Дипломная работа: Межбюджетные отношения: их развитие и совершенствование
Теперь рассмотрим более
подробную структуру бюджета Аркадакского района, как она представлена в источнике,
в таблице 9 и на диаграмме 3. Условно к отрасли социально-культурной сферы были
отнесены такие статьи бюджета как образование, культура и искусство, СМИ,
здравоохранение и физическая культура, социальная политика; к отрасли экономики
– сельское хозяйство и рыболовство, транспорт и связь.
Таблица 9.
Структура расходов
бюджета Аркадакского района за 2002-2006 года (тыс. руб.)
2002
2003
2004
2005
2006
управление
6991,6
9201,0
9497,4
14114,2
14633,4
с/х и рыболовство
537,0
537,0
90,5
-
-
транспорт, связь
0,0
0,0
0,0
-
-
ЖКХ
4099,0
9617,0
9891,0
8522,0
8670,0
образование
33562,0
40955,8
50604,9
56995,2
66134,1
культура, искусство
4046,0
5846,9
7108,9
8817,3
9728,6
СМИ
30,0
45,0
50,0
0,0
-
здравоохранение и физическая культура
16492,4
20433,3
24695,0
12064,7
13023,2
социальная политика
2196,0
3614,0
4596,9
18053,2
1785,0
прочие расходы
0,0
0,0
0,0
0,0
-
итого расходов (по подсчетам)
67954,0
90250,0
106534,6
118566,6
113974,3
итого расходов
67954,6
90292,0
106534,6
119865,2
113974,3
Из диаграммы 3 видно, что
в социально-культурной сфере самые большие затраты занимает образование, они
составляют почти половину бюджета, а в 2006 году превысили ее и составили 58%
затрат бюджета. До 2005 года 23 % бюджета составляли затраты на здравоохранение
и физическую культуру. В 2005 и 2006 годах затраты по этой статье расходов были
сокращены в 2 раза и составили 10% затрат. По статье искусство и культура можно
отметить монотонный рост, но он очень маленький и за пять лет составил всего
2%. Затраты на СМИ на протяжении лет составляли столь незначительную цифру, что
она даже не составила 1% расходов бюджета, и с 2005 года затраты на СМИ вошли в
статью культура и искусство. Затраты на социальную политику с 2002 по 2004 были
стабильными и не превышали 4 %. В 2005 году наблюдается резкий сачок и затраты
определяются в 15%, а в 2006 году резкий спад: на социальную политику отведено
только 2% бюджета. В сфере экономики в бюджеты 2002-2004 годов были заложены
некоторые затраты на с/х и рыболовство. С 2005 года этой статьи в бюджете нет.
Что касается транспорта и связи, то на протяжении пяти лет затраты по этой
статье не были заложены.
Диаграмма 3.
Структура расходов
бюджета Аркадакского района за 2002-2006 года (в %).[96]
Из выше сказанного можно
выявить некоторые тенденции, которые более четко видны на графике 2.
График 2.
График расходов бюджета
Аркадакского района за 2002-2006 гг.[97]
Во-первых, основными расходными статьями,
которым уделяется большое внимание, являются управление, образование, культура
и искусство. По данным статьям прослеживается стабильный монотонный рост.
Во-вторых, с 2003 года наблюдается некая
стабильность в расходах на ЖКХ, можно даже наблюдать некую тенденцию на
снижение затрат.
В-третьих, наблюдается нестабильная политика в
социальной сфере. Причем наблюдается некий рост до 2004 года, резкий скачок в
2005 году, а затем резкое снижение в 2006 годом. Такая же тенденция видна и в
сфере здравоохранения и физической культуры – рост до 2004 года и спад в 2005 и
2006 годах.
В-четвертых, очень незначительные расходы
приходятся на сельское хозяйство и рыболовство, транспорт, связь, средства
массовой информации. Финансирование транспорта вообще прекратилось с 2005 года.