти полностью представлены
туристические услуги и услуги культуры и спорта, на 95% - услуги правового
характера. Розничный товарооборот за счет субъектов малого предпринимательства
формируется на 90%, транспортный бизнес - на 85% и бытовые услуги - примерно на
70%. Особенностью структуры малого предпринимательства республики, в отличии от
других регионов, является невысокая доля обрабатывающих производств, в которых
трудится всего 6% предпринимателей и наемных работников.
В 2007 году меньше, чем в Республике Тыва, доля
обрабатывающих малых предприятий в общем числе малых предприятий наблюдалось
только в четырех автономных округах (Таймырском, Эвенкийском, Усть-Ордынском
Бурятском, Чукотском). Это связано с тем, что рынок республики насыщен
множеством товаров, произведенных в других регионах России и за рубежом, и
зачастую уровень цен на завезенные товары ниже, чем на произведенные
обрабатывающими производствами республики. Небольшое количество малых
предприятий и предпринимателей, а это немногим более 1 процента, работают в
сфере образования, здравоохранения и предоставления социальных услуг.
В 2006-2008 гг. обеспечен стабильный
рост в отраслях экономики, рост валового регионального продукта в 2008 г. в
сравнении с 2006 г. составил 42,3 процента, объема промышленной продукции –
46,7 процента, инвестиций – 63,6 процента, валовой продукции сельского
хозяйства – 31,9 процента, оборота розничной торговли – 41,2 процента и объема
платных услуг – 55,9 процента.
Численность населения занятого в
экономике в 2008 году составил 108,7 тыс. человек, в сравнении с 2006 г.
увеличилась на 4,1 тыс. человек, что в процентах составило 3,9.
В 2008 году Валовой региональный
продукт составил 16600 млн. рублей и увеличился к уровню 2006 года на 12
процентов в действующих ценах. С 2005 года обеспечен рост в основных отраслях
экономики: в промышленности – в 1,8 раза, в сельском хозяйстве – в 1,4 раза,
оборот оптовой и розничной торговли вырос в 1,8 раза , инвестиций – в 2,3 раза
в действующих ценах.
Сохраняется высокая доля в ВРП отраслей,
оказывающих нерыночные услуги, деятельность которых финансируется из
федерального и регионального бюджетов (наука, здравоохранение, образование,
культура, управление и др.) – 43,7 процента в 2005 году (в среднем по России -
8,1 процента).
Основу промышленно-производственного
сектора экономики республики составляет сельское хозяйство (13%). Также в
структуру валового регионального продукта наибольший вклад привносят торговля и
коммерческая деятельность по реализации товаров и услуг, промышленность, строительство,
транспорт (Рис. 1.1).
Рис. 1.1 - Отраслевая структура ВРП Республики Тыва за 2008 г.
Таким образом, социальная и экономическая значимость малого бизнеса
налицо.
1.2 Эволюция системы
налогообложения малого предпринимательства в России
Если обратиться к истории налогообложения в РФ, можно оценить степень его
влияния на становление и развитие предпринимательства. Основными этапами
развития законодательства по налогообложению предпринимательской деятельности в
дореволюционной России являются периоды, связанные с развитием торговой и иной
промысловой деятельности. Первый период- с 1721 по 1775 года, когда была
установлена система налогообложения в виде частных промысловых сборов и
купеческой подушной подати. Второй- с 1775 по 1824 года, когда была введена
система гильдейских сборов с объявленных капиталов. Третий- с 1824 по 1865 года
– закрепляется сословная патентная система обложения торговли и промыслов.
Четвертый- с 1865 по 1898 года, когда устанавливается патентно-подоходная
система налогообложения.
Преимущественное право заниматься предпринимательской деятельностью в
России принадлежало купцам. Иные категории населения, независимо от сословной
принадлежности, если занимались такой деятельностью, то чаще всего обязаны были
причисляться к купеческому сословию.
Для устранения недостатков торгового налогообложения в отношении мелких
торговцев и лиц, начинающих торговлю, была проведена реформа системы гильдейского
обложения купеческих капиталов, что явилось новым этапом в развитии русского
законодательства о налогообложении предпринимательской деятельности, принявшего
форму патентной системы, заимствованной из Франции.
Важным этапом в развитии законодательства по налогообложению мелкой
торговли и промышленности явилось принятое в 1898 году «Положение о
государственном промысловом налоге». Положением закреплялось, что
принадлежность к купеческому состоянию определялась наличием как купеческого,
так и промыслового свидетельства, сумма выкупа которого формировала промысловой
налог.
Завершающим этапом системы налогообложения предпринимательской
деятельности в дореволюционной России можно считать период начала первой
мировой войны. В 1916 году было принято «Положение о государственном подоходном
налоге». На основании данного положения обложению подвергались все формы
прибыли, денежные капиталы, торговые, промышленные и иные предприятия. За
основу брался принцип личного обложения. В сумму нового подоходного налога засчитывался
новый промысловой налог. Особенностью данного налога явилось введение элементов
регрессивной системы налогообложения. Сумма налога уменьшалась при увеличении
прибыли, вследствие чего малые предприятия находились в невыгодных условиях.
Эволюция развития отечественного законодательства в части налогообложения
предпринимательской деятельности показывает стремление законодателя к переходу
к западно-европейской системе подоходного обложения, при которой основным
критерием являлась чистая доходность хозяйствующих субъектов, а не только
формальные внешние признаки таких предприятий.
В советский период российской истории структура мелкого
предпринимательства претерпевала серьезные изменения, оно было развито в тех
отраслях, которые обеспечивали конечное потребление населением продуктов их
деятельности. Постепенно происходило уменьшение количества предприятий,
использующих наемную рабочую силу, с одновременным ростом количества государственных
и кооперативных предприятий. Политика в отношении мелкого производства после
революции 1917 года характеризуется постепенным «наступлением» на него и
практически вытеснением этой формы предпринимательства. К началу 1930 года доля
частного сектора в торговом обороте СССР не превышала 6% [33, c. 102].
В Конституции СССР 1936 года малое предпринимательство, кустарное и
ремесленное производство ставилось в противовес социалистическому
хозяйствованию. Подобное отношение к мелкому производству было характерно и в
1960-е, и в 1970-е годы. Политика по отношению к мелкому производству
постепенно изменялась с принятием Конституции 1977года.
В самом начале перехода России на путь рыночных реформ в 1988 году, было
принято решение о поддержке малого предпринимательства, и как результат в
начале 1990-х годов появились многочисленные кооперативы, объекты торговли,
общественного питания, оказания услуг населению и т. д.
Развитие малого бизнеса было тесно связано с реализацией политики его
налогообложения. В 1992 году была введена принципиально новая система
налогообложения.
За последние 15 лет можно выделить несколько заметных событий,
произошедших в сфере налогообложения малого предпринимательства. С 1991 года в
соответствии со ст. 8 Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 «О налоге на прибыль
предприятий и организаций» малые предприятия, занимающиеся приоритетными видами
деятельности, были освобождены на первые 2 года своей деятельности от уплаты
налога на прибыль, а в третий и четвертый год уплачивали его не в полном
размере. С 1994 года малые предприятия были освобождены от ежемесячных авансовых
выплат налога на прибыль и НДС. Учитывая характерный для того времени уровень
инфляции, это была весьма существенная преференция. С 1995 года малый бизнес
получает ряд льгот в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 №222-ФЗ «Об
упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства». В 1998 году был принят Федеральный закон от 31.07.98 №
148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов
деятельности».
Результатом проведенного за последние 5 лет совершенствования налоговой
системы стало значительное снижение налоговой нагрузки в целом на экономику
страны при одновременном увеличении налоговых поступлений. Уровень налоговой
нагрузки считается основным показателем качества проводимой налоговой политики.
Динамика уровня налоговой нагрузки свидетельствует о прогрессе в проведении
налоговой реформы, с его снижением связывают надежды на ускорение
экономического роста. Однако, не меньшее значение имеет структура налоговой
системы: набор используемых налоговых инструментов, соотношение ставок и формы
налогового администрирования. Реализуемая налоговая политика играет ключевую
роль в формировании структуры экономики как за счет распределения между
секторами прибыли, остающейся после налогообложения, так и за счет формирования
системы стимулов.
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим на современном этапе
сферу налогообложения является Налоговый кодекс РФ. В соответствии с
действующим законодательством РФ существуют три подхода к налогообложению
субъектов малого бизнеса [7]:
-
обычная система
налогообложения. В этом случае предприятия ведут бухгалтерский и налоговый учет
и платят все налоги (в зависимости от сферы деятельности), в том числе: НДС,
налог на прибыль, налог на имущество, ЕСН;
-
упрощенная
система налогообложения учета и отчетности;
-
система
налогообложения вмененного дохода.
Говоря об общей системе налогообложения, нужно выделить ряд моментов.
Субъекты малого бизнеса, осуществляя предпринимательскую деятельность и
получая прибыль, уплачивают налог на прибыль. Налог на прибыль организаций
действует на всей территории России и взимается с 1 января 2002 года в
соответствии с главой 25 НКРФ. Плательщиками налога на прибыль организаций
являются предприятия, в том числе и малые, независимо от сфер деятельности и
формы собственности. Введение главы 25 НКРФ привело к существенному
реформированию системы налогообложения прибыли организаций, в первую очередь
посредством установления открытых перечней доходов и расходов, учитываемых при
определении налоговой базы.
С 1 января 2005 года перечисление средств по налогу
на прибыль (доход) осуществляется организациями только в федеральный и
региональные бюджеты в размере 6,5 и 17,5 % соответственно.
Достаточно обременительным с точки зрения веса в совокупном объеме
налоговых отчислений субъекта малого бизнеса, работающего по общепринятой
системе налогообложения, является налог на добавленную стоимость. НДС относится
к федеральным налогам, которые устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на
всей территории России. Кроме того, НДС относится к косвенным налогам, так как
конечным плательщиком является потребитель товаров (работ, услуг). Как
косвенный налог НДС влияет на процесс ценообразования и структуру потребления.
При исчислении и уплате НДС каждый налогоплательщик ведет налоговый учет по
этому налогу, который заключается в необходимости оформления Книги покупок,
Книги продаж, журналов учета полученных и выданных счетов фактур, а также самих
счетов фактур. После реформирования системы исчисления и взимания НДС,
проведенного в конце 2003 года, применяются три основные ставки налогообложения
им, а именно 0, 10 и 18%.
В форме налогообложения выплат работникам, с целью социального и
медицинского обеспечения жизнедеятельности этих лиц применяется единый
социальный налог (ЕНС). Данный налог относится к федеральным, устанавливается
на всей территории России, а плательщиком ЕСН является работодатель. Объектом
налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и
гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ,
оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.
В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца
налогоплательщики производят исчисления ежемесячных авансовых выплат по налогу,
исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала
налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки
налога.
С 1 января 2004 года вступила в силу глава 30 НКРФ, в соответствии с
которой малые предприятия обязаны исчислять и уплачивать налог на имущество
организации. Устанавливают данный налог законодательные органы субъектов РФ,
которые определяют налоговую ставку (не более 2,2%), порядок и сроки уплаты
налога, а также форму отчетности по нему. В настоящее время объектом
налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое
имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств за
исключением земельных участков и иных объектов природопользования.
Ниже более подробно рассмотрены специальные режимы налогообложения.
1.3 Специальные
налоговые режимы: упрощенная система налогообложения и единый налог на
вмененный доход
Особенностью главы 26.2 НК РФ является различие условий применения
упрощенной системы налогообложения для организаций и индивидуальных
предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, названные в статье 346.25.1
НК РФ [7]. Если организации исчисляют и уплачивают единый налог по результатам
хозяйственной деятельности, то у предпринимателей, в соответствии с указанной
статьей НК РФ, имеется также альтернатива уплачивать в бюджет стоимость
патента, устанавливаемую в зависимости от осуществляемого ими вида деятельности
законами субъектов Российской Федерации.
Возможность осуществить,
в своем роде, возврат к упрощенной системе налогообложения, действовавшей до 1
января 2003 года, когда налогоплательщику надлежало уплачивать в бюджет
фиксированную стоимость патента появилась для ряда категорий индивидуальных
предпринимателей с 1 января 2006 года [24, c.26-27].
Переход к
упрощенной системе налогообложения, равно как и возврат к общему налоговому
режиму, осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями
добровольно в порядке, регламентируемом главой 26.2 НК РФ.
Сущность
единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы
налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями, заключается
в том, что он заменяет уплату целого ряда налогов, устанавливаемых общим
налоговым режимом.
Организации, применяющие данный налоговый режим,
освобождаются от обязанности по уплате [53, c.19-20]:
·
налога на прибыль
организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по
налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 НК РФ),
·
налога на
добавленную стоимость (за исключением случаев ввоза товаров на таможенную
территорию Российской федерации и аренды государственного имущества, когда у
организации возникает обязанность уплаты НДС на основании главы 21 НК РФ в
качестве налогового агента),
·
налога на
имущество организаций,
·
единого
социального налога.
Индивидуальные предприниматели, применяющие данный
налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате:
·
налога на доходы
физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления
предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с
доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5
статьи 224 НК РФ),
·
налога на
добавленную стоимость (за исключением случаев, когда индивидуальный
предприниматель в соответствии с нормами главы 21 НК РФ выступает налоговым
агентом),
·
налога на
имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для
осуществления предпринимательской деятельности),
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|